1944 год

Вопросы общественного питания

На январь 1944 года рудник «Днепровский» имел хорошее помещение для столовой, порядка в которой не было.

В помещении столовой было холодно, посетители не снимали одежды, вешалка отсутствовала. Комнаты, которые при постройке предназначались для раздевалки, были заняты конторой торгово-заготовительного отдела и парикмахерской. В зале стояли две печки, но топить их не пытались — зал сразу же наполнялся дымом.

Закрытие рудника

В начале 1944 года прекращает своё существование ЮГПУ, согласно приказа № 35 по ГУСДС от 18 января 1944 года. В приказе говорилось следующее: «В соответствии с телеграммой № 3 от 7 января 1944 года Народного коммисара внутренних дел Союза ССР тов. Берия, в связи с малыми объёмами добычи металла Южным Горно-Промышленным Управлением, в целях высвобождения абочей силы из вспомогательных предприятий и направления её на основное производство приказываю:

§1

Южное Горно-Промышленное Управление ликвидировать. Весь инженерно-технический и административно-хозяйственный состав распределить по предприятиям Дальстроя.

§2

Рудник Днепровский с фабрикой № 8 подчинить Хетинскому разведрайону, возложив на него ведение разведки и добычу олова в соответствии с утверждённым планом по руднику и фабрике «Днепровский» на 1944 год».

Точка в работе рудника была поставлена приказом по ГУСДС  от 4 марта 1944 года № 95 о том, что с 1 марта работы на руднике «Днепровский» и фабрике № 8 прекращены, предприятия законсервированы, программа добычи олова включена в план ЧЧГПУ.

Заключенные и  вольнонаемный персонал и оборудование рудника были перераспределены по действующим предприятиям Дальстроя.

«Приказ № 95
Начальника Главного Управления Строительства Дальнего Севера НКВД СССР

4 марта 1944 г. г. Магадан

СОДЕРЖАНИЕ: О консервации рудника «Днепровский».
В целях рационального использования рабочей силы на более перспективных месторождениях приказываю:
§ 1.
С 1 марта с. г. работы по эксплуатационной добыче металла на руднике
«Днепровский» ПРЕКРАТИТЬ.
Программу по добыче металла передать Чаун-Чукотскому управлению, включив это задание в годовой техпрофинплан ЧЧГПУ.
§ 2.
Рабочую силу рудника «Днепровский» и фабрики № 8 передать:
а) 300 человек ТГПУ (преимуществ, в/н);
б) 200 человек СГПУ;
оставшуюся рабсилу использовать в Хетинском разведрайоне.

Начальник Дальстроя НКВД СССР
Комиссар Госбезопасности III ранга Никишов».

Последним штрихом стало распоряжение ГУСДС от 18 марта 1944 г. № 150 «О приёмке и консервации законченной строительством высоковольтной линии Хета — Днепровский».

В марте 1944 года на руднике была прекращена добыча руды, а с 1 июля 1944 года работы по разведке месторождения.

За период эксплуатации рудника Днепровский с 1941 по 1944 годы было выдано на-гора 34 707 тонн руды со средним содержанием 1,95% и добыто олова 676,8 тонн олова.

(Согласно справки о состоянии сырьевой базы и горных работ на оловодобывающих предприятиях Дальстроя МВД СССР за 1049 год — О.В.)

Причины консервации рудника

Согласно приказу о консервации рудника основной целью консервации рудника являлось «более рациональное использование рабочей силы на более перспективных месторождениях» из чего можно сделать вывод, что основной причиной консервации рудника была потеря рентабельности производства, но в её основе также лежал ряд факторов, о которых будет упомянуто ниже.

После более чем двухсот процентного перевыполнения плана на 1942 год рудник был признан лучшим предприятием Дальстроя, С уверенностью можно сказать, что именно этот успех в дальнейшем станет опосредованной причиной консервации рудника.

Высокий производственный план. Благодаря перевыполнению плана «Днепровским» за 1942 года и повышением категорийности до 2-й, производственный план был значительно увеличен, причём сам план не содержал в своей основе детальной геологической разведки.

Проблемы геологоразведки. Некачественная геологоразведка приводила к планированию, не учитывающему реальные показатели. На практике это выражалось в постоянных скачках средней концентрации руды. Обогатительной фабрике приходилось регулярно перестраиваться с одной руды на другую, что требовало значительных временных затрат.

Хищническая добыча. Эксплуатация месторождения проводилась без технического проекта, бессистемно, выборочным порядком даже без оставления предохранительных целиков.

Добыча разносортной руды говорила об отсутствии системы при выработке рудных пород, руководство рудника старалось пустить вход наиболее богатую касситеритом руду, не заботясь о будущей эксплуатации.

Причём в 1943 году выборочная отработка наиболее обогащённых блоков была предсмотрена в годовом плане.

Подобные хищнические методы эксплуатации рудника привели к обеднению месторождения. 

Ликвидация ЮГПУ.

Ещё одной явной причиной консервации рудника является ликвидация ЮГПУ. Основной сферой деятельности ЮГПУ являлась золотодобыча, но в показатели по выполнению плана входила также и добыча олова. Для того чтобы выполнять эти показатели, ЮГПУ было необходимо небольшое малозатратное предприятие, которым и являлся рудник «Днепровский», после ликвидации ЮГПУ рудник перешёл в ведение Хетинского разведрайона.

Судьба оборудования рудника «Днепровский»

В течение весны 1944 года происходит демонтаж и вывоз оборудования с консервируемого рудника.

Так, с электростанции рудника в адрес Акагалинского угольного района было передано 3 локомобиля марки «П-3» комплектно с генераторами и другим оспутсвующим обороудованием. Примечательно, что вместе с локомобилями в Дальстройуголь с рудника были переданы кочегары и машинисты, которые их обслуживали. Ещё один локомобиль «П-3» комплектно с генератором 60 кВа был передан в ведение Колымснаба. Три генератора мощностью 60 кВа, комплектно с возбудителями и шунтовыми реостатами были переданы в ЮЗГПУ. В ЦАРМ Дальстроя был передан двигатель «М-17» комплектно с генератором и реостатом. 

Таже участь ожидала и компрессорную, расположенную на сопке. Два дизельных компрессора фирмы «Ингерсоль-Ранд» («Ingersoll Rand») марки «ИК-315» вместе с обслуживающим штатом были переданы Хенеканджинскому ГРК ТГПУ. 5 компрессоров фирмы «Ингерсоль-Ранд» («Ingersoll Rand») марки «ИК-315» вместе с обслуживающим штатом и 15 бурильных молотков были переданы в распоряжение ЗГПУ.

Таким образом можно говорить о том, что от электростанции и компрессорной рудника в 1944 году остались только здания и при возобновлении добычи касситерита в этом районе всё пришлось делать фактически с нуля.

Руднику «Бутугычаг», согласно документам, были переданы 10 колонковых перфораторов «НК-1», а ЦАРМ Дальстроя часть электромоторов.

Стоит отметить, что передача оборудования  на другие рудники не была закончена в 1944 года, а продолжалась и в последующие годы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *