Хроники Сталинского каравана

Картина «Сталинский караван», 1939 год.

Картина «Сталинский караван», 1939 год.

26 января 1939 года. В 9 часов утра 27 января 1939 года, караван в составе пароходов «Николай Ежов», «Беломорканал» и «Белоруссия» вышел из Владивостока в Нагаево.

Ледокол «Красин» и пароход «Комсомольск» заканчивают бункеровку. Выход их из Владивостока намечен на 29 января.

Состояние льдов в Тауйской тубе следующее: в бухте Нагаева стабилизованный лед толщиной 48-80 сантиметров; в Тауйской губе от мыса Чирикова к острову Завьялова – 6 миль (11 километров) толщиной 10 – 25 сантиметров; дальше к острову Завьялова до параллели мыс Южный острова – толщиной 26-40 сантиметров. Пространство от острова Завьялова к югу 80 миль (148 километров) занято сплошным льдом толщиной 10-25 сантиметров с небольшими разводьями разных направлений. Дальше видны очертания чистой коды.

Метеонаблюдения и авиаразведка продолжаются.

Борт парохода «Н. ЕЖОВ». (Радио). 26 января, в час ночи, закончили посадку пассажиров и отшвартовались от 31-го причала. В бухте Диомид встретились с пароходами «Беломорканал» и «Белоруссия». Утром 27-го вышли в море кильватерной колонной.

До острова Аскольд шли в ледяной полосе, местами с разводьями. В Японском море при подходе к Сангарскому проливу дул норд-вест 8 баллов. 27 января в течение суток не прекращалась пурга, пароходы теряли друг друга из вида. В районе острова Осима вошли в полосу крупной зыби. Судно испытывало бортовую качку, крен доходил до 12 градусов. Пролив Сангарский прошли ночью.

Благодаря хорошей погоде в Тихом океане все пассажиры находились на палубах, развлекаясь пением, танцами, музыкой.

На другой день после выхода в море состоялось собрание экипажа: постановили экспедиционный рейс завершить с честью. Вся команда охвачена соцсоревнованием на лучшее выполнение задачи. Соревнуются вахта с вахтой и индивидуально.

28 января на общем собрании заслушали доклад о международном положении. В ответ на угрозу войны со стороны японского фашизма команда взяла обязательство работать по-стахановски.

Проводятся занятия по техминимуму о палубной и машинной командами.

Составили календарь культурно-массовой работы на весь рейс. Организован шахматный турнир с участием 30 человек из команды и пассажиров. Радисты Манковецкий и Иноземцев ежедневно принимают сообщения ТАСС. Команда и пассажиры в курсе всех событий.

Вся команда мобилизовала на успешное завершение ледового рейса, который проходит благополучно.

Г. Вениковецкий, помполит парохода «Н. Ежов».

27 января 1939 года. До 10 часов утра 28 января при обеспечения круглосуточной вахты на радиостанции Мортрана связи с вышедшим караваном установить не удалось.

Ледовая обстановка в Тауйской губе благодаря более тщательной авиаразведке уточнилась: пространство между мысом Чирикова и островом Завьялова покрыто льдом толщиной 15—26 сантиметров с частыми небольшими разводьями разных направлений. За островом Завьялова толщина льда увеличивается до 25 сантиметров, разводья встречаются чаще.

Разведка производилась на расстоянии 30 километров за островом Завьялова.

29 января 1939 года. С вышедшим 26 января из Владивостока караваном связь установлена. В 24 часа 28 января караван находился в 20 милях к югу от Восточного мыса острова Хокайдо.

Караван следует по чистой воде со скоростью 11 миль в час. Впереди – пароход «Николай Ежой», в интервале 10 миль за ним – пароход «Беломорканал» и последним в 5 милях следует «Белоруссия».

Метеонаблюдение, авиаразведка и информация продолжаются ежедневно.

30 января 1939 года. Караван судов проследовал Сангарским проливом южнее японского острова Хоккайдо, повернул вдоль южной группы островов Курильской гряды и проливом Бусоль вошел в Охотское море, следя со скоростью 8 миль в час. В районе следования каравана ветер норд-норд-вест 8 баллов, временами пурга.

В районе Охотского моря создается неблагоприятная метеорологическая обстановка, Возможно возникновение циклопической деятельности от смещения воздушных потоков из Арктического бассейна и соприкосновения с обширным минимумом давления, который установился над Охотским морем.

Ледовая обстановка, по данным последней разведки, улучшилась. Предполагается, что северо-восточными ветрами льды сдвинуты с пути следования каравана к западу. От побережья Тауйской губы до параллели мыса Северный острова Завьялова – лед толщиной от 5 до 10 сантиметров с разводьями. За островом Завьялова – лед толщиной до 25 сантиметров, с разводьями льда меньшей толщины.

Связь с судами каравана и Владивостоком поддерживается беспрерывно.

31 января 1939 года. Караван судов, находившийся вчера на траверзе мыса Терпения, в 40 милях к востоку, за сутки прошел 160 миль. В 1 час 1 февраля он находился на траверзе южной оконечности полуострова Камчатки, в 150 милях к западу.

Каравая судов следовал со скоростью 7 миль в час при северо-западном ветре до 9 баллов, что задерживало ход. По последним сообщениям, ветер ослабел до 7 баллов. Караван следует 10-узловым ходом.

В 14 часов 31 января второй караван в составе ледокола «Красин» и парохода «Комсомольск» вышел из Владивостока и следует на соединение с первым караваном. Связь с «Красиным» установлена. Метеонаблюдение и авиаразведка продолжаются.

 1 февраля 1939 года. Караван судов в состава пароходов «Николай Ежов», «Белоруссия» и «Беломорканал» благодаря ослаблению ветра увеличил ход до 10 миль.

Пароход «Николай Ежов» дошел до траверза северной оконечности острова Сахалина и стоит в ожидании отставших судов «Беломорканал» и «Белоруссия».

Авиаразведка, метеонаблюдение и связь с судами каравана поддерживается беспрерывно.

2 февраля 1939 года. Каравая судов, находясь в 340 милях от Нагаева, вошел в блинчатый лед. Пароход «Н. Ежов» остановился в ожидании подхода отставших в 30-40 милях «Беломорканала» и «Белоруссии». К 20 часам 2 февраля суда подтянулись и стоят вместе в ожидании подхода ледокола «Красин» и парохода «Комсомольск». 

Ледокол «Красин» к 8 часам 2 февраля находился на траверзе мыса Белкина, против пролива Лаперуза.

По последним сообщениям, суда первого каравана снимаются для дальнейшего продвижения к бухте Нагаева, не ожидая подхода ледокола.

В районе следования – ветер норд-ост 6 баллов. Кругом – плавающий блинчатый лед.

Телеграмма капитанам от начальника Дальстроя Павлова Карпа Александровича

КАПИТАНАМ ПАРОХОДОВ.

  • ледокола «Красин» — Жежеренко,
  • «Николай Ежов»—Караянову,
  • «Беломорканал» — Цареву,
  • «Белоруссия» — Шалаганову,
  • «Комсомольск» — Самойленко.

Приветствую всех вас и команду пароходов сталинского каравана, смело идущих навстречу трудностям и проявляющих большую энергию, настойчивость и большевистскую волю по выполнению задания любимого товарища Сталина и решения правительства по оказанию помощи Дальстрою.

Привет от меня и всего коллектива Дальстроя. Крепко жму всем вам руки и надеюсь скоро видеть вас в бухте Нагаево. Желаю успеха в вашей ответственной работе — плавании во льдах.

Привет!

К. Павлов.

(В телеграмме Павлова есть одна неточность – капитаном ледокола «Красин» был Готский, а руководителем экспедиции на тот момент – Жежеренко Л. А. – О.В.)

3 февраля 1939 года. В 9 часов 3 февраля караван судов в составе «Н. Ежов», «Белоруссия» и «Беломорканал» после своего суточного дрейфа, пользуясь разводьями, начал продвигаться к Нагаеву. К 20 часам, пройдя около 60 миль, суда вошли в лед и остановились в ожидании подхода ледокола «Красин» и парохода «Комсомольск».

В районе следования судов — ветер северного направления 6—7 баллов.

Метеонаблюдение, авиаразведка и информация судов ведутся беспрерывно. В бухте Нагаева все подготовительные работы, связанные с приемкой каравана, в основном закончены.

3 февраля закончен промер толщины льда, по всей бухте Нагаева; промер показал, что толщина льда по всей проложенной трассе достигает 83—100 сантиметров.

4 февраля 1939 года. Караван судов в составе пароходов «Николай Ежов», «Белоруссия» и «Беломорканал» находятся в дрейфе. Продолжать движение без ледокола не представляется возможным. Северным ветром силой до 6 баллов караван относило к югу, к концу дня сила ветра упала до 3 баллон. Кругом льды толщиной 10—15 сантиметров.

Второй караван в составе ледокола «Красин» и парохода «Комсомольск» прошел пролив Лаперуза, который покрыт сплошным льдом, и в полудню вышел на чистую воду.

Соединение караванов произойдет 6 февраля поздно вечером.

7 февраля 1939 года. Соединение караванов произошло 7 февраля. Ледокол «Красин», на борту которого находится начальник экспедиции тов. Жежеренко, занял флагманское место.

Объединенный караван двигается в переменном льду толщиной 20—30 см. с разводьями, со скоростью менее 5 миль.

Время от времени ледоколу приходится возвращаться, чтобы помочь какому-либо из пароходов в борьбе со льдами.

8 февраля 1939 года. Караван судов в составе пароходов «Н. Ежов», «Беломорканал», «Комсомольск» и «Белоруссия» под проводкой ледокола «Красин» следует во льду толщиной до 20—30 см со встречающимися разводьями.

В 3 часа местного времени 9 февраля в виду сгустившейся темноты, затрудняющей ход судов, караван вынужден был остановиться до рассвета.

Авиаразведка 8 февраля была затруднена неблагоприятным метеоусловиями.

В 17 часов 8 февраля караван находился на расстояний около 300 миль от Нагаева. Экспедиция протекает нормально.

9 февраля 1939 года. Караван судов, возглавляемый ледоколом «Красин», пользуясь удовлетворительной ледовой обстановкой, прошел на сутки 55 миль.

9 февраля, в 22 часа, в виду сгустившейся темноты караван вынужден был остановиться до рассвета, войдя в тяжелый лед.

Днем 9 февраля самолёт, пилотируемый летчиком орденоносцем тов. Вельмер, вылетел в глубокую ледовую разведку. Авиаразведка 9 февраля производилась по 152 меридиану до 57 градуса широты и была прекращена из-за густого тумана. Летные перспективы на 10 февраля более благоприятны.

10 февраля 1939 года. Караван судов продвигался в сплошном 30-сантиметровом льду. В районе следования каравана – плохая погода: пурга, северный ветер силой в 7 баллов. Это затрудняет продвижение судов.

За 10 февраля караван продвинулся на 15 миль. В 18 часов в связи с наступившей темнотой движение было приостановлено.

Авиаразведка была произведена только до 58 градуса северной широты. Самолет вернулся яз-за нелетной погоды.  11 февраля два самолета вновь вылетели в авиаразведку.

11 февраля 1939 года.  Борт парохода «Николай Ежов». Караван судов успешно продвигается к бухте Нагаева. 7 февраля произошла задержка. Пароходы «Беломорканал», «Белоруссия» и «Комсомольск» была затерты льдами. Ледоколу пришлось взять обратный курс и идти выручать эти суда. Стал встречаться сплошной лед.

В ночь на 11 февраля неблагоприятная погода вынудила караван остановиться до рассвета. К левому борту нашего парохода пришвартовался ледокол. Несмотря на поздний час, пассажиры вышли на палубу. Быстро был переброшен трап. 10 дальстроевцев, находившихся на ледоколе, снова в кругу своих товарищей.

Начальник экспедиции т. Жежеренко, воспользовавшись стоянкой, созвал совещание капитанов судов. Совещание обсудило порядок следования пароходов и ошибки, допущенные на протяжении рейса.

В беседе т. Жежеренко и капитан ледокола орденоносец т. Готский рассказали подробности о пути ледокола до встречи с судами каравана. Из Владивостока ледокол вышел в полдень 31 января. Вначале стояла хорошая погода. У мыса Белкина сила ветра поднялась, разыгрался шторм громадной силы. Крен ледокола достигал 53 градусов.

К моменту прохода пролива Лаперуза за ледокол сильно обледенел. В проливе встретился густой битый лед, который прошли легко. В Охотском море шли в более хороших условиях, хотя все время дул ветер. Торопясь соединиться с караваном, держали скорость 10 миль в час.

По словам т. Готского, место встречи ледокола с судами было выбрано неудачно. Юго-западное течение и ветер отнесли суда в сторону Сахалина. Чтобы выправить положение, пришлось, теряя сутки, идти на восток до 152 меридиана. Только к вечеру 8 февраля легли ненужный курс.

Работники Владивостокского порта опасались — сможет ли «Николай Ежов» проделать ледовый рейс. Тов. Жежеренко отметил в беседе отличную работу орденоносца капитана т. Караянова. Благодаря умелому командованию пароход быстро продвигается вперед.

11 февраля на рассвете снова тронулись в путь. Пароход «Николай Ежов» идет за ледоколом.

12 февраля 1939 года. В результате подвижки льдов затягивало канал, который пробивал ледокол. Это осложняло путь судам, идущим сзади. Поэтому ледокол, оставив за месте два отставших парохода прошел 25 миль с пароходами «Николай Ежов» и «Беломорканал». Затем ледокол вернулся за отставшими пароходами. Сейчас все суда вновь находятся вместе.

Авиаразведка была произведена по 152 меридиану до широты 56 градусов 45 минут. Обнаружены многочисленные разводья, о которых сообщено начальнику экспедиции. Из-за низкой облачности пилотам не удалось увидеть суда экспедиция.

Вчера авиаразведка продолжалась. Цель её – обнаружить экспедицию и сбросить карту состояния льдов.

13 февраля 1939 года. В виду продолжающейся подвижки льдов, которая затрудняет движение каравана в полном составе, принято решение разбить его на две группы. Сначала ледокол поведет два судна, в том числе пароход «Николай Ежов». Затем он вернется за двумя другими пароходами. Такой способ проводки в данных условиях будет наиболее эффективным.

Первая группа судов 13 февраля шла в сплошных ледяных полях, направляясь к большим разводьям, указанным авиаразведкой.

Авиаразведка производилась до широты 56 градусов 21 мин. Из-за начавшейся в том районе пурги, а также из-за сплошной облачности и отсутствия видимости самолет не достиг местонахождения каравана.

14 февраля 1939 года. До полудня ледокол вёл два парохода, форсируя тяжелые сплошные льды. В 13 часов суда вышли в большое разводье в шли по курсу до 20 часов.

В 20 часов суда из-за плохой видимости стали на ночь. За день они прошли 55 миль. По последним данным,  утром 15 февраля суда шли в 7-балльном торосистом льду с разводьями.

Авиаразведка 14 февраля не производилась из-за плохой погоды в районе бухты Нагаева. Вчера самолет вылетел в 10 часов утра. Его экипажу поручено достичь экспедиции и сбросить  карты состояния льдов.

16 февраля 1939 года. Первая группа судов следует в сплошном торосистом льду с небольшими разводьями. Вторая  группа в полдень 16 февраля дрейфовала на зюйд-вест.

Для детальней авиаразведки вчера к ледоколу вылетела группа легких самолетов. Один из этих самолетов будет оставлен на ледоколе.

19 февраля 1939 года. До полудня ледокол принимал уголь с парохода «Беломорканал», после чего начал пробиваться вперед.

На самолете, который находится в распоряжении экспедиции, была совершена ледовая разведка. Как установлено, после форсирования километровой перемычки караван выйдет в хороший для движения канал, ориентированный по курсу.

 20 февраля 1939 года.  Первая группа судов продолжает идти в сплошном 10-балльном торосистом льду. Утром ледокол, пользуясь данными авиаотряда, пробил канал во льду и провел в него пароходы.

Форсируя встречающиеся перемычки ледокол продвигался вперед. Он держал курс на северо-запад.

22 февраля 1939 года. Ледокол и проводимые им пароходы продолжают продвигаться в 10-балльном торосистом льду с редкими щелями. Ночью 21 и днем 22 февраля происходило сжатие льдов, затруднившее продвижение каравана. Льдом затягивало канал, пробиваемый ледоколом.

Экипаж прикрепленного к экспедиции самолета продолжал производить авиаразведку. 

Вечером 22 февраля ледокол встал к борту угольщика, идущего в составе каравана. Он начал принимать уголь.

По ночам караван из-за темноты не пробивается вперед. Под влиянием течений и северо-восточных ветров он дрейфует на юго-запад.

23 и 24 февраля 1939 года.  Ледокол 23 февраля производил бункеровку. Утром 24 февраля, прекратив погрузку угля, он и пароходы, пользуясь образовавшимися разводьями, начала продвигаться, вперед, на северо- запад.

До 13 часов суда шли по разводью большим ходом. Форсируя затем тяжелую перемычку между разводьями, ледокол пробился до вечера лишь на 1 милю. С наступлением темноты он остановился.

25 февраля 1939 года. Пользуясь встречающимися разводьями и форсируя перемычки между ними, ледокол и первая группа судов утром продолжили продвижение вперед. С полудня ледовая обстановка ухудшилась, разводий стало меньше. Ледокол встречал на своем пути тяжелые торосистые ледяные поля, которые сильно замедляли продвижение судов.

До 18 часов ледокол пробивался вперед переменными курсами. Затем из-за густого тумана он остановился до утра.

Вторая группа судов вышла к кромке льда.

26 февраля 1939 года. С целью придать ледоколу максимальные ледокольные качества руководством экспедиции было принято решение произнести полную бункеровку его углом. Погрузка угля была закончена в ночь на 27 февраля, после чего ледокол начал форсировать льды.

На борту ледокола находится начальнице Управления Фортрана лейтенант Госбезопасности т. Корсаков.

27 февраля 1939 года. 26 февраля на ледоколе состоялось совещанию капитанов, замполитов и старших механиков судов экспедиции. Были обсуждены, мероприятия, которые должны обеспечить скорейшую проводку судов в бухту Нагаева. Главное внимание участники совещания уделили вопросу более активной работы ледокола.

Днем 26 февраля и в ночь на 27 февраля ледокол бункеровался — брал уголь с парохода «Беломорканал». Это было сделано для того, чтобы увеличить вес ледокола и таким образом улучшить его ледокольные качества.

Днем 27 февраля ледокол работал значительно успешнее, чем в предыдущие дни. Он свободно ломал лед и торосы во всех направлениях.

Однако скорость продвижения каравана несколько снизилась. Это произошло из-за ухудшения ходовых качеств парохода «Беломорканал». После того, как с этого судна взяли уголь, у него поднялась корма и обнажились верхушки лопастей винта.

Приняты меры для устранения этого дефекта. В ночь с 27 на 28 февраля во время стоянки с парохода «Николай Ежов» на «Беломорканал» перегрузили некоторое количество груза.

По мере продвижения каравана ледовая обстановка улучшается. В течении последних дней утреннему продвижению судов мешают сильные туманы.

Самолет, пилотируемый летчиком тов. Слюсаренко, 27 февраля вернулся в район местонахождения экспедиции. Вновь начата ближняя ледовая разведка.

Благодаря осуществлению намеченных мероприятий продвижение судов должно теперь значительно ускориться. Это дает основание ждать их прихода в течение ближайших дней.

Согласно телеграфного распоряжения наркома водного транспорта тов. Ежова и начальника Главсевморпути т. Шмидта руководителем ледовой экспедиции назначен капитан ледокола т. Готский.

28 февраля и 1 марта 1939 года. Первая группа судов продолжает продвигаться вперед. 28 февраля для придания пароходу «Беломорканал» лучших ходовых качеств на него было перегружено с парохода «Николай Ежов» некоторое количество грузов. Ход «Беломорканала» улучшился.

Впервые за время нахождения экспедиции в тяжелых льдах движение, продолжалось всю ночь (с 1 на 2 марта.). При свете луны суда шли во льдах, более легких, чем прежде.

4 марта 1939 года. Сталинский караван приближается к Нагаеву. Из Управления Мортрана было получено сообщение о том, что вчера суда ледовой экспедиции, пользуясь улучшившейся ледовой обстановкой, значительно продвинулись вперед. К 4 часам дня они находились в 30 км от северной оконечности острова Завьялова.

К 8 часам вечера ледокол находился, примерно, в 12 милях от мыса Чирикова. Он вывел пароход «Николай Ежов» на прибрежную полынью и возвратился для проводки отставшего парохода «Беломорканал».

На мысе Чирикова был зажжен маяк, а у кромки льда — большие костры. Толщина льда в бухте Нагаево местами достигает 1 м 30 см, Для того чтобы облегчить продвижение судов, решено произвести взрывы льда. Для этой цели сделали 70 лунок.

Разгрузочная площадка будет находиться несколько ближе к кромке льда, чем было намечено. Ночью прокладывали ледяную трассу дальше к мысу Чирикова. 

По последним сведениям, приход судов ожидается сегодня.

5 марта 1939 года. Закончился первый этап сталинской ледовой экспедиции. В ночь на 5 марта по каналу, пробитому ледоколом «Красин», пароходы «Николай Ежов» и «Беломорканал» подошли к бухте Нагаева. Взрывать лед не понадобилось.

По материалам заметок из «Советской Колымы» за 1939 год.

Моя признательность и благодарность Борису Георгиевичу Пищейко за его труд, поиски и найденные им материал о Сталинском караване.