Внешние и внутренние транспортные коммуникации на Северо-Востоке России (1946-1953).

В после военный период автотранспорт Колымы осуществлял:

  1. Транзитные перевозки от порта Нагаево до баз государственного треста «Колымснаб», расположенных на основных автомобильных дорогах Колымы.
  2. Местные перевозки от снабжающих баз до пунктов потребления.
  3. Внутри районные перевозки, обеспечивающие деятельность того или иного предприятия.
  4. Пассажирские перевозки.

Списочный состав автопарка ГУСДС насчитывал: в 1946 году 3050 различных автомобилей, в 1950 – 6445, в 1952 -7507.

Ввод в эксплуатацию большегрузных тягачей «Даймонд» в 1946 – 1948 годах позволил сократить число автохозяйств в УАТе ГУСДС. Все основные перевозки грузов по автодороге Магадан-Кадыкчан осуществлялись исключительно большегрузными автомобилями. Вывоз грузов из Магадана составил: в 1946 году – 195 тыс. т., в 1947 – 204 тыс. т., в 1948 – 234 тыс. т. Однако недостаток завозимых и низкое качество изготовляемых на месте запасных частей и автопокрышек к трейлерам и тягачам «Даймонд» привел к консервации части большегрузных автомобилей и сокращению вывоза грузов из Магадана. Данное положение вещей, в сочетании с большой изношенностью дорожного полотна, а также инженерных сооружений и мостов вызвало острый дефицит в снабжении горных предприятий горючим, взрывчаткой, продовольствием, техникой. Списочный состав большегрузных автомашин «Даймонд» на предприятиях УАТа ГУСДС насчитывал: в 1946 году 141 автопоезд, в 1947 – 136, из них 75 автопоездов имели пробег от 100 до 175 тыс. км.

Для автомобильного транспорта в описываемый период было характерно экстенсивное развитие. Исключительно плохое состояние автодорог магистрального значения на Колыме, приводило к огромному количеству аварий и поломок автомашин. ГУСДС приходилось восполнять необходимое количество автомашин за счет ввоза извне. В 1949 году на Колыму завезено 300 автомашин ЗИС-150. Благодаря этому в период промывочного сезона перебои в снабжении горных предприятий были ликвидированы. Наряду с ЗИС-150 в Дальстрой завозились такие автомашины, как МАЗ, ЯАЗ, Татра, ГАЗ и др. В 1952 году в УАТе ГУСДС находилось: автомашин «Даймонд» – 89 ед., Татра – 340, МАЗ-ЯАЗ – 387, ЗИС – 150 – 745, ЗИС – 5 – 190, ЯАЗ – 210 – 31, ЗИС – 21 (газогенератор) – 21. Всего 1803 автомашины. Автопарк ГУСДС по техническим и ходовым качествам, а также оборудованию не был приспособлен для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Конструкции автомобилей не имели безотказной системы запуска двигателя, соответствующей резины и др.

ГУСДС в описываемый период обладал значительными мощностями по ремонту автомобилей и тракторов. Авторемонтный завод, расположенный в городе Магадане производил капитальный ремонт автомобилей «Студебекер», «ЗИС – 150», МАЗ-ЯАЗ, осуществлял изготовление запасных частей к автомашинам «Даймонд» и др. С 1949 по 1951 год проведена реконструкция основных и вспомогательных цехов завода. Однако низкое качество запасных частей собственного изготовления, а также не совершенство технологий привело к снижению эксплуатационных показателей работы автотранспорта. 25 октября 1947 года центральные авторемонтные мастерские переименованы в Спорнинский авторемонтный завод. САРЗ осуществлял капитальный ремонт тракторов и автомашин ЗИС-5 и ЗИС – 150.

В 1946 году в п. Стрелка сдан в эксплуатацию завод регенерации резины. Завод должен был обеспечивать потребности автотранспорта в автопокрышках и резинотехнических изделиях. В описываемый период завод регенерации резины не получал материалов для производства высококачественных автопокрышек. Поэтому изготовляемые из утиля автопокрышки были низкого качества. Завод в действительности оставался полукустарной мастерской с изношенным оборудованием.

Внутрирайонные транспортные связи осуществлялись по автодорогам магистрального значения: Магадан – 867 км. (участок дороги Кадыкчан – 830 км. сдан в эксплуатацию в 1949 году, а участок 830 км. – 867 км – в 1951) и Палатка – Кулу – Кадыкчан, а также по временным автопроездам протяженностью 386 км. Для улучшения снабжения Омсукчанского горного комбината в 1949 году началось строительство автозимника Герба – Омсукчан. Эксплуатационная служба дороги осуществлялась Управлением шоссейных дорог, база которого находилась на 103 км. Колымской трассы в п. Карамкен. На всем протяжении дорога имела 6 дорожно-эксплуатационных участков.

Использование автомашин повышенной грузоподъемности, а также прицепов и полуприцепов привела к ряду неблагоприятных факторов. Так, например техническая характеристика автодорог и искусственных сооружений не была рассчитана на интенсивное движение автомашин большой грузоподъемности. В конце 1940-х годов деревянный мост через р. Колыму, вследствие интенсивной эксплуатации автопоездов «Даймонд» пришел в аварийное состояние. Строительство металлического моста в 1951 году было возложено на УШОСДОР ГУСДС. Движение по мосту открылось 20 мая 1953 года.

Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *