Прогулка на остров Завьялова

Ещё до возвращения на землю обетованную, в Магадан – если быть точнее, ребята сообщили мне о своём долгожданном приобретении – взяли себе катер для путешествий и погружений.

Шла вторая магаданская неделя после возвращения блудного сына в родные пенаты и если быть откровенным, то родина для меня припасла замечательное лето! Солнышко в самом городе я видел в день прилета… и отлета.

Так как погода меня радовала туманом и угрожала дождем, то в один из дней я сидел и думал, чему посвятить следующий. Забег по сопкам с ночевкой меня мало прельщал – идти в сопки по сырости и полностью промокшим мало соответствовало моей программе отдыха и походов. В качестве альтернативных вариантов оставались посещение библиотеки, общение со старожилами и своими коллегами… Мои думы о будущем прервал звонок Эдуарда: «Завтра идем на Завьялова. Пойдешь с нами?».

– Конечно иду!

– Тогда собирайся, в четверг выход после обеда.

В четверг обещанный послеобеденный выход превратился в вечерний, по независящим от нас обстоятельствам. Одному из членов экипажа пришлось зависнуть на работе. Могу только поблагодарить «Полиметалл»!!! Не могли были в другой день устроить свой корпоратив? В связи с этими нюансами, выход был перенесён на более позднее время.

На пирс на Старой Веселой мы прибыли уже ближе к вечеру. Мне предложили угадать приобретение моих друзей. Выбор был не очень большим. У пирса были пришвартованы моторная лодка, катер «Лебедь» и катер пограничников, и найти среди этих судов приобретение моих друзей было тяжким трудом. Мне, честно говоря, и в голову не могло прийти, что стоящий в метрах 20-30 от пирса белоснежный комфортабельный катер и есть то, что я так безуспешно искал. Пока мы из машин перетаскивали снарягу, рюкзаки и канистры с топливом на понтонный пирс, Дмитрий подогнал катер к пирсу.

Надо сказать что двое моих товарищей Эдуард и Дмитрий – дайверы и они собирались на прогулку не только по глади морской, но и с посещением дна морского у острова… Ну если у кого есть в друзьях – приятелях дайвера, то они прекрасно понимают, какое количество снаряжения они берут с собой. Даже я со своим рюкзаком с аппаратурой выгляжу как первоклашка с ранцем  против студента, сдающего книги после сессии (в старое доброе время).

Поразило меня и море у пирса. Обычно зеленоватая и почти прозрачная вода, через которую видно на метра полтора в глубину, стараниями постоянных дождей, ручьев и речек превратилось в коричневую непрозрачную субстанцию, чем то напомнившую мне воды реки Амур.

Эдик посмотрел на воду и философически произнес: «Кажется поныряем, на ощупь…».

Настроение наших дайверов было слегка подпорчено.

Посмотрев на это коричнево-мутное безобразие Дмитрий добавил: «В крайнем случае – просто порыбачим».

Наконец погрузка и заправка были закончены и мы отошли от пирса, уже смеркалось. Мы ещё питали надежды успеть уйти на Завьялова до наступления темноты. Но все наши карты нам спутал туман, который шустро прятал в свое белое молоко берега, сопки и опускался на поверхность моря. Дойдя до бухты Батарейной мы оказались в полном молоке, в котором не было видно дальше собственного носа.

Срочно созванный совет в «Филях» практически единогласно решил о том, что ночевать лучше будет здесь, у бухты Батарейной. Приборы хорошо и по ним идти можно, но лучше подождать рассвета.

Подойдя поближе к берегу, отдали якорь и сели ужинать. Наш катер, вместо того, чтобы встать по волне и убаюкивать нас килевой качкой, неожиданно встал бортом и мы в полной мере ощутили все прелести боковой качки. Эта загадка терзала мою душу и я обратился с этим вопросом к нашему морскому волку. Ответ посвященного был лаконичен и краток, чем-то был похож на доказательство аксиомы: «Течение, блин!».

Посидев и поужинав, все улеглись спать (уж спальных мест хватало в избытке), подъем ожидался ранним, а день длинным, поэтому и засиживаться не стали. Хочу отдать должное камбузу – такого на катере я не ожидал – и сделан цивильно и удобен и даже плитка газовая имеется.

Пока я не увидел его, у меня были смутные подозрения, что чаевничать и вкушать горячее нам придется только на берегу острова Завьялова.

_N4A0713

Утром туман начал приподниматься над морем и покидать захваченные им окрестности, освобождая место для осмотра и маневров.

_N4A0721

На море была тишь и гладь, практически не было и ветра. Но о его отсутствии или наличии можно было судить, только выйдя в море за мыс Ольский, прикрывавший нас в бухте от ветра.

_N4A0718

Быстро перекусив, мы взяли направление остров Завьялова и наш катер шустро пошел от вперед, к месту назначения, оставляя за кормой пенный след и Трех братьев.

_N4A0825

Утро было довольно таки прохладным и куртки, ватники, шапки были совсем не лишними деталями одежды в это туманное утро, среди вод Охотского моря.

_N4A0769

Сам остров по мере нашего приближения и восхода солнца менялся на глазах. Если в начале путешествия он стыдливо прятался в туман и был виден только его контур, то через час путешествия он заметно вырос в размерах, туман перестал быть монолитом, скрывавшим за собой все вокруг и начал отступать.  _N4A0777

Погода начала радовать – туман рассеивался и на душе стало веселее – все таки может получиться по фотографировать!

Душа рвалась на свидание с островом Завьялова, тем более оно было первым за всю мою магаданскую жизнь. За кормой мерно шумел мотор, с каждой минутой сокращая расстояние до встречи.

_N4A0831

Миновав мыс Северный, наш катер устремился в бухту Рассвет – первую точку нашего путешествия.  Когда мы пришли туда, было ещё пасмурно, но туман поднимался и  становилось теплее.

В самой бухте нас уже ждали представители таможни из числа местных аборигенов, проверявших паспорта у представителей лососёвых в устье ручья Рассвет.

_N4A0993

Катер подошел к рыбакам на максимально близкое расстояние (насколько позволил уровень отлива и осадка нашего плавсредства), с этого места члены команды полюбовались на медведей, занимающихся рыбалкой на красную рыбу.

zavjalova_bear_001

На резиновой лодке вдвоем мы подошли поближе к потапычам и они устроили нам отличную фотосессию. Когда фотограф и модели выложились по полной, мы продолжили наше путешествие и высадились на берег в том месте, где был рыбозавод и небольшой поселок.

_N4A1449

Пока я носился по берегу в течении наверное часа-полтора, фотографируя оставшиеся следы деятельности человека, мой напарник дожидался меня у плавсредства, посматривая в сторону потапычей, резвившихся в метрах трехстах от нас у устья ручья.

_N4A1561

Наконец у моих товарищей лопнуло терпение и с катера начали кричать, призывно размахивая руками. Тяжело вздохнув, я потрусил в сторону лодки, понимая то, что если я проигнорирую большинство – то у меня есть шанс заполучить в качестве соседей медведей на неопределенный срок, пока мои приятели не утолят жажду охоты на все, что плавает в водах у острова Завьялова.

_N4A0878

Покинув бухту Рассвет мы пошли вдоль побережья по направлению в сторону мыса Южного. Приближаясь к намеченной точке катер прошел мимо заброшенного маяка.

_N4A1770

Сам маяк стоял от берега вверх метрах 200-300. Построен он был из местного камня (бута), это хорошо было видно по стене, на которой осыпалась штукатурка. О времени его  постройки  – точного времени его строительства установить не удалось, да и в документах уже позже я не нашел такой информации. Осталось только ощущение что родом заброшенный маяк из времен Дальстроя.

_N4A1913

Удивительно как быстро и резко меняется погода в море. Вот только что туман был высоко и было ощущение, что сейчас выйдет солнце и вдруг… Проходит 15-20 минут и ты снова видишь  как туман начинает вбирать в себя окрестные скалы, вершины сопок и пытается вобрать в себя все – и море, и сопки и тебя вместе с катером. Снова похолодало, стало сыро…

Ну погода, не очень.. Так хоть порыбачу! – промелькнула мысль.

Зато у наших дайверов настроение поднималось прямо на глазах. Вода  в том месте, куда мы подошли, была прозрачная и были видны камни на морском дне. Мути практически не было и ребята с предвкушением ждали, когда смогут полностью отдаться погружениям, съемкам и подводной охоте. Дмитрий горел желанием раздобыть зубатую обитательницу, живущую рядом с берегом – зубатку.

Достигнув намеченной точки (метров 10-15 от скалистого берега) бросили якорь и заглушили мотор.

Нам, пассажирам катера, досталось по закидушке от нашего капитана. В качестве наживки Дмитрий поделился салом, при этом ворча, что приходиться тратить такой продукт на такие вещи… Видимо изначально сало он брал совсем для другой цели.

_N4A1943

Народ, ловим знаменитого завьяловского ерша! – прозвучала команда и мы рассыпались по палубе, выбирая себе места для ловли.

И грянул бой… Тьфу, рыбалка. Это было даже больше похоже на работу – закинул, подсек. Подсек ещё раз (чтобы не тащить второй крючок пустым) и начинаешь вытаскивать.

Ерш там живет немаленький и несмотря на толщину лески (а выбираешь то руками) через надцать раз, возникает ощущение, что твои ладони резали ножом. Чуть позже мне повезло обменять свою закидушку с леской на другую, с капроновым шнуром, что поуменьшило мои страдания. Но ладони напоминали об этой рыбалке ещё очень долго.

_N4A1952

Кстати это изумительное зрелище, когда из непроглядной морской пучины поднимается на поверхность и становиться виден, не по своей воле идущий за леской, ерш. Пытаясь напугать, то ли просто от злости, он идет за леской растопырив все свои плавники и колючки, угрожающе подняв спинной плавник и открыв пошире рот: «Сейчас я тебя сам съем!».

А так как размерами он вышел куда побольше своих соотечественников из бухты Нагаева – то это впечатляет и как по картине, так и по весу.

Кстати на этой рыбалке развеяли мои заблуждения и наставили на путь истинный. Как оказалось, к моему стыду, знаменитый завьяловский ерш (в прочем, как и его соотечественники с Охотского побережья) ничто иное, как морской голубой окунь. Вернувшись домой специально вооружился энциклопедией и справочником и выяснил что мои друзья были правы…

На мое ехидное замечание о том, что как  зеленый ерш может быть голубым окунем, Дмитрий сказал: «Ты не видел просто его раскраску на морском дне, тогда бы и не спорил…».

_N4A2169

Следующая проблема при ловле голубого окуня – это уже поднятую на борт добычу уговорить отдать крючок и вернуть наживку, а самой улечься в большое ведро. Учитывая острые иголки и шипы, царапаться о которые не хочеться (это сперва больно и потом больно)… Раны заживают от этих иголок долго.

Так что этот процесс требует определенной сноровки и умения. Ну вот и очередной ерш-окунь в ведре, наживка поправлена и за борт летит леска с крючками и грузилом… Вот чувствуешь, как груз лег на дно, чуть приподнимаешь его, резкий рывок и подсечка… Очередной клиент на свидание уже висит на крючке! Мелочь не брали, смысла не было никакого. Хотя эта мелочь была например для бухты Нагаева вполне приличным уловом.

Ещё одна особенность ерша-окуня… Стоит ему полежать в таре на воздухе и испустить дух, как он покрывается неприятной слизью и даже после смерти старается выскользнуть из рук. А пытаться удержать его в руках за плавники (учитывая его иголки) – задачка не из простых. Так что чистка ерша – еще тот подвиг.

Клев немного приутих. Шел отлив и мы решили немного отойти мористее и поискать клевое место. Сказано – сделано, отошли в море метров на десять – пятнадцать от берега, встали на якорь и заглушили мотор. И снова за борт полетели закидушки… Рывок – подсечка, рывок – подсечка и из морских глубин уже идет к тебе не ерш, растопырив все свои шипы и иголки, а треска…

_N4A1896

Самое интересно – отплыли то совсем ничего, а глубина изменилось сразу метров на пятнадцать. Потом ребятам сказали, что здесь резкий свал и большой перепад высоты.

Следующий заброс порадовал меня уже крупным красавцем минтаем. Его тащить приятно, это надо почувствовать… В отличие от трески, которая просто  камнем висит на крючке, смирившись что удача не на ее стороне, то минтай в воде до последнего грациозно пытается избавиться от полонившего его крючка. Такие вещи сложно описать, лучше один раз попробовать…

Рыба шла стаей, самоотверженно бросаясь на крючки и пытаясь стащить наживку с крючка, порой ей это удавалось. Менялась наживка и бой продолжался! Правда в улове были практически один минтай и треска, ерша было мало. Эдуард с Дмитрием посовещались и вынесли вердикт: «Рыбачить пришли ерша, а не треску с минтаем… Идем ближе к берегу!».

Мы подошли чуть ближе к берегу и  в улове снова главную скрипку начал играть голубой окунь.

_N4A2186

Как-то незаметно туман рассеялся, разбежались тучки и солнце решило подарить нам всю свое тепло и заботу. Куртки и свитера были скинуты. Мы наслаждались рыбалкой и солнечными ваннами.

_N4A2099

Постепенно клев сошел на нет… Видимо у рыбы началась сиеста… Эдуард облачился в свое снаряжение, взял камеру и отправился на дно морское поближе знакомиться и запечатлевать красоты моря и его обитателей.

_N4A2145

В это время Дмитрий не терял времени и занялся обедом. Нас ждал великолепный деликатес – печень трески и минтая с картошкой! Ну и другие радости походной жизни. Скажу только одно – готовит Дмитрий великолепно! То ли море наиграло аппетит, то ли кулинарные способности нашего кока на высшем уровне – но обедали так, что за ушами трещало. Кстати хочу отметить, что печень минтая или трески из консервной банки в магазине и тот же продукт на свежем воздухе, да из под опытных рук – тут и сравнивать нечего – небо и земля…

_N4A2114

К тому времени, как обед был готов, в нашу компанию вернулся Эдуард, довольный своим погружением и съемками. Правда на катер он поднялся немного в расстроенных чувствах – пока Эдуард снимал красоты подводного мира,  зубатка воспользовалась безоружностью подводного оператора и вероломно атаковала его. Подводную бандитку привлекла конструкция с камерой и фонарями и она вцепилась в ручку зубами, пытался вырвать из руки Эдуарда. В завязавшейся борьбе победил оператор и все остались при своих и немного расстроенные.

_N4A2195

О всех своих подводных приключениях Эдуард нам поведал во время нашей скромной трапезы.

_N4A2261

После обеда в гости к морским обитателям пошел Дмитрий. На дно морское звали жажда мщения за вероломное нападение на Эдуарда и простой и понятный гастрономический интерес к зубатке (рыба на самом деле очень и очень вкусная, не смотря на свои устрашающий вид).  Так что если спутником Эдуарда была камера, то Дима на дно уходил, вооруженный подводным ружьем.

_N4A2331

Уже была половина отлива и вода, отходя от скал, обнажала своеобразные барельефы и скульптуры. Так мне совершенно случайно довелось увидеть каменную нерпу, на половину скрытую водой.

Через некоторое время к нам вернулся Дмитрий. На наш немой вопрос – а рыба то где? Честно ответил – ушла с… и причём не один раз. Удача в этот день была на стороне клана зубатки.

Клева практически не было (точнее ерша), солнце согревало и дарило свое тепло, катер мерно покачивался на воде – курорт да и только… И ведь не скажешь, что буквально три часа назад мы кутались в куртки и напяливали шапки, пытаясь не замерзнуть этим июльским днем магаданского лета!

_N4A2428

Дмитрий оценив улов и его количество вынес вердикт: «Давайте почистим добычу (треску и минтая). Все равно особо делать нечего, клёва уже нет. После чистки от той же трески остается ровно половина,  так и время на берегу сэкономим и таскать на себе поменьше…».

Сказано, сделано. Дмитрий, Эдуард и еще один участник нашей вылазки взялись на ножи и принялись удалять у рыбы все, что по их мнению, было лишним.

_N4A2303

Если до этой минуты местные чайки степенно сидевшие на камнях и оглашавшие криками окрестности острова на нас не обращали особого внимания и только изредка курсировали мимо катера с мыслью – а вдруг что нибудь перепадет?

То приметив, что рыбу начали потрошить, снялись с камней и окружили катер с возмущёнными воплями – а нам???

Гвалт поднялся неимоверный. Было ощущение, что это не только те чайки, которые сидели на скалах рядом с нами, а что прибывают срочно вызванные подкрепления со всего острова. Пришлось платить дань…

Только когда рыба была выпотрошена, все отходы были отданы пернатым разбойникам, чайки успокоились и качались на волнах возле катера, надеясь на продолжение банкета.

_N4A2495

Дмитрий посмотрев на воинство чаек, сказал: «Тут чайки ещё мирные… В других местах прямо из рук рыбу стараются вырвать… Бывало и так, что отвернешься в сторону, а вместо своей наживки на крючке видишь улетающую с воплями чайку (наживка то как правило – рыба, мясо или сало – совсем неплохой список блюд для обеда)…».

_N4A1965

Вовремя этого шумного пира я заметил странную чайку бурой окраски с поврежденным клювом. Тем не менее этот инвалид (по моему мнению) мужественно отстаивал свою часть добычи, не боясь подраться за неё с взрослыми чайками больших габаритов.

Я обратил на это чудо природы членов нашей команды и общее мнение было – не повезло птичке в жизни. В наших душах нашлось место милосердию и желанию помочь бедолаге и куски рыбы летели уже не куда попало, а поближе к лишенцу…

Птичка по достоинству оценила наш порыв и уничтожала подношение с резвостью, достойной Гаргантюа, умудряясь охранять свою добычу от других товарок.

Уже после отпуска, подготавливая для сайта альбомы Игоря Дорогого я нашел нашу покалеченную птичку, ей оказался…. совершенно здоровый и нормальный молодой глупыш  из семейства буревестниковых. Вот так вот, век живи – век учись.

_N4A2292

Тут же рядом с этой орущей стаей чаек плавал и периодически нырял топорок. Может подбирал то, что ушло от внимания чаек и утонуло? На наш призыв  подкормиться от нашего стола топорок ответил высокомерным молчание и очередным нырком. Вынырнул он от катера уже в метрах тридцати и величаво удалился, качаясь на волнах.

Наконец, поняв, что от нас уже ничего не дождешься – чайки покинули катер и перебрались на свои пограничные посты – на скалы… И теплее и видно дальше.

_N4A2165

Дело уже близилось к вечеру. Вся тара была заполнена рыбой (а значит план был выполнен) и мы решили вернуться в бухту Рассвет, правда у каждого были свои цели: большая часть группы страстно желало поохотиться на белые грибы, меня же звал распадок ручья Большая речка – хотелось поснимать не в тумане, а по солнцу – благо погода позволяла.

_N4A2662

В самой бухте нас ожидала группа встречающих. Обидно, что на близкое расстояние они так к нам и не подошли и оставалось только гадать кто там резвился – косатки или белухи…

_N4A2925

За время нашего отсутствия кое-что изменилось… Мы пришли практически в полный отлив – там где еще недавно Эдуард уронил свою камеру в воду, воды просто не было – только морской песок… Забавно было пройти ногами по песку там, где ещё часов пять назад волна покачивала наш катер.

_N4A2796

Поменялся и сам пейзаж. Вместо хмурых сопок, наполовину укутанных туманом, теперь природа демонстрировала нам все свои краски, радуясь солнышку. Правда кое-что осталось постоянным… Три бурых рыболова, все также тщательно обследовали ямки и перекаты ручья Рассвет, в надежде поживиться горбушей.

_N4A2932

С ребятами на сопку за грибами я не пошел. Наша великолепная троица загрузилась в резинку (и ведь выдержала троих!) и отправилась к берегу на разграбление местных ресурсов. Я остался на катере, почистить технику, позагорать, ну и следить за братьями нашими бурыми.

Было оставлено указание, что если потапычи решат поближе познакомиться с моими друзьями и отправятся в их сторону, то я должен изобразить из себя морскую сирену, подавая знак об лохматой опасности.

_N4A3079

Тихая охота на грибы оказалась равноценна охоте на зубаток – на сопке их не было. Ребята где-то через час вернулись обратно на катер.

_N4A2975

И пришла моя очередь отправился на берег, где и отвел душу и по пейзажам, панорамам и фиксации следов пребывания человеческого. Времени в запасе было мало, а вот желания подольше побродить по местам стоянки древнего человека, остаткам посёлка и развалин рыбозавода было много. Как обычно, на всё не хватило времени…

_N4A3069

Находок на берегу было много и разных. Хватило на пару репортажей и появилось желание поближе познакомиться с историей рыбозавода в бухте Рассвет. Что и было сделано. Мне удалось найти и фотографии во время жизни завода и рассказы тех, кто там работал и жил.

_N4A3057

Если быть более точным, хватало не только следов человеческих, но и отпечатков лап мохнатых таможенников. Так что прогулка – прогулкой, а ухо приходилось держать по ветру. Незапланированные встречи и общение с аборигенами не входила в мои планы.

_N4A3085

Но все хорошее рано или поздно заканчивается и пора было возвращаться в Магадан. Остров словно не хотел отпускать нас и мы уже начали подумывать, а не остаться ли ещё на ночь? Но в Магадане ждали дела и наш катер вышел из бухты, взяв направление на бухту Гертнера. За спиной оставалась бухта Рассвет, которую так не хотелось покидать.

Нас провожали чайки, которые ещё долго держались в кильватере катера, выговаривая за малое количество подношений и намекая на то, что нас никто и не выгоняет…

_N4A3124

О том что остров нас не хотел отпускать (причем не фигурально, а в прямом смысле слова) мы поняли, минут через двадцать после старта из бухты. Как только мы вышли за мыс Северный, из-под защиты сопок острова, то в полной мере оценили пронизывающий ветер, который поднимал волну в открытом море. Одновременно туман начал спускаться на остров Завьялова, снова пряча его от наших глаз…

Обратный путь занял у нас побольше времени – на остров мы шли практически по ровной глади, а вот обратно волны шли с кормы и били в катер под углом в борт. Катер взбирался на гребень очередной волны, замедляя ход,  и тут же ускорялся, скатываясь с водяной горки. Если учесть, что волна била в борт, то приходилось еще и постоянно поправлять курс, направляя катер в сторону бухты Гертнера.

Осматривая волнующееся море Дмитрий, стоявший за штурвалом, задумчиво произнес: «Надо было выходить раньше… Хотя какая разница? Здесь бывает тихо, как правило, или ранним утром или поздним вечером. А приходить поздней ночью, это не самое лучшее дело. Через несколько часов снова опуститься туман и быть героем мультфильма «Ёжик в тумане» ну совсем не хочеться, не смотря на всю электронику…».

Пока катер боролся со стихией, держа курс на мыс Ольский, мы успели и почаевничать и послушать музыку, проверить средства навигации и записанный трэк и просто подремать. Усталость, болтанка и приближение к дому сказывались – шутник Морфей делал своё дело и глаза закрывались сами.

_N4A3242

Море и волны успокоились, стоило нам миновать мыс Ольский и теперь нас защищали от ветра и волн скалы и сопки полуострова Старицкого. Проходя мимо братьев успели полюбоваться каждым из них в закатном солнце, посмотреть и послушать птичий базар, обосновавшийся там.

_N4A3270Хорошая погода дала нам шанс полюбоваться Тремя братьями в закатном солнце, а с тылу уже наваливалась покрывало из тумана, ревниво пряча от глаз и остров Старицкого и полуостров Кони. К пирсу на Старой Весёлой мы подходили уже, когда солнце коснулось горизонта, прощаясь с нами…

_N4A3256

Катер причалил к пирсу, и теперь переноска вещей и имущества пошла в другом направлении – от катера в машины. После того, как погрузочно-разгрузочные работы были закончены, я попрощался с ребятами. У ворот стоял УАЗ Юры Филиповского, нас уже ждала трасса и новое путешествие и приключения…

За эти сутки я получил не только увесистый пакет трески и минтая для мамы (дабы подтвердить версию о рыбалке), но и кучу новых впечатлений, эмоций и фотографий… И вернулся в Магадан с желанием снова попасть на остров Завьялова, так как я увидел его только малую часть.

Я хочу выразить свою глубокую признательность моим друзьям, без которых это путешествие было бы невозможным – Эдуарду Смаглову, Дмитрию, Максиму Брижику.