Александр Кибик
Навал на пирс
Это случилось зимой 1985 года. ПЛ С-78 совершала переход из Завойко (с места зимнего базирования лодок 171 ОБрПЛ в Петропавловске-Камчатском) в Богатыревку для погрузки учебного спец. боезапаса. Ледовая обстановка была тяжелая, поэтому с нами работал ледокол.Кажется, это был «Садко» (точно сейчас не вспомню).
Стояла морозная солнечная погода. На мостике ПЛ С-78 находились: капитан 3 ранга Сыров (командир), капитан 2 ранга Воронов (начальник штаба), я управлял вертикальным рулем. Повторюсь: ледовая обстановка была не простая и через некоторое время с ледокола передали: «Будьте осторожны-впереди сильный лед».
Расстояние между ледоколом и лодкой было перед этим сокращено, так как после прохождения ледокола льдины сходились и мы с большим трудом преодолевали крупный колотый лед.
Вдруг в один из моментов мы увидели, что ледокол, практически не движется вперед, хотя винты его при этом работали. На мостике лодки была дана команда на отработку заднего хода, я переложил руль «лево на борт», но инерция нашего хода была не малой и мы остановились всего в нескольких метрах от кормы ледокола, так как не могли вырваться из канала, проложенного во льду ледоколом. После этого «Садко» увеличил обороты и, соответственно, дистанцию между нами. После чего проследовал непосредственно к пирсу, к которому мы и должны были пришвартоваться. Поколов лед возле пирса, ледокол отошел на приличное расстояние и застопорил ход.
Несмотря на колотый лед лодка продвигалась к пирсу с большим трудом. И вдруг уже на подходе к самому пирсу лодка резко ускорилась (льда там оказалось почему-то меньше). Команда на реверс успехом не увенчалась и произошло столкновение С-78 с бетонным пирсом, следствием которого стал свернутый форштевень лодки.
После возвращения в Завойко при помощи сварщиков-резчиков с ПМ мы кое-как форштевень поправили, но прежней прочности у него уже не было.
Столкновение с льдиной
Летом форштевень С-78 пострадал вторично.. При переходе в июне 1985 года из Петропавловска-Камчатского в Магадан, при управлении вертикальным рулем вручную из 7-го отсека (управление гидравликой вышло из строя при подходе к Магадану) лодка столкнулась с большой льдиной и форштевень был свернут вторично.