Торф № 3 (Атка)

В этом районе в 40-е годы вело работы торфопредприятие № 3 (Атка).

В этом районе в 40-е годы вело работы торфопредприятие № 3 (Атка).

В начале 40-х годов добыча торфа управлением автотранспорта (УАТ) велась на нескольких участках, в их число входило торфопредприятие «Торф№3» (Атка), район деятельности которого находился в районе перевала Чёрное озеро. Центр «Торф№3» (Атка) располагался на 225 километре Колымской трассы.

1941 год

Управление автотранспорта с конца 1940 года проводило интенсивную разведку торфа в районе посёлков Берелёха, Стрелки и Атки. В удобном расположении от автотрассы и автобаз были разведаны залежи торфа промышленного значения, проведено проектирование новых добывающих предприятий и начата их организация.

В мае 1941 года было начато строительство и подготовительные работы торфопредприятия «Торф№3» (Атка), основной задачей которого было снабжение топливом автобазы № 2 и посёлка Атка.

Согласно плану, торфоучасток в 1941 году должен был обеспечить автобазу № 2 половиной необходимого количества топлива для зимы 1941–1942 годов. План добычи на 1941 год для торфопредприятия «Торф №3» (Атка) УАТ составлял 2 000 тонн.

Добыча торфа на торфопредприятии «Торф№3» (Атка) производилась резным способом, при минимальной механизации, что влекло за собой высокую трудоёмкость процесса и себестоимость продукции.

В общей сложности за сезон торфодобычи 1941 годы было добыто всего 4 324,66 тонны торфа, план выполнен на 216,2%.

1942 год

Разведка

В августе 1941 года при Управлении автотранспорта была организована торфоизыскательская партия, в которой вошли специалисты по изысканию торфяных месторождений. 

За период с августа 1941 года по январь 1942 года партия провела большую работу. Несмотря на суровые природные условия и трудности изысканий в зимний период, партия провела торфмейстерские и топографические работы на ряде массивов.

Чёрное озеро. Из архива Руслана Кауцмана.

Чёрное озеро. Из архива Руслана Кауцмана.

В частности, было произведено детальное исследование района 231-го км основной трассы (Чёрное озеро), где запасы торфа составили около 20 000 тонн воздушно-сухого торфа. Здесь в сезон торфодобычи 1942 года было намечено открыть участок, на котором добычу торфа должно было производить предприятие «Торф№3» (Атка).

Подготовка к сезону 1942 года

В течение зимы 1941–1942 годов с 225-го километра трассы, где размещалось торфопредприятие, на Атку были вывезены десятки тонн воздушно-сухого торфа обратными рейсами автомашин.

К началу сезона торфодобычи старые полигоны очищались от последних штабелей торфа. На место торфоразработок с дорожных участков перебрасывали рабочую силу, подбирался технический и обслуживающий персонал.

Производились подготовительные работы и строительство временных сооружений на новом участке торфодобычи 231-го километра. Центр будущего участка расположился рядом с Чёрным озером.

В этом районе в 40-е годы располагался торфоучасток «Чёрное озеро».

В этом районе в 40-е годы располагался торфоучасток «Чёрное озеро».

О том, что добыча торфа рядом с Чёрным озером велась, можно легко убедиться, обратившись к спутниковым снимкам. На местах подготовки и добычи торфа остались характерные следы руслоотводных и других канав.

По итогам года

Известно, что основными видами топлива для автобазы № 2 зимой 1942–1943 годов были торф и уголь, запасов которых катастрофически не хватало, что ставило под угрозу работу цехов автобазы. Из приказа № 785 по ГУСДС от 22 декабря 1942 года: «На автобазе из-за отсутствия подвезённого с трассы топлива (торф, дрова) создалось тяжёлое положение и температура в производственных цехах и гаражах достигала 20 градусов мороза».

Ликвидация торфопредприятия «Торф № 3»

По имеющимся данным можно говорить о том, что в 1943 году добыча торфа на перевале Чёрное озеро в промышленном масштабе была прекращена, а предприятие «Торф № 3» было ликвидировано. Таким образом, это торфопредприятие проработало всего два сезона (1941, 1942 года), но, тем не менее внесло существенную лепту в снабжение топливом посёлка Атка и автобазы № 2 УАТ.

Вместо послесловия

В статье использованы материалы из газеты «Советская Колыма», архивов МОКМ и ГАМО.

Моя признательность и благодарность коллективу архива Магаданской области за помощь в работе. Мой низкий поклон Зеленской Галине Юрьевне за помощь и содействие в работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *