О колымской трассе и ее героях. Э. Герлингер.

1093

Практически вся трасса от Магадана до Хандыги проложена в горной стране, среди сопок, по долинам рек, через перевалы. Пересекает тысячи рек и ручьев. Про мосты я и хотел рассказать. Некоторые мосты, как свидетели тех суровых времен, до сих пор стоят вдоль трассы как памятники истории.

1094

Активное строительство трассы проходило в 30-40е годы, заключенными треста «Дальстроя». Как правило, за первый год,- два осуществлялось строительство автопроезда в одну колею, а остальные несколько лет, дорожное полотно расширялось и усовершенствовалось. При этом, мосты нужно было строить сразу. Сложный рельеф, климат, сложная, не изученная гидрология не давали право на ошибки в строительстве мостовых переходов. Ошибка могла быть оплачена сотнями жизней заключенных.

1095

На границе Магаданской области и Якутии (Саха).

Одним из строителей трассы «Колыма» был Герлингер Эрих Андреасович. Среди дорожников его поколения, не было более компетентного специалиста в области строительства мостов.

1111

Герлингер Эрих Андреасович.

Он родился 18 сентября 1913 г. в АССР Немцев Поволжья, г. Маркштадт, в семье врача. Отец, в погиб на войне с белофинами, а в 1937 г. Его и мать арестовали органами НКВД. Осужден по ст. 58/-10 «проведение антисоветской агитации» /-11 «участие в антисоветской организации». 10 лет лишение свободы. Этап, Магадан, Колыма.

1096

Прижим вдоль реки Нера. Здесь до реконструкции дело не дошло. Дорога с сороковых годов мало изменилась, проезд в одну машину.

Его профессиональные знания, полученные в Саратовском ЖД университете и помогли выжить в лагерях. Заметив его талант в инженерии дорожного строительства, администрация поручала все более сложные задания, в том числе и проектирование мостов, Герлингер блестяще справлялся с любой задачей. В изыскательских партиях он прошел всю трассу от Магадана до Пристани Хандыга.

1097

Прижим вдоль реки Нера.

Вот что он сам рассказывал: «В сентябре – октябре 1941 года прибыли рабочие-заключенные. Мы приступили к организации ДСУ от Хандыги до Кадыкчана в 1000 км, с базой на Росомахе. Зимой морозы держались до -55 С. Но несмотря на это работы проводились каждый день по 10-12 часов. Менее чем за два года был сдан автопроезд Хандыга-Кадыкчан. Было переработано в ручную более 5 млн. кубов грунта, построены сотни мостов. Особенно тяжело давались 15-й километр от Хандыги. 20 машин возили грунт болото. Вчерашние работы были не видны, т.к. весь грунт тонул. Тогда выложили основание дороги двумя слоями наката из бревен, и только тогда дали проезд.».

1098

Болота вдоль которых прошла дорога.

« … Иногда для прокладки километра пути требовалась отсыпка в миллион кубов грунта, выполненной с помощью одних только тачек и лопат. На болотистых местах, насыпь проваливалась так, что утром не было видно и следа и все приходилось делать с нуля.

…четырехметровую полку дороги, в 18 километровой стене «Черного прижима», заключенные высекали взрывчаткой и кайлом целый год.».

По его проектам выполнялось строительство крупных мостовых переходов через реки Агаякан, Сунтар, Куйдусун, Менкюле, Росомаху и другие.

1110Участок «Черный прижим» после реконструкции. Ниже современного полотна дороги, есть полка исторической, шириной 4 метра. Сейчас старая дорога выполняет функции уступа безопасности. Если автомобиль и пробьет защитное ограждение, на его пути в обрыв, окажется этот уступ.

1099

Один из мостов Герлингера.

После освобождения, в 1947 году Герлингер продолжал работать в п. Теплый ключ, что не далеко от Хандыги, продолжал строить дороги и мосты, а в 1956 году был полностью реабилитирован.

Это уже был конец 70-х, когда внезапно, после тяжелого ледохода на реке Нера (крупный приток Индигирки) вышел их строя мост через Неру. Движение транспорта было ограничено, объезд сделать не возможно. О важности объекта говорил тот факт, что съехались ведущие специалисты их Якутска и Москвы, долго не могли найти решения. И тут слово взял Герлингер. Он предложил одеть в бандажи старые опоры. К утру все расчеты лежали на столе. По ним, работники Нерского ДРСУ провели ремонт в короткий срок и мост еще прослужил 5 лет, пока не был построен новый. В то время Эрих Герлингер был старшим прорабом.

1100

Так же Герлингер был автором методики создания автозимников в Заполярье. Она до сих пор служит настольным пособием для дорожников.

1108

Поворот на автозимник в п. Зырянка, Среднеколымск и Певек.

Его рукой написано «Техническое условие по строительству автодорог на ледяном покрове в условиях Якутии». Этой номограммой, простой и доступной, до сегодняшнего дня пользуются дорожные мастера, инженеры и прорабы по всей Якутии и Восточной Сибири.

1102

Эрих Герлингер никогда не занимал высоких руководящий постов. Выходец из семьи репрессированных немцев. К сожалению, именно строка в биографии влияла, на судьбу человека, а не талант. Числился старшим прорабом, хотя выполнял функции, далеко выходящие за его обязанности.

1103

Мост – памятник Герлингеру на перевале «Зайчая петля».

Проходят десятилетия, меняются технологии и материалы, требования к мостам. Старые мосты ветшают и выходят из строя, часто на их месте строят уже новые железобетонные мосты, а остатки от старых мостов сносят.

1105

Работники ДРСУ разбирают старый мост, после постройки нового.

Так, постепенно, исчезают с Колымской трассы и старые деревянные мосты времён Дальстроя, дорожные дистанции и другие свидетельства того героического и тяжелого времени – времени строительства Колымской трассы.

1106

Барак у дороги. Постройка 40-х годов. Дорожная дистанция.

Но жители Колымы помнят, каким трудом и в каких условиях строилась Колымская  трасса и чтят память вольных и невольных трассостроителей, одним из которых был Герлингер Эрих Андреасович.

1107

Памятник – Крест мостостроителям Колымской трассы.

На горном перевале стоит крест со словами «Путник! Склони голову в память о людях разных национальностей, оставивших свою молодость, здоровье, а зачастую и жизнь…»

Автор: Евгений Радченко, блог автора.

Один комментарий к “О колымской трассе и ее героях. Э. Герлингер.”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *