Знаменитая Ола

С Олы началось освоение золота Колымы и её притоков. Было это в 1928 году, отсюда Билибин с подвижниками, пробирался через тайгу, конно-пешим аргишем до Буюнды, по ней сплавился на Колыму.

Мне посчастливилось увидеть легендарный посёлок в 1957 году. В те годы на Олу можно было добраться из Магадана самолётом, катером или машиной. Попасть на Олу можно было «Аннушкой» с аэродрома 14 километра, катером из бухты Нагаева или Весёлой, или автомашиной по зимнику с 47 километра Колымской трассы через Гадлю и Клёпку.

Ола — райцентр. Небольшой посёлок из рубленых домишек, на окраине — юрты, двухэтажное деревянное здание клуба. В селение множество собак, собачьи упряжки у изб, лошади, коровы. Работают рыбзавод и колхоз якутский.

 Посёлок расположен на берегу. Весна, всё время тянет ветерок. Если быть точнее, по моим меркам, не тянет, а, скорее, дует. Здесь впервые вижу езду на собаках, не в кино, а в натуре.

Собрали нас на молодёжный слёт-сборы со всей Колымы. Парни, девчата — комсомольские функционеры-организаторы молодёжи на местах. Лекции, лыжные гонки, вечером кино и танцы. Неделя пролетела незаметно и весело. Особо интересно было послушать ребят, работающих на Чукотке, в разъездных красных ярангах. Вот уж правда — герои. Мотаться на собачьих, оленьих упряжках по тундре. Пурговать, голодать. Просвещать.

В предпоследние день облвоенкомат устроил стрельбы из карабинов и пистолетов. Настрелялись все, до синяков в плече.

Домой участников слёта, до Магадана, повезли на газончиках с тентами, были такие  в городах грузовые такси. Уселись, весело покатили колонной из десяти машин.

Проехали с час, остановка. У первой машины мечется военкоматовский майор с водителем, бросают комья снега в глухаря. Он сидит на лиственнице, метрах в десяти от машины. После очередного снежного кома наклоняет вбок голову и смотрит на нас. В нашей машине лежат два ящика карабинов — двадцать штук, десять тозовок-мелкашек, плюс ящик с пистолетами ТТ — приличный арсенал, но нет ни одного патрона, всё расстреляли на стрельбище. Глухарь сидел, прохаживался по веткам около двадцати минут, потом, видимо, ему надоело скопище орущих двуногих, он тяжело взлетел и скрылся за деревьями.

Через двадцать лет Ола стала пригородом Магадана. По существу, городом, с населением в десять тысяч человек. От Магадана проложили дорогу до райцентра, садись в рейсовый автобус и через час ты на Оле.

Раньше на такое путешествие уходил день, даже на 15 минутный перелёт с аэропорта 14 км через сопку. Сперва надо было добраться на перекладных попутках до аэропорта 14 км, а там как повезёт — улетишь, не улетишь… Если по зимнику, то проехать надо будет 85 километров, при условии, что посчастливится угодить на попутную машину.

Освоить Колыму, проложить автотрассы, построить заводы, посёлки, прииски,аэропорты, гидроплотину, атомную электростанцию, добыть столько золота, олова и других редкоземельных металлов. Вылавливать и переработать треть всей добываемой в СССР рыбы. И всё это за сорок лет… Чтобы потом всё это развалить и уничтожить за два-три года. Позор, позор россияне (народ не виноват).

Автор: Сергей Климов.

Один комментарий к “Знаменитая Ола”

  1. Да виноват народ, виноват… И в развале вся и всё и в том, что сейчас сидит и ждет со стороны, или драпает в другие страны… ВИНОВАТ….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *