Федоров Павел Илларионович. Жизнь, посвященная морю..

Павел Илларионович Федоров родился в 1899 году 10 сентября в городе Скадов Херсонской области в семье служащего. Отец Федоров Илларион Кузьмич прослужил в главной Портовой конторе завхозом 28 лет, в 1934 году по старости ушел на пенсию в 1934 году и в 1947 году умер. Мать была домохозяйкой, умерла в 1942 году.

В 1914 году Федоров окончив городское училище поступил в главную Портовую контору учеником табельщика портовых мастерских, после работал конторщиком. В 1916 году поступил матросом 2 класса на транспорт 105 Черноморской Транспортной Военной флотилии, где работал до апреля 1918 года. После подготовки в сентябре 1918 года поступил в Алешковское мореходное училище в городе Алешки (Цурюпинск). В мае 1919 года после окончания учебы добровольцем ушел в Красную Армию, был переведен в Черноморский Военный флот матросом 1 статьи.

В 1922 году после демобилизации поступил на работу матросом в Черноморское пароходство в г. Одесса. В  навигацию 1922 года с 18 апреля по 27 октября Павел Федоров  плавал матросом на  парусном судне «Жела­ние». В 1926 экстерном выдержал испытание на штурмана малого плавания и продолжал работать матросом. В 1927 году поступил в рабочий вечерний морской техникум в г. Одессе и в 1928 году окончил с получением специальности – штурман дальнего плавания. С этого года начал плавать помощником капитана.

Пароход «Теодор Нетте»В 1929 году будучи 3 помощником капитана на  п/х «Теодор Нетте» с передачей этого парохода Дальневосточному пароходству ушел во Владивосток. С этого времени он начал работать в дальневосточном Госморпароходстве на том же самом корабле.

С  30.04.1929 года работал 3-м помощником капитана на п/х «Теодор Нетте».

С 3.03.1930 года работал 2-м помощником капитана п/х «Теодор Нетте».

С 3.07.1930 года старшим помощником п/х «Теодор Нетте». За несколько дней до прихода парохода «Теодор Нетте» в сентябре 1930 г. с семью тысячами тонн груза на борту над бухтой Нагаева пронесся ураган и сломал все береговые постройки, потопил баржи и катера. Начать разгрузку было невозможно. Наскоро построенный временный пирс просуществовал недолго — штормовой ветер его разрушил, пришлось осуществлять выгрузку прямо на лед. В нечеловеческих условиях люди, выбиваясь из сил, продолжали работать. Разгрузку парохода пришлось производить на лед..

С 3.02.1931 года  начал работать капитаном п/х «Теодор Нетте».

Ледокол «Давыдов»Пароход «Анадырь»С  6.02.1931 года старшим помощником п/х «Давыдов».

C 13.02.1932 года капитаном п/х «Анадырь».

С мая месяца 1932 года 2-м пом.капитана п/х «Совет» .

С 25.06.1932 года 1-м помощником капитана п/х «Совет».

Для накопления опыта и знаний плавания в ледовых условиях и эксплуатации в 1932 году участвовал в переходе на остров Врангеля на пароходе «Совет».

Пароход «Уэлен». Охотское мореПароход «Совет»С июня месяца 1933 г. капитаном п/х «Уэллен». В 1933 году Наркомводом был назначен на п/х «Уэллен» и сделал переход из Одессы до бухты Нагаево в должности капитана корабля с грузом для Дальстроя. С этого времени продолжал работать на этом пароходе на линии Владивосток – бухта Нагаево.  К концу 1933 года в бухте Нагаево были построены два ряжевых причала, и первым 6 декабря 1933 года к берегу встал под разгрузку пароход «Уэлен» (капитан П. И. Федоров). Именно эту дату считают официальным днем рождения Магаданского порта.

До 1936 выполнял особые ледовые рейсы без ледокола при плавании в Охотском море.

С 20 марта  1936 г. назначен на должность морского инспектора управления пароходства. Проработал на этой должности до ноября 1936 года.

10.09.1936 г. увольняется в оче­редной отпуск и  по запросу был временно откомандирован в распоряжении Дальстроя для приема и перегона купленных судов для Дальстроя за границей в должности капитана. В декабре 1936 года выехал в Лондон, где принял пароход «Феликс Дзержинский» (бывший «Николай Ежов»). Под его руководством был осуществлен переход «Феликс Дзержинский» в Амстердам , где пароход был поставлен на модернизацию и ремонт, для переделки из кабельного суда в товаро-пассажирский. Все переоборудование было возложено на капитана Павла Федорова. Это задание было выполнено и в мае 1937 года после окончания ремонта пароход прибыл в Одессу, для приема груза и перевозки его в бухту Нагаево для Дальстроя.

Пароход «Николай Ежов» в Охотском море. 1939 годПароход «Феликс Дзержинский». Магадан. 1939 годПо прибытию в Одессу судно было принято Правительственной комиссией из Москвы и Центральным Морским Регистром СССР, с отличной оценкой о выполнении модернизации судна. Модернизационный ремонт «Феликс Дзержинский» и переход Амстердам – бухта Нагаево дало Федорову возможность проверить свои знания, как молодому специалисту. Прибыв в бухту Нагаево в июле он продолжил плавать на пароходе «Феликс Дзержинский» в должности капитана на линии Владивосток – бухта Нагаево. Хочется сказать и о том, что пароход «Феликс Дзержинский» был флагманом Дальстроя и быть его капитаном было особой честью и отвественностью. Флагманское судно Дальстроя моряки обычно называли «Феликсом», опуская длинную скрежещущую фамилию.

Павел Илларионович Федоров, по данным Личной карточки из Архива ОУЦ СВЗ, стал работать в Дальстрое с 11 ноября 1936 года. И практически сразу по направлению Э.П.Берзина был командирован в Англию для приемки будущего флагмана. 6 января 1937 года в присутствии советского консула на судне был поднят Государственный флаг СССР. После переоборудования, сделанного в Амстердаме, пароход вокруг Европы отправился в Одессу, оттуда вышел 27 мая и за 51 ходовые сутки с заходом в Порт-Саид и Сингапур прибыл в Нагаево. Встречали его с духовым оркестром, первым по трапу поднялся сам Берзин. За полгода было сделано 8 рейсов — от порта Нагаево до Владивостока «Феликс Дзержинский» ходил за 4 суток, другим судам требовалась неделя и больше (Волков Г. «Капитан дальнего плавания Павел Федоров», Магаданский комсомолец, 1988, 23, 30 июля).

Пароход «Феликс Дзержинский»Пароход «Николай Ежов» в Охотском море. 1939 год4 декабря 1937 года на «Феликсе Дзержинском» уехал в отпуск Эдуард Петрович Берзин. И не вернулся — был арестован и погиб. А в ноябре 1937 года был арестован и в 1940 году был осужден Московским Особым Совещанием по литере КРД сроком на 5 лет и капитан Федоров. Как рассказывают ветераны флота Дальстроя, его старпому Петру Караянову очень хотелось стать капитаном «Феликса», и он стал им, написав донос на Федорова. Сделал это по собственной инициативе, что было редчайшим случаем среди моряков. Как правило, доносы организовывали следователи НКВД средствами вплоть до пыток. В конце 30-х годов они «раскручивали» и в Дальстрое, и по всему Дальнему Востоку мощный прояпонский заговор. Был сын и у капитана Федорова, семья, как почти у всех моряков, жила во Владивостоке. Когда Федорова арестовали, семья от него отказалась.

Павел Илларионович сначала отбывал срок на строительстве Колымской трассы. В годы войны, как рассказывает П.С. Чигорь, «начальником пароходства Дальстроя был Вакуленко Николай Георгиевич, лейтенант НКВД (в архивных документах 1950 года он уже старший лейтенант). Был он довольно разумный товарищ. Вакуленко рассказали, что сидят капитаны Федоров и другие. Он вызвал их, расконвоировал, поселил на частных квартирах и сделал своими консультантами — по 2 часа в день они его учили, достиг высокого уровня знаний».

П.И. Федоров был освобожден 23 декабря 1944 года. Ещё нереабилитированного капитана Федорова Вакуленко сделал начальником экспедиции местного, то есть малокаботажного, флота. Жил он на квартире у своего приятеля по фамилии Болдырев. Дочь Болдырева Мария стала его женой. Несмотря на разницу в возрасте: ей — 20, ему — 45, семья была дружная, родилась дочь Нина.

Справка о реабилитацииИмея специальность судоводителя и звание капитана дальнего плавания, а также имея опыт работы на Дальнем Севере Павел Федоров поступил на работу в Управлении Нагаевского морского порта на должность начальника эксплуатации местного флота и с апреля 1946 года был переведен на должность начальника отдела эксплуатации Управления Морского Пароходства Дальстроя. За это время он участвовал в создании кадров моряков и специалистов, передавая им свой опыт и знания.

Павел Илларионович Федоров был реабилитирован 21 марта 1956-го. После реабилитации Федоров потребовал, чтобы его вернули туда, откуда взяли, и до конца 1956 года снова был капитаном на «Феликс Дзержинский». От него пароход принял П.С. Чигорь, чтобы через 9 месяцев перейти вместе с ним в Дальневосточное пароходство.

Судя по всему, жил П.И. Федоров в Магадане до пенсии, до начала 60-х, тогда семья переехала в Херсон, где, по словам П.С. Чигоря, «министр Морфлота дал ему трехкомнатную квартиру. Пожили там год или два, жена умерла, и потом вскоре он. Когда они умерли, дочери было 18 лет. В Магадан она не приезжала, нет. А сына назвала Павел».

Удостоверение «Отличник социалистического соревнования РСФСР»Удостоверение «Почетному работнику морского флота»За свою трудовую деятельность  и заслуги Федоров Павел Илларионович не однократно был отмечен  грамотами и наградами. Вот только некоторые из них:

  • награжден нагрудным значком «Отличник Социалистического соревнования золото-платиновой промышленности» от 6.11.1956 года №12295;
  • награжден нагрудным значком «Отличник социалистического соревнования РСФСР» от 11 июня 1958 года №624;
  • награжден почетной грамотой Управления Дальневосточного пароходства и комитета плавсостава 3.11.1958 году;
  • награжден нагрудным значком «Почетному работнику морского флота» от 30.11.1959 года №10285.

Надо также отметить, что трудовой путь Павла Илларионовича проходил не только на судах, которые упоминались в статье. Можно сказать и  судах «Ильич», «Тобольск», «Дооб» и других, где нес свою трудовую вахту П. И. Федоров..

Буксир «Капитан Федоров». МагаданБуксир «Капитан Федоров»В 1974 году  буксир-кантовщик проекта 498, тип Сатурн (ленинградская постройка) Нагаевского морского порта был назван «Капитан Федоров» в честь капитана П.И. Федорова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *