Шишкин Николай Иванович

Электриком Николай Шишкин стал, можно сказать, случайно. Приехав по окончании школы из Иркутской области в Магадан, в январе 1958 года по совету родственника пошел трудоустраиваться в морпорт. Предложили стать учеником токаря или электрика.

– Я в деревне вырос, в чем заключается работа токаря, представлял смутно, а электричество худо-бедно в школе изучал, поэтому думал недолго, – объясняет выбор Н.И. Шишкин. – Так на всю жизнь на электрике и «завис»… Интересная специальность! Где-то, конечно, опасная, но при наличии головы и при знании техники безопасности все будет в порядке.

Из восьми человек, работавших в портовом электроцехе, только ученик Коля оказался на Колыме по доброй воле, остальные – бывшие военнопленные, прямым ходом угодившие после освобождения из немецких лагерей в колымские.
– Непомнящий, Малышев, Лукьяненко, Юркис, Гасс, начальник электроцеха Новицкий… Какие это были спецы! Какие замечательные люди! – восклицает Н.И. Шишкин. – До сих пор им в ноги кланяюсь – за то, что учили, как работать, как жить. Мало того, что заставляли переделывать, если что-то получалось не так, как надо («Не хотим за тебя краснеть!»). Гоняли за грязные сапоги! Не дело, поучали, выходить на смену неряхой… Таким было отношение к производству людей старой закалки. И я благодарен им всю жизнь за то, что такое же отношение к труду воспитали у меня.

По воспоминаниям Николая Ивановича, в конце 50-х на сопке, нависшей над морпортом, располагалась так называемая «Березовая роща» с казармами охранников. Раньше в них жили военнопленные японцы, чьими руками на территории порта построены первые каменные склады. Также в верхнем поселке жили портовики. К «Березовая роща» тянулась узкоколейка, по которой завозились необходимые поселку грузы. Внизу, в старом здании морского вокзала, работал клуб, организовывался избирательный участок, на котором Николаю по комсомольской линии как-то довелось поработать во время избирательной кампании.

В нашу гавань заходили кораблиНо самым ярким впечатлением той поры стали встречи первых пароходов, открывавших навигацию после долгой зимы.
– Помню, первый в моей жизни пароход, пришедший в порт Нагаево в начале мая 1958-го, привез строевой лес. Встречали его всем городом, с оркестром. Все так радовались… К тому времени в порту было уже три крана: американский «Вашингтон» и два отечественных «Кировца». Их я как раз учился обслуживать. А как здорово было встречать и провожать пассажирские пароходы! Порт как улей, шум, суета, смех, прощания, встречи, трапы поскрипывают под ногами вновь прибывших с узлами и надеждами обрести здесь новую родину.

В такой же оживленной обстановке, под «Марш Славянки», в числе 132-х новобранцев Николай Шишкин покидал Магадан на борту парохода «Приамурье» в 1959 году. Отслужив в армии, он вернулся работать в порт. Вскоре руководство отправило перспективного парня получать высшее образование. Так в 28 лет Николай получил диплом инженера-электромеханика (специальность «автоматика электроприводов»). Три года, согласно распределению, отработал инженером-наладчиком в Хабаровске.

– Часто вспоминал Магадан. Зацепил он меня крепко. Поэтому был очень рад, когда выпадали служебные командировки в Магаданскую область. В первую, к слову, налаживал электрооборудование Орбиты… В одной из последующих командировок получил приглашение вернуться в морпорт. Посулили должность электромеханика, квартиру в течение года. Я и вернулся, уже вместе с женой Светланой. На первое время дали комнату в общежитии на Портовой, 21 а. Там у меня старшая дочка родилась. К тому времени на магаданских причалах большие, неуклюжие, энергозатратные краны отечественного производства уже сменились венгерскими, позже «венгры» уступили место «немцам»…

Рабочая группа Н.И. Шишкина– Особенно бурное развитие главные транспортные ворота Колымы получили под руководством начальника порта Николая Алексеевича Старостина и главного инженера Александра Григорьевича Бибичкова. Они раздвинули порт, отсыпали новые причалы, поставили современную технику. Благодаря Старостину и Бибичкову, развивавшим собственное портовое строительство, вырос Моргородок. Но больше поражала человечность начальников порта, простота в общении, – продолжает Н.И. Шишкин. – Александр Никитович Шевченко (он руководил портом, когда я пришел туда учеником) знал по именам всех докеров! У него было железное правило: каждое утро обходил причалы, поднимался на стоящие под разгрузкой суда, смотрел, как идет работа, общался с людьми. Или такой пример. В разгар смены я получаю телеграмму с извещением о смерти отца. Прямо на причале пишу заявление на срочный отпуск. Тут как раз Старостин подходит. Прочитал, подписал заявление на «ноге» крана и здесь же распорядился выдать мне материальную помощь – 150 рублей, хоть я и не просил. Конечно, чувствуя такое доброе отношение, ты будешь отвечать только добром. И мы отвечали, работали на совесть. Хотя, конечно, и деньги за свой труд получали хорошие, особенно докеры – по 800 рублей, по 1000, а когда и того больше. Помню, все агитировали меня: «Давай к нам в докеры! Будешь в два раза больше зарабатывать!». Я не «велся»: для чего тогда учился на инженера? Да и нравилась мне моя работа.

Коллектив морпорта на Первомайской демонстрацииЗолотые времена! При Старостине, затем при Мясникове, Болдычеве… Интересно было жить. Любая полезная инициатива на производстве поощрялась, за все благодарили. Работяги честно выполняли свои обязанности, а начальство не перекладывало ответственность на кого-то, отвечало за все. Потому и дело ладилось. А еще каждый портовик чувствовал значимость своей работы для всей области. При первом секретаре Магаданского обкома Шайдурове в порту проводились ежеквартальные совещания, в которых участвовали руководители баз, автотранспортных предприятий. Если Колыму посещал высокий гость, его первым делом везли в морпорт. На майских и ноябрьских демонстрациях в первых колоннах шли автотранспортники, авиаторы, портовики. Не как сейчас: люди труда – в «хвосте», впереди – чиновники и банкиры…

Пытливая, неравнодушная натура Николая Ивановича раскрылась в плоскости рационализации. «Изменение схемы питания катушек крана «Диер»; «Изменение схемы крепления вентиляторов на портальные краны «Сокол», «Альбатрос»; «Замена магнитной станции на кранах «Диер» на отечественную»; «Изменение схемы пуска электродвигателя портального крана «Абус» – подобных изобретений десятки. Только удостоверений на рационализаторские предложения, выданных Нагаевским (Магаданским) морским торговым портом, у Н.И. Шишкина около 50-ти. А сколько не задокументированных!

Например, когда на немецких кранах начала сбоить электроника системы ограничения грузоподъемности, Николай Иванович смастерил механический узел безопасности. Установили – работает! Инженер отправил свое незапатентованное изобретение в прибалтийский институт для внедрения на промышленном уровне. Из института пришел ответ: внедрение изделия нецелесообразно, работать оно не будет. Ну, на нет и суда нет, как говорится, хотя эта конструкция работает в Магаданском порту по сей день! Однако самое интересное в том, что спустя время немецкие краны нового поколения стали выходить с использованием методики, придуманной Н.И. Шишкиным! Пусть в несколько ином техническом исполнении, но мысль в основе – та же самая.
– Воспользовались немцы моей идеей или придумали самостоятельно – то мне не ведомо. В любом случае не смог бы ничего доказать. Но гордость испытываю – за себя, за Родину. Стало быть, мы что-то еще можем, не оскудела Россия кулибиными! – улыбается изобретатель.

Николай ШишкинОн и сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, постоянно что-то мастерит. Н.И. Шишкин продемонстрировал мне несколько моделей кварцевого аппарата собственной сборки. Хочешь – квартиру дезинфицируй, хочешь – лечись. Удобно, эффективно и недорого. Руководство порта не раз поощряло инженера-электромеханика за рационализаторские инициативы, однажды даже вручило туристическую путевку в Германию и Чехословакию. О нем рассказывали не только областные, но и Всесоюзные печатные издания. Так, в газете «Водный транспорт» от 21.06.1988 г. о Николае Ивановиче вышла заметка со строками: «Н. Шишкин известен на предприятии как активный рационализатор. На его счету 46 предложений с общим экономическим эффектом свыше 28 тыс. руб.»

– Дело вовсе не в деньгах, хотя каждое рацпредложение на производстве обязательно материально поощрялось, – объясняет Н.И. Шишкин. – Не надо быть равнодушным! Что-то новое появилось – мне интересно: что это, как оно работает, почему бы не внедрить у нас?

Тогда сама система звала людей творить, двигать время вперед. Вспомните: по всей стране работала сеть станций «Юный техник». Человек уже с детства познавал мироустройство, учился придумывать что-то свое, созидать.  Недавно понес на областную станцию «Юный техник» разные детали, чтобы ребятам было из чего ваять, а она, оказывается, закрылась…

В трудовой книжке Николая Ивановича значится трехлетний период работы в Управлении «Магаданцветметстрой», входившем в состав Северовостокзолота.
– Было дело, уходил в горную промышленность, – подтверждает Н.И. Шишкин. – Считаю, это не плохо – сменить на время место работы, род деятельности. Даже наука доказывает, что это помогает избежать профессионального выгорания, усталости. И еще помогает осознать, на своем ли ты месте. Я осознал, и при первой же возможности вернуться в порт вернулся.

С супругой Светланой на отдыхе в СочиВ 2004 году из-за болезни Николай Иванович вынужден был уйти на пенсию. Но – не на покой!
– Движение – жизнь! Это я вам как механик говорю. Механизм только тогда исправен, когда находится в работе, в непрерывном движении. Поэтому как можно больше гуляю, вожусь с внуками – у меня их двое! И еще трехлетняя внучка – самый дорогой подарок младшей дочери на мое 70-летие. С супругой Светланой Григорьевной, учителем математики, с которой мы вместе уже 43 года, воспитали трех дочерей. Считаю, достойно воспитали. Жизнь удалась!

Порт в понимании Николая Шишкина – тоже механизм, большой и сложный, который жив, пока крутится маховик. А крутится он, пока его питают энергией и вовремя меняют изношенные детали.
– Хочется верить, что новое руководство придаст движению портового механизма новый импульс, напитает свежей энергией, и для предприятия начнется новый цикл. Мы все на это очень надеемся!

За время работы на счету инженера-электромеханика морпорта Николая Шишкина – около 50-ти рационализаторских изобретений..

Автор статьи: Евгения Александрова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *