Июнь… Снегопад…

Снег в июне. Посёлок имени Гастелло.Снег в июне. Посёлок имени Гастелло.

Их было много и снегопадов и июней в нашей жизни…

Но этот был особенным. Было это в 1978году… Колыма… Тенька… Гастелло… Раннее утро. Первое июня. Тревожный телефонный звонок…

Взволнованный голос Лидии Андреевны Полубеловой: «Ой, что же это делается! Гляньте на улицу! Что же с нашими детками – то будет?». Голос женщины звенит тревогой.

А на улице валит густой снег. Таких хлопьев снега я ещё не видел. Слой снега уже выше тридцати сантиметров. Каково? А сегодня первое июня.

А вчера, ближе к вечеру, в тихую, немного пасмурную погоду, группа наших мальчишек отправилась в поход на «Синику». Так жители Омчакской долины называют красивую и рыбную речку Хенике. Это ближайшая от нас речка и побывать на ней было мечтой любого жителя Теньки. А уж мальчишки мечтали и подавно…

Мальчишки обстоятельно готовились к Походу. Отпросились у родителей. Собрали необходимые припасы и снаряжение. Их было пятеро. Вчера они закончили восьмой класс. Впереди экзамены, выпускной…

Вова Полубелов, Андрей Радушинский, Костя Гусаров, Вова Толопило, Руслан Багаутдинов. Шестым был Миша Гусаров – он закончил пятый класс… Миша уже опытный путешественник – дошкольником проехал от Колымы до Алма-Аты на Москвиче в семейном походе, и уже пятый год выезжает на «Козлике» на природу. В таком походе он не обуза, а находка…

И кто мог подумать о таком сюрпризе? Такой снег… И, конечно же, все заволновались. А иначе и быть не могло… Успокаиваем Лидию Андреевну тем, что мы готовы выехать на помощь путешественникам без промедления…

И уже через час мы с женой – Линой Яковлевной, на нашем заслуженном «Козлике» двинулись к долине ручья Павлик…

Проезжаем мост через речку Омчак, на правый берег. А на дороге ни следочка. Глубокий нетронутый снег. Идём вверх по ручью в направлении посёлка Нагорный. Недалеко от посёлка заснеженный проезд в сторону Павлика. Тогда там ещё не развернулись активно горные работы.

Идём осторожно, опасаемся сюрпризов под снегом. Двигатель «Козлика» довольно урчит на небольших оборотах.

«Козлик» у нас тоже большой любитель путешествий. В 1973 году мы с «Козликом» и десятилетним Костей приехали из Алма-Аты, своим ходом. И теперь ему, «Козлику», как и нам наверняка интересно: а как там «Костя со товарищи» пешком пробирается… До этого у нас не было детского коллективного похода.

Видимо толчком к этому послужили занятия в Карт-клубе. Работа Карт-клуба только начиналась, но мы уже строили планы на годы вперёд. Мы строили планы спортивные и творческие при работе с Картами. И, конечно же, о том, чтобы летом ходить в походы. Но руки у взрослых до этого ещё не дошли, а детское нетерпение и романтика сделали своё дело…

Наш Костя уже был достаточно опытным путешественником и при сборах в этот поход я требовал от него «защиты проекта» – так это у нас в семье называлось:

• Цель и маршрут похода.
  • Что они возьмут в поход.
  • Как они оденутся.
  • Что будут кушать.
  • Как они организуют ночёвку.
  • Техника безопасности и медицинская аптечка.

Костя ответил на все мои многочисленные вопросы и получил разрешение на поход вместе с Мишей… И я был уверен в успехе этого похода.

Ну а от природных катаклизмов никто не застрахован. Он и настиг наших мальчишек ночью, хорошо, что хоть «как мимолётное виденье». Ну и хорошо для первого опыта…

Газ-69. «Козлик».Газ-69. «Козлик».

Зато, какая красота вокруг!!! Май был тёплым, и уже распустилась ольха, украсилась длинными пушистыми серёжками и мелкими, пахучими тёмно-зелёными листочками. И на всей этой красоте пушистые комочки снега. Мои фотоаппараты щёлкают, оставляя всю эту красоту нам на память.

С каждой минутой становится теплее, солнце припекает и в долине Павлика на дороге уже появляются проталины, лужи, ручейки.

Мы всё дальше уходим в долину Павлика. Несколько раз пересекаем неглубокий ручей. Здесь нам бывать не приходилось, но я знал, что есть тракторная дорога на Синику. Значит «Козлик» может проехать. За болото бояться не приходилось, оттайка пока была небольшой.

После снегопада...

После снегопада…

Снег давно перестал идти, ослепительное солнце вместе с белым снегом очень мешали следить за дорогой, и ручей с каждым километром полнел от тающего снега. Скоро солнышко стало припекать совсем по-летнему.

А вот и первые находки. Место ночлега мальчишек. Здесь остался запас дров, место костра, на котором готовили еду… Можно определить места «лёжек»-мальчишки пережидали ночной снегопад…

Здесь дорога, можно сказать тропа, последний раз пересекла ручей и направилась к перевалу. До него ещё два-три километра. На улице всё теплее и теплее. Снег тает на глазах. Ничего удивительного – днём ещё вчера было +15,+20 градусов. На прииске им. Гастелло уже начался новый сезон.

За ручьём дорога идёт по моховой подстилке. На дороге снег исчезает, оставляя ручейки или лужи воды.

Перевал тот вообще оказался наверху без снега. Утром рано солнышко аккуратно прибрало весенние шалости, зато грязь разверзлась по всей дороге как кисель. Ну ничего, наш «Козлик» и не такое видел. Прорвёмся…
Конечно прорвались!

Дорога через перевал причудливо виляла, цепко держась за южный склон горы и повторяя все её изгибы. Колёса «Козлика» пробуксовывают на глинистых проплешинах, но мы поднимаемся всё выше… Прорвёмся, не впервой…

На самом верху мы остановились полюбоваться открывающимся видом. Долина была шире чем у Павлика, и сопки пониже…

В той, другой долине, снегу было не много, но зато были наши мальчишки, топающие в свой первый самостоятельный поход. Они тащили на себе своих железных коней и были так заняты, что не слышали и не видели нас. До них было меньше километра. Но наш мотор не такой уж и шумный. А они так шумели кустами, старой сухой травой, что наверное, и себя не слышали.

Давлю на клаксон… «Козлик» издаёт пронзительный победный крик. Раз, другой, третий… Никакой реакции. Бибикаем ещё и вдруг, кто-то услышал, обернулся…

Встреча с путешественниками.Встреча с путешественниками.

Все разом замахали руками. Мы двинулись вниз по серпантину к мальчишкам. Несколько крутых поворотов на спуске и дорога практически кончается. Какой-то намёк на проезд даёт давняя просека и остатки следов тракторных гусениц, размытые ручейком. Следы трактора прижимаются к краю горы и ручеёк выглядит очень ненадёжным, в смысле проезда.

Мальчишки не ожидали нас, но рады нам, видно по всему. Усталые, но довольные, чумазые от ночёвки у костра, в глинистых пятнах от размытой дороги. Счастливые! Смотрятся здорово! Конечно ни о какой езде на великах, они уже не мечтают. Они буквально тащили их на себе в надежде на хорошую дорогу в дальнейшем. Но дороги нет, и будет ли она дальше? Этого и я не знал.

Было решено пообедать – время-то уже обеденное, около 2-х часов дня. Выбрали подходящее место чуть ниже по течению, там, где впадал новый ручей уже покрупнее. Выбрали место посуше, принесли сухих дровишек… Большой походный стол накрывали мальчишки. Мы добавили своё, как привет из дома. Быстро сообразили костёр, кастрюлю каши из брикетов и чай, чай, чай… Лучше не придумаешь.

И разговоры, разговоры… Как брели в снегопад. Как под снегом обустроили ночлег. Как клеили две камеры для велосипедов, используя горячие камни для вулканизации заплаток. Как спали под кусками брезента под падающим всю ночь снегом. Впечатлений… Не переслушать…

Наши путешественники и пёс Серый.Наши путешественники и пёс Серый.

Общую радость разделяет и седьмой участник похода – пёс Серый. Он встретил наш приезд радостным лаем, вместе с мальчишками пытался тащить дрова к костру, и охотно позировал для будущих поколений. Знай наших!

После обеда решаем как быть дальше… Один велосипед поломался, ремонт невозможен. Проба сил проведена, все довольны… Понемногу пришли к мысли: возвращаемся домой. Будем снова собираться в поход. Напоследок я предложил дойти до Синики без велосипедов, на «Козлике» – разведать дорогу на будущее. След от трактора будет нам путеводной нитью.

Все с восторгом приняли этот компромисс. Погрузились в «Козлик», как-никак там было шесть посадочных мест. После недолгой погрузочной суматохи, чувствуя себя военными в в военной машине, мы двинулись на Разведку. Только так…

Серый сразу понял службу и бежал впереди, прослушивая, оглядывая, и главное обнюхивая, и помечая неизвестную территорию.

Лина Яковлевна у «Козлика».Лина Яковлевна у «Козлика».

До Синики не было и десятка километров. Тракторный след сквозь кустарники и полянки привёл нас к большому бревенчатому дому. Слева широкая лента Хенике, справа распадок и ручей, который течёт от рудника им. Матросова. Река рассыпается на несколько потоков. Полюбовавшись на речку Хенике мы возвращаемся домой, пообещав ей вернуться.

И что вы думаете – мы не один раз бывали на этой речке потом. То поднимаясь от её устья на лодке, то выезжая через Теньку и Киенгу на учебную езду на автомобиле.

Велосипед весь оставшийся путь ехал на «Козлике».Велосипед весь оставшийся путь ехал на «Козлике».

Наша мечта, в общем-то, состоялась. Мы возвращаемся к месту обеда. Отсюда ребята своим ходом: то велосипед на них, то они на «велике». Сломанный велосипед вьючим на «Козлик» и домой.

Невезучим оказался «велик» Вовы Толопило. Ему пришлось и самому ехать в «Козлике». Конечно же он пропустил самое интересное. Снег почти всюду растаял, появились большие лужи, ручей вообще было не узнать…

Команда устремилась домой.Команда устремилась домой.

Мальчишки, соревнуясь преодолевали эти участки. Тучи брызг, комичные ситуации… Повеселились славно… Накручивая педали команда стремилась домой, мы еле успевали за ней. Мы радовались за наших мальчишек, за их родителей, и за самих себя.

Подснежники на перевале.Подснежники на перевале.

А снег растаял почти полностью, и не поверить что всё это было… На вершине нашего перевала обнаруживаю несколько красивых подснежников – рука не поднимается сорвать их. Только фото: на память, на удачу, на счастье…

Где же вы теперь дорогие наши мальчишки?