Приказ об образовании рудника «Днепровский». Из архива ГАМО.
Открытие месторождения
К марту 1941 года геологами ЮГПУ были выявлены и подсчитаны запасы россыпей касситерита на реке Нериге — участке Хетинского разведочного района (начальник Скрастин). Обнаруженные россыпи открывали перспективу изыскания рудного тела. В мае 1941 планировалось послать на Неригу рудно-поисковую партию.
Основное месторождение и три рудных тела в верховьях ключа Днепровского обнаружила геологическая партия под руководством Кузнецова (Хетинский разведрайон). Открытие Днепровского — заслуга геологов Кузнецова и Ершова. Но наряду с ними следовало отметить и Шахмаева, который обеспечивал ведение документации разведывательных выработок и опробывание открытых рудных тел.
(В результате работы геологов к концу 1941 года были открыты семь рудных тел — О.В.)
Характеристика Днепровского месторождения
При рассмотрении Днепровского месторождения с точки зрения рентабельности его освоения в военный период следует отметить ряд особенностей, отличающих его от многих других месторождений, которые были более сложны в эксплуатации и требовали дополнительных затрат на создание производственной инфраструктуры и налаживание коммуникаций.
Первым и наиболее важным плюсом Днепровского месторождения было место его расположения, которое давало ему большой потенциал для развития. Оно находилось в 296 км от Магадана, неподалёку от Колымской трассы, такое расположение значительно снижало затраты на строительство дорог и других коммуникаций, например линий связи и ЛЭП.
Благодаря тому, что месторождение находилось вблизи ключа Днепровский, левого притока реки Нереги, решалась проблема поставки воды для эксплуатации месторождения, необходимой, как для технологических (промывка руды), так и для хозяйственно-бытовых нужд. Кроме того, наличие постоянного источника воды в дальнейшем сыграло важную роль при строительстве собственной обогатительной фабрики на руднике.
Расположенное в распадке месторождение имела и более выгодные климатические условия, кроме того особенности рельефа обусловили большую концентрацию делювиальных пород в низине распадка.
Само месторождение обладало небольшими запасами при сравнительно большой концентрации, что опять же повышало привлекательность его немедленного освоения.
Результаты первичной геологоразведки показали, что месторождение обладает богатыми запасами рудного и россыпного олова.
Россыпное олово представляло собой залежи аллювиальных пород и делювия, расположенных у склонов сопок, образующих распадок, и представляло собой наиболее выгодный источник добычи олова, так как не нуждалось в обогащении.
Рудное олово было представлено залежами касситерита в довольно больших объёмах. Руда Днепровского месторождения оказалось легкообогатимой, что явилось ещё одной причиной открытия рудника «Днепровский».
Однако первичная разведка не дала полной характеристики месторождения. Как показала дальнейшая практика эксплуатации рудника «Днепровский», месторождение содержало в себе несколько жил с разным характером руд и различной концентрацией, что сильно усложнило производство и часто приводило к срыву плана по добыче касситерита.
Легкообогатимая руда, близость к основным коммуникациям, а так же сравнительно низкая стоимость освоения сделали Днепровское месторождение перспективным для освоения и привели к строительству рудника «Днепровский».
Рудник «Днепровский»
По результатам проведённых изысканий на открытом месторождении был создан рудник «Днепровский» согласно приказу № 386 по ГУСДС от 25 июля 1941 года «Об организации оловодобывающего рудника «Днепровский» ЮГПУ». Начальником рудника назначен Марков В.И.
Первый начальник рудника «Днепровский» Марков В.И. Фото из газеты «Советская Колыма».
Созданный рудник был приравненный к прииску III категории и отдан в подчинение ЮГПУ. Основной целью создания рудника было выполнение Южным Горнопромышленным управлением плана по оловодобыче на 1941 год.
На новый рудник согласно распоряжению были переданы 1 трактор, 15 лошадей, 2 локомобилей и 500 рабочих.
До 15 августа на рудник «Днепровский» планировалось доставить 2 локомобиля мощностью по 75 л.с.
Вопросами обеспечения рудника горным оборудованием занимался начальник ЮГПУ Батов, которому приказом вменялось оснащение рудника компрессорами, бурильными молотками и другим горным оборудованием для производства работ.
Начальнику УАТ полковнику Шумскому было предписано в срок с 1 августа по 1 сентября 1941 года «построить проезд от 266 километра трассы до рудника «Днепровский»».
Начальнику управления связи было поручено осуществить прокладку телефонного кабеля до нового рудника.
Созданный рудник был включён в состав Хетинского горнорудного комбината (ХГПК).
Руководству рудника была поставлена задача добыть с 25 июля по 1 сентября 1941 года 3000 тонн руды с содержанием олова не менее 3%. Такой план основывался на предварительной разведке, проведённой только в верхних слоях породы.
Переработка руды была возложена на Хетинскую обогатительную фабрику №5, которая была загружена не на полную мощность. Интересный нюанс — в первый месяц работы рудник (с 25 июля по 1 сентября) должен был отправлять руду на обогатительную фабрику, в то время когда пролаз до Колымской трассы только строился, и дороги фактически не было.
Первые месяцы работа на руднике проходила без чёткого плана, поэтому установить точные объёмы работ затруднительно, встречаются разве что директивные указания начальнику рудника о плане добыче на определённый срок.
Основной проблемой, которая возникла с первых дней освоения рудника, явился недостаток строительных материалов. Рядом с «Днепровским» не было даже лиственничного леса, который можно было бы применить при строительстве, поэтому все стройматериалы приходилось завозить.
Начало работы рудника
Главный инженер рудника Абрамов приехал на место работы 27 июля 1941 года. Через два дня, 29 июля, на рудник прибыл начальник рудника — Марков.
Основной рабочей силой рудника этого периода были заключённые Севвостлага, ОЛП «Днепровский» располагался на территории рудника.
Руководителям нового рудника пришлось столкнуться с такими задачами, которые порой казались неразрешимыми. Так, необходимо было поднять на клон сопки к штольням компрессоры по крутому склону. До тех пор, пока позволял уклон, компрессоры буксировал трактор. Когда появилась опасность, что трактор может опрокинуться, рабочие рудника дальше вручную затаскивали компрессоры на сопку.
Август
Летом 1942 года возникла угроза невыполнения годового плана по олову Южным горнопромышленным управлением.
Руководство Дальстоя решило выправить ситуацию за счёт нового рудника, в период с 1 сентября по 15 декабря 1941 года на «Днепровском» необходимо было добыть 10 000 тонн руды с содержанием касситерита 3%.
Также руднику с 29 августа предписывалось ежесуточно добывать до 100 килограммов металлического олова за счёт промывки богатого деллювия и сбора штуфного концетрата.
Для выполнения поставленной задачи руднику была выделена дополнительная техника, рабочая сила и необходимые материалы. Также руководство Дальстроя фактически благословило «хищническую добычу» касситерита на Днепровском месторождении, во имя выполнения поставленного плана.
Извлечение олова из руды Днепровского месторождения было поручено обогатительной фабрике № 4 «Кинжал». Начальнику фабрики Тузову было приказано обеспечить переработку всей добытой руды с извлечением не ниже 84% и получить 250 тонн олова.
Всё это нашло отражение в приказе № 0100 по ГУСДС от 29 августа 1941 года «О мероприятиях обеспечивающих выполнение годового плана Южным Горно-Промышленным Управлением».
Планирование в то время часто опиралось на недостаточные геологические сведения, что вело не только к невыполнению запланированных объёмов добычи, но и к разубоживанию месторождения.
Сентябрь
В сентябре на рудник были дополнительно направлены 4 компрессора ВВК-200 и 200 заключённых.
О том, как выглядел рудник к осени 1941 года, можно прочитать в заметке газеты «Советская Колыма»: «Распадок уходит с востока на запад. В южный горный кряж врезается неглубокое ущелье. Продвигаясь по нему, можно достичь седловины двуглавой горы. Правая вершина пустынна. Левая — изрыта, искромсана выработками. Зияет отверстие ещё неглубокой штольни, из забоев несётся стремительный треск бурильных молотков. В небольшой избушке деловито попыхивают компрессоры. С ними перекликаются компрессоры, установленные на восточном склоне».
К сентябрю была запущена в эксплуатацию первая электростанция Днепровского, состоявшая из локомобиля и генератора. Из-за спешки, возведение самого здания электростанции отложили на потом, и стояла странная электростанция под открытым небом, с трубой, торчащей рядом с ветвистыми лиственницами.
К осени было закончено строительства первого бремсберга, который доходил до половины склона, выше — рудоспуск. В процессе работ выяснилось, что рудоспуск себя не оправдывает, и в сентябре началось строительство второго бремсберга. В связи с нехваткой рельсов, путь укладывали в три витки со стрелкой посередине.
На рудник были назначены начальниками объектов два грамотных специалиста Тегменев и Зубрев. Не желая повторять ошибок других, они с самого начала установили строгий контроль за работой компрессоров.
Проверка снегопадом
При проектировании рудника на качество проекта, возможно, сыграли сжатые сроки, но так или иначе, производственно-техническим отделом ЮГПУ были допущены просчёты и не учтены климатические особенности района месторождения. Так, на четвёртый квартал 1941 года утвердили только открытую разработку месторождения, словно разработчики были уверены, что снега зимой не будет.
Но наступающая зима вскоре доказала обратное. План первой недели сентября рудник выполнил по горной массе на 98%. В ночь на 8 сентября на Днепровском разыгралась сильная пурга, разрезы оказались забиты плотными массами снега, и большую часть рабочей силы пришлось поставить на расчистку. В результате — с 8 по 12 сентября добыча руды резко упала.
Вывод из происшедшего был ясен — нужна зарезка штолен.
Эх, дороги…
Снегопад выявил и второе в полном смысле слова «узкое место».
Дорожники проложили путь на рудник в кратчайшее время, буквально за месяц, при этом на многое дорожники махнули рукой — даже не было сделано ни одного разъезда для машин.
Первый же снегопад закрыл проезд, в течение трёх суток ни одна машина не смогла по нему пройти. Из воспоминаний водителя автобазы № 2 Виноградова: «Недавно была пурга. Снегом занесло 6 машин из нашей колонны и дорогу, соединяющую рудник «Днепровский» с трассой. Узнав об этом, тов. Лугин выехал к нам навстречу.
Целые сутки пробивались мы к трассе. Тов. Лугин не выпускал из рук лопаты, подсыпал гальку под колёса буксующих автомашин.
С его помощью мы выехали на трассу и привезли руду на фабрику».
Проезд был построен в одну колею, без разъездов и машины при попытке разъехаться застревали в кюветах, сцеплялись бортами и в ожидании помощи простаивали сутками.
Химическая лаборатория
Ещё одним камнем преткновения для нормальной работы рудника было отсутствие собственной лаборатории, вследствие чего пробы, отсылаемые для анализа, возвращались на рудник с опозданием и работа велась вслепую.
В результате выход руды из горной массы был на 4% ниже запланированного, кондиция не выдерживалась. Чтобы перекрыть это, работникам «Днепровского» пришлось весь упор делать на объёмы. Но и при таком решение объёмы надо было брать с богатых участков, которые без анализов определить было сложно.
Строительство лаборатории было запланировано и оборудование для неё ещё 7 сентября было отправлено из Магадана на Днепровский, но и к 15 сентября оно так и не добралось до места назначения.
Октябрь
К октябрю 1941 года на руднике была проведена более тщательная геологоразведка, было открыто большое количество рудных тел. Но по результатам опробирования вяснилось, что многие рудные тела на глубине имеют низкую концентрацию олова (0,3-0,4%).
Была пройдена штольня с двухрудным телом, но первые испытания показали содержание касситерита 0,5-0,7%.
На руднике организована сортировка добытой руды на первом рудном теле, откуда руда отправлялась на переработку на обогатительбную фабрику № 4 «Кинжал».
В планах руководства рудника было начало добычи на всех четырёх крупных обнаруженных рудных телах, с последующей сортировкой.
Расширялись геологоразведочные работы на левом склоне Днепровского, для чего дополнительно было выделено 130 человек.
Транспортировка и переработка руды
Хетинская обогатительная фабрика № 5 на 5 октября 1941 года выполнила годовой план лишь на 9%. В основном это было связано с нехваткой электроэнергии и с перебоями в её подаче.
Возможно, именно это послужило причиной того, что в октябре 1941 года руководством ЮГПУ было принято решение о переработке добытой руды на руднике «Днепровский» на обогатительной фабрике № 4 «Кинжал», несмотря на приличное расстояние между объектами. В планах было получить 200 тонн олова из добытой руды.
Для осуществления перевозок автобазой № 2 (Атка) была выделена специальная автоколонна, её начальником был назначен старший механик первого гаража автобазы № 2 М. Лугин.
Создание рудкома
В октябре 1941 года на «Днепровском» был создан рудничный комитет (рудком). Председателем рудкома был избран Питиримов, в его состав вошли Васюков, Токарев, Школьный и другие.
Ноябрь
К XXIV годовщине Октября в Южном управлении насчитывалось уже более 160 двухсотников и совместителей профессий. Южное горное управление, политотдел и общеприиском, подводя итоги предоктябрьского социалистического соревнования, занесли имена патриотов двухсотников и совместителей профессий на доску почёта Юга, многим объявили благодарность. Среди них были участковый геолог рудника «Днепровский» Карымов, выполнивший месячное задание на 550% и промывальщик того же рудника Шалагин, выдавший более двух норм.
По итогам 1941 года
Организация рудника производилась на неразведанном месторождении. Разведочные работы велись одновременно с эксплуатацией и пройденные при разведке выработки использовались одновременно и для добычи руды.
После сбора верхнего слоя делювия оказалось, что месторождение обладает гораздо меньшими запасами и в разы меньшей концентрацией олова в руде. Первичный анализ показал среднее содержание 0,3-0,7%.
Как закономерный итог — в первый год работы рудником годовой план по добыче касситерита выполнен не был.
Благодаря некачественной геологоразведке и необдуманным действиям руководства, рудник «Днепровский» не смог справиться с поставленным заданием, которое было чрезмерно завышено.
Геологические запасы на 1 января 1942 года по сумме всех категорий составляли всего лишь 360,3 тонны олова с содержанием в жильной массе 0,6%, в том числе в балансовых запасах -— 210 тонн.