Отдельный лагерный пункт Управления дорожного строительства Севвостлага ГУСДС. 1938 год.

Строительство автодорог на Колыме в 1938 г. осуществлялось по новым техническим требованиям, установленным ГУШОСДОРом НКВД СССР.

Руководство НКВД СССР ввиду экономии средств сократило финансирование дорожного строительства в ГУСДС. В связи с этим основная магистраль Магадан-Делянкир рассматривалась как дорога третьего класса, а подъездные пути к приискам, как дороги местного значения. Помимо этого «в 1938 г. по целому ряду маршрутов дорожное строительство было законсервировано, а временные автопроезды переведены на эксплуатацию».

Руководство дорожно-строительными работами осуществлялось через Отдел капитального строительства. Роль ОКСа ГУСДС сводилась к инспектированию дорожно-строительных работ, а также разработке и утверждению смет и проектов.

Однако строительство автодорог на Колыме в описываемый период «осуществлялось без проектов и смет на следующих участках: Сусуман-Стахановец-БДСУ; Аркагала-Делянкир-ДДСУ; Палатка-Тенька-ТСР; Таскан-Эльген-Уголь-ТДСУ, строительство моста через р. Берелех и др.».

ОЛП УДС имел большой район деятельности, общим протяжением 800 км. В состав управления входило около 80 лагерных командировок. Каждая командировка имела самостоятельное хозяйство, как-то: склад, каптерку, пекарню, кухню и др. Работали здесь в основном заключенные бытовики (завхозы, кладовщики, статистики, сторожа и др.) Имея таких подопечных начальству УДС трудно было вести борьбу с расхитителями.

В этот период УДС открыл много новых предприятий, причем на все вновь открываемые прорабства и командировки осуществлялась заброска продовольствия. Материальные ценности принимались без взвешивания и хранились на открытых стеллажах. Для изыскательских партий, а также для некоторых новых прорабств, не имеющих еще автопроезда, заброска производилась гужевым транспортом. При доставке на место груз оставлялся в тайге без охраны.

Большинство заключенных ОЛПа УДС в описываемое время проживало в палатках и временных сооружениях, а промышленные здания, в которых размещались электростанции, гаражи, ремонтные службы были деревянными «их отопление производилось буржуйками». В пос. Ягодный, где размещалась база УДС, началось строительство 2-х жилых домов, а также больницы и бани.

На базе линейных подразделений (дистанции) УДС во второй половине 1938 г. организованы дорожно-строительные участки. Участки представляли собой крупные лагерные образования, находящиеся на самостоятельном балансе и ведущие законченную отчетность. В состав дорожно-строительных участков входили прорабства и командировки. Протяженность фронта работ отдельно взятого участка составлял от 90 км до 120 км. Исключением являлось Тенькинское направление, здесь образован дорожно-строительный район.

Организация работ велась через звенья (3-4 чел.), а на трудных участках (косогоры, перевалы), строительство осуществлялось бригадами (10-30 чел.) «Рабочая сила на строительстве исключительно лагерная. Роль лагернорй администрации, в процессе работы, сводилась к доставке рабочей силы до места работ и увод её. Все руководство рабочей силой на строительстве возлагается на административно-технический персонал прорабств и участками» .

Выполняя лозунг начальника Дальстроя К.А. Павлова «Все на горные работы, все на выполнение плана основного производства!» руководство Севвостлага направляла в УДС слабосильную рабочую силу «исключительно из состава контрреволюционной группы заключенных» горных управлений. Помимо этого «в 1938 г. поступило в УДС 891 чел. орграбсилы горных управлений, проходящих у них по гр. «В» и с оговоркой при передаче для использования на легких работах, в то время как УДС этих работ не имело и эту рабсилу пришлось использовать на земляных работах одновременно с этим в 4 квартале, было передано из УДС горным управлениям 1176 чел. оргсилы с оговоркой исключительно для тяжелого труда». Среднесписочный состав заключенных ОЛПа УДС и движение лагерного контингента представлены  ниже.

Среднесписочный состав заключенных ОЛПа УДС, чел.

КварталПланФакт
I66374597
II73106105
III131086630
IV1950011173

Движение лагерного контингента ОЛПа УДС, чел.

КварталПрибылоУбыло
I6831148
II9682040
III13172505
IV33301253
Всего62986946

Большой недостаток рабочей силы из числа заключенных в УДС «в отчетном году потребовал удлинения рабочего дня с 12 часов до 16». В 1-м квартале заключенные ОЛПа УДС в основном занимались снегоочисткой. Однако на Тасканском ДСУ выполнение производственных норм составило – 75,4%. «Недовыполнение норм выработки в 3-м квартале, – читаем в «Годовом отчете по капвложениям УДС за 1938 г.», – особенно по земляным и подготовительным работам объясняется:

  1. поступлением в УДС неполноценной рабочей силы особенно от СГПУ и одновременным отбором лучшей рабочей силы в СГПУ». «Такое положение вещей, – отмечал инженер В. А. Жук в «Записке о дорожном строительстве за 1938 г.» – наблюдалось в моем присутствии в сентябре месяце, когда Северное горнопромышленное управление перебросило УДС около 1000 чел. доходиловки»;
  2. прибывающая рабочая сила в III квартале на земляных работах использовалась впервые, а отсюда не имела достаточных производственных навыков. В IV квартале ситуация не изменилась. В октябре 1938 г. в УДС направлен этап в 2000 заключенных (500 из Усельлесхоза и 1500 с парохода «Дальстрой»);
  3. «на трех строительных участках (Хатыннахский, Аркагалинский и Тасканский – А.Н.) имеются подконвойные командировки со сравнительно большим количеством рабочей силы, которая систематически не выполняет производственные нормы на 50 и более %. Кроме того, в сентябре месяце начались заморозки, отразившиеся на трудности разработки земли, в то время как работы нормировались еще по летним нормам». Не выполнение заключенными производственных норм влекло за собой понижение калорийности лагерного питания. Нормы выработки в УДС в 1938 г. следующие: корчевка – 268 м², снятие растительного слоя – 117 м², земляные работы ручным способом 5,82 м³, удаление торфа – 7,48 м³ и др.

Нормирование и организация труда в УДС была возложена на ОТ и ТНППО, а непосредственный контроль за выполнением плана работ на прораба и десятника. Относительно производственных норм в «Годовом отчете по основной деятельности УДС за 1938 г.» отмечалось: «Пересмотр норм вызван нереальностью существовавших норм в УДС, составленных прежним вражеским руководством, которые значительно превышали нормы выработки «материковкские» не учитывая даже того, что колымские грунты по своему составу тяжелее «материковских»».

Объем земляных работ на строительстве Колымской трассы за 9 месяцев 1938 г. составил: ручным способом – 768 тыс. м³, взрывом – 134 тыс. м³, механическим – 42 тыс. м³. «Основным способом перемещения грунта, на дорожном строительстве является тачечная возка».

Весь транспорт и дорожно-строительные механизмы были сосредоточены на трех мехбазах (пос. Ягодный, строительство моста через р. Берелех, Тенька – А.Н.) Использование транспортных средств в дорожном строительстве в 1938 г. «происходило не от фактической потребности, а от ориентировки на лимиты, выделяемые руководством Дальстроя». Поэтому степень механизации УДС была низкой.

Паровой экскаватор на гусеничном ходу с емкостью ковша 0,98 м³ использовался на 59% мощности, лопаты «Беккер» на – 34%. Грейдеры применялись на ремонте и профилировке земляного полотна, а также снятии растительного слоя. Моторные катки производили укатку готового к сдаче УАТ участка Колымской трассы. Тракторный парк использовался на работах по транспортировке земляных масс, перевозке строительных материалов и прочих грузоперевозках, предназначенных для УДС.

«И без того малое количество дорожно-строительных механизмов уменьшается, вследствие передачи ряда механизмов в другие предприятия, в соответствии с распоряжением руководства Дальстроя». На балансе УДС на 1 октября 1938 г. состояло автомашин ЗИС – 5 – 89, ГАЗ – АА – 6, трактора ЧТЗ – 32, рабочих лошадей – 387 и др.

Летом 1938 г. в связи с развертыванием работ по строительству автодороги на рудник «Бутугычаг», подлагпункт «Тенька» ОЛПа УДС реорганизован в ОЛП Тенькинского дорожного строительства третьей категории. Начальником ОЛПа назначен зам. начальника УДС В.Н. Фомин. Тенькинский дорожно-строительный район вел отсыпку дороги третьего класса магистрального направления Палатка-рудник «Бутугычаг», общим протяжением 250 км. Кроме автодороги магистрального значения ТДСР должен был дать проезд перевал «Подумай»-прииск «Дусканья» протяженностью 75 км. Основные работы на Теньке развернуты в конце августа, а к 15 октября открыт автопроезд в район рудника «Бутугычаг» протяжением 245 км. Это был примитивный автозимника, трасса которого шла по поймам рек. «Готовность автодороги 14% вместо 28%, но этот процент не соответствовал действительности, было сделано всего 8-9% от проектных объемов». Помимо этого отсутствовали временные искусственные сооружения на р. Армань, Иганджа, Мулькачан, Омчак и др.

Тасканский дорожно-строительный участок осуществлял прокладку автодороги вдоль будущей трассы узкоколейной железной дороги Таскан-Эльген-Уголь протяженностью 124,5 км 1 июня 1938 г. стройка законсервирована, а автодорога передана во временную эксплуатацию. Техническая готовность дороги на 1 января 1939 г. составляла 72,8% от проектных объемов.

Хатыннахский дорожно-строительный участок вел отсыпку дороги магистрального значения Ягодный-Бурхалинский перевал протяженностью 50,1 км, а также автопроезда Ягодный-Хатыннах-прииск «Штурмовой» – 64,5 км. На 1 января 1939 г. строительство автопроезда Ягодный-Хатыннах-прииск «Штурмовой» законсервировано, а дорога передана в эксплуатацию.

В целом за год на Колыме проложено 380 км автопроездов с технической готовностью 7,5%, сдано в эксплуатацию УАТ 30 км автодороги на участке Колымской трассы река Колыма – Ягодный.

Таким образом, остаточный принцип финансирования и снабжения УДС в 1938 г., а также усиление режима содержания заключенных на Колыме, ужесточили санитарно-гигиенические условия труда, которые определяли самочувствие, настроение, дееспособность и утомляемость заключенных. Помимо этого руководство Севвостлага выполняя приказ ГУСДС, направляла в УДС слабосильную рабочую силу из «контрреволюционного состава заключенных» горных управлений, которые не могли выполнять производственные нормы. А это влекло за собой понижение категории лагерного питания. Человек не доедал, истощался. Недостаток витамин в пищевом рационе лагеря, а также его низкая энергетическая ценность в сочетании с суровым климатом и тяжелой работой приводили к увеличению заболеваний, а в конечном итоге и смертности в ОЛПе УДС.

Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук

Один комментарий к “Отдельный лагерный пункт Управления дорожного строительства Севвостлага ГУСДС. 1938 год.”

  1. Здравствуйте! Я ищу прадедушку моего внука Скачковского Ивана поляк,который возможно работал в дальстрое в Момском районе ЯАССР 1938-1945 годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *