В после военный период автотранспорт Колымы осуществлял:
- Транзитные перевозки от порта Нагаево до баз государственного треста «Колымснаб», расположенных на основных автомобильных дорогах Колымы.
- Местные перевозки от снабжающих баз до пунктов потребления.
- Внутри районные перевозки, обеспечивающие деятельность того или иного предприятия.
- Пассажирские перевозки.
Списочный состав автопарка ГУСДС насчитывал: в 1946 году 3050 различных автомобилей, в 1950 – 6445, в 1952 -7507.
Ввод в эксплуатацию большегрузных тягачей «Даймонд» в 1946 – 1948 годах позволил сократить число автохозяйств в УАТе ГУСДС. Все основные перевозки грузов по автодороге Магадан-Кадыкчан осуществлялись исключительно большегрузными автомобилями. Вывоз грузов из Магадана составил: в 1946 году – 195 тыс. т., в 1947 – 204 тыс. т., в 1948 – 234 тыс. т. Однако недостаток завозимых и низкое качество изготовляемых на месте запасных частей и автопокрышек к трейлерам и тягачам «Даймонд» привел к консервации части большегрузных автомобилей и сокращению вывоза грузов из Магадана. Данное положение вещей, в сочетании с большой изношенностью дорожного полотна, а также инженерных сооружений и мостов вызвало острый дефицит в снабжении горных предприятий горючим, взрывчаткой, продовольствием, техникой. Списочный состав большегрузных автомашин «Даймонд» на предприятиях УАТа ГУСДС насчитывал: в 1946 году 141 автопоезд, в 1947 – 136, из них 75 автопоездов имели пробег от 100 до 175 тыс. км.
Для автомобильного транспорта в описываемый период было характерно экстенсивное развитие. Исключительно плохое состояние автодорог магистрального значения на Колыме, приводило к огромному количеству аварий и поломок автомашин. ГУСДС приходилось восполнять необходимое количество автомашин за счет ввоза извне. В 1949 году на Колыму завезено 300 автомашин ЗИС-150. Благодаря этому в период промывочного сезона перебои в снабжении горных предприятий были ликвидированы. Наряду с ЗИС-150 в Дальстрой завозились такие автомашины, как МАЗ, ЯАЗ, Татра, ГАЗ и др. В 1952 году в УАТе ГУСДС находилось: автомашин «Даймонд» – 89 ед., Татра – 340, МАЗ-ЯАЗ – 387, ЗИС – 150 – 745, ЗИС – 5 – 190, ЯАЗ – 210 – 31, ЗИС – 21 (газогенератор) – 21. Всего 1803 автомашины. Автопарк ГУСДС по техническим и ходовым качествам, а также оборудованию не был приспособлен для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Конструкции автомобилей не имели безотказной системы запуска двигателя, соответствующей резины и др.
ГУСДС в описываемый период обладал значительными мощностями по ремонту автомобилей и тракторов. Авторемонтный завод, расположенный в городе Магадане производил капитальный ремонт автомобилей «Студебекер», «ЗИС – 150», МАЗ-ЯАЗ, осуществлял изготовление запасных частей к автомашинам «Даймонд» и др. С 1949 по 1951 год проведена реконструкция основных и вспомогательных цехов завода. Однако низкое качество запасных частей собственного изготовления, а также не совершенство технологий привело к снижению эксплуатационных показателей работы автотранспорта. 25 октября 1947 года центральные авторемонтные мастерские переименованы в Спорнинский авторемонтный завод. САРЗ осуществлял капитальный ремонт тракторов и автомашин ЗИС-5 и ЗИС – 150.
В 1946 году в п. Стрелка сдан в эксплуатацию завод регенерации резины. Завод должен был обеспечивать потребности автотранспорта в автопокрышках и резинотехнических изделиях. В описываемый период завод регенерации резины не получал материалов для производства высококачественных автопокрышек. Поэтому изготовляемые из утиля автопокрышки были низкого качества. Завод в действительности оставался полукустарной мастерской с изношенным оборудованием.
Внутрирайонные транспортные связи осуществлялись по автодорогам магистрального значения: Магадан – 867 км. (участок дороги Кадыкчан – 830 км. сдан в эксплуатацию в 1949 году, а участок 830 км. – 867 км – в 1951) и Палатка – Кулу – Кадыкчан, а также по временным автопроездам протяженностью 386 км. Для улучшения снабжения Омсукчанского горного комбината в 1949 году началось строительство автозимника Герба – Омсукчан. Эксплуатационная служба дороги осуществлялась Управлением шоссейных дорог, база которого находилась на 103 км. Колымской трассы в п. Карамкен. На всем протяжении дорога имела 6 дорожно-эксплуатационных участков.
Использование автомашин повышенной грузоподъемности, а также прицепов и полуприцепов привела к ряду неблагоприятных факторов. Так, например техническая характеристика автодорог и искусственных сооружений не была рассчитана на интенсивное движение автомашин большой грузоподъемности. В конце 1940-х годов деревянный мост через р. Колыму, вследствие интенсивной эксплуатации автопоездов «Даймонд» пришел в аварийное состояние. Строительство металлического моста в 1951 году было возложено на УШОСДОР ГУСДС. Движение по мосту открылось 20 мая 1953 года.
Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук