Электриком Николай Шишкин стал, можно сказать, случайно. Приехав по окончании школы из Иркутской области в Магадан, в январе 1958 года по совету родственника пошел трудоустраиваться в морпорт. Предложили стать учеником токаря или электрика.
– Я в деревне вырос, в чем заключается работа токаря, представлял смутно, а электричество худо-бедно в школе изучал, поэтому думал недолго, – объясняет выбор Н.И. Шишкин. – Так на всю жизнь на электрике и «завис»… Интересная специальность! Где-то, конечно, опасная, но при наличии головы и при знании техники безопасности все будет в порядке.
Из восьми человек, работавших в портовом электроцехе, только ученик Коля оказался на Колыме по доброй воле, остальные – бывшие военнопленные, прямым ходом угодившие после освобождения из немецких лагерей в колымские.
– Непомнящий, Малышев, Лукьяненко, Юркис, Гасс, начальник электроцеха Новицкий… Какие это были спецы! Какие замечательные люди! – восклицает Н.И. Шишкин. – До сих пор им в ноги кланяюсь – за то, что учили, как работать, как жить. Мало того, что заставляли переделывать, если что-то получалось не так, как надо («Не хотим за тебя краснеть!»). Гоняли за грязные сапоги! Не дело, поучали, выходить на смену неряхой… Таким было отношение к производству людей старой закалки. И я благодарен им всю жизнь за то, что такое же отношение к труду воспитали у меня.
По воспоминаниям Николая Ивановича, в конце 50-х на сопке, нависшей над морпортом, располагалась так называемая «Березовая роща» с казармами охранников. Раньше в них жили военнопленные японцы, чьими руками на территории порта построены первые каменные склады. Также в верхнем поселке жили портовики. К «Березовая роща» тянулась узкоколейка, по которой завозились необходимые поселку грузы. Внизу, в старом здании морского вокзала, работал клуб, организовывался избирательный участок, на котором Николаю по комсомольской линии как-то довелось поработать во время избирательной кампании.
Но самым ярким впечатлением той поры стали встречи первых пароходов, открывавших навигацию после долгой зимы.
– Помню, первый в моей жизни пароход, пришедший в порт Нагаево в начале мая 1958-го, привез строевой лес. Встречали его всем городом, с оркестром. Все так радовались… К тому времени в порту было уже три крана: американский «Вашингтон» и два отечественных «Кировца». Их я как раз учился обслуживать. А как здорово было встречать и провожать пассажирские пароходы! Порт как улей, шум, суета, смех, прощания, встречи, трапы поскрипывают под ногами вновь прибывших с узлами и надеждами обрести здесь новую родину.
В такой же оживленной обстановке, под «Марш Славянки», в числе 132-х новобранцев Николай Шишкин покидал Магадан на борту парохода «Приамурье» в 1959 году. Отслужив в армии, он вернулся работать в порт. Вскоре руководство отправило перспективного парня получать высшее образование. Так в 28 лет Николай получил диплом инженера-электромеханика (специальность «автоматика электроприводов»). Три года, согласно распределению, отработал инженером-наладчиком в Хабаровске.
– Часто вспоминал Магадан. Зацепил он меня крепко. Поэтому был очень рад, когда выпадали служебные командировки в Магаданскую область. В первую, к слову, налаживал электрооборудование Орбиты… В одной из последующих командировок получил приглашение вернуться в морпорт. Посулили должность электромеханика, квартиру в течение года. Я и вернулся, уже вместе с женой Светланой. На первое время дали комнату в общежитии на Портовой, 21 а. Там у меня старшая дочка родилась. К тому времени на магаданских причалах большие, неуклюжие, энергозатратные краны отечественного производства уже сменились венгерскими, позже «венгры» уступили место «немцам»…
– Особенно бурное развитие главные транспортные ворота Колымы получили под руководством начальника порта Николая Алексеевича Старостина и главного инженера Александра Григорьевича Бибичкова. Они раздвинули порт, отсыпали новые причалы, поставили современную технику. Благодаря Старостину и Бибичкову, развивавшим собственное портовое строительство, вырос Моргородок. Но больше поражала человечность начальников порта, простота в общении, – продолжает Н.И. Шишкин. – Александр Никитович Шевченко (он руководил портом, когда я пришел туда учеником) знал по именам всех докеров! У него было железное правило: каждое утро обходил причалы, поднимался на стоящие под разгрузкой суда, смотрел, как идет работа, общался с людьми. Или такой пример. В разгар смены я получаю телеграмму с извещением о смерти отца. Прямо на причале пишу заявление на срочный отпуск. Тут как раз Старостин подходит. Прочитал, подписал заявление на «ноге» крана и здесь же распорядился выдать мне материальную помощь – 150 рублей, хоть я и не просил. Конечно, чувствуя такое доброе отношение, ты будешь отвечать только добром. И мы отвечали, работали на совесть. Хотя, конечно, и деньги за свой труд получали хорошие, особенно докеры – по 800 рублей, по 1000, а когда и того больше. Помню, все агитировали меня: «Давай к нам в докеры! Будешь в два раза больше зарабатывать!». Я не «велся»: для чего тогда учился на инженера? Да и нравилась мне моя работа.
Золотые времена! При Старостине, затем при Мясникове, Болдычеве… Интересно было жить. Любая полезная инициатива на производстве поощрялась, за все благодарили. Работяги честно выполняли свои обязанности, а начальство не перекладывало ответственность на кого-то, отвечало за все. Потому и дело ладилось. А еще каждый портовик чувствовал значимость своей работы для всей области. При первом секретаре Магаданского обкома Шайдурове в порту проводились ежеквартальные совещания, в которых участвовали руководители баз, автотранспортных предприятий. Если Колыму посещал высокий гость, его первым делом везли в морпорт. На майских и ноябрьских демонстрациях в первых колоннах шли автотранспортники, авиаторы, портовики. Не как сейчас: люди труда – в «хвосте», впереди – чиновники и банкиры…
Пытливая, неравнодушная натура Николая Ивановича раскрылась в плоскости рационализации. «Изменение схемы питания катушек крана «Диер»; «Изменение схемы крепления вентиляторов на портальные краны «Сокол», «Альбатрос»; «Замена магнитной станции на кранах «Диер» на отечественную»; «Изменение схемы пуска электродвигателя портального крана «Абус» – подобных изобретений десятки. Только удостоверений на рационализаторские предложения, выданных Нагаевским (Магаданским) морским торговым портом, у Н.И. Шишкина около 50-ти. А сколько не задокументированных!
Например, когда на немецких кранах начала сбоить электроника системы ограничения грузоподъемности, Николай Иванович смастерил механический узел безопасности. Установили – работает! Инженер отправил свое незапатентованное изобретение в прибалтийский институт для внедрения на промышленном уровне. Из института пришел ответ: внедрение изделия нецелесообразно, работать оно не будет. Ну, на нет и суда нет, как говорится, хотя эта конструкция работает в Магаданском порту по сей день! Однако самое интересное в том, что спустя время немецкие краны нового поколения стали выходить с использованием методики, придуманной Н.И. Шишкиным! Пусть в несколько ином техническом исполнении, но мысль в основе – та же самая.
– Воспользовались немцы моей идеей или придумали самостоятельно – то мне не ведомо. В любом случае не смог бы ничего доказать. Но гордость испытываю – за себя, за Родину. Стало быть, мы что-то еще можем, не оскудела Россия кулибиными! – улыбается изобретатель.
Он и сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, постоянно что-то мастерит. Н.И. Шишкин продемонстрировал мне несколько моделей кварцевого аппарата собственной сборки. Хочешь – квартиру дезинфицируй, хочешь – лечись. Удобно, эффективно и недорого. Руководство порта не раз поощряло инженера-электромеханика за рационализаторские инициативы, однажды даже вручило туристическую путевку в Германию и Чехословакию. О нем рассказывали не только областные, но и Всесоюзные печатные издания. Так, в газете «Водный транспорт» от 21.06.1988 г. о Николае Ивановиче вышла заметка со строками: «Н. Шишкин известен на предприятии как активный рационализатор. На его счету 46 предложений с общим экономическим эффектом свыше 28 тыс. руб.»
– Дело вовсе не в деньгах, хотя каждое рацпредложение на производстве обязательно материально поощрялось, – объясняет Н.И. Шишкин. – Не надо быть равнодушным! Что-то новое появилось – мне интересно: что это, как оно работает, почему бы не внедрить у нас?
Тогда сама система звала людей творить, двигать время вперед. Вспомните: по всей стране работала сеть станций «Юный техник». Человек уже с детства познавал мироустройство, учился придумывать что-то свое, созидать. Недавно понес на областную станцию «Юный техник» разные детали, чтобы ребятам было из чего ваять, а она, оказывается, закрылась…
В трудовой книжке Николая Ивановича значится трехлетний период работы в Управлении «Магаданцветметстрой», входившем в состав Северовостокзолота.
– Было дело, уходил в горную промышленность, – подтверждает Н.И. Шишкин. – Считаю, это не плохо – сменить на время место работы, род деятельности. Даже наука доказывает, что это помогает избежать профессионального выгорания, усталости. И еще помогает осознать, на своем ли ты месте. Я осознал, и при первой же возможности вернуться в порт вернулся.
В 2004 году из-за болезни Николай Иванович вынужден был уйти на пенсию. Но – не на покой!
– Движение – жизнь! Это я вам как механик говорю. Механизм только тогда исправен, когда находится в работе, в непрерывном движении. Поэтому как можно больше гуляю, вожусь с внуками – у меня их двое! И еще трехлетняя внучка – самый дорогой подарок младшей дочери на мое 70-летие. С супругой Светланой Григорьевной, учителем математики, с которой мы вместе уже 43 года, воспитали трех дочерей. Считаю, достойно воспитали. Жизнь удалась!
Порт в понимании Николая Шишкина – тоже механизм, большой и сложный, который жив, пока крутится маховик. А крутится он, пока его питают энергией и вовремя меняют изношенные детали.
– Хочется верить, что новое руководство придаст движению портового механизма новый импульс, напитает свежей энергией, и для предприятия начнется новый цикл. Мы все на это очень надеемся!
За время работы на счету инженера-электромеханика морпорта Николая Шишкина – около 50-ти рационализаторских изобретений..
Автор статьи: Евгения Александрова