Электростанция Урчана

Долина ручья Найс (Урчан).

Долина ручья Найс (Урчан). По цифрой 1 обозначен центральный поселок, 2 — обогатительная фабрика  и поселок.

Трудно себе представить жизнь посёлков, работу рудника, обогатительной фабрики и вспомогательных хозяйств без электричества.

Энергоснабжение в те годы, как правило, осуществлялось либо от централизованных электрических сетей, либо при помощи собственных электростанций. Хотя порой были задействованы оба варианта, либо собственная электростанция была в горячем резерве на случай отключения ЛЭП.

В связи с удалённостью рудника «Урчан» электроснабжение осуществлялось собственной электростанцией, о жизни и деятельности которой и пойдёт речь в этой статье.

Достоверно известно, что ДЭС Урчана была расположена в долине ручья Найс (Урчан). По ряду находок во время путешествий в эти места, можно предположить, что здание электростанции находилось на территории посёлка обогатительной фабрики, рядом с корпусом фабрики. 

Практически с момента запуска и до конца существования ДЭС, станции откровенно не везло с руководством, что явилось причиной многочисленных аварий и нескольких пожаров. Но об этом позже…

1951

Дизельная электростанция была возведена во время строительства рудника «Урчан», обогатительной фабрики и его посёлков и запущена в эксплуатацию в 1951 году силами Верхне-Колымской РайГРУ. Электростанция располагалась в одноэтажном деревянном рубленом здании размером 10×10,5 метра с земляным полом.

С самого начала ДЭС укомплектовывалась дизель-генераторными установками «Макларен».

1952

В газете «Советская Колыма» за 12 апреля 1952 года была опубликована любопытная заметка о непростых взаимоотношениях АЗР (Магадан) и горняками рудника «Урчан».

В марте 1952 года начальником ДЭС Брилиным рудника «Урчан» ВК РайГРУ на АРЗ в ремонт были доставлены дизельные моторы и два пусковых двигателя к ним.

Работник отдела сбыта АРЗ Дзебоев дизеля в ремонт принял, а пусковые двигатели принимать не стал, по причине отсутствия необходимых документов.

Двигателя вместе с пускачами были сгружены во дворе дизелеремонтного цеха под разрешение мастера цеха Гавриленко.

На следующий день Брилин с необходимыми документами для ремонта прибыл к Дзебоеву, но тот отказался их оформлять, требуя доказать принадлежность к Урчану пусковых двигателей, лежащих во дворе цеха.

Расписки, выданные мастером цеха Гавриленко и начальником цеха Капраловым, так и не смогли убедить Дзебоева. Не смог воздействовать на работника отдела сбыта и плановый отдел, и главный инженер завода. К тому моменту, как в дело вмешался директор АРЗ Попов и наложил свою резолюцию «Дзебоеву, оформить», дизельные двигатели и пускачи были уже отремонтированы. И тут началось самое интересное — если дизельные двигатели были выданы представителю рудника «Урчан», то пусковые двигатели канули в неизвестном направлении, как было установлено позднее — на другие предприятия.

Из текста газетной статьи неизвестно, смог ли всё-таки получить с АРЗа свои два пусковых двигателя начальник ДЭС Урчана Брилин, но вот в акте передачи рудника в июне 1954 года уже в бытность нахождения в ТГПУ говорилось следующее: «К тому же три пусковых мотора сданы бывшим начальником ДЭС Брилиным в АРЗ, откуда до сих пор не получены». Стало быть — либо газета преуменьшила потери, либо Урчан безвозвратно сдал на АРЗ ещё один пусковой двигатель.

Дизельная электростанция «McLaren» 90A. На переднем плане — баллон со сжатым воздухом и пусковой двигатель «Петер-Ривелл» («Peters Revell»).

Дизельная электростанция «McLaren» 90A. На переднем плане — баллон со сжатым воздухом и пусковой двигатель «Петер-Ривелл» («Peters Revell»).

Стоит сказать, что пусковые двигателя «Петер-Ривелл» большим моторесурсом не отличались, восстановить такие узлы как магнето и карбюраторы в местных условиях не представлялось возможным, а заводы Дальстроя в ремонт до 1955 года ремонт таких узлов не осуществляли. Так что, пусковые двигателя «Петер-Ривелл» и запчасти на них были в дефиците и, скорее всего, предприимчивый Дзебоев за «доброе слово» пристроил их в более нужные руки, оставив начальника ДЭС Брилина с носом.

1953

В январе 1953 года, на момент передачи рудника «Урчан» от ВК РайГРУ в ТГПУ ДЭС располагала четырьмя разукомплектованными дизелями «Макларен», в том числе один с поломанным валом. Фактически в работе находился только одна дизельная электростанция «Макларен».

Для обеспечения устойчивого снабжения электроэнергией рудника «Урчан» Тенькинским ГПУ зимой 1953 года были переданы в ведение ДЭС рудника дополнительные дизель-генераторные установки «Макларен» с других рудников и приисков в разном техническом состоянии, порой разукомплектованные и с большим пробегом.

В связи с увеличением количества «Макларенов» в 1953 году здание электростанции было расширено за счёт дорубленной части размером 8×10,5 метра.

Также зимой 1953 года на рудник была доставлена передвижная паровая электростанция ППЭС-40 заводской № 1474 с водотрубным паровым котлом системы «Ля Монт», заводской № 1144 (в документах рудника идёт речь, правда, не о ППЭС-40, а о паровой электростанции «Вагон Бау» — О.В.). Причём во время транспортировки на рудник с ППЭС-40 была похищена часть инструмента и часы, установленные на распредустройстве.

Какой смысл был в доставке на рудник передвижной паровой электростанция ППЭС-40? Можно предположить две версии. Либо ППЭС-40 планировалось использовать по прямому назначению — а именно в качестве электростанции на лесозаготовительном участке для электрических пил. Либо на электростанции Урчана дела были настолько плохи, что руководство ТГПУ решило в авральном порядке расширить дизельную электростанцию за счёт паровой электростанции ППЭС-40, не имея возможности передать дизельные электростанции «Макларен».

Электростанция на берегу реки Хинике. 2020 год.

Одна из ППЭС-40 поставленная в своё на Колыму, стояла на берегу реки Хинике. 2020 год.

Так или иначе, паровая электростанцией ППЭС-40 была установлена рядом с дизельной электростанцией и вошла в её состав и далее по всем документам и приказам проходила как часть ДЭС.

В том же 1953 году при гидравлических испытаниях ППЭС-40 бывшим главным механиком Ивановым Г.И. в присутствии котлоинспектора были разморожены питающие насосы «Дуплекс», затем их корпуса заварены и закрашены.

На четвёртый квартал 1953 года в состав дизельной электростанции рудника помимо передвижной паровой электростанции ППЭС-40 входило 9 дизель-генераторных установок «Макларен».

Однако благодаря техническому состоянию установок, а также бездарному и безответственному руководству со стороны главного механика рудника, начальника электростанции и главного механика электростанции полезная нагрузка всех 9 агрегатов электростанции в 4 квартале 1953 года составила 24,3%, в силу чего рудник практически не работал.

1954

Доукомплектация электростанции установками «Макларен» была продолжена в течение зимы 1953-54 годов. В связи с увеличением количества «Макларенов» требовалось расширение здания дизельной. И в 1954 году здание ДЭС было расширено за счёт дорубленной части размером 10×10.5 метра, а также щитовой размером 8х4,2 метра.

В 1 квартале 1954 года существенных изменений в работе электростанции не произошло, она всё так же работала с большими перебоями из-за многочисленных аварий.

Весной 1954 года начальником дизельной электростанции на Урчане был назначен Александров Семен Захарович.

Из документов и распоряжений неизвестно, работала ли с момента прибытия на рудник ППЭС-40, но в июне 1954 года она была законсервирована и более не использовалась.

Июнь

В акте передачи рудника в июне 1954 года можно подробно узнать о состоянии дизельной электростанции рудника: «Здание электростанции деревянное, рубленное, по своим размерам не вмещает наличного парка машин. Требуется достройка здания по длине и снятия потолочного перекрытия. Тамбуров нет. Внутри и наружи требуется оштукатурка, затирка и побелка здания. Пол в помещении земляной, пропитанный на значительную глубину дизтопливом и маслом.

Кабельные траншеи отсутствуют. Кабель КРТП имеющий резиновую изоляцию вследствие действия на неё ГСМ портится, распредустройство ДЭС не удовлетворяет самым элементарным правилам технической эксплуатации.

Сборные ящики и рубильники смонтированы непосредственно на деревянной сухой стене, что очень опасно в пожарном отношении. Приборы, учитывающие работу машин и распределение электроэнергии по фидерам, почти отсутствуют. Имеющиеся измерительные приборы находятся в неисправном состоянии, требуют ремонта и госповерки.

Из числящихся на балансе рудника 16 передвижных электростанций «Макларен» мощностью до 50 кВт, на месте имеется 15 единиц, причём два из них находятся в аварийном состоянии с обрывом коленчатого вала. Одна машина № 44690 хотя и числится на балансе рудника, но находится в Чалбуханском разведрайоне также с обломанным коленвалом.

Все 13 дизелей прошли капитальный ремонт на АРЗе.

Пуск дизелей производится генератором (что совершенно недопустимо), так как пусковые моторы не отремонтированы, а централизованного запуска нет. К тому же три пусковых мотора сданы бывшим начальником ДЭС Брилиным в АРЗ, откуда до сих пор не получены.

Централизованное охлаждение хоть и имеется, но не отвечает правилам технической эксплуатации.

В настоящее время начата достройка электростанции и щитовой.

Кадрами ДЭС не обеспечена, в том числе и сменными механиками. Для эксплуатации дизелей не хватает машинистов.

В непосредственной близости ДЭС находятся механический и электроцех, что недопустимо в пожарном отношении. Здание мехцеха требуется перенести. Правильность консервирования вагона «Бау» требует проверки».

Не менее интересные сведения в том же акте содержаться о состоянии линий электропередач, трансформаторных киосков и другого энергетического оборудования. Приведённые сведения говорят о том, что при строительстве рудника практически всё энергетическое хозяйство создавалось как временное, с многочисленными нарушениями по ТБ и пожарной безопасности и позже не перестраивалось в связи с туманными перспективами рудника. Общее состояние подстанций и сетей вносило свой вклад в создание аварийной обстановке на ДЭС и не позволяло обеспечить бесперебойное энергоснабжение объектов рудника. Всё это и нашло своё отражение в акте приёмки-передачи: «Передача электроэнергии на горный участок от ДЭС осуществляется по ЛЭП-6 кВ протяжённостью около 6 километров.

Опоры линии установлены не в створе, зигзагом, вследствие чего провода высокого напряжения пересекают дорогу на участок в 11 местах. Глубина заложения опор мала и поэтому часть из них имеет наклонное положение.

Вследствие плохой скрутки проводов имеют место обрыв отдельных жил. Требуется капитальный ремонт линии с перестановкой, около 40%, опор и перетяжки провода.

Трансформаторные киоски открытого типа не защищены от осадков. Трансформаторы внутренней установки требуют немедленной обшивки.

Осветительная наружная сеть частью проходит по лесистой местности без просеки. В качестве опор использованы деревья, расположение опор не даёт возможности нормально сочетать осветительные и будущие телефонные провода.

Сечение провода, на некоторых участках этой линии, занижено, отчего происходит падение напряжения.

Часть внутренней осветительной проводки в жилых зданиях выполнена вопреки правилам техники безопасности и пожарной безопасности. Требуется капитальная новая проводка».

Лето 1954 года ознаменовалась для ДЭС целой чередой серьёзных аварий и пожаров, которые приводили к простою рудника во время промывочного сезона и могли привести к полной остановке производства.

Так, 12 июня 1954 года в 18 часов на электростанции произошёл пожар на щите, вызвавший простой горного участка и обогатительной фабрики в течение 4 часов.

Расследованием было установлено, что пожар возник в результате подключение силовой электролинии идущей к насосу системы охлаждения, вопреки техническим нормам и правилам, выполненное дежурным электриком з/к Старченко по прямому приказу начальника ДЭС Александрова.

После ликвидации пожара начальник ДЭС Александров и старший механик ДЭС Денисов забыли о том, что насос принудительного охлаждения дизелей остался отключенным, что в результате привело к выводу из строя головки цилиндра дизеля № 8.

Из приказа № 161 начальника рудника «Урчан» Бедового от 25 июня 1954 года «О причинах и виновниках аварии на ДЭС 19 июня 1954 года»: «

  1. За дачу заведомо неграмотного и неправильного указания о подключении насоса принудительного охлаждения, что привело к пожару на щите ДЭС, начальнику ДЭС Александрову объявить строгий выговор.
  2. Бухгалтерии рудника (Дорогань) совместно с ПЭЧ (Соколовым) до 1 июля определить суммы убытка, нанесённые руднику в результате 4-х часового простоя горного участка и обогатительной фабрики, а также стоимость головки цилиндра и материал предоставить мне для решения о возмещении ущерба.
  3. За отсутствие регулярного профилактического осмотра и ремонта распределительного устройства ДЭС и.о. главного механика ДЭС Денисову объявить выговор и предупредить о персональной ответственности за последствия в результате отсутствия профилактического осмотра и ремонта распределительного устройства ДЭС. Профилактику распределительного устройства ДЭС проводить еженедельно по воскресениям.
  4. Старшему энергетику Ершову за ослабление контроля над руководством ДЭС в части своевременной профилактики распределительного устройства поставить на вид, учитывая то обстоятельство, что Ершов длительное время отвлекался руководством рудника на выполнение ряда важнейших работ не входящих в его прямые обязанности».

Буквально уже через неделю на электростанции Урчана силами пожарного надзора была предотвращена очередная угроза возникновения пожара.

Надо отметить, что взаимоотношения между пожарным надзором и начальником ДЭС Александровым можно назвать очень далёкими от взаимопонимания. Предписания пожарного надзора Александров считал придирками в свою сторону и относился к этому очень болезненно. Из документов: «Ни одно предписание в книге  по ТБ не выполняется, имеются и другие грубые нарушения правил пожарной безопасности. Начальник ДЭС Александров не только не принимает мер к устранению указанных безобразий, но и на любое требование пожарного надзора и администрации реагирует очень болезненно, расценивая их как личную обиду и придирку, явно недооценивая создание пожаробезопасной обстановки, грубо оскорбляет и пытается удалять с ДЭС должностных лиц, требующих наведения порядка.

Такое поведение Александрова не может не привести к пожару на ДЭС, а, значит, и к полной остановке производства, со всеми вытекающими из этого последствий».

А противопожарное состояние на ДЭС оставляла желать лучшего. Читая материалы пожарного надзора, создаётся впечатление, что руководство электростанции прилагало все усилия, чтобы очередной пожар на электростанции стал фатальным. Поневоле приходит на ум: «Раз не хочешь ты работать хорошо, так гори синим пламенем!» Из документов пожарного надзора: «Шанцевый инструмент распломбирован и вёдрами пользуются для заливки масла в дизеля, песок из ящиков выброшен и ящиками пользуются для сидения на них.

ГСМ с пола не удаляется, пол не засыпается свежим песком, водяные насосы содержатся в хаотическом состоянии и не гарантируют возможности использования их в нужный момент, пожарные рукава используются как водопровод, разбросаны по всей территории, преют и выходят из строя, оторванные листы железной крыши на место не устанавливаются.

Выхлопные трубы дизелей не наращиваются, место для курения не отведено, в дизельной станции без стеснения курят все, а надписи с требованием «Не курить!» сняты и выброшены в мусор».

26 июня в 5 часов утра помощник инструктора Кащеев  был вынужден остановить на ДЭС дизеля № 5 и № 7 с целью предотвращения неизбежного пожара, так как из коллекторов этих машин периодически вылетали искры на горюче-смазочные материалы. В результате остановки дизеля № 7 горный участок был обесточен и имел простой в течение 1 часа 15 минут, так как в работе из 10 дизелей «Макларен» находилось периодически всего 3-4 дизеля.

Письменное предписание пом. инструктора остановить дизель № 5 для ремонта коллектора электростанцией выполнено не было, так как в этом случае пришлось бы остановить и обогатительную фабрику. Кащеев был вынужден дежурить у дизеля до 9 часов утра, с целью предотвращения пожара.

О пожароопасном состоянии коллекторов дизелей начальнику ДЭС Александрову и старшему механику Денисову было известно в течение нескольких дней, однако, мер к ликвидации этой опасности не было принято. Более того, письменные и устные требования помощнику инструктора Кащеева, а также неоднократные указания руководства по этому и другим вопросам создания пожароопасной обстановки на ДЭС систематически и грубо игнорировались начальником ДЭС Александровым. 

Дизельная электростанция «McLaren» 90A. Фото из свободных источников.

Дизельная электростанция «McLaren» 90A. Фото из свободных источников.

За 3,5 месяца работы Александровым на должности начальника на ДЭС произошло два пожара, из 10 установленных дизель-генераторных установок «Макларен», после капитального ремонта, в работе находилось не более 4–5 машин, чем создавались частые простои и срывы работы горного участка.

Очередная авария на ДЭС и остановка горного участка 26 июня были последней каплей в чаше терпения начальника рудника Бедового Д.С.. В этот же день выходит приказ № 163 по руднику «Урчан» от 26 июня 1954 года «О причинах пожароопасного состояния и крайне неудовлетворительной работы ДЭС», в котором говорилось следующее: «

  1. Объявить Александрову о его служебном несоответствии и поставить вопрос перед управлением об отстранении его от работы начальником ДЭС.
  2. Старшему механику ДЭС Денисову объявить выговор за непроявление необходимой настойчивости по ликвидации отмеченных в приказе недостатков.
  3. Александрову и Денисову сегодня же отремонтировать все коллектора дизелей и устранить отмеченные недостатки, могущие вызвать пожар на ДЭС.
  4. Инспектору пожарного надзора Кащееву вынести благодарность с занесением в личное дело за проявленную бдительность и настойчивость по предотвращению пожара на ДЭС».

Июль

7 июля 1954 года из-за короткого замыкания на горном участке произошла авария на ДЭС, которая привела к полному прекращению электроснабжения всех участков и посёлков рудника «Урчан» на срок более шести часов. Такая авария, тем более в условиях промывочного сезона, когда на счету был каждый час, вызвала пристальное внимание руководства рудника к положению дел на электростанции и нашло отражение в приказе начальника рудника № 109 от 12 июля 1954 года «Об осуществлении противопожарных и технических мер на руднике, связанных с эксплуатацией кабельного хозяйства», где говорилось следующее: «Состояние кабельного хозяйства рудника не соответствует требованиям ПТО и ТБ, в результате чего 7 июля 1954 года произошла авария на ДЭС, что вызвало простой фабрики, горного участка и других участков в размере 6 часов 15 минут».

Эта авария не осталась без последствий, со своей должности был снят главный механик рудника Иванов Г.И. Решение было принято на уровне Тенькинского управления, что нашло отражение в приказе № 233 по ТГПУ  от 30 июня 1954 года: «главный механик Иванов за время работы развалил энергомеханическую службу рудника». Следующим был уже приказ № 106 по руднику «Урчан» от 16 июля 1954 года «О снятии с работы и понижении должности главного механика рудника Иванова Григория Ивановича», где говорилось о снятии с должности Иванова Григория Ивановича и передаче дел новому главному механику рудника  Ершову Петру Николаевичу.

Август

«Стахановская» работа дизельной электростанции и её руководства нашло своё отражение и в приказе о назначении премии за перевыполнение плана по добыче металла рудником. В приказе № 132 от 25 августа 1954 года были перечислены «заслуги» каждого поимённо: «

  • Александров С.З. начальник ДЭС — снизить премию на 75% за плохое отношение к руководству диз. электростанцией;
  • Ершов П.М старший энергетик — снизить премию на 20% за допущенную аварию на ДЭС, за допущенные аварии на ДЭС, за нарушение предписаний пожарного надзора, за перерасход ГСМ и самоустранение от переоборудования ДЭС;
  • Денисов К.Н старший механик ДЭС — снизить премию на 75% за допущенные аварии, за неудовлетворительный ремонт двигателей, за пассивное отношение к переоборудованию ДЭС, за невыполнение требований пожарного надзора, за перерасход ГСМ и появления на производстве в нетрезвом виде;
  • Соломко И.П. старший механик ДЭС — снизить размер премии на 50% за перерасход ГСМ, за нарушение предписаний пожарного надзора;
  • Востриков П.Д. старший механик ДЭС — снизить размер премии на 50% за перерасход ГСМ, за нарушение предписаний пожарного надзора;
  • Хвостов Г.Р. сменный механик ДЭС — снизить премию за допущенную аварию в июне 1954 года на ДЭС и появления на производстве в нетрезвом виде, за перерасход ГСМ».

Интересные данные о режиме работы заключённых ОЛП № 2 на дизельной электростанции приводятся в приказе № 136 по руднику «Урчан» от 30 августа 1954 года «О режиме рабочего времени для рабочих II контингента»: «В связи с переходом рабочих II контингента на 8 рабочий день приказываю:

  1. Установить рабочий день для рабочих фабрики и ДЭС в 2 смены по 12 часов с предоставлением времени на обед в период с 13 до 15 часов. Обеденный перерыв предоставлять звеньям без остановки агрегатов и объектов в целом.
  2. выходной день предоставлять в воскресенье по всем объектам, кроме горного участка, фабрики и ДЭС. Для рабочих горного участка, фабрики и ДЭС выходной день предоставлять согласно разработанных графиков начальниками этих объектов».

Сентябрь

Не оставалась дизельная электростанция без внимания руководства рудника и при организации мероприятий по подготовке рудника к зиме. Так, в приказе № 144 по руднику «Урчан» от 7 сентября 1954 года «О подготовке производственных и жилых объектов к зиме 1954—1955 годов» были перечислены мероприятия по подготовке ДЭС к зиме и лица, ответственные за их выполнение: «

  • застеклить и установить рамы в ДЭС, оконные проёмы. Где отсутствуют рамы — зашить горбылём и засыпать опилками. Выполняют ДЭС Александров и стройцех Евдокимов. Срок — 12 сентября;
  • отремонтировать и утеплить двери в ЛЭС, ответственный Евдокимов. Срок до 13 сентября 1954 года;
  • закончить монтаж и пустить в работу водяной насос ДЭС (у колодца вагон «Бау») с установкой полугайки Ротта на водоводе. Ответственные — Долгашев, Александров, Кузнецов. Срок до 13 сентября 1954 года;
  • Отеплить указанный водовод, а также газотеплопровод;
  • выкопать ямы под 2 тамбура ДЭС и перекрыть их, если не окажется леса на столбы;
  • закончить копку ям под П-образку и установить её;
  • убрать лишний грунт в ДЭС».

Забавная ситуация сложилась на дизельной электростанции осенью 1954 года. Как уже говорилось выше, в рабочем состоянии на ДЭС находилось менее половины станций «Макларен», остальные требовали ремонта. Но слесари-ремонтники электростанции не спешили стахановским трудом возвращать в строй вышедшие из строя узлы и агрегаты, мотивируя это отсутствием необходимых приспособлений и инструмента. Руководство рудника не оставила без внимания такую стихийную забастовку и решила простимулировать личный состав рублём, переведя слесарей на повременную оплату труда. Приказ № 153 по руднику «Урчан» от 23 сентября 1954 года «О временном переводе слесарей-ремонтников ДЭС на повременную оплату труда» гласил: «Впредь до обеспечения ДЭС приспособлениями и инструментом в достаточном количестве, перевести временно, слесарей-ремонтников ДЭС на повременную оплату труда».

Тем временем ситуация на дизельной электростанции становилась угрожающей, количество работающих установок «Макларен» продолжалось уменьшаться, в результате чего руководство рудника было вынужденно прибегнуть к более серьёзным формам воздействия на слесарей. Так, приказом № 157 по руднику «Урчан» от 25 сентября 1954 года рабочий день ремонтников был увеличен до 11 часов: «В связи с аварийным положением на ДЭС приказываю:

  • перевести слесарей-ремонтников дизельной электростанции на 11-часовой рабочий день;
  • оплату сверхурочных часов производить по существующему положению».

Октябрь

В октябре 1954 года руководством рудника было принято решение сменить руководство электростанции, которое оказалось неспособным обеспечить необходимое энергоснабжение объектов рудника и посёлков. На место начальника ДЭС Александрова был назначен Овсянников, на место старшего механика ДЭС Денисова — Никаноров. По плану передача ДЭС должна была произойти в срок 25 по 28 октября. Забегая вперёд, скажу только, что порой желания руководства не всегда воплощаются в жизнь согласно принятым приказам.

Приказ № 176 по руднику «Урчан» от 19 октября 1954 года «О порядке приёмке-передаче ДЭС и приёмки-сдачи энергослужбы горного участка»: «Во исполнение приказа № 392 от 13 октября 1954 года ТГПУ приказываю:

1) Начальнику и старшему механику ДЭС Александрову и Денисову в срок до 25 октября 1954 года полностью укомплектовать все электростанции «Макларен», машины с поломанными коленвалами законсервировать на месте в присутствии главного механика Ершова и старшего энергетика Кузнецова Г.Т. и сдать их на склад по фактуре.

В это же срок подготовить всё для сдачи ДЭС вновь назначенным и.о. начальнику ДЭС Овсянникову и и.о. старшему механику Никанорову.

2) Приёмку-дачу ДЭС произвести по акту в срок с 25 по 28 октября сего года в присутствии комиссии в составе:

  • главного механика Ершова;
  • старшего энергетика Кузнецова;
  • сменного мастера фабрики Долгашева.

Главному механику Ершову представить мне на утверждение акт приемки-передачи ДЭС со своим заключением 29 октября 1954 года.

3) Под личную ответственность Александрова и Денисова в срок с 29 по 31 октября 1954 года проверить консервацию двух электростанций «Макларен», находящихся на техскладе, в случае необходимости доукомплектовать их, поместить их во вновь подготовленные ящики, составить и сдать главному механику Ершову акты на консервацию двух указанных электростанций. Электростанции сдать на склад по фактуре.

4) С 1 ноября 1954 года Александрову приступить к исполнению обязанностей дизелиста ДЭС, а Денисову электромонтёром при электроцехе, с окладами, согласно штатному расписанию». 

Таким образом, данным приказом был установлен порядок консервации выведенных из строя дизельных электростанций «Макларен» и передачи ДЭС.

Несмотря на то, что исключительно для этой цели штат ДЭС был значительно пополнен и, кроме того, по требованию Александрова, в распоряжение ДЭС выделялась дополнительная рабочая сила (от 5 до 10 человек в день, всего 158 человеко-дней) и Александров и Денисов были оставлены в руководстве ДЭС до 1 ноября 1954 года для того, чтобы иметь возможность распоряжаться всей рабочей силой до 1 ноября, Александров и Денисов явно злоупотребляли созданными им условиями при приёмке-передаче ДЭС, на работу являлись по желанию, людьми и работами не руководили, самоустранились от руководства ДЭС, создав на дизельной электростанции обстановку произвола и безответственности. В этих условиях был выведен из строя и дизель № 5.

Стоя перед фактом возможности полного вывода из строя ДЭС, руководство рудника вынуждено было 26 октября 1954 года приказом № 176а от 26 октября 1954 года оперативное руководство передать вновь назначенным начальнику ДЭС Овсянникову и старшему механику Никанорову, а Александрову и Денисову оставить единственную обязанность — комплектование и консервацию 7 (семи) электростанций «Макларен» (5 выведенных из строя и 2 находящиеся на техскладе).

Для этой цели в распоряжение Александрова и Денисова, по их требованию, были выделены 2 слесаря.

Из приказа по руднику «Урчан» № 176а от 26 октября 1954 года, подписанного начальником рудника Бедовым: «

1)оперативное руководство дизельной электростанцией с 26 октября 1954 года передать вновь назначенным:

  • начальнику ДЭС Овсянникову А.С.;
  • старшему механику ДЭС Никанорову А.Н.

2) Бывшим начальнику ДЭС Александрову и старшему механику ДЭС Денисову после сдачи ДЭС немедленно приступить и к 1 ноября закончить комплектование и консервацию «Макларенов», которые сдать по акту на техсклад, а также произвести доукомплектакцию и переконсервацию двух дизелей, находящихся на техскладе.

3) Начальнику ДЭС Овсянникову выделить в распоряжение Александрова двух человек для доукомплектации «Макларенов».

(Подпись Александрова под приказом — «С приказом не согласен» — О.В.)

Ноябрь

На ноябрь 1954 года на ДЭС работало порядка 20 человек, как вольных, так и заключённых. В приказе № 200 по руднику «Урчан» от 30 ноября 1954 года, подписанного начальником рудника Бедовым Д.С. «О бесперебойной работе некоторых объектов рудника в праздничные дни», есть практически полный перечень тех, кто обеспечивал энергией рудник и посёлок.

Вольнонаемные:

  • Начальник ДЭС  Овсянников
  • Старший механик Никаноров
  • Старший механик Востриков
  • Сменный механик Соломко
  • Сменный механик Хвостов
  • Дизелист Будняк
  • Дизелист Ильчишин
  • Дизелист Гудаев
  • Дизелист Левченко
  • Дежурный у щита Волков
  • Дежурный у щита Трофимова
  • Дежурный у щита Мальцева
  • Дежурный электромонтер Новак

Заключенные:

  • Дизелист Кушхабиев
  • Дизелист Кошеваров
  • Дизелист Пугаев
  • Дизелист Саблиров
  • Дизелист Старченко
  • Дизелист Петренко
  • Дизелист Быков

В ноябре 1954 года противостояние бывшего руководства ДЭС и рудника продолжалось. Александров и Денисов по-прежнему появлялись на электростанции от случая к случаю, комплектованием электростанций не занимались, руководить выделенными в их распоряжение рабочими для этой цели не желали.

На 11 ноября 1954 года ни одна из пяти находящихся на ДЭС электростанций «Макларен» не была укомплектована и законсервирована.

Фактически бывшие руководители ДЭС сознательно занимались саботажем и тянули время, сознательно не выполняя приказы начальника рудника.

В связи с тем, что в создавшейся обстановке комплектование, консервация дизелей и передача ДЭС могла затянуться на неопределённо длительное время, что уже пагубно отражалось на налаживании работы ДЭС, руководством рудника было принято решение о передаче начальнику и старшему механику ДЭС Овсянникову и Никанорову от Александрова и Денисова дизельных электростанций и вагона «Бау» в таком состоянии, в каком они находились, в присутствии ранее выделенной комиссии.

Паровой котел и топка. 2020 год.

Паровой котел и топка ППЭС-40 на берегу реки Хинике. 2020 год.

Всё это нашло своё отражение в приказе № 197 по руднику «Урчан» от 24 ноября 1954 года «О невыполнении приказа № 185 от 11 ноября 1954 года», в котором говорилось следующее: «

1) Вновь назначенным начальнику и старшему механику ДЭС Овсянникову и Никанорову принять от Александрова и Денисова дизельные электростанции и вагон «Бау» в таком состоянии, в каком они находятся в настоящее время, в присутствии ранее выделенной комиссии. Все отсутствующие детали на машинах, а также техническое состояние их, подробно изложить в акте приемки-сдачи. 

2)Комиссии под председательством главного механика Ершова в ранее обозначенном составе, составить (из актов приемки-сдачи ДЭС и Бау) акт на разукомплектованность электростанций, для привлечения виновных к ответственности по указу.

4) Ещё раз предупредить Александрова и Денисова о том, что они должны немедленно приступить к работе Александров — дизелистом, Денисов — мастером электроцеха, не то, в противном случае, им и далее зарплата выплачиваться не будет».

1955

Из документов рудника «Урчан»: «Дизельная электростанция (ДЭС) размещена в одноэтажном деревянном рубленом здании размером: машинный зал 28×10,5×3.2 метра и щитовая 8х4,2х3,5 метра. 

Предположительно на месте бывшей щитовой. Пол выложен метлахской плиткой. Урчан. 2019 год.

Предположительно на месте бывшей щитовой. Пол выложен метлахской плиткой. Урчан. 2019 год.

Здание покрыто железом, за исключением пристройки машинного зала 1954 года, которая не имеет крыши. Пол в здании земляной, за исключением щитовой, имеющей пол из метлахской плитки. Высота машинного зала не отвечает правилам пожарной безопасности, почему неоднократно ставился вопрос о постройке новой ДЭС на другой площадке. Вопрос этот отпал, в связи с консервацией рудника».

Январь

В январе, согласно приказу ТГПУ, на руднике «Урчан» были начаты работы по консервации и, в частности, на ДЭС рудника.

Так, приказом № 2 по руднику «Урчан» от 6 января 1955 года «О консервации рудника «Урчан» и обогатительной установки» предписывалось оборудование ДЭС законсервировать в соответствии с инструкцией и хранить в здании ДЭС.

А приказом по руднику «Урчан» № 5 от 20 января 1955 года устанавливался порядок и сроки консервации установок: «Укомплектовать и законсервировать 8 дизельных электростанций «Макларен» до 15 апреля 1955 года. В том числе в феврале — 4 электростанции, в марте — 3 электростанции, в апреле — 1 электростанцию в установленные сроки:

  • до 15 января 1955 года — 2 электростанции;
  • до 1 марта 1955 года — 2 электростанции;
  • до 15 марта 1955 года — 2 электростанции;
  • до 1 апреля 1955 года — 1 электростанцию;
  • до 15 апреля 1955 года — 1 электростанцию. 

Работы выполнить звеном Попова в составе трёх человек. С 1 января 1955 года дизелиста Кушхабиева перевести старшим дизелистом. Ответственные за выполнение работ Овсянников А.С. и Ершов П.М

Март

В марте 1955 года в связи с остановкой работ на горном участке и фабрике, а также с продолжающимися работами по консервации рудника, фабрики и непосредственно на самой ДЭС в работе находилась только одна дизель-генераторная установка «Макларен», вторая находилась в горячем резерве. Штат электростанции был уменьшен до 10 человек, освободившаяся рабочая сила была переброшена на работы по консервации.

Из приказа № 14 по руднику «Урчан» от 14 марта 1955 года «Об изменении порядка работы ДЭС»:

В связи с необходимостью закончить все работы по консервации рудника до 1 апреля 1955 года резким недостатком рабочей силы, а также с целью сокращения расходов по содержанию ДЭС приказываю:

  • С 14 марта 1955 года перевести ДЭС на работу одновременно одного дизеля. Второй дизель иметь как резервный. Для обеспечения бесперебойной работы ДЭС немедленно отремонтировать пусковой двигатель и два баллона. Ответственные — Ершов, Овсянников;
  • Одну дизельную электростанцию до 15 марта передать (без дизеля) предприятию «Гвардеец»;
  • сварочные работы, работу циркулярных пил, зарядку аккумуляторов и другие работы организовывать строго графику, когда подключают второй дизель. График разработать Ершову до 16 марта 1955 года, который предоставить мне на утверждение;
  • Установить с 16 марта 1955 года штат ДЭС в количестве 10 человек. Овсянникову 15 марта предоставить мне на утверждение штатное замещение работников ДЭС;
  • Ершову и Овсянникову разработать и до 16 марта предоставить мне на утверждение мероприятия по сокращению потребления электроэнергии».

В связи с нехваткой рабочей силы для проведения работ по консервации рудника и поджимающими сроками, Тенькинским горнопромышленным управлением был издан приказ № 100 от 30 марта 1955 года, подписанный И.О. начальника ТГПУ Ремушкина А.Х., в котором вносились изменения в правила консервации ДЭС: «...начальнику предприятия «Урчан» Бедовому:

  • оборудование дизельной электростанции законсервировать (без упаковки в ящики) на местах, здание станции закрыть и опломбировать. После остановки ДЭС отправить в капитальный ремонт на АРЗ две электростанции «Макларен».
  • передать по приказу Управления другим предприятиям, в том числе две 48 кубовые цистерны после остановки ДЭС».

Апрель

В начале апреля были остановлены основная и резервная дизель-генераторные установки «Макларен», подача электроэнергии ДЭС прекратилась. В связи с остановкой ДЭС был выпущен приказ № 19 по руднику «Урчан» от 8 апреля 1955 года «Об охране ДЭС в связи остановкой ДЭС»:«

  • сторожу рудника Смирнову принять под охрану дизельную электростанцию. Охрану ДЭС нести в ночное время с 18 до 9 часов утра следующего дня;
  • начальнику ДЭС Овсянникову сдавать и принимать ДЭС по журналу ежедневно».

В дневное время на территории и в здании ДЭС продолжались работы по консервации последних «Макларенов».

На месте бывшей щитовой электростанции Урчана. 2019 год.

На месте бывшей щитовой электростанции Урчана. 2019 год.

Последнюю точку в существовании ДЭС рудника «Урчан» поставил приказ № 20 от 8 апреля 1955 года «О порядке передачи хозяйства рудника «Урчан» завхозу ТГПУ Черевань П.И.»: «Во исполнении приказа № 100 от 30 марта 1955 года по ТГПУ приказываю: «…Оборудование ДЭС и передвижную электростанцию вагон «БАУ» Овсянников передаёт 20 апреля 1955 года в присутствии комиссии в составе: Бедового Д.С., Ершова П.М., Каткова С.Д., Сафонова И.И., Меренкова Н.И.»

Во второй половине апреля дизельная электростанция была передана из ведения рудника «Урчан» на баланс ТГПУ, опечатана и сдана под охрану.

О себестоимости электроэнергии ДЭС

Себестоимость производимой электроэнергии, согласно отчётов рудника, составляла от 3 до 3,5 рублей за 1 киловатт-час. В то же время стоимость 1 киловатт-час централизованного снабжения в те годы составляла от 60 до 75 копеек. Высокая себестоимость электроэнергии, вырабатываемой ДЭС Урчана, приводила к прямым убыткам рудника в размере 4–5 миллионов в год. Это также послужило одним из факторов при принятии решения о консервации рудника «Урчан».

Из акта консервации «Урчана». Май 1955 года

Порядок консервации электростанций

Дизельные электростанции законсервированы согласно инструкции по консервации оборудования. Дизели очищены от смазки и пыли, в цилиндры двигателей залит автол-10 и дизели провёрнуты вручную. Солидолом смазана топливная аппаратура. Губки рубильников, контактные кольца, коллекторы и щёточные аппараты смазаны солидолом. Генераторы, возбудители, а также верхние части щитов управления обмотаны прорезиненным брезентом, и брезент закреплён проволокой. На дизели и рамы нанесён тонкий слой масла. Выхлопные трубы сняты и на отверстия выхлопных коллекторов поставлены заглушки из паронита. В цилиндры двигателей и компрессоров пусковых устройств залито масло автол-10 и провёрнуты, поверхности смазаны маслом и солидолом, магнето завёрнуто прорезиненной тканью. 

Распредустройство, состоящее из чугунной распределительной коробки на 7 точек, законсервировано. Отключены кабеля входящих фидеров. Шины, контакты, губки и ножи рубильников очищены и покрыты тонким слоем солидола. Дополнительные рубильники не входящие в сборку и сеть к ним, сняты. Сборка обёрнута прорезиненной тканью и над сборкой установлен металлический козырёк. Измерительные приборы (амперметры, вольтметры и три однофазных счётчика — СО) оставлены на месте.

Отходящие фидеры оставлены на месте.

Система централизованного принудительного охлаждения демонтирована, насосы в количестве 2-х штук ЗК-6 и один ЗНК вместе с электромоторами сняты и поставлены в законсервированном виде в каменной бане.

Из 10 штук цистерн ёмкостью 1,3 кубометра вода слита, и водяная магистраль отсоединена.

Помещение очищено, пол в машинном зале засыпан свежим песком, щели в здании заделаны, окна и двери зашиты, разделки выхлопных труб заделаны кровельным железом, дверь зашита кровельным железом и опломбирована. Пломбир находится у завхоза ТГПУ по руднику «Урчан» 一 Черевань П.И.

Техническое состояние электростанций

11 дизелей получены рудником в течение 1953-54 годов, с разных предприятий в неудовлетворительном состоянии, недоукомплектованными (или с вышедшими из строя) целым рядом деталей и приборов. Все восемь законсервированных электростанций «Макларен» находятся с коленчатыми валами, поломанными за период 1951-1955 годов.

Семь электростанций за №№ 44294, 45848, 44426, 45793, 45888, 46070 и 46060 переданы на основании приказа ТГПУ прииску «Гвардеец». Материал на переданные электростанции находится в делах бухгалтерии рудника. Дизели от переданных электростанций отправлены рудником в капитальный ремонт на АРЗ.

Электростанция № 1

Дизель № 45832, генератор б/н, возбудитель № 56890, щит № 13310. Электростанция не имеет пускового двигателя. Пусковой двигатель оставлен в ВК РайГРУ при передаче рудника в состав в ТГПУ, на что в бухгалтерии рудника имеется расписка механика Детринского разведкомбината ВК РайГРУ Лебедева. В остальном электростанция комплектна.

Электростанция № 2

Дизель № 46251, генератор № 61513, возбудитель № 61098, щит б/н, на электростанции отсутствует:

а) магнето пускового двигателя, не переданного бывшим начальником ДЭС Александровым, что отражено в акте приёмки-передачи ДЭС от Александрова Овсянникову;

б) радиаторы водяной и масляный, находившиеся вне территории ДЭС на ремонте и унесённые осенним паводком 1954 года в бытность начальником ДЭС Александрова. В остальном электростанция комплектна.

Электростанция № 3

Дизель № 45731, генератор б/н, возбудитель № 61464, щит № 12749. На электростанции отсутствует магнето пускового двигателя, не переданного Александровым. В остальном электростанция комплектна.

Электростанция № 4

Дизель № 45705, генератор № 56889, возбудитель № 57168, щит № 13509. Электростанция комплектна.

Электростанция № 5

Дизель № 45721, генератор б/н, возбудитель № 57008, щит № 10682.

На пусковом двигателе отсутствует магнето, не переданное Александровым. В остальном электростанция комплектна.

Электростанция № 6

Дизель № 42287, генератор № 61123, возбудитель № 56872, щит № 13410. Электростанция комплектна.

Электростанция № 7

Дизель № 45852, генератор б/н, возбудитель № 57308, щит № 13434. Электростанция комплектна.

Электростанция № 8

Дизель № 44428, генератор № 61293, возбудитель № 61124, щит № 10483. На электростанции отсутствует маховик дизеля, переданный прииску «Гвардеец» с передвижными электростанциями в замену утерянного слесарем ДЭС Поповым во время отправки дизеля № 45888 в капремонт в АРЗ в феврале 1955 года.

В настоящее время маховик найден и находится на ответственном хранении в ЦРММ посёлка Усть-Омчуг. Расписка в делах бухгалтерии рудника.

Все электростанции, согласно приказу ТГПУ № 1000 от 30-го марта 1955 года законсервированы в помещении ДЭС без упаковки их в ящики.

Консервация ЛЭП

ЛЭП с напряжением в 6 кВА ДЭС — горный участок была отключена и законсервирована на месте. 

В статье использованы материалы ГАМО (Государственный архив Магаданской области), моя признательность и благодарность коллективу архива за помощь в работе.

Мой низкий поклон Зеленской Галине Юрьевне за помощь и содействие в работе.

Также в статье использованы материалы газеты «Магаданская правда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *