Добыча торфа в ЗГПУ

Район деятельности ЗГПУ. Фрагмент карты Дальстроя из фондов МОКМ.

Район деятельности ЗГПУ. Фрагмент карты Дальстроя из фондов МОКМ.

К 1940 году хищнические разработки леса значительно усложнили снабжение колымских предприятий топливом. Вместе с валежником, пнями, накатником в топках печей и агрегатов сгорал и ценный строевой лес. Вопрос о снабжении топливом усугублялся тем, что мелкие колымские водостоки было сложно использовать для энергетики, угледобыча была развёрнута слабо, а транспорта катастрофически не хватало.

Последнее имело особое значение для молодого, перспективного и наиболее отдалённого района Колымы, каким являлось Западное горнопромышленное управление (ЗГПУ). К весне 1940 году отдельные прииски Запада были вынуждены направлять машины за углём в Аркагалу за 150–160 километров.

Берелёхская районная электростанция, разработавшая зимой 1939-1940 годов лесной массив, находившийся от неё на расстоянии 30 километров, оказалась сейчас в ещё более тяжёлом положении, чем прииски. Для работы электростанции ежедневно требовалось 200 кубометров дров.

Одним из выходов из создавшегося положения была организация добычи торфа, который мог улучшить положение с топливным балансом, что было чрезвычайно актуально для Западного управления.

1940

Начало промышленной добычи торфа на Колыме

22 января 1940 году был издан приказ № 79 по ГУСДС о развитии добычи торфа на Колыме, в котором под личную ответственность начальника Дальстройугля Жилкина Управлению автотранспорта, Северному, Западному, Южному и Юго-Западному управлениям было предложено организовать в 1940 году широкую добычу торфа. Общее руководство и контроль за ходом добычи торфа Главное управление возлагало на Жилкина.

В преддверии сезона торфодобычи

В соответствии с приказами Дальстроя летом 1940 года в ЗГПУ было запланировано начало торфодобычи.

Для будущей добычи торфа в марте 1940 года было отведено три участка — на приисках Чай-Урьинской долины (имени Чкалова и «Фролыч») и в районе Берелёхской электростанции.

Данные, полученные разведкой показали, что толщина торфяных залеганий на выбранных для добычи местах достигала двух метров. Калорийность торфа была выше сырых дров, используемых в качестве топлива.

Приказом по Главному управлению Дальстроя план торфозаготовок для Западного управления был определён в количестве 7 000 тонн воздушно-сухого торфа. План по сравнению с торфяными запасами Запада был невелик. Только запасы чкаловского яруса Чай-Урьинской долины определялись в 100 000 тонн воздушно-сухого торфа, чай-урьинского — 60 000 тонн и фролыческого — 2 000 тонн. Кроме того, имелись значительные по величине площади залежей торфа около районной (Берелёхской) электростанции, вблизи прииска «Стахановец», на Нексикане и вблизи стана Усть-Сусуман.

В целях развёртывания торфодобычи в мае 1940 года на Западе организовали два торфопредприятия в Чай-Урьинской долине: на прииске имени Чкалова и на прииске «Фролыч». Начальник Чкаловского торфопредприятия инженер Цкипуришвили, несмотря на трудности и недооценку торфодобычи руководителями прииска, завершил на первом участке осушительные и болотно-подготовительные работы, провёл работу по использованию выброшенного массовым взрывом грунта и с началом сезона торфодобычи, параллельно с наблюдениями, производил резку оттаявшего торфа и его сушку.

Одной из основных проблем для торфодобычи в ЗГПУ уже на этапе развёртывания работ стала неполноценность рабсилы, выделяемой руководством приисков. На первом месте у горняков был план по основному производству — добыче золота, план по добыче торфа стоял на вторых ролях, и отношение к торфодобыче было соответствующее.

И на торфопредприятия направлялись те, кого нельзя было использовать на прииске. Отсюда же периодически бралась наиболее работоспособная часть рабочих на другие работы, а порой во времена авралов снималась вся рабочая сила.

Примером именно такого подхода послужили действия руководства прииска им. Чкалова, в результате фактически были сорваны работы по изысканию основных залежей торфа.

Пассивно отнеслись к изысканиям торфяных залежей и руководители Берелёхской электростанции. В её районе были произведены только частичные изыскания, и то силами стройучастка.

На торфопредприятии прииска «Фролыч» были проведены детализированные изыскания залежей, но к их разработке не приступили и в августе 1940 года (конец сезона торфодобычи). Причина была проста — руководители прииска не обеспечили торфопредприятие рабочей силой. А основным преимуществом этого массива была непосредственная близость его к потребителю (несколько сот метров).

Лабораторные исследования

Значительные затруднения в работе торфяников Запада создавала отдалённость исследовательской лаборатории от торфяных залежей и приисков. Аркагалинская угольная лаборатория, в которой производились анализы торфа, находилась в 100 километрах от Сусумана.

Располагая достаточным оборудованием, лаборатория имела возможность производить помимо технического и элементарного анализов также опыты по прессованию торфа. Но вследствие загруженности развернуть работы по изучению искусственного обезвоживания так и не смогли. 

В связи с этим возникла потребность организации в Западном управлении (в Чай-Урьинской долине) собственной лаборатории облегчённого типа. Одной из основных задач будущей лаборатории должно было стать искусственное обезвоживание торфа — брикетирование, что могло позволить вести разработки торфяных залежей и зимой.

Начало организации такой опытной станции по торфу было положено на Чкаловском торфопредприятии, где осуществлялись наблюдения за оттаиванием грунта, собиралась коллекция образцов местного торфа, фиксировался материал метеорологических наблюдений. 

В порядке обмена опытом были запрошены у других торфохозяйств Дальстроя материалы о проводимых ими наблюдениях, а также о внесённых и осуществлённых рационализаторских предложениях.

Проект агрегата для резки торфа

Уже после первого сезона инженеры ЗГПУ предприняли попытку механизировать процесс добычи торфа, для снижения трудоёмкости работ и себестоимости добытого торфа. Об этом писала «Советская Колыма» в заметке от 10 сентября 1940 года: «…Если же добывать торф недавно сконструированной на Западе машиной, то тоже количество торфа можно добыть за 10 дней при 2 рабочих. Один день работы такой машиной заменяет 264 человека. Машина одновременно режет целинную залежь на 8 кирпичей, причём размеры кирпичей могут быть на ходу изменены без особых затруднений.

Торфорезательная машина прицепляется к гусеничному трактору СТЗ. Режущий механизм приводится в действие от вала отбора мощности трактора. Принцип режущих механизмов прост. На горизонтально расположенном валу закреплены 8 дисковых пил, производящих продольно-вертикальную резку залежи. Снизу торф подрезается ленточной пилой на определённой глубине (110–120 мм). Отсекающий нож служит для того, чтобы нарезанные полосы рассекать на кирпичи нужной длины. Машина может за счёт автоматического отбрасывания режущих механизмов легко преодолевать встречающиеся на пути движения различные сопротивления (пень, камень и т.д.). Ценность запроектированной машины заключается также и в том, что все её детали можно изготовить в любом горном управлении. Литые детали отсутствуют совершенно. Обслуживают машину два человека.

Себестоимость 1 кубометра машинного торфа — 14,5 копеек, в то время как при ручном способе стоимость 1 кубометра — 2 рубля 17 копеек.

Сложность проектирования заключалась в том, что в имеющейся в распоряжении конструкторов технической литературе не было никаких данных по технической характеристике торфа. В течение полутора месяцев рационализаторское бюро Западного управления кропотливо изучало технические свойства торфа, наивыгоднейшую технологию его резки и разрабатывало способ предотвращения возможных аварий. Проектирование проведено под руководством начальника бюро Богданова».

(Забегая вперёд, стоит сказать, что до технической реализации агрегата для резки торфа дело так и не дошло — О.В.)

По итогам сезона торфодобычи

Как уже говорилось выше, добыча торфа летом 1940 года в ЗГПУ велась на двух торфопредприятиях  — на прииске имени Чкалова и на «Фролыче».

В сезон торфодобычи 1940 года торф на участках заготавливался резным способом. Добыча кускового торфа производилась вручную, лопатами, причём один человек в день вырабатывал 2 000 штук кирпича или 6 000 килограммов. 

План добычи торфа на 1940 год в объёме 7 0000 тонн, который был спущен без учёта возможных масштабов добычи на этих участках, выполнен не был. Было добыто всего 1 142 тонны воздушно-сухого торфа.

Что же помешало выполнению плана?

Торфодобыча начата без должной подготовки. Отсутствовали специалисты, а инструментом и оборудованием торфоучастки были обеспечены очень плохо. Кроме того, сами торфяные массивы к эксплуатации были своевременно не подготовлены.

Руководители приисков недостаточно уделяли внимания работе торфяных участков. Случалось, что по распоряжению начальников приисков рабочих снимали с торфодобычи. Так, начальник прииска «Фролыч» Воронков в первой половине июня прекратил подготовительные работы и закрыл торфоучасток. Только благодаря вмешательству руководителей Запада приказ Воронкова был отменён.

Разделение управления и последствия

В ноябре 1940 года произошло разделение ЗГПУ на два управления — Западное горнопромышленное управление (ЗГПУ) и Чай Урьинское горнопромышленное управление (ЧУГПУ). В результате разделения прииски имени Чкалова и «Фролыч» перешли в состав ЧУГПУ, вместе с ними из ЗГПУ в ЧУГПУ были переданы и торфоучастки вместе с заготовленным торфом.

В итоге Западному горнопромышленному управлению пришлось всё начинать сначала — вести разведку и подготавливать к эксплуатации новые залежи торфа, организовывать новые торфопредприятия.

1941 год

В начале 1941 года на должности старшего инженера по торфу в Западном управлении работал Н. Порошков.

Январь

В 1941 году вести добычу торфа в ЗГПУ планировалось на двух торфоучастках.

Один из них был расположен рядом с Берелехской электростанцией, участок уже был организован и подготовлен к эксплуатации. Торф, добываемый на участке, планировалось использовать для нужд электростанции.

Второй участок располагался в трёх километрах от Сусумана по Чай-Урьинской трассе. Добытый на нём торф должен был служить топливом для электростанции посёлка Сусуман. Зимой 1940–1941 годов в этом районе велись разведочные работы. Предварительные данные показали, что торфяные залежи были пригодны для эксплуатации.

Тормозом в работе по освоению торфодобычи являлось отсутствие на Западе своей химической лаборатории. Все пробы для анализов приходилось направлять в Аркагалинскую химико-технологическую лабораторию. В результате анализы лаборатории прибывали с большим опозданием.

В 1941 году особое внимание предполагалось уделить разведке новых торфяных месторождений.

Сушка торфа 

Сезон торфодобычи 1940 года показал, что добывать и сушить торф на Колыме возможно, но необходимо было искать наиболее рациональные способы торфодобычи. Таким способом могло стать искусственное обезвоживание торфа, состоящее в том, что добытый торф-сырец сначала проходил бы термическую обработку, а затем прессами высокого давления брикетировался. Это могло дать возможность производить заготовку топливного торфа круглый год.

Отделом главного механика Запада велось конструирование установки по искусственному обезвоживанию торфа.

Организация Местпрома и переподчинение

В марте 1941 года в Западном управлении было организовано предприятие по заготовке и производству товаров широкого потребления и продуктов из местного сырья 一 Местпром. В ведение предприятия были переданы кирпичный завод отдела капитального строительства, пошивочные мастерские жилкоммунотдела и СВИТЛа, фотография и рыбный промысел.

На базе лесных массивов реки Берелех Местпрому поручено организовать самостоятельное хозяйство — леспромхоз, который будет производить заготовку дров и деловой древесины для нужд Сусумана. Кроме того, в систему Местпром перешли и участки торфодобычи.

Подготовка к сезону 1941 года

Подготовка к сезону торфодобычи в Местпроме началось практически сразу после создания предприятия. К концу марта 1941 года плановиками и специалистами по добыче торфа были составлены производственные задания для каждого торфоучастка.

Так, участок «Бургали», расположенный вблизи Берелехской районной электростанции, должен был заготовить 4 000 тонн воздушно-сухого торфа. Сусуманскому торфоучастку был спущен план на 1 000 тонн воздушно-сухого торфа.

Также были разработаны расчёты по каждому участку. Этой работой занимался старший инженер по торфу Порошков.

В первых числах апреля Местпром должен был начать осушительные и подготовительные работы на участках с расчётом окончания их к 1 июня.

Продолжительность сезона торфодобычи на Западе была установлена в 60 дней, добычу торфа планировалось начать с 1 июня.

По итогам сезона торфодобычи

Из отчётов по добыче торфа по Дальстрою за 1941 год можно, что план для Западного управления по добыче тофра составлял 5 000 тонн, всего же за сезон было добыто 2804,10 тонны или 56,1% плана.

По плану участок «Бургали» должен был заготовить 4 000 тонн торфа, всего было добыто 2172,30 тонн или 54,3% плана.

План добычи для торфа на 1941 года для участка «Сусуман» составлял 1 000 тонн, заготовлено было всего 631,80 тонны или план 63,2% плана.

Фактически план по добыче торфа Западным управлением и его участками был сорван.

Из ряда причин такого провального сезона стоит отметить нехватку рабочей силы и её низкую квалификацию.

1942 год

Подготовка к торфосезону

Учитывая опыт торфодобычи прошлых лет, руководство Дальстроя распоряжением № 210 по ГУСДС от 19 мая 1942 года установило сроки добычи в 1942 году для кускового торфа с 1 июня по 5 августа 1942 года, из расчёта 60 рабочих и 6 дней с дождями. Фрезерную добычу торфа планировалось начать не позднее 10 июня.

Тем же распоряжением было предписано за счёт дровозаготовок и других источников местного значения укомплектовать торфопредприятия к 17 июня 1942 года, в ЗГПУ планировалось выделить для этой цели 125 человек.

1943 год

По результатам проверки

Весной 1943 года руководством Дальстроя была проведена проверка по подготовке к сезону добычи торфа в 1943 году и развитии торфяных хозяйств Дальстроя. 

Проверкой установлено, что не все торфодобывающие организации учли урок плохой подготовки к сезону по добыче торфа в 1942 году, отмеченной распоряжением Дальстроя № 210 от 19 мая 1942 года, когда на полях торфопредприятий было оставлено 14 000 тонн не вывезенного товарного торфа. В 1943 году с вывозкой торфа некоторые управления, также не справились, фактически игнорируя поставленную задачу руководства Дальстроя о сохранении лесных массивов и необходимости ежегодно увеличивать разработку торфяных залежей Колымы на топливо.
По мнению руководства Дальстроя, руководители управлений и предприятий торфом занимались от случая к случаю. Так, не был вывезен к весне 1943 года с торфопредприятия «Сусуман» Западного горнопромышленного управления торф в полном объёме.

Закрытие торфодобычи в ЗГПУ

В 1943 году происходит сворачивание Дальстроем работ по торфодобыче, была закрыта большая часть мелких торфопредприятий, сокращены должности старших инженеров по торфу в горных управлениях и в ГУСДС. 

В том числе была прекращена промышленная добыча торфа на участках ЗГПУ «Сусуман» и «Бургали», на этом в истории торфодобычи в Западном управлении была поставлена точка.

В статье использованы материалы из газеты «Советская Колыма», архивов МОКМ и ГАМО.

Моя признательность и благодарность коллективу архива Магаданской области за помощь в работе. Мой низкий поклон Зеленской Галине Юрьевне за помощь и содействие в работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *