Экскаваторщик прииска имени Гастелло П.И. Ганчурин. 1944 год. Фото из газеты «Советская Колыма».
Жизнь до ареста
Ганчурин Павел Илларионович родился в 1907 году в Татарской АССР, Куйбышевском районе, селе Антоновка в семье крестьян. Павел смог получить только начальное образование — 4 класса.
Семейная жизнь Ганчурина началась на его малой родине — селе Антоновка. Здесь же родились его дети — сын Владимир и дочь Галина.
В 1936 году Павел проживал в Москве, работал слесарем на заводе № 22.
Арест и жизнь на Колыме
В 1936 году Ганчурин был арестован и осуждён по политической статье 58-10 (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений — О.В.)
Судя по хронологии, суд назначил ему меру наказания — 5 лет лишения свободы.
На колымскую землю Павел Илларионович ступил в качестве заключённого 3 декабря 1936 года, прибыв из Владивостока на пароходе «Джурма».
Отбывал наказание в Севлаге, предположительно, в районе прииска «Нижний Ат-Урях.
26 января 1940 года у Павла Илларионовича началась новая жизнь. В этот день освободился из лагеря и стал вольным. Паспорт Ганчурин получил 22 июля 1940 года.
Подписав договор с Дальстроем Ганчурин П.И. устроился электромонтёром на прииск «Нижний Ат-Урях» с 26 января 1940 года, где проработал по 12 декабря 1940 года.
1940 год
Прииск «Бурхала»
Прииск «Бурхала» был организован в 1940 году. Для обеспечения работ по вскрыше торфов на новом прииске, руководство Дальстроя решило перебросить на Бурхалу в конце 1940 года два дизельных экскаватора «Марион», которые доставили на прииск по запчастям.
14 декабря 1940 года Ганчурин Павел Илларионович был переведён с прииска «Нижний Ат-Урях» на прииск «Бурхала» машинистом экскаватора, который на то время пребывал в разобранном состоянии.
Человек, который имел только 4 класса образования и до этого работавший электромонтажником, был переведён на должность машиниста экскаватора и участвовал в сборке экскаватора «Марион», где все бумаги и инструкции были на английском языке, которым на прииске никто не владел…
Во истину, безумству храбрых…
1941 год
Первые шаги «Мариона»
Перед бригадой экскаваторщиков, возглавляемой начальником парка комсомольцем Ташкиным и бригадиром экскаваторщиков Блицоном, была поставлена задача — сдать в эксплуатацию первый экскаватор не позднее 15 февраля. Это было выполнено с честью, и экскаватор № 71-58 в намеченный срок зачерпнул первый ковш породы. Вскоре был готов второй «Марион» — № 72-02.
Из репортажа в газете «Советская Колыма»: «Машинист Эльмар Блицон поднялся на площадку экскаватора. Друзья по работе поручили ему испытать машину — выбросить первый ковш торфов. Заведётся мотор или нет? — волновались машинисты. А вдруг неправильно собрали экскаватор?
Но всё вышло хорошо. От прилива радости Эльмар Блнцон даже ударил шапкой оземь: «Тронулись!»
Механизм плавно разворачивал стрелу экскаватора. Но радость была недолгой. Выяснилось, что дизельный мотор «Марион» в крепкие морозы отказывался служить. Газойль, питавший дизель, на морозе сгущался и не засасывался в мотор».
Первые дни работы экскаваторов были непростыми. Машины капризничали в основном из-за плохой подачи горючего, но экскаваторщики не унывали. Было установлено, что в условиях суровой зимы бак для горючего, находящийся в противовесе, непригоден. По предложению Блицона был изготовлен новый бак, который установили на кожухе цепи Ренольда. Этим была достигнута самотёчная подача горючего в насосную секцию.
Больше ничто не препятствовало экскаваторным работам. Машинисты «Бурхалы» доказали, что зимняя стужа не могла быть помехой работе экскаватора.
В то время бригадиром на «Марионе» № 71-58 работал бригадиром Эльмар Блицон, а вместе с ним осваивали машину машинист Павел Илларионович Ганчурин и Павел Дрожжин.
В апреле 1941 года «Марионы» на прииске «Бурхала» работали уже с полной загрузкой, ежедневно выполняя задание по вскрыше торфов на 200–300%.
Систематически перевыполняя планы вскрыши торфов, коллектив экскаваторного парка прииска «Бурхала» на сентябрь 1941 года считался ведущим на Севере и уже несколько месяцев держал у себя переходящее Красное знамя управления. К 1 октября годовой план по вскрыше торфов экскаваторщики «Бурхалы» выполнили на 110,3%.
Стахановцы парка Блицон, Ганчурин и Дрожжин заслуженно носили звание «Знатного машиниста-экскаваторщика Колымы».
1942 год
Братья Ганчурины в Великой Отечественной войне
С первых дней Отечественной войны был призван на защиту Родины младший брат Фёдор Илларионович Ганчурин, пропавший без вести осенью 1942 года.
В начале 1942 года при обороне Москвы погиб старший брат Василий Илларионович Ганчурин.
Желание отомстить за братьев и ненависть к захватчикам побудили Павла Илларионовича Ганчурина обратиться к руководителям Дальстроя с просьбой отправить его на фронт.
Но начальник Политуправления ответил Павлу Илларионовичу и группе других экскаваторщиков, что работникам Крайнего Севера правительство доверило ответственную работу, и их основная задача — работать по-фронтовому в глубоком тылу, всеми силами помогая Красной Армии разить врага.
Перевод в ТГПУ
Летом 1942 года руководством Дальстроя было принято решение о переброске экскаватора «Марион» № 71-58 с прииска «Бурхала» СГПУ в ТГПУ, для работы в долине «Маршалов».
Дизельный экскаватор «Марион» на вскрыше торфов. 1942 год. Фото из архивов ГАМО.
Как было принято в то время, вместе с экскаватором был переведён и его экипаж в составе Блицона, Ганчурина и Дрожжина.
Таким образом, Павел Илларионович Ганчурин был переведён на районную экскаваторную станцию ТГПУ с 27 июня 1942 года машинистом.
Можно сказать, что для Павла Илларионовича это был «звёздный» перевод, ставший началом его славы не только в РЭКС ТГПУ, но и по всему Дальстрою.
«Марион» № 71-58 сгрузили с тяжеловоза в Омчакской долине. Она была покрыта густым лесом, и река шла по своему многовековому руслу. На «Марионе» подняли стрелу, и многотонную машину осторожно повели по тайге к тому месту, где нужно было начинать вскрышу первой полосы, чтобы впоследствии эта полоска развернулась и разрослась в прииск имени Гастелло. В долине началась вскрыша больших полигонов.
К сожалению, сведений о бригаде «Мариона» № 71-58 в 1942 году больше найдено не было. Первые упоминания об экскаваторе в ТГПУ датируются 1943 годом.
1943 год
Март. Ремонт «Мариона»
Экскаватор «Марион» № 71-58 должен был выйти на полигон прииска имени Гастелло после ремонта 25 февраля, но и в начале марта всё ещё находился на экскаваторной станции. Бригадир экскаватора Блицон пояснял, что ремонт остановился из-за отсутствия дизеля, который был отремонтирован, но находился в Магадане, а на Теньку его доставить никто не спешил.
Июль. Успехи «Мариона»
В 1943 году «Марион» № 71-58 работал на вскрыше торфов на прииске имени Гастелло.
Бригада экскаватора в составе Блицона (бригадир), машинистов Ганчурина и Дрожжина и их помощников Рыболова, Буканова и Гогия своей работой завоевала звание фронтовой, почётный щит и переходящее красное знамя Тенькинского управления, присуждаемое лучшему экскаватору.
Секрет успеха бригады заключался в том, что она была сработанным и спаянным коллективом.
Бригадир Блицон задолго до остановки машины на профилактический и плановый ремонты сам подготавливал чертежи, заблаговременно сдавал заказы на изготовление деталей. Как только машина останавливалась на ремонт, бригада все свои усилия прилагала на то, чтобы ускорить окончание ремонта. Основной упор делался на качество ремонта, и это приносило свои плоды — экскаватор не имел ни одного часа простоя.
За безаварийную работу в июне и перевыполнение полугодового плана руководство районной экскаваторной станции Теньки премировало бригаду 125% месячного заработка.
2 июля коллектив «Мариона» № 71-58 установил новый рекорд на вскрыше торфов. В этот день чистой вскрыши торфов было произведено 2 070 кубометров.
В июле 1943 года бригада экскаватора «Марион» № 71-58 за месяц переработала 51 тысячу кубометров горной массы, в том числе вскрыши — 35,6 тысячи кубометров, перевалки — 15,6 тысяч кубометров. Выработка на кубометр ёмкости ковша составила 34,2 тысячи кубометров.
За ударную работу и перевыполнение плана бригаде экскаватора «Марион» № 71-58 приказом № 422 по ГУСДС «О присвоении звания «Лучшая экскаваторная бригада Дальстроя»» от 7 августа 1943 года было присвоено звание «Лучшая экскаваторная бригада Дальстроя» и вручена премия 10 000 рублей.
Август. Благодарность от руководства ГУСДС
Бригада экскаватора «Марион» № 71-58 в августе 1943 года переработала 28,6 тысяч кубометров грунта. Согласно приказу № 493 по ГУСДС «О присвоении звания «Лучшая экскаваторная бригада Дальстроя»» от 7 сентября 1943 года бригаде была объявлена благодарность.
1944 год
Из РЭКС на прииск имени Гастелло
Согласно приказу № 50 по ГУСДС, подписанного в январе 1944 года, районная экскаваторная станция ТГПУ была ликвидирована.
Причины такого решения были перечислены в приказе № 50 по ГУСДС: «В целях сокращения административно-управленческих расходов, удешевления себестоимости вскрыши торфов, а также больше ответственности начальников приисков за работу экскаваторов и за подготовку вскрытых площадей, в обеспечении плана золотодобычи на 1944 год…»
Все экскаваторы было приказано рассредоточить по приискам, ответственность за их работу и выполнение планов по вскрыше торфов возлагалась на начальников приисков.
Положения приказа № 50 по ГУСДС надлежало выполнить к 10 февраля.
Таким образом, экскаватор «Марион» № 71-58 вошёл в состав экскаваторного парка прииска имени Гастелло вместе со своей бригадой.
Павел Илларионович Ганчурин, согласно документам, был переведён на прииск имени Гастелло машинистом экскаватора 5 февраля 1944 года.
Из машиниста в бригадиры
Эльмар Блицон был переведён на работу в другое горнопромышленное управление, и его место занял Павел Ганчурин. Точной даты назначения Ганчурина на пост бригадира «Мариона» № 71-58 найти не удалось, но можно предположить, что это произошло в феврале 1944 года.
Февраль. Лучшие в Омчакской долине
В феврале 1994 года на вскрыше торфов дизельный «Марион» выдавал ежесуточно 1 300—1 500 кубометров грунта. Бригадир экскаватора Ганчурин и машинисты Дрожжин и Рыбалов считались лучшими экскаваторщиками на приисках Омчакской долины.
В этом же месяце на экскаваторе была произведена замена ковша на более ёмкий, и бригада взяла обязательство ещё больше повысить производительность своей машины.
Март. Работа Ганчурина
Из заметки в газете «Советская Колыма» от 14 марта 1944 года: «Дизельный «Марион» на прииске им. Гастелло ежедневно выполняет план. В отдельные дни мощная машина, управляемая опытными машинистами, выбрасывает за контур свыше 1.500 кубометров торфов.
10 марта знатный машинист Ганчурин проводил пересменку. В этот день он должен был работать 12 часов. Смена началась неудачно. Неполадки помешали приступить сразу к работе, простой отнял 3 часа рабочего времени.
— Упущенное наверстаю, — заявил машинист начальнику прииска Челидзе. — Мне остаётся работать 9 часов, я кое-что сумею наверстать.
Машинист взялся за рычаги и приступил к экскавации. Ковш «Мариона» начал плавно описывать восьмёрки, черпая грунт и относя его на отвал.
Знатный машинист сдержал своё слово. За 10 часов работы он вскрыл 1.000 кубометров торфов».
Ганчурину принадлежал рекорд по вскрышным работам. 8 марта он вскрыл за 8 часов 700 кубометров торфов. 10 марта его экскаватор «Мариона» № 71-58 вскрыл уже 1 000 кубометров торфов, а в целом за месяц достиг рекордной выработки — 43,8 тысячи кубометров, что почти в полтора раза превышало план. Показатели этого экскаватора были значительно выше, чем показатели других дизельных «Марионов». Один из лучших экскаваторов Омчакской долины «Марион» № 72-02, работающий на прииске им. Ворошилова, за месяц выбросил 43 497 кубометров.
Бригада Ганчурина по итогам в марте 1944 года заняла первое место среди лучших экскаваторных бригад Дальстроя. По условиям соревнования ей были присуждены звание лучшей экскаваторной бригады Дальстроя и первая премия — 10 тысяч рублей.
Состав бригады «Мариона» № 71-58 в марте 1944 года: бригадир экскаваторщиков П. Ганчурина, машинисты Буканов, Рыбалов, Дрожжин и дизелист Борисов.
Апрель
Из интервью Павла Ганчурина, опубликованного в газете «Советская Колыма»: «… Сейчас все горняки прииска стремятся улучшить свои показатели, чтобы завоевать первенство в предмайском социалистическом соревновании. Наша бригада приложит все силы, чтобы помочь прииску в этом. Для успешной работы экскаватора требуется также активная поддержка горных мастеров, бригадиров, шурфовщиков. А в этих людях мы уверены. Наши прекрасные бригады шурфовщиков постоянно перевыполняют план, вовремя подготовляют грунт, а если это дело тормозится, на помощь приходят весь коллектив прииска. Рабочие подсобных цехов, служащие конторы, бойцы охраны постоянно бывают на наших полигонах, помогают проходить шурфы, засыпают их грунтом и этим самым обеспечивают бесперебойную эксплуатацию экскаваторов.
Сплочённость коллектива прииска, его стремление к победе — вот что даёт нам полную уверенность в том, что план апреля будет перевыполнен, и коллектив нашего прииска добьётся первенства в социалистическом соревновании в честь Первого Мая».
В апреле бригада «Мариона» № 71-58 под руководством Ганчурина завершила выполнение месячного плана на 5 дней раньше срока. Экскаваторщики обязались и в мае завоевать первенство среди дизельных экскаваторов.
Июнь. Почин передового экскаваторного парка
В июне 1944 года экскаваторный парк прииска занимал ведущее место среди экскаваторщиков Теньки. Приказом начальника Дальстроя за высокие показатели экскаваторщикам прииска имени Гастелло присуждено первое место и премия в 10 тысяч рублей.
Коллектив экскаваторного парка на своём совещании обсудил задачи на июнь и решил в этом месяце по экскаватору «Марион» добиться переброски 52 тысяч кубометров грунта, а на экскаваторах «ППГ» и «Демаг» — по 35 тысяч кубометров и на добыче песков давать не менее 500 кубометров горной массы на один кубометр ёмкости ковша.
Дизельный экскаватор «Марион» № 71-58 вскрывает торфа на прииске имени Гастелло. 1944 год. Фото из газеты «Советская Колыма».
Бригада «Мариона» № 71-58 стала инициатором социалистического соревнования экскаваторщиков, взяв на себя обязательство в июне выбросить за контур 52 тысяч кубометров торфов. Ежедневно «Марион» выбрасывал за контур 2.200 кубометров торфов, а в отдельные дни чистая вскрыша составляла 2 600—2 700 кубометров.
В июне «Марион» № 71-58 был занят некоторое время на горно-подготовительных работах, имев большую передвижку с одного участка на другой и, кроме того, находился 72 часа в профилактическом ремонте. Всё это время было навёрстано безаварийной и безостановочной работой.
При подведении итогов экскаваторов работы за июнь, план «Марионом» был выполнен на 178%. Всего за месяц он дал 53 570 кубометров горной массы, на один кубометр ёмкости ковша — 35 700 кубометров. Кроме того, бригада сэкономила за месяц 2,5 тонны горючего, смазочные материалы и 20% планового количества троса.
Из репортажа, опубликованного на страницах газеты «Советская Колыма» от 2 июля 1944 года: «
— Вон, посмотрите, как работает наш «Марион»,— с гордостью говорит главный инженер прииска, им. Гастелло, показывая на высокий отвал, за которым то и дело мелькает ажурная металлическая стрела дизельного «Мариона» № 71-58.
Мы подходим к машине — одной из лучших среди экскаваторного парка Омчакской долины. Огромный полуторакубометровый ковш с быстротой молнии опускается в забой. Не успели ещё загреметь цепи, как уже плавно натянулся подтяжной трос, и зубья ковша, вгрызаясь в талый грунт, стали черпать торфа. С хода ковш взвивается ввысь, описывает полукруг, и высыпанием ковша завершается очередной цикл у знатного бригадира Павла ИлларионовичаЛ Ганчурина. Цикл экскавации у одного из лучших машинистов Теньки занимает 23—24 секунды.
Закончилась смена. Знатный бригадир сдаёт машину и даёт указания своему сменщику. Увидя нас, Павел Илларионович легко соскакивает с машины, подходит и, улыбаясь, протягивает загорелую, сильную руку. Он рассказывает о состоянии «Мариона», о том, как прошла смена, и с гордостью показывает на влажные отвалы только что вскрытых торфов.
Павла Илларионовича на приисках Теньки знают как одного из самых опытных бригадиров дизельных «Марионов». Он уверен в машине, знает каждый её болтик, каждую шайбу. Идя на смену, он уже издали определяет, в каком состоянии находится дизель. И надо сказать, что сложный агрегат всегда бывает в полном порядке.
Ганчурин славится не только как бригадир, постоянно перевыполняющий план. Он известен также как воспитатель молодых кадров. Это он обучил своего дизелиста и слесаря управлять машиной, обучил их сложному ремеслу машинистов дизельного экскаватора. И Павел Илларионович уверен в своих учениках. Знатный бригадир может быть за них спокойным. Однако бригадир бывает спокойным только тогда, когда сам сидит за рычагами.
— На работе я отдыхаю, — рассказывает Ганчурин. — Хотя мои сменщики все опытные работники, всё же я бываю спокойным только тогда, когда сам осмотрю и проверю всю машину. Дизельный «Марион» для Ганчурина — это страница раскрытой книги. Подчас кажется, что зоркий глаз бригадира видит не только открытые детали машины, но и те её части, которые скрыты под кожухами.
— Это наш «Марионыч», — в шутку называют его на прииске.
Это меткое прозвище полностью показывает, как хорошо знает Павел Илларионович свой «Марион» № 71-58».
Июль. Паводок
Бригада Павла Илларионовича Ганчурина, прославившаяся среди экскаваторщиков Теньки, уверенно работала, изо дня в день перекрывая задания.
В июле на прииске имени Гастелло план вскрыши торфов полностью выполнить не удалось. Помешал сильный паводок.
Послушный воле человека Омчак менял своё извечное ложе, но горные реки коварны — вода незаметно подтачивает дамбы, и тихий с виду Омчак дважды прорывал их. Летом 1945 года с рёвом устремилась вода в разрезы, грозя затопить полигоны, разнести и смыть приборы. И в эти грозные минуты, когда люди, видавшие виды, не знали, с чего начать ликвидацию грозной аварии к размытой дамбе со всей скоростью подходил «Марион». За рычагами его сидел знатный бригадир его — бессменный машинист Павел Илларионович Ганчурин. А рядом на мостике стоял помощник Ганчурина — машинист Павел Георгиевич Дрожжин.
«Марион» № 71-58 пришлось снимать со вскрыши и ставить на горно-подготовительные работы — необходимо было оградить новый полигон от воды, угрожающей его затоплению.
Август. Упущенное в июле
В августе бригада навёрстывала упущенное в июле, и за три дня августа экскаватор выполнил 13,5% месячного плана.
Полуторакубометровый ковш «Мариона» ритмично черпал грунт, ежедневно выдавая по 1.500—1.600 кубометров. 3 августа «Марион» перевалил 540 кубометров и вскрыл полторы тысячи кубометров торфов. Такая работа позволяет с уверенностью предполагать, что месячный план вскрыши торфов будет выполнен.
За август бригада дизельного «Мариона» № 71-58 переработала 51 124 кубометра грунта, план был выполнен на 256%. Коэффициент использования машины доходил до 0,81. На кубометр ёмкости ковша выработка в бригаде составила 34 100 кубометров.
Бригада Ганчурина занимала первое место в экскаваторном парке прииска имени Гастелло.
Сентябрь. Годовой план
Горняки прииска имени Гастелло делил всё, чтобы 15 сентября завершить выполнение годового задания.
Не снижая темпов, продолжались работы по подготовке новых площадей для промывки. На этой работе по-прежнему первенство держала бригада дизельного «Мариона». Нет было такого дня, чтобы экскаваторщики во главе со своим бригадиром Ганчуриным не увеличили своих показателей против прошедших суток. В то время как на приисках уже начинали поговаривать о прекратившейся оттайке грунта, Ганчурин и его бригада ставили новые рекорды. 3 сентября они выбросили за контур 2 740 кубометров грунта и добились самой высокой производительности среди экскаваторного парка Тенькинского управления.
Гастелловцам удалось выполнить взятое обязательство — к вечеру 16 сентября стало известно, что годовое задание полностью выполнено. Исключительную роль в выполнении годового плана сыграл экскаваторный парк прииска. К маю прииск имел только 14% готовых площадей. Эта цифра убедительно показывала, насколько широко летом была использована техника на прииске имени Гастелло. Экскаваторный парк подготовил площади и создал запас песков, что и помогло горнякам выйти победителями в трудной и напряжённой борьбе.
Дизельный «Марион» к сентябрю 1944 года переработал 322 тысячи кубометров горной массы и выполнил годовой план на 123%.
Ноябрь. Обязательства ко дню Сталинской конституции
В ноябре 1944 года передовая экскаваторная бригада управления, работающая на прииске имени Гастелло, встала на стахановскую вахту в честь Дня Конституции. Бригадир экскаватора Павел Ганчурин от имени бригады взял обязательство — ежедневно вскрывать 1 200 кубометров торфов.
Успешно завершая выполнение месячного плана, бригада с честью выполняла взятые обязательства. Экскаватор вскрывает по 1.300 кубометров торфов и больше. Руководители прииска организовали ширмовое бурение полигонов и полностью обеспечивали экскаватор подготовленным грунтом.
Экскаваторщики во главе со знатным бригадиром Павлом Ганчуриным прилагали все силы, чтобы достойно встретить день Сталинской конституции.
Декабрь. Подведение итогов
В газете «Советская Колыма» от 26 декабря 1944 года было опубликовано интервью бригадира Павла Ганчурина: «Экскаватор «Марион», на котором я работаю, выполнял план из года в год. За работу в 1944 году я был награждён значком «Отличнику дальстроевцу». Но работа меня не удовлетворяла, я чувствовал, что можно трудиться ещё лучше. Бригада, с которой я работаю, это — боевой коллектив, многие из экскаваторщиков работают со мной по нескольку лет.
Мы обсудили в бригаде работу 1944 года и основной задачей поставили вскрыть как можно больше площадей, а для этого решили до минимума сократить простои. Слесарь тов. Есин всегда имеет запасные части и инвентарь для ремонта экскаватора, чтобы в нужный момент не бежать за ними, а сразу же на месте как можно быстрее и лучше сделать ремонт. Ремонтируем экскаватор мы сами, это значительно сокращает время.
Сменные машинисты обучались бережно, с любовью относиться к экскаватору. Малейший стук в двигателе заставляет машиниста насторожиться и проверить. Таким внимательным отношением к работе мы свели до минимума простои. Ежедневно машинисты получают от меня задание на смену и по окончании работы отчитываются. Не было ещё случая, чтобы данное мною задание не было выполнено.
Дружная и слаженная работа всего нашего коллектива с начала года обеспечила нам успех. Уже в марте мы получили премию начальника Дальстроя — 10 тысяч рублей. С того же времени нашей бригаде присвоили звание фронтовой. Мы не успокоились да достигнутом, а стали работать ещё напряжённее, ни на минуту не забывая высокого почётного звания фронтовиков. В июле мы вторично получили такую же премию.
В своей работе мы соревновались с бригадой экскаватора «Демаг», где бригадиром Балдуев. Ежемесячно наши бригады собирались, по-деловому обсуждали результаты своей работы, отмечали недостатки, брали обязательства на следующий месяц. Бригада Балдуева работает также хорошо, она с успехом закончила годовой план.
Во многом нам помог прикреплённый к нам горный мастер Москалев. Он почти ежедневно приходил к нам в бригаду, знакомил нас с показателями остальных экскаваторных бригад, читал нам газеты, проводил беседы. Москалев в нашей бригаде — свой человек, он вместе с нами переживает неполадки и радуется нашим успехам.
По плану в этом году мы должны были переработать 190 тысяч кубометров грунта, фактически же мы сделали 395 тысяч кубометров. Два с лишним годовых плана выполнила наша бригада. Сейчас наш «Марион» стоит на ремонте.
B наступающем 1945 году мы обязуемся работать ещё лучше, данное нам задание перевыполнить и первенства в Тенькинском управлении не уступим».
Бригада экскаватора «Марион» № 71-58 за 1944 год переработала за 1944 год 395 тысяч кубометров грунта.
1945 год
Февраль. Бригадир-орденоносец
Павел Илларионович Ганчурин за производственные успехи был награждён орденом Трудового Красного знамени указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1945 года.
Экскаваторщик прииска имени Гастелло П.И. Ганчурин. 1944 год. Фото из газеты «Металл — фронту».
Его помощник машинист Павел Дрожжин был награждён медалью «За Трудовую Доблесть».
Из газеты «Советская Колыма»: «За рычагами Павел Илларионович. Рука толкает рычаг вперёд. Щёлкают сцепления. Нажим ноги на педаль. Другой рукой он тянет рычаг к себе и, послушный воле бригадира «Марион» черпает, поднимает и разгружает грунт. Ганчурин смотрит на ковш, видит, как ведёт себя трос, даёт указания помощнику послушать, как работает дизель.
Равномерно постукивает дизель и чуткое ухо бригадира слышит работу каждого подшипника, каждой детали до последнего болтика. Слышит и различает шелест форсунки, подачу масла, как слышит дирижёр каждую нотку скрипки или трубы в огромном оркестре.
Вдруг бригадир выключил рычаг, бросился к дизелю и остановил его. Павел Илларионович услышал что-то неладное в ритме машины. Его подозрения, оправдались. В дизеле оказался дефект. Пришлось останавливать, машину на ремонт».
После установки дизеля, прибывшего из ремонта, «Марион» снова начал выстукивает свою дробь на полигоне. В первый же день Ганчурин дал 1 406 кубометров чистой вскрыши. По соседству работал другой «Марион», между двумя бригадами шло упорное соревнование.
— Нагоню, — упрямо твердил Ганчурин, высчитывая, за сколько дней сможет наверстать те кубометры, которые остались невскрытыми из-за ремонта дизеля,
— Нагоним — подтверждают члены бригады.
Экскаваторщики были уверены в том, что нагонят упущенное. Плановое задание на 1945 год для дизельного «Мариона» № 71-58 составляло 400 тысяч кубометров. Бригада орденоносца Ганчурина взяла обязательство переработать 500 тысяч кубометров грунта.
Ноябрь. Хроники «Мариона» № 71-58
Однако не только вскрышные и перевалочные работы да борьба с прорывами дамб характеризовали работу Ганчурина и его бригады. У этого были «Мариона» и «архитектурные» работы: на то время, пожалуй, самое большое гидротехническое сооружение в Дальстрое — водоём нового комбината, носящего имя маршала Берии. Здесь Ганчурин также показал своё мастерство: он прошёл водоём, который должен был обеспечить водой мощную обогатительную фабрику на долгую колымскую зиму.
Из газеты «Советская Колыма» от 10 ноября 1945 года: «На днях Павел Илларионович привычным движением рычага высыпал из ковша очередной кубометр грунта. Он не обратил на него внимания. Но это был знаменательный ковш. Павел Илларионович завершил переработку своего первого на Теньке миллиона кубометров грунта.
Вот он на новом отвале — этот красавец «Марион». Из его выхлопной трубы, словно автоматная очередь, вылетают кольца дыма. Издали кажется, что это не многотонная машина, а какое-то удивительно стройное и грациозное живое существо. Лёгкость и плавность движений стрелы, ковша и корпуса машины невольно привлекают взор. Эти качества особенно приметны, когда за рычагами сидит сам бригадир.
В праздничные дни Павел Илларионович и Павел Георгиевич надевают новые костюмы. На борту пиджака Дрожжина прикреплена медаль «За Трудовую Доблесть», к гимнастёрке Павла Илларионовича,— орден Трудового Красного Знамени. Ганчурин идёт на киносеанс в клуб соседнего прииска. Дрожжин пойдёт на другой сеанс. Вместе им ходить в клуб нельзя — мало ли что может случиться с машиной в третьей смене!
А поломки бывают… Тогда Ганчурин теряет счёт времени. Он не уходит с машины до тех пор, пока сам не закончит ремонт. В те промежутки, когда его силой сгоняют с экскаватора, чтобы он шёл домой поспать, Ганчурин тайком садится на попутную машину и едет в Усть-Омчуг. Здесь он справляется в мастерских, не готова ли деталь для его экскаватора. Он идёт в цех, измеряет деталь на станке и рассказывает токарям, кузнецам или сварщикам об этой детали так, словно речь идёт о живом существе».
Прошёл октябрь — месяц предпраздничного соревнования. Знатный бригадир-экскаваторщик в подарок XXVIII годовщине Октября сверх своего первого миллиона кубометров грунта дал ещё 27 тысяч кубометров.
Первый на Теньке экскаваторщик-миллионер жил в самодельном домике в стороне от приискового посёлка. Скромный и простой, этот передовой человек прииска всегда заботился о работе, о сохранности своей машины. Он так любил и холил свой «Марион», что горняки в шутку называли его Павлом Марионычем.
На прииске имени Гастелло было решено на кабине ганчуринского «Мариона» сделать заслуженную его людьми следующую надпись: «Бригадир Павел Илларионович Ганчурин, награждённый орденом Трудового Красного Знамени, и машинист Павел Георгиевич Дрожжин, награждённый медалью «За Трудовую Доблесть». С 1942 года бессменно работают они на Омчакской долине и в предоктябрьском соревновании 1945 года закончили переработку на этой машине одного миллиона кубометров грунта».
1946 год
Февраль. Дни рекордных показателей
В феврале 1946 года на прииске имени Гастелло из капитального ремонта на новые полигоны вышел дизельный экскаватор «Марион», на котором работал бригадир-орденоносец Ганчурин. Вместе со своим сменным машинистом Дрожжиным эти дни они объявили днями рекордных показателей в честь выборов в Верховный Совет СССР. 7 февраля, в первый день работы на новом полигоне, знатная бригада экскаваторщиков вскрыла 1 270 кубометров торфов. 11 февраля «Марион» вскрыл уже 1 420 кубометров торфов.
Бригадир экскаватора Ганчурин с начальником экскаваторного парка Черенковым и главным механиком Фризе. Фото из газеты «Советская Колыма».
Экскаваторщики прииска имени Гастелло обязались в ближайшие дни добиться ещё более высоких показателей.
Март. Перевод на другой прииск
Блистательная карьера Павла Илларионовича Ганчурина на прииске имени Гастелло закончилась в марте 1946 года.
2 марта 1946 года Ганчурин был переведён на прииск имени Тимошенко бригадиром экскаватора «Марион» № 72-02.
Что могло послужить причиной такого перевода? Можно предположить, что этим переводом руководство ТГПУ хотело улучшить работу экскаваторного парка прииска имени Тимошенко, укрепив его проверенными кадрами.
Так или иначе, весну 1946 года Павел Илларионович встретил на дизельном «Марионе» № 72-02 на вскрыше торфов прииска имени Тимошенко.
После перевода П.И. Ганчурина на прииск имени Тимошенко, бригадиры на «Марионе» № 71-58 стали меняться часто — только за март бригадирами были Тячкин, Воронов. В августе 1946 года бригадиром уже был Павел Дрожжин.
Соревнование «Марионов»
Из газеты «Советская Колыма» от 3 августа 1946 года: «Горняки Теньки хорошо знают экскаваторщиков Омчакской долины Ганчурина и Дрожжина. Они много лет проработали вместе на одной машине — на «Марионе» № 71-58. Имена знатных экскаваторщиков — бригадира Ганчурина и его сменного машиниста Дрожжина всегда красовались на досках Почета.
В этом году Ганчурин был переведён с прииска им. Гастелло, где работал раньше, на прииск им. Тимошенко. Здесь он стал бригадиром такого же дизельного «Мариона» № 72-02. А Дрожжин остался бригадиром на той машине, где он работал вместе с Ганчуриным сперва помощником, а потом сменным машинистом.
Прииски им. Гастелло и им. Тимошенко расположены рядом. Очень часто Павел Илларионович Ганчурин ходит в гости к бывшему своему машинисту. И Дрожжин в свободное время всегда старается побывать у Ганчурина, поделиться с ним мнением, поговорить по душам.
Несколько дней тому назад мы были свидетелями того, как два друга поспорили, — чья машина лучше, чья больше может дать грунта. Дрожжин отстаивал достоинства своего «Мариона» № 71-58 и весьма нелестно отзывался о машине, на которой теперь работает его бывший бригадир.
Спор приобретал острый характер. Присутствующие при этом экскаваторщики немного подзадорили споривших, и все были свидетелями того, как Дрожжин пообещал Ганчурину:
— Ha днях увидишь, я тебе покажу, чей «Марион» лучше!
— Далеко тебе до нашей машины, — ответил Ганчурин».
Спор двух экскаваторщиков о машинах не был пустым разговором. 29 июля бригадир Ганчурин со своими машинистами Зайцевым, Шмыриным и Ивановым показали, на что способна их машина. При плане в 1 545 кубометров они переработали за сутки 2 290 кубометров, то есть выполнили суточный план на 148%.
Бригадир Дрожжин в этот день также старался перевыполнить задание. Однако ему не удалось обогнать своего друга. Показатель у Дрожжина и его бригады составил 117%.
Дружба двух экскаваторщиков нисколько не нарушилась, а соревнование стало ещё острее. Ещё ревностней стали оба бригадира следить за своими машинами, стремясь ежедневным перевыполнением плана в августе «побить» друг друга.
Октябрь. Прощание с Колымой
Казалось бы, что Павла Илларионовича ждёт не менее блистательная карьера на прииске имени Тимошенко, но осенью 1946 года Ганчурин пишет заявление об уходе…
В селе Антоновка Куйбышевского района Татарской АССР у Павла осталась семья: жена Ганчурина П.А., сын Владимир и дочь Галина, которых он не видел с момента ареста, то есть около 10 лет. О том, пытался ли вызвать Павел Илларионович семью с материка после освобождения сведений нет. Известно только, что на октябрь 1946 года они проживали в селе Антоновка.
В октябре 1946 года у Ганчурина закончился договор с Дальстроем и перед знаменитым экскаваторщиком встал выбор: или дальше продолжать работать в Тенькинском управлении, добиваясь новых успехов и достигая новых рекордов, или вернуться на материк к семье, благо такая возможность у него была.
Павел выбрал семью, и 19 октября 1946 года он отправился в новую жизнь на пароходе из бухты Нагаева.
В качестве эпилога
О дальнейшей жизни знаменитого бригадира, к сожалению, сведений найти не удалось.
Но колымская жизнь Павла Илларионовича не может не вызывать уважения и восхищения.
Прибывший на Колыму по «политической» статье 58-10, он прошёл путь от заключённого до экскаваторщика-миллионера, бригадира «Мариона», награждённого орденом Трудового Красного знамени.
К осени 1941 года, работая машинистом экскаватора «Марион» на прииске «Бурхала», получил звание «Знатного машиниста-экскаваторщика Колымы».
За безаварийную работу в июне 1943 года и перевыполнение полугодового плана, руководство районной экскаваторной станции Теньки премировало бригаду «Марион» 125% месячного заработка.
За ударную работу и перевыполнение плана бригаде экскаватора «Марион» № 71-58 приказом № 422 по ГУСДС «О присвоении звания «Лучшая экскаваторная бригада Дальстроя»» от 7 августа 1943 года было присвоено звание «Лучшая экскаваторная бригада Дальстроя» и вручена премия 10 000 рублей.
Бригаде экскаватора «Марион» № 71-58, согласно приказу № 493 по ГУСДС «О присвоении звания «Лучшая экскаваторная бригада Дальстроя»» от 7 сентября 1943 года, объявлена благодарность.
В марте 1944 бригада Ганчурина за перевыполнение плана и ударную работу получила премию начальника Дальстроя — 10 тысяч рублей, с того же времени бригаде присвоено звание фронтовой.
2 апреля 1944 года Ганчурин П.И.награждён значком «Отличнику дальстроевцу»
15 сентября 1944 года бригаде Ганчурина объявлена благодарность по ГУСДС.
19 сентября 1944 года бригаде экскаватора «Марион» № 71-58 объявлена благодарность ТГПУ и политодела.
Павел Илларионович Ганчурин за производственные успехи был награждён орденом Трудового Красного знамени указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1945 года.
В ноябре 1945 года Павле Илларионович завершил переработку своего первого на Теньке миллиона кубометров грунта, став экскаваторщиком-миллионером.
При подготовке статьи были использованы материалы газет «Советская Колыма», «Магаданская правда», «Магаданский комсомолец», «Ленинское знамя», «Горняк Севера», «Металл — Родине», а также документы архивов МОКМ и ГАМО.
Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области, Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А.С. Пушкина.