Трасса «Магадан – Талон»

Эта дорога идет на запад от Магадана и соединяет с областным центром поселки Армань, Тауйск, Балаганное, Талон. Она пересекает высокий горный массив, и, спустившись с него, прижимается к морскому берегу. Зимой в горах пурги переметают трассу, и тогда на помощь приходят дорожники.

Поселки, которые теперь связывает дорога, раньше были оторваны от Магадана. Зимой снаряжали лошадок, через заснеженные долины шли они двое-трое суток. От Армани – долиной Хасына на Сплавную и Уптар. Более короткий путь был через горы, вдоль линии связи. Летом связь осуществлялась только морем. Даже когда был установлен воздушный мост между Магаданом и этими поселками, проблема постоянной связи все же не была решена.

Участки временного проезда «Магадан—18-я техническая база» и «Балаганное-Талон» построены в 1938 г. Первый из них в 1962 г. реконструирован: все деревянные искусственные сооружения заменены на железобетонные. Строительство участка дороги «Инвалидка-Балаганное» начато в 1960 г. и закончено через девять лет. Дорога относится к IV-V категории.

Проектирование дороги было выполнено институтом «Дальстройпроект» во главе с Н.Г. Наровской. Работу вело дорожно-строительное управление № 1 под руководством В. О. Андерсона и Г.И. Карачабанова. Непосредственно вел работы В.В. Васильев, выросший за время стройки от мастера до главного инженера управления. Начальное строительство велось по техническим условиям 1958 г. Ширина земляного полотна составляла 4,5 м, через 200-300 м – разъезды. Для дороги было выбрано совершенно новое направление – от Инвалидки до Армани через горный массив. Техника не соответствовала сложной трассе. Скалы взрывали, потом тракторы растаскивали грунт.

Недостаток техники компенсировали люди, работавшие на стройке. Они делали все – взрывали, вели тракторы, ставили мосты, вручную рыли траншеи, строили из бревен водопропускные треугольного сечения трубы. Жили в палатках и зимой. Раз в месяц сюда по «автопролазу» завозили продукты. Несмотря на гул стройки, чуть ли не ежедневно отсыпанное полотно топтали медведи. Искусным водителем был М.В. Ратушный. В жестокие морозы под открытым небом ремонтировал технику Р.С. Иш- мурзин. С удивительным мастерством работал экскаваторщик Г.И. Подкорытов.

Одновременно дорога строилась и на других участках. Базами стройки были Окса, Армань, Ойра, 1 и 2 ДРП, и Тауйск, где дорожники построили жилые здания, детские учреждения, ремонтные мастерские – целые социальные комплексы. Строительство дороги было объявлено комсомольской стройкой.

За Арманью заболоченную тундру отсыпали с сохранением дерна в мерзлом состоянии для устойчивости земляного полотна. Работа была в полном разгаре, когда вышли новые техусловия, допускавшие минимальную ширину полотна 7 м. Да и сами дорожники испытывали неудобства: прицепные грейдеры едва помещались на новой дороге. Пришось тянуть по сути вторую дорогу.

Темпами стройка не блистала. Да и то сказать – в первое время работало всего два бульдозера, а среди тракторов был даже ДТ-54. Участок Балаганное-Талон был проще: на равнине можно было использовать укатанную ранее дорогу. Но тяжело дались мосты через Иганджу и Нефтанджу: клепка конструкций производилась на высоте разогретыми до темно-вишневого цвета заклепками. Тем не менее, сталебетонные мосты были сданы вовремя, до посевной.

На строительстве дороги был применен ряд новшеств – в частности, разработанное учеными Хабаровска с учатием В.В. Васильева эмульсионное покрытие дорог. Завершающим аккордом стало сооружение Арманского моста. Бревна для него собирала вся область. Строительство вели УШОСДОР совместно с ДСУ-1. Мост был закончен в 1970 г. С его вводом был открыт проезд по всей трассе, что не замедлило сказаться на развитии поселков Тауйск, Балаганное, Талон.

Однако Янская паромная переправа из-за сезонности работы и перерывов во время приливно-отливных течений снижала достоинство дороги. Объединение «Магаданавтодор» предложило два варианта моста через Яну — лагунный в районе работы парома и тундровый в 8 км выше по течению реки. Длина его в обоих случаях составила бы 624 м. Сложные гидрологические условия, приливно-отливные течения, подвижка и неустойчивость льда в зимний период ставили лагунный вариант в разряд уникальных, опыта строительства которых в мировой практике не было. Индивидуальная конструкция опор требовала изыскания специальных материалов для них, в том числе, учитывая агрессивную водную среду, особой облицовки.

Тундровый вариант предполагал использование уже освоенной технологии строительства, он обходился бы меньшими трудовыми и финансовыми затратами, хотя и требовал построить новый участок дороги. Неожиданным препятствием в осуществлении строительства такого моста стала воля жителей прибрежных поселков, беспокоившихся за экологическую обстановку района. Только через два года было решено строить мост по тундровому варианту, но наступившая в стране перестройка сняла и этот вопрос, и теперь возможность строительства моста через Яну стала совсем неопределенной.

Дорога начинается в Магадане и ведет нас до поселка Талон. Первым здесь встречается микрорайон Солнечный (8-й км). Здесь больше тепла и живительных лучей получает земля: туманы остаются в Магадане. В стороне от дороги, в сжатом распадке, расположен каменный карьер (12), работающий на Андреевском месторождении кварцевых диоритов. Открываются Малый, а чуть дальше и Большой перевалы, ведущие на Снежную долину.

Далее дорога поднимается по узкому ущелью, Магаданка течет рядом. Ее выложенное каменными глыбами русло обступили деревья, кустарник. А склоны ущелья – сплошные россыпи камней.

Потом будет Первый Арманский перевал (20). На крутых склонах долго, до июля – лежит снег. Внушительные поля снежников не оставляют равнодушными магаданских слаломистов. Здесь горнолыжная база. На каменистых сопках зеленеет вездесущий кедровник, трепещет листьями корявая от жестоких ветров каменная береза.

Дорога идет высоко над долиной Оксы. Там, внизу, привлекает внимание необычная гряда. На ней рядком уложены огромные плиты – будто торчит из земли плавник гигантского динозавра. В долине Оксы до недавнего времени был дорожноремонтный пункт (28). Сквозь распадок виден краешек моря и остров Недоразумения.

Второй Арманский перевал (35) особенно опасен в гололед. Но и летний туман заставляет водителя двигаться осторожно. Если неожиданно стемнеет, влажный сумрак подступит вас со всех сторон. Машины двигаются почти вслепую. По мере подъема вновь становится светло, и пробив пелену, машина выползает к чистой седловине перевала. Обрывки тумана проносятся совсем рядом. Ослепительно сияет солнце, нет и в помине промозглой сырости. Опасный участок включает крутые повороты и значительный уклон дорожного полотна.

В стороне от дороги возвышается господствующая гора Комендант. Ее высота – 935 м. Рядом поднимаются высокие каменистые склоны. К машине тянутся лапы стланика, покрывающего нижние части склонов. Каменные россыпи теряются в зарослях. Но там, где кусты расступаются, серый камень поражает затейливыми узорами лишайников. На фоне замшелых бородатых лиственниц только редкими мазками брошена яркая зелень каменной березы.

Дорога пересекает широкую лесистую долину Армани. Большая река привлекает любителей рыбалки – здесь расположены участки лицензионного лова. За мостом поворот к поселку Армань (52). Через километр к северу съезд к поселку связистов Радужный. По обе стороны от полотна тянутся поля. Дорога идет по заболоченной низине, пересекая ручьи Сухой, Ольховый, реку Широкую (60).

Более пяти км дорога бежит вдоль реки Ойра. Одноименное селение рыбаков расположено на Ойринской косе, съезд к которой за мостом (69). Менее чем в километре от дороги лежит озеро Глухое, центр Арманского охотничьего хозяйства. Потом дорога идет вблизи берега. Кажется, она стремилась к морю, чтобы услышать властный зов прибоя или вздохи успокоившейся после шторма стихии. На протяжении двух десятков километров по берегу моря разбросано несколько небольших поселков – это Новостройка (73), Нижнеарманск (81), Янский (88). Справа громоздятся вершины Каменного хребта, которые близко подходят к морю своими отрогами. Теперь вдоль дороги долго бежит река Речка. Низкие лиственницы встали невдалеке. И море рядом. Желтоватые берега вырисовываются над синей густой водой и смотрятся ярко, радостно.

Около 83-го км прижим: горы так близко подходят к морю, что для прокладки дороги пришлось вгрызаться в скалы. Волны в шторм здесь достигают полотна дороги. За поселком Янский Каменный хребет отступает от побережья. Приморская заболоченная низина с рощицами лиственниц и озерами — охотничьи просторы.

Устье Яны образует лагуну, отделенную от моря песчано-галечной косой. На берегу много плавника. Мелкую гальку едва прикрывает трава. Здесь участок лицензионного лова. На реке Яне паромная переправа (97), работающая по расписанию.

Уже на правом берегу лежит поселок Яна (99). Рядом раскинулся поселок Тауйск (101), одно из первых селений на Охотском побережье. Интересно выбрано место для него: с одной стороны море, с другой лиман, с третьей глубокая река.

За Тауйском дорога, как струна. Перед Амункой резкий поворот к поселку Балаганное (119). Ниже поселка на реке участок лицензионного лова. Весной на морской лед в устье Тауя из Магадана приезжают сотни любителей рыбной ловли – тут бойко идет корюшка.

От Балаганного дорога устремляется вверх по Таую. Избегая возможных разливов, она идет вдали от реки. К западу остается взлетно-посадочная полоса небольшого аэродрома. (123). На 126-м км пересечение двух дорог, восточная ведет в долину реки Яна на Первый и Второй Олений спуски. Места вдоль дороги известны богатыми плантациями жимолости. Кусты здесь высокие, с обильной ягодой.

До речки Нефтанджа (144) дорога словно визирка. Рядом мост через широкую Иганджу. Талон (154) разместился на левом берегу Тауя. Уютный чистый поселок среди леса – конец автомобильной дороги. За поселком грунтовая насыпная дорога доходит до юго-восточной границы Магаданского запо¬ведника (28 км от Талона), где находится кордон заповедника, а также станции институтов Биопроблем и ТИНРО.

Автор: Рудольф Седов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *