Из истории развития автомобильного транспорта на территории Северо-Востока в 1938 году

Основные централизованные магистральные перевозки грузов и пассажиров по относительно качественным дорогам Колымы в описываемый период осуществлялись УАТ ГУСДС. Для оперативного планирования грузоперевозок УАТ организовал сеть диспетчерских районов и пунктов. Важным резервом для стимулирования труда водителей летом 1938 г. явилось соревнование за звание «Водитель красной машины». Усовершенствование транспортной техники являлось характерной чертой описываемого периода. На грузоперевозках использовались большегрузные прицепы и полуприцепы для транспортировки крупногабаритных изделий, а так же переоборудованные в трехосные ЗИС-5 и ЯГ-4. На 1 января 1939 г. в УАТ ГУСДС числилось 1195 водителей и состояло 1123 автомашины ЗИС-5 и 63 – ЯГ-4.

В это же время для экономии ГСМ на Колыму доставлено 5 газогенераторных автомобилей ЗИС-13 и 22 – ГАЗ-14. В приказе № 684 по ГУСДС от 17 сентября 1938 г. читаем:

«1. Сосредоточить газогенераторные машины на автобазе №5 в пос. Берелех…

3. Немедленно приступить к строительству сушилки на Берелехе и Спорном для сушки топлива машин.

4. Начальнику УАТ организовать научно-исследовательскую работу по использованию газгенов в условиях Крайнего Севера, а так же приступить к опытным работам по использованию Аркагалинских углей для топлива газгенов».

А 22 ноября при ПТО УАТ образовано «Газогенераторное бюро». В положении «О Газогенераторном бюро» говорилось, что основными задачами бюро являются «практическое руководство работой газогенераторных машин, анализ результатов работы, а так же научно-исследовательская работа по освоению газогенераторных машин и установок на Колыме».

Отдельный лагерный пункт УАТ состоял из 16 подлагпунктов. Данный лагерь обеспечивал рабочей силой: шесть автобаз, 1-4 ДЭУ, электростанцию в пос. Спорный, комендатуру в пос. Мякит, стройучастки ОКСа УАТ и др.

Основная масса заключенных ОЛПа УАТ ГУСДС жила в антисанитарных условиях в приказе «О санитарном состоянии лагерных подразделений Севвостлага» от 13.02.38 г. говориться:

«1. Подлагпункт автобазы № 1 пос. Палатка (87 км): В помещениях заключенных грязь, имеет место вшивость, нет баков с кипяченой водой, полы грязные. Лагерники по целым месяцам не меняют нижнее белье и не мылись в бане. Территория лагеря завалена мусором.

2. Отдельный подлагпункт АРЗа: Помещение, где проживают лагерники грязные, постельные принадлежности в антисанитарном состоянии…8. В ШИЗО подлагпункта АРЗа и автобазы № 1 грязь. Заключенные-штрафники размещены скученно, теснота. Постельных принадлежностей не хватает, вшивость, мусор убирается редко, полы грязные».

К концу 1938 г. на 4-х автобазах УАТ «будет расселено 8525 чел. орграбсилы и 2255 чел. рабочих, ИТР, служащих и их семей, – читаем в «Объяснительной записке к контрольным цифрам по капиталовложениям гостреста «Дальстрой» на 1938 г.» – Титульным списком было обеспечено жилой площадью 1795 чел. вольнонаемного населения. Для расселения 460 чел. будут временно использованы освобождающие дома Дорожного отдела в пос. Палатка и временное жилье (палатки) на Берелехе. Для заключенных к концу 1938 г. будут возведены рубленые бараки с площадью 80398 кв. м. для 5225 чел. (из расчета 15,4 кв. м.) остальные 3300 будут временно расселены в палатках и в бараках старой автобазы на Нижнем Спорном и в домах Дорожного управления в пос. Палатка». Среднесписочный состав заключенных ОЛПа УАТ в 1938 г. включал по категориям, чел.: А -11028, Б -1071, В -300. Всего – 12399.

В течение года в УАТ поступило 1879 водителей, при этом убыло на материк 384 чел., переведено на другую работу 576, деквалифицировано и снято с машин 239. Большинство водителей прибыло на Колыму, не имея опыта работы в условиях бездорожья и низких температур. Вследствие этого в ГУСДС увеличилось число аварий: I квартал -148, II – 187, III – 228, IV – 293. Однако руководство НКВД СССР ввиду экономии финансовых средств сократило финансирование автотранспорта ГУСДС. На Колыму было завезено 570 грузовых машин или 60% от плана.

Для ликвидации сложившегося положения руководство ГУСДС использовало всю мощь репрессивно-карательной системы. В приказе № 911 от 3 ноября 1938 г. читаем: «Еще очень многие командиры производства пока не научились рассматривать каждую аварию, как поражение в бою, до сих пор еще не поняли, что мы работаем в лагере врагов и примиренческим отношением к авариям, они открывают дверь врагу для его безнаказанной вредительской работы. Задача состоит в том, чтобы разоблачить врагов, вредителей, диверсантов, аварийщиков, по настоящему ликвидировать, выкорчевывать разгромить вредительское охвостье. Организовать ИТР и вольнонаемный состав стахановцев, ударников на выкорчевывание последствий вредительства, на введение большевистского порядка безаварийности работы и строгий дисциплины на производстве».

А в оперативном приказе № 20 от 31 декабря 1938 г. начальника ГУСДС К.А. Павлова отмечалось: «полный развал трудовой дисциплины на автобазе [Атка] выражающийся массовым невыходом на работу водителей из вольнонаемных и заключенных… с октября по декабрь произошло 81 авария, 34 автомашины разбито, 32 повреждены, 5 человек ранено, 3 убито…

Дезорганизаторов, аварийщиков и отказников – заключенных лишить права езды на автотранспорте, под усиленным конвоем направить на штрафную командировку прииска «Загадка» для использования их на физической работе по вскрыше торфов… работать только в забое на физической работе под конвоем [всего 8 человек]… отдать под суд заключенных водителей [всего 17 человек]… отдать под суд вольнонаемных водителей [всего 16 человек]. До расследования судебных дел всех передаваемых суду из Атки направить в помещение карантинного пункта в Магадане». Репрессировано более 30 работников УАТ.

В довершении всего летом 1938 г. в Дальстрое разыгрался топливный кризис. Для экономии ГСМ установлены нормы расхода горючего по двум видам дорог:

2.

а) для дорог, сданных в эксплуатацию;

б) для дорог, не сданных в эксплуатацию;

3. дорогами, сданными в эксплуатацию считать: основную трассу от Нагаево до 500 км включительно; дорогами, не сданными в эксплуатацию считаются:

а) от 500 км в глубь тайги;

б) ответвления от основной трассы к приискам ЮГПУ;

в) от Стрелки в направлении Среднекана;

г) от Спорного в направлении Усть-Утиной;

д) от Левого берега в направлении Эльгена и Таскана;

е) прочие дороги местного значения (Балаганное-Талон);

4. в виду тяжелых дорожных условий на участках Берелех-Мальдяк, Берелех-Стахановец, Берелех-Аркагала, 23-дистанция-прииск «Туманный» – нормы расхода горючего устанавливаются особо начальником УАТ с последующим моим [заместитель начальника ГУСДС комбриг А.А. Ходырев – А. Н.] утверждением;…

8. перевозка тяжеловесов по всем дорогам и перевозка грузов на 3-х осных машинах по дорогам не сданных в эксплуатацию, должна проводиться в каждом случае с разрешения начальника УАТ, а расход горючего в этих случаях для каждого рейса в отдельности устанавливается главным инженером автобазы» .

В приказе №1044 по ГУСДС «О мероприятиях по улучшению работы УАТ» от 28 ноября 1938 г. отмечалось: «план грузоперевозок в августе, сентябре, октябре не выполнен» поэтому «к 01.01.1939. перевести 250 автомашин на спаренную езду…начальнику УСВИТЛ Овчиникову выделить УАТ в течение ноября и декабря 300 заключенных для подготовки из них водителей и слесарей». «Подобное положение вещей неизбежно вызывает, – читаем в «Докладе к годовому отчету Дальстроя за 1938 г.», – значительное увеличение рабочего времени водителя». В течение года из Нагаево вывезено 142,5 тыс. т различных грузов или 58% плана грузоперевозок.
Помимо транспортировки грузов УАТ осуществлял перевозку заключенных.

Так в октябре-ноябре 1938 г. в распоряжение Карантинного пункта №1 Севвостлага в Магадане предоставлено 643 автомобиля для доставки в центральные районы Колымы 14579 заключенных.

Отдел Капитального строительства УАТ имел в своем составе четыре строительных участка (пос. Палатка, Атка, Спорный, Берелех), два прорабства (пос. Мякит, Аркагала), спецстроительство в пос. Стрелка, а так же дорожно-эксплуатационный отдел. Техническое руководство отдельными работами осуществлялось начальниками участков, прорабами и десятниками. В состав строительных участков входили подлагпункты. Однако 2-й и 4-й строительные участки (пос. Атка, Берелех) своих лагерных подразделений не имели и получали рабочую силу из лагерей автобаз.

«Выделяя замену полноценной рабсиле автобазы подбирали неполноценную рабсилу, плохо одетую и нередки случаи, – читаем в «Годовом отчете по капитальным вложениям УАТ за 1938 г.», – когда стройучасток Берелех вынужден, был отказаться от выделяемой рабсилы, поскольку с наступлением холодов она не могла быть использована на открытых работах».

В 1938 г. в Магадане началось строительство комплекса зданий автобазы № 6. Титульный список строительства включал жилые дома на 120-130 чел., 4 барака на 500 заключенных, зону лагеря, вышки и столовую на 700 мест. Для «усиления строительства» осенью ОКС УАТ получил дополнительно «600 заключенных». К концу года сданы в эксплуатацию две новых автобазы в Магадане и Берелехе и 3 ремонтных пункта: два на Теньке и один между Ягодным и Берелехом. В пос. Атака, Палатка, Спорный, Берелех велось активное строительство жилищно-коммунальных объектов (бараки, бани, столовые, больницы и др.) для подлагпунктов ОЛПа УАТ.

Однако в приказе № 1108 по ГУСДС «О выполнении плана капитальных вложений за время с 01.01. по 01.10. 1938 г.» от 11 ноября 1938 г. читаем: «…особенно низкое выполнение плана по вводу в эксплуатацию объектов по строительству автобаз в пос. Спорный (46,8%) и Берелех (53,6%). В пос. Палатка – вследствие неправильно запроектированных ферм профилактория и цеха капитального ремонта» началась деформация зданий .

Генеральный план капитального строительства УАТ в 1938 г. не был утвержден. Строительство велось без смет и проектов. Помимо этого ОКС УАТ не был укомплектован необходимыми кадрами ИТР. Главный инженер отсутствовал. Начальники строительных участков не обладали достаточным опытом работы. Еще хуже обстояло дело с десятниками. Десятники назначались из числа рабочих с производственным стажем 1-2 года. Механизация работ была низкой. Кроме бетономешалок и растворомешалок никаких механизмов на строительных объектах ОКС УАТ не имел.

Ремонт и содержание дорог на Колыме осуществлялось 4-мя ДРСУ с 23 околотками и 67-ю обходами. «Для налаживания ремонта дороги Магадан-Ягодный» в октябре 1938 г. ДЭО УАТ получил с «парохода «Джурма» 200 заключенных пригодных к легкому физическому труду».

Таким образом, для автомобильного транспорта ГУСДС в описываемый период было характерно экстенсивное развитие. Из-за жесткой эксплуатации автомашин в условьях бездорожья и низких температур, а также дефицита квалифицированной рабочей силы большая часть автопарка находилась в не рабочем состоянии. Топливный кризис и недостаток авторезины парализовали снабжение горнопромышленных районов. Возведение новых автобаз и ремонтных пунктов по ускоренным технологиям из недорогих материалов без проектно-сметной документации негативно отразилось на сроках ввода в строй отдельных объектов, а также эксплуатации имеющихся мощностей по ремонту и обслуживанию автомобильного парка УАТ.

Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *