Снегоочиститель Snogo на шасси OSHKOSH-W-700 в работе.
Что приходит первым на ум после слов – ленд-лиз, США, Дальстрой, Колымская трасса?
Старожилы области и те, кто был связан своей жизнью с трассой сразу назовут американский мастодонта – Diamond T 980, колесившего по Колымской трассе с 1944 по 1948 год.
Автопоезд Diamond T980. Колымская трасса.
О трудягах Diamond, их роли и жизни на Колымской трассе можно почитать здесь.
Могут назвать ещё ряд грузовых и легковых машин, которые работали на Колыме…
Но сегодня речь пойдет не о них, а о машине, которой в принципе и быть не могло в Дальстрое… Или все же была? Как было на самом деле – пускай рассудит читатель, может, кто-то сможет добавить к написанному мной, подтвердить или опровергнуть мои выводы… Итак, в путь!
Поиски материала об очередном ушедшим в вечность посёлке Магаданской области познакомили меня с Виктором Никитиным, долгое время работавшим в Омсукчанском ДРСУ и жившем в посёлке Верхний Балыгычан. Рассказывая о базе дорожников и профессионализме тех, кто работал в ремонтном цехе Виктор сказал, что у них на базе не только ремонтировали дорожную технику, но и изготавливали запчасти к импортной, в частности, американской дорожной технике.
На этой части рассказа я сделал себе заметку, решив позже повнимательней с ним ознакомиться, так как о наличии американской дорожной техники в 60-70 годах ХХ-го века на Колыме я не слышал и нигде упоминания об этом не встречал.
Об интересующей меня машине старожил посёлка рассказал следующее: «Раньше в Омсукчанском ДРСУ были шнекороторные снегоуборочные машины американского производства. У нас их звали «Сноги». Постепенно из-за поломок и отсутствия запасных частей к ним, количество американцев на трассе начало сокращаться и к середине 60-х годов они были списаны».
Что ещё нужно для хорошей охоты? В активе для поиска было – шнекороторная снегоуборочная американского производства, работавшая в Омсукчанском ДРСУ в 50-60 годах ХХ-го века. С этого всё и началось.
В первую очередь предстояло определиться с примерным временем поставок такой техники на Колыму.
Очень трудно было поверить о возможных поставках дорожной техники в послевоенное время, когда между СССР и США шла холодная война, в отдельные годы доходившей до возможного момента перехода в горячую.
Более предпочтительным был вариант возможных поставок такой техники во времена ленд-лиза – с 1941 по 1945 годы, когда суда Дальстроя через Тихий океан перевозили грузы из США в СССР, частности в Магадан.
И предчувствие меня не обманули… Первое упоминание о поставках дорожной техники в СССР по программе ленд-лиза было найдено в «Lend-lease Shipments World War II. War Department. 31 December 1946». Здесь идёт речь о поставке СССР за время работы ленд-лиза следующих машин:
- Снегоочистители роторные бензиновые 6-тонные на автотягачах – 30 машин;
- Снегоочистители роторные бензиновые 5-6-тонные на автотягачах – 13 машин;
- Снегоочистители с поворотным отвалом 4-тонные – 9 машин;
- Снегоочистители с V-образным отвалом 1.5-тонные на автотягачах 200 машин.
Воодушевленный тем, что факт такой всё таки был, я продолжил поиски неуловимого снегоочистителя по прозвищу Сноги, но поиск такой машины результата не дал.
Логотип компании SnoGO.
Как оказалось, Сноги – это было не что иное, как фирма «SnoGo», специализировавшаяся на выпуске снегоочистителей, но никак не марка самой машины… Если быть более точным, то снегоочистители выпускали в кооперации фирмы «Sicard» и «SnoGo».
Первые образцы американских шнекороторных снегоуборочных машин появились в СССР ещё перед войной. Весной 1936 года были проведены испытания американского шнекороторного снегоочистителя «Snogo» на полноприводном автомобильном шасси на станции в Балашихе.
Из отчёта: «Эффективность работы агрегата «Snogo» оценивалась очень высоко, но проходимость признали недостаточной даже с цепями противоскольжения. Было принято решение о разработке аналогичной отечественной конструкции снегоочистителя на базе гусеничной машины».
Часть решений для разрабатываемых советских автомобильных и тракторных шнекороторов были взяты с американских Sicard SnoGo. И уже зимой 1936-37 годов Карачаровский механический завод представил на государственные испытания аэродромный роторный снегоочиститель «АРС» на базе трактора «Коминтерн».
Снегоочиститель Snogo, смонтированный на шасси Ford Truck с Marmon-Herrington.
Всего по программе ленд-лиза с 1941 по 1945 годы в СССР было поставлено 43 единицы шнекороторной снегоочистительной автомобильной техники. В СССР SnoGo поставлялся на шасси FWD, Ford, Dodge, International M-5H-6 или Chevrolet. При ширине 2650 миллиметров очиститель Snogo мог расчищать полосу до 2500 миллиметров. Толщина снежного покрова, расчищаемого очистителем Snogo должна была находится в пределах от 0,5 до 2 метров.
Снегоочиститель Snogo на шасси International. Выпущен в 1942 году.
В основном полученные снегоочистители поставлялись в ВВС (военно-воздушные силы) и использовались для работы на аэродромах, на расчистке взлетно-посадочных полос. На фото ниже инструкция по эксплуатации снегоочистителя SnoGo.
Инструкция по эксплуатации снегоочистителя Snogo. 1945 год.
В своих поисках, совершенно случайно, нашел ещё одного производителя, который поставлял шасси для снегоочистителей – фирму «Oshkosh». Несмотря на то, что у меня были большие сомнения по поводу возможных поставок машин этой фирмы на Колыму (об этом позже) я все-таки вложил фото этой техники в число фотографий для опознания Виктору.
Снегоочиститель Snogo на шасси Oshkosh серии W-700, 1943 год.
-Это она, точно. Я её хорошо помню – написал Виктор Никитин и указал на фото… именно той машины, которую выпустила фирма «Oshkosh».
Теперь пару слов о самой фирме «Oshkosh», её продукции и моих сомнениях.
Фирма Корни фирмы «Oshkosh» была организована в 1917 году. Ее первой продукцией стал однотонный капотный грузовик «Ошкош-А» (4х4) с 72-сильным двигателем, 4-ступенчатой коробкой передач, пневматическими шинами и оригинальным самоблокирующимся межосевым дифференциалом, встроенным в раздаточную коробку. Главным направлением деятельности «Oshkosh» стало изготовление многочисленных вариантов коммерческих полноприводных грузовиков, тягачей, снегоочистителей и специальных шасси.
В 1941 году Военно-Воздушные силы США выдали фирме заказ на партию капотных 4,5-тонных седельных тягачей и аэродромных эвакуаторов W709 (4х4) с задним механическим краном «Гар Вуд» (Gar Wood), развивавших скорость 72 км/ч. На них монтировали 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Континентал-22R» мощностью 145 л.с., механическую 5-ступенчатую коробку передач «Фуллер» и собственные раздаточную коробку и неразрезные ведущие мосты.
Снегоочиститель Snogo на шасси OSHKOSH-W-700-15.
После вступления США во Вторую мировую войну фирма начала выпуск многоцелевого автомобильного шасси W700 с 6-цилиндровым силовым агрегатом «Геркулес RXL» (9,3 л, 190 л.с.) для вооруженных сил. Компания «Oshkosh» поставляла в инженерный корпус армии США машины с самосвальными кузовами и шнекороторными снегоочистителями «Snogo», а в береговые части флота – седельные тягачи. Объёмы их выпуска соответствовали ограниченным возможностям фирмы. Например, в 1944 году было изготовлено 75 шасси для снегоочистителей с дополнительным 175-сильным мотором для привода рабочих органов и 76 самосвалов класса 7,5 т.
Фирма «Oshkosh» производила шнекороторные снегоочистители в кооперации с фирмами «Sicard» и «SnoGo» .
Учитывая количество производимых машин фирмой «Oshkosh» в год, у меня невольно возник вопрос – а не обознался ли мой собеседник? Фирма производила для армии США в год не более 75 машин, очень сомнительно, что эти машины ещё и поставлялись по программе ленд-лиза союзникам…
Узлы и агрегаты в в снегоочистителе Snogo на шасси Oshkosh серии W-700.
Чтобы перепроверить полученный результат, я попросил собеседника посмотреть на фотографии узлов машины и снова получил от него утвердительный ответ. На мой вопрос, откуда такая уверенность, мой собеседник ответил мне: «Я эту машину успел изучить от кардана до капота и помню, как выглядели её родные узлы и агрегаты».
Узлы и агрегаты в в снегоочистителе Snogo на шасси Oshkosh серии W-700.
Таким образом, в «хозяйке» базы дорожников был опознан снегоочиститель «Snogo» на шасси «Oshkosh» серии W-700, каким-то чудом попавший на Колыму и доживший до 70-х годов ХХ-го века и служивший верой и правдой дорожникам до 1979 года.
Оставался ещё один вопрос – как эта машина попала в Омсукчанское ДРСУ?
В связи с полным отсутствием фактов, пришло время гипотез. По этому поводу возникло две версии:
- Снегоочиститель был поставлен в Дальстрой для обслуживания Колымской трассы, что и делал до момента списания в 60-х годах ХХ-го века.
- Вторая версия более интересная. Эти шнекороторные снегоочистители создавались специально для службы на аэродромах. Они могли быть поставлены в Дальстой для обеспечения бесперебойной работы в зимних условиях основных аэродромов трассы Алсиб, работавшей в 1942-1945 годах. Учитывая климатические особенности нашего региона, наличие такой техники на аэродромах могло обеспечить быструю расчистку взлетной полосы и аэродрома от снега.
После закрытия трассы Алсиб, или позже, по мере замены новой техникой, часть снегоочистителей могла быть передана дорожникам и работать уже на Колымской трассе.
Но это уже версии – какая из них правильная, покажут дальнейшие поиски…
Как говорилось выше, американский снегоочиститель «Snogo» проработал в Омсукчанском ДРСУ до конца 60-х годов ХХ-го века, был выведен из эксплуатации и списан. Но на этом трудовая вахта «американца» на Колыме не закончилась.
Дорожникам очень пришлась по душе проходимость и неприхотливость машины и они решили подарить ей вторую жизнь. После капитальной суровой колымской модернизации снегоочиститель превратился в рыбацкий вездеход для рыбаков-дорожников.
Вспоминает Виктор Никитин: «Когда в 1970 году я пришел работать в Омсукчанское ДРСУ, то на базе дорожников в Верхнем Балыгычане сохранилась одна такая машина, правда, уже без снегоочистительного оборудования и после глобальной советской модернизации».
От родной машины остались кузов, мосты и коробка. Двигатель стоял уже от ЗиЛ-164…»
Из рассказа работника Омсукчанского ДРСУ Виктора Шевцова: «На ней (снегоочистителе «Snogo») уже не было заднего двигателя и ротора, двигатель стоял ЗиС-120, резина от большого грейдера, кузов мы сделали сами – деревянный с крышей и сидениями. Раздаточная коробка стояла родная, самая низкая скорость – 600 м в час. Машина преодолевала реки с глубиной до 2 метров и могла преодолеть галечный берег до 1 метра высотой.
Больше всего меня поразило качество деталей, когда мы с Виктором Кузьмичём (Никитиным) сняли для ревизии редуктора, они были как с завода….»
В рассказах Викторов только одно разночтение – это по установленному двигателю на «американца» – ЗиС-120 или все же ЗиЛ-164?
И после колымской реконструкции снегоочиститель «Snogo» на шасси «Oshkosh» серии W-700 исправно возил дорожников на рыбалку до 1979 года.
К сожалению, дальнейшую историю машины отследить уже невозможно.
Тем не менее, факт остаётся фактом – из 43-х шнекороторных снегоочистителей, поставленных в СССР по ленд-лизу, часть была передана в Дальстрой, на Колыму.
Эмблема компании Oshkosh на капоте машины.
P.S. Как правило свои статьи я заканчиваю многоточием, подразумевая на возможное продолжение. Здесь же в конце статьи впору ставить жирный знак вопроса – слишком много неясного и слишком много предположений и гипотез. Если кто-то обладает информацией о том, что писалось выше или может что-то добавить, поделиться своими версиями и догадками – буду признателен Вам за любую помощь.
Моя признательность и благодарность за рассказы и воспоминания Виктору Никитину и Виктору Шевцову.