«Чурочный» транспорт Дальстроя

Что собой представляет газогенераторный автомобиль? Газогенераторный автомобиль – автомобиль, в двигатели которого в качестве топлива используется газ, полученный переработкой твёрдого топлива в газогенераторной установке, смонтированной на шасси автомобиля, либо на специальном прицепе, буксируемом этим автомобилем.

Первая отечественная газогенераторная установка конструкции профессора В. С. Наумова прошла испытание на шасси грузовика ФИАТ-15-тер еще в 1928 г. В 1934 г. состоялся большой испытательный пробег газогенераторных автомобилей по маршруту Москва – Ленинград – Москва. Для популяризации экономичности и пригодности повсеместного применения газогенераторов в июле 1938 г. в СССР был осуществлён пробег по маршруту: Москва – Омск – Ленинград – Киев – Москва протяжённостью 10 890 км, в котором принимали участие 4 автомашины ЗИС-13, 4 – ГАЗ-14 и 4 опытных образца, в том числе 2 с угольными установками конструкции Научного автотракторного института (НАТИ).

Сложность доставки нефтепродуктов на Колыму заставила руководство треста «Дальстрой» сделать эксперимент и закупить на материке партию отечественных газогенераторных автомобилей. Первые шесть из них завезены в навигацию 1937 г. Их опытная эксплуатация началась лишь с марта 1938 г. А 24 апреля 1938 г. был дан старт автопробегу по маршруту Мякит – Магадан – Мякит. За 8 ч. 15 мин два ЗИС-13 прошли путь до Магадана со средней скоростью 33,1 км/ч. Одна машина везла 2,5 т груза, другая была загружена сухой чуркой из лиственницы. «В пути не было ни одной вынужденной остановки – техника работала исправно» (Советская Колыма. – 1938. – 25 апрл.) Автопробег показал возможность прохождения Колымской трассы на газгенах.

[singlepic id=10670 w= h= float=none]

В навигацию 1938 г. в Дальстрой доставлено 5 газогенераторных автомобилей ЗИС-13 и 22 — ГАЗ-14. Для заправки газогенераторов на трассе строились 12 раздаточных пунктов. Проводившиеся в то время подсчёты, показали, что стоимость газогенераторного газа составляет 6% стоимости бензина. Но требовалось большое количество леса: газогенераторный автомобиль, работая в одну смену, за год потребляет 200 м³ чурки (лиственница диаметром 10-12 см растёт на Колыме 80-100 лет). Размер чурки составлял 50Х50Х60 мм.

Летом 1938 г. технический отдел Управления автотранспорта готовился к приёму новой газогенераторной техники. Газогенераторные машины намечалось эксплуатировать на участке Колымской трассы Атка – Берелех. «Первая колонна ЗИС-13 будет  размещена на Стрелке, вторая – на Берелехе. Сушильные печи для чурок планируется выстроить в Атке, Мяките, Стрелке, Спорном и Берелехе. Составлена подробная карта эксплуатации  машин ЗИС-13. Район эксплуатации разбит на заготовительные и раздаточные участки» (Советская Колыма. – 1938. – 9 июня.). В пос. Мякит, где находилось Управление автотранспорта ГУСДС, готовилась группа из 30 шофёров-газогенераторщиков.

Осенью руководство Дальстроя приняло решение собрать на автобазе №5 в пос. Берелех все газогенераторы. В приказе № 684 по ГУСДС от 17 сентября  1938 г. читаем: «1. Сосредоточить газогенераторные машины на автобазе №5 в пос. Берелех; 3. Немедленно приступить к строительству сушилки на Берелехе и Спорном для сушки топлива для машин; 4. Начальнику УАТа организовать научно-исследовательскую работу по использованию газгенов в условиях Крайнего Севера, а так же приступить  к опытным работам по использованию Аркагалинских углей для топлива газгенов».  А 22 ноября при ПТО УАТа организовано «Газогенераторное бюро». В положении «О Газогенераторном бюро» говорилось, что основными задачами бюро являются «практическое руководство работой газогенераторных машин, анализ результатов работы, а так же научно-исследовательская работа по освоению газогенераторных машин и установок на Колыме».

[singlepic id=10674 w= h= float=none]

Наладить надёжную эксплуатацию газогенераторов в 1938 г. не удалось. Развитие автобазы №5 «как газогенераторной, проходило слабо. Эксплуатация имеющихся на автобазе газогенераторных машин ЗИС-21 в количестве 34 шт., совмещалась с работой по приспособлению их к зимнему времени. Эта работа, начатая в конце 1938 г., не была доведена до конца и перешла на 1939-1940 гг.» В летнее время эксплуатация газогенераторных автомашин определялась пропускной способностью чурочной сушилки. Зимой машины использовались не полностью из-за отсутствия «отепления газогенераторных установок». Вследствие этого 28 газогенераторных автомашин ЗИС-21 были переделаны в карбюраторные.

Руководство ГУСДС обязало УАТ восстановить автомашины и наметить программу по надёжной эксплуатации газогенераторной техники в суровых природно-климатических условиях Северо-Востока. Для координации работ по проектированию и развитию газогенераторной техники, работающей на местном топливе, Дальстрой заключил договор с НАТИ. Программа предусматривала проектирование передвижных сушилок чурки, возведение заготовительного пункта Крохалинный, сооружение здания разделки древесины с паросиловой установкой и сушилку на 32 м³ чурки в пос. Берелех, строительство сушильных камер в пос. Спортном, 25 дистанции УДС, и др.

В ГУСДС также велись опыты по переводу автомашин на генераторный газ, получаемый из каменного угля. Летом 1939 г. грузовая автомашина, снабженная баллонами с угольным генераторным газом, совершила пробный 25 километровый пробег с 1 т груза. А осенью сотрудники Промкомбината совместно с Дальстройуглем получили генераторный газ из аркагалинских углей. На этом газе двигатель автомашины ЗИС-5 без конструктивных доработок проработал 6 часов (Советская Колыма. – 1939. – 18 окт.) Одновременно с этим в химико-технологической лаборатории Дальстройугля в пос. Ларюковая велись опыты по повышению теплотворной способности генераторного газа.

[singlepic id=10678 w= h= float=none]

В конце 1939 г. в пос. Аркагала была организована Центральная угольная химико-технологическая лаборатория Дальстройугля, в задачу которой входило создание транспортного газогенератора для автомашин, способного работать на угле вместо древесной чурки. «Суть проблемы заключалась в получении об смоленного легкогорючего топлива (полукокса), а также изготовление огнеупорной футеровки для топливника газогенератора. При работе на угле в место древесной чурки развивалась очень высокая температура, и чугунный топливник плавился, – вспоминает Максимов О. Б., – Дело затруднялось тем, что по своим свойствам аркагалинские угли относятся к неспекающимся, т. е. давали после нагрева порошкообразный кокс».  (Максимов О. Б. Воспоминания. – Владивосток : ДВО РАН, 2002. – С. 125-126).

Автопарк газогенераторов Дальстроя в конце 1939 г. составил ед.: 37 – автомобилей, 18 – тракторов. Газгены были сконцентрированы на автобазе №5 УАТа (Берелех), в пос. Усть-Нера (Индигирский геологоразведочный отдел) и Лесном отделе ГУСДС (47 км Колымской трассы). Зимой 1940 г. газогенераторный парк автобазы №5 состоял из грузовых автомашин ГАЗ-14, ЗИС-13 и ЗИС-21. Газогенераторы выполняли рейсы по маршрутам Магадан-Берелех, Спорный-прииски ЗГПУ. Руководство автобазы стремилось улучшить эксплуатационные показатели газгенов. Так, в марте 1940 г. водители газогенераторщики начали опытную эксплуатацию шести тонных прицепов по маршруту Берелех – Спорный – Берелех (Советская Колыма. – 1940. – 30 март.).

Однако внедрение газогенераторной техники в ГУСДС осуществлялось в экстремальных условиях. В приказе №305 от 22 марта 1940 г. «О работе Уптарского участка Дукчанского Леспромхоза (47 км Колымской трассы) отмечалось: «Газогенераторы использовались в трудно проходимых местах по пням на целине, где должны были работать имеющиеся на лесоучастках другие виды транспорта. При такой эксплуатации газогенераторной колоны, большинство тракторов выходило из строя».

[singlepic id=10669 w= h= float=none]

Практика эксплуатации газогенераторных машин в суровых природно-климатических условиях Северо-Востока показала, что необходимо «отеплять» газогенераторную установку «с целью предотвращения от замерзания конденсата в очистителе и газопроводе». Поэтому в зиму 1939-1940 гг. в лаборатории Транспортного отдела разработан отеплитель к газогенераторным автомашинам ЗИС-21, а первый подогреватель «генераторного газа для трактора ЧТЗ» изготовлен работниками мехбазы Лесного отдела на 47 км Колымской трассы.

Летом 1940 г., когда в Дальстрое наступил очередной топливный кризис, интерес к эксплуатации газогенераторной техники значительно вырос. В приказе №567 по ГУСДС от 13 июня 1940 г. читаем: «Опыт работы транспортных газогенераторов на местных видах древесного топлива, в условиях Колымы, показал, что эти машины и тракторы являются вполне рентабельным видом транспорта. Поэтому вполне реальная задача в этом году начать массовый перевод автомашин и тракторов на газогенераторы в первую очередь в отдаленных районах: 5-й автобазе УАТа, приисках ЗГПУ, ТГПУ и ГРУ с тем, чтобы максимально сократить завоз жидкого горючего в эти районы». Для реализации данной программы и в целях быстрейшей подготовки организации газогенераторного производства при техотделе Авторемонтного завода была организована газогенераторная группа, «а в ЦИЗе (Цех индивидуальных заказов) газогенераторное отделение». Необходимо было в кратчайший срок разработать техническую и проектную документацию, изготовить специальные приспособления, инструмент.

[singlepic id=10672 w= h= float=none]

В рамках проектирования новой газогенераторной техники лаборатория Транспортного отдела ГУСДС совместно с угольной химико-технологической лабораторией Дальстройугля и конструкторскими отделами ряда предприятий разработала несколько приспособлений для газогенераторных установок, работающих на угле. Кроме этого, на базе Аркагалинского ремпункта УАТа организован филиал автобазы №5, в задачу которого входила координация усилий в области использования каменного угля как топлива для газогенераторов. Результатом общих усилий явился переоборудованный газогенератор ЗИС-21, который весной 1940 г. выполнил два рейса по маршруту Берелех – Аркагала. После этого газген прошел по маршруту Магадан – Палатка – Магадан.

[singlepic id=10679 w= h= float=none]

 

Осенью 1940 г. состоялись два экспериментальных автопробега с участием газогенераторов, работающих на каменном угле. Первый прошел по трассе Магадан – Берелех. В автопробеге приняли участие «две автомашины типа «Колыма-1» с газогенераторами, работающими на чурке, два газгена на угле, одна ЗИС-21 с утеплительной системой, ЗИС-5 с новым карбюратором особого типа и обычный ЗИС-21.» (Советская Колыма. – 1940. – 29 окт.) Второй автопробег прошел по маршруту Магадан – Аркагала – Магадан.

Несмотря на успешную опытную эксплуатацию газогенераторов, проблема использования аркагалинского угля  в качестве топлива к газгенам осталась не решенной.

Недостаток леса на Колыме вызвал необходимость использования в качестве альтернативного топлива для газогенераторов торфа и мха. «В целях форсирования работ по применению торфа и мхов, – читаем в приказе №567 от 13 июня 1940 г. по ГУСДС, – как газогенераторного топлива организовать при лаборатории АРЗа бригаду в составе 2-х человек инженеров, обязав АРЗ к 1-му сентября дать опытные образцы топлива для газогенераторов. При автолаборатории Транспортного отдела ГУСДС с 1 июля 1940 г. создать газогенераторное отделение для чего утвердить штат работников 6 человек».

[singlepic id=10668 w= h= float=none]

 

Совместные опыты газогенераторной группа АРЗа и лаборатории Транспортного отдела ГУСДС по использованию торфа в качестве топлива для газогенераторных установок показали хорошие результаты. В начале лета 1940 г. газогенераторная автомашина ЗИС-21, работающая на торфяных экзобрикетах, «сделала ряд транзитных рейсов по маршруту Атка – Мякит – Стрелка и перебросила несколько тонн груза», а в августе уже три газогенераторные автомашины «эксплуатировались на перегонах Атка – Мякит – Спорный и Мякит – Магадан – Мякит».

Используя накопленный опыт по эксплуатации газогенов, руководство Дальстроя приняло решение о широком внедрении  газогенераторной техники. АРЗу и Местпрому поручалось изготовить опытные образцы газогенераторных установок и др. На базе газогенераторной колонны автобазы №5 и Учебного комбината организованы курсы подготовки специалистов по эксплуатации новой техники. Кроме этого, Московское представительство ГУСДС вело вербовку  газогенераторщиков на материке.

Таким образом, в описываемый период времени в Дальстрое выполнены основные технические мероприятия по переводу бензомоторного автопарка ГУСДС на альтернативное топливо. В конце 1940 г. автопарк газогенераторов Дальстроя составил ед.: 69 – автомобилей, 21 – трактор.

Из воспоминаний геолога Виктора Володина: «Тогда почти все наши зисовские грузовики были переделаны на газогенераторы. На всех заправочных станциях построили просторные сараи, где распиливали лес на чурки и сушили чурки, «расфасовывая» их в мешок.

Вместо заливки горючего в бак шоферы забрасывали несколько мешков чурок в кузов и ехали дальше, по мере надобности подсыпая их в бункер газогенератора. Эти «самовары» газогенератора очень стесняли и без того узкое, малое «жизненное пространство» в шоферской кабине на ЗИС-5…».

[singlepic id=10680 w= h= float=none]

 

В годы Великой Отечественной войны переводили на твердое топливо не только автотранспорт. На АРЗе газогенераторами оборудовали компрессоры ВВК-200. Завод №2 освоил выпуск установок ДГ-11. В описываемый период времени на предприятиях Дальстроя широко применялись стационарные газогенераторные установки различного назначения. В 1944 г. при Политехническом музее была организована выставка газогенераторных автомобилей. Из Магадана в Москву была отправлена большая экспозиция, включавшая образцы газогенераторной техники и др.

Однако в эксплуатации газогенераторов была и обратная сторона. В результате действий специальных «чуркокомбинатов», обслуживающих автобазы Дальстроя, были уничтожены тысячи кубометров лиственного леса.

[singlepic id=10671 w= h= float=none]

После Великой Отечественной войны в регионе резко вырос объем грузоперевозок. К автотранспорту начали предъявлять новые технические требования. На смену газогенераторам пришли большегрузные автомобили, оснащённые экономичными карбюраторными и дизельными двигателями.

По материалам статьи Навасардова Александра Сергеевича, научного сотрудника, кандидата исторических наук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *