Среди дальстроевских льгот, установленных Постановлением Президиума ЦИК СССР 10.01.1933 года, была весьма существенная, особенно для судеб детей репрессированных: “Дети спецпереселенцев получали право поступления в учебные заведения наравне с детьми трудящихся с самого начала работы в тресте” .
В течение года в связи с увеличением рабочей силы и необходимостью повышения профессионального и общеобразовательного уровня работников Дальстроя, прибывших на Колыму, 28 ноября 1934 года в приказе № 401 по Дальстрою указывалось: ” В соответствии с постановлением Уполномоченного ДВКИКа (Дальневосточного край- исполкома. Д.Р.) …передать Учебный комбинат из Управления Уполномоченного ДВКИКа в ведение Управления Севвостлага с непосредственным подчинением начальнику КВО. Возложить на Учебный комбинат руководство следующими отраслями работ: а). курсовой системой, б). всей сетью массовой работы по ликвидации неграмотности, в).школами повышенного типа и работой по внедрению техникума. Расходы по Учебному комбинату оплачиваются за счет Управлений и предприятий соответственно количеству обучающихся для них работников”.
Понимая необходимость подготовки среднего технического персонала непосредственно в Магадане, директор Дальстроя издает приказ № 120 о создании в составе Учкомбината 15 апреля 1935 года индустриального техникума для нужд горного и автотракторного хозяйства, но другие источники утверждают, что индустриальный техникум создали приказом по Дальстрою № 213/214 от 7 июля 1935 года, где обучение было организовано без отрыва от производства с контингентом учащихся – лагерниками. Рабочий день для них был сокращен на 2 часа.
Руководство УСВИТЛа поощряло договора с необходимыми специалистами Учкомбината, разрешая заключенным – преподавателям курсов, вызывать родственников с “материка”. Так 13 сентября 1935 года начальнику учетно – распределительного отдела (УРО) управления Северо – Восточного исправительно – трудового лагеря НКВД СССР поступило заявления от Павленко И.Ф., работающего преподавателем в Учебном комбинате, осужденного по ст.ст.109,111 сроком на 10 лет. В заявлении, подписанном з\к Павленко, говорилось: “Моей жене, Хотяевой Вере Яковлевне, дирекцией Дальстроя разрешен въезд в Магадан. Она, как преподаватель русского языка и литературы, будет использована на работе в учебных заведениях Магадана, в том числе и в учебном комбинате КВО. Прибывает она в Магадан с пароходом “Сучан”. Прошу разрешить мне совместное проживание с моей женой на предоставленной ей квартире. Согласно полученной от жены телеграммы, мне по амнистии срок снижен до 3 – лет”. Так В.Я. Хотяева стала работать в Магадане, по сути, повторив поступки жен – декабристов. Будучи квалифицированным педагогом, она впоследствии работала директором средней школы № 1 г. Магадана, инструктором обкома партии, была награждена медалью “За трудовое отличие”.
Не смотря на принятое Постановление Совнаркома СССР от 16 марта 1935 “О Дальстрое”, указывающее: ” обязать наркоматы направить в распоряжение Дальстроя согласно его заявке в июне 1935 года в Нагаево не менее 50 человек педагогического персонала соответствующей подготовки” . Учителей не хватало и потому отдел кадров Дальстроя соглашался принимать на работу жен тех заключенных, кто своим трудом и поведением заслуживал поощрения.
Еще до массового поступления заключенных Севвостлага, обвиненных и осужденных по политическим мотивам, ставших работниками Дальстроя по неволе, не приспособленных к простому физическому труду, но высоко образованных интеллигентов, стали привлекать к начальному профтехобразованию.
По приказу директора гостреста Дальстрой Э.П. Берзина 13 января 1936 г. № 12 ” В целях содействия укреплению культурно – воспитательной работы и создания квалифицированных кадров из состава лагерников на их предприятиях “ДС” начальникам Управлений и начальникам лагерных подразделений организовать в каждом из лагподразделений кружки профтехобразования с учетом потребности в квалифицированной рабсиле на 1936 г. Каждый кружок профтехнического образования (КПТО) должен быть организован в составе до 30 человек.
Учебными дисциплинами в КТПО должны быть: 1). Специальный предмет,2). Обществоведение,3). Русский язык. 4). Математика.
Занятия в КТПО должны производиться без отрыва от производства по 2 часа в день (40 часов в месяц).
Занятия в кружках и выпуск учеников должны быть закончены к 1 мая 1936 г.” .
Для дальнейшего стимулирования развития труда лагерников, развития среди них соревнования – стахановского движения в лагподразделениях Севвостлага ввели в сентябре 1936 г. звание «Мастер социалистического труда», а в ноябре 1936 года звание ” мастера высокой производительности труда”. Положение об этом звании учитывало ряд условий и само награждение зависело от объема знаний и показателей: “..3. Правом на получение звания “мастера высокой произ- водительности труда” пользуются лучшие ударники – стахановцы, систематически повышающие свои технические и общеобразовательные знания через специальные курсы, без отрыва от производства, дающие не менее 200 % выработки по установленным нормам за нормальный рабочий день (при соблюдении всех требований в отношении состояния рабочего места, техники безопасности, безаварийности работы и качества продукции), отличающиеся безукоризненным поведением в быту, образцово – примерной дисциплиной и самым активным участием в общественной работе и не имеющие в течение года проступков и замечаний. 4. В целях содействия получению звания “мастеров высокой производительности труда” при ОЛП УСВИТЛ НКВД организуются без отрыва от производства курсы ” мастеров высокой производительности труда”.
Список профессий для прохождения на специальных курсах утверждается УСВИТЛ НКВД по согласованию с дирекцией Дальстроя.5. Программы курсов разрабатываются применительно к каждой специальности. Занятия 4 дня в пятидневку по 2 часа – всего 120 часов…”
Для получения звания “мастера высокой производительности труда” 1 категории необходимо было обладать определенным уровнем знаний, в частности, разбираться в вопросах текущей политики и знать основы политграмоты по учебнику для школ полит- грамоты; свободно читать проекты и рабочие чертежи; уметь производить подсчеты (по проекту и смете) потребности рабочей силы, материалов, инструментов, механизмов и оборудования; уметь производить при помощи простейших измерительных инструментов разбивки и проверку выполняемых работ; уметь составить графики производства работ; знать правила эксплуатации простейших механизмов; уметь проверить правильность работы простейших механизмов, инструментов и знать качество обрабатываемых материалов; правильно применять технические нормы и технические условия при производстве работ; знать правила по технике безопасности и основные положения трудового законодательства.
Для получения звания ” мастера высокой производительности труда” 2 -й категории необходимо было: разбираться в вопросах текущей политики и знать основы политграмоты по учебнику для школ политграмоты; знать правила эксплуатации простейших механизмов; уметь проверять правильность работы простейших механизмов, инструментов и знать качество обрабатываемых материалов; правильно применять технические нормы и технические условия при производстве работ; знать правила по технике безопасности и основные положения трудового законодательства.
Повышение профессионального мастерства поощрялось рядом льгот: доплатой к заработку в размере до 100 рублей в месяц для 1-й категории и до 50 рублей в месяц для 2 -й категории в зависимости от профессии и квалификации. Среди других льгот были права: “преимущественного поступления на любые курсы Учебного комбината при КВО с оплатой за время учебы по среднемесячному премвознаграждению, получаемому на руки до поступлению на курсы; получать персонально бесплатно лагерную газету “Верный путь”; получения пропусков и увольнений за вахту и правом пользования всеми видами культурного обслуживания: кино, постановками, концертами платными и бесплатными в первую очередь и без всяких ограничений”.