Над трассой Амур занимается новый день. 2017 год.
Побит, но не побежден
Первые десятки километров после развязки в сторону Хабаровска в сравнении, к примеру, с новой трассой за Соловьевском проигрывают. Полотно в латках, «волнах» и свежих провалах, не шибко разгонишься.
Местные жители утверждают, что этот участок ФАД «Амур» строился одним из последних, уже после знаменитого путешествия Владимира Владимировича на желтой «Ладе Калине». Поэтому, дескать, и делали его не как положено, а как придется.
Зато потом дорога – огонь! До самого Хабаровска. Наверное, бывают и лучше, но я с ними пока не знакома. И ее продолжают «шаманить»: подмазывают, подкрашивают, подновляют, расширяют.
Дорожный сервис тоже на высоте: «карманы» для остановок, кафе, гостиницы, мотели, маркеты, шиномонтажные и автомастерские в достатке по всей трассе. АЗС – минимум через каждые сто километров.
К слову, о заправках. Для поездки по «Колыме» не худо иметь с собой пару канистр с бензином, поскольку заправочных станций от Усть-Неры до переправы – раз, два и обчелся. Чем дальше, тем с топливом проще. И дешевле!
Угадайте, где самый дорогой бензин? Правильно, в Магаданской области — Оротукане и Ягодном. Летом литр РЕГ-92 в этих поселках стоил 58 рублей. В Сусумане – 56, Усть-Нере и Хандыге – 51, Нижнем Бестяхе – 50. Удивительно, правда? При этом бензин на заправках якутской региональной компании отличного качества! Двигатель на нем работает совершенно по-другому.
На юге «Лены» РЕГ-92 уже в районе 40 рублей за литр, а в Амурской области, ЕАО, Хабаровском крае и Приморье 95-й дешевле магаданского 92-го. Будьте только внимательны в выборе АЗС. Качественней всего топливо на фирменных заправках «ННК Альянс» и «Роснефть». На других есть вероятность залить в автомобиль какую-нибудь гадость. Мы как-то попались, пришлось промывать топливную систему.
Впрочем, я не совсем права насчет наличия на «Амуре» всего спектра дорожных услуг. Автомоек нет! Видимо, не очень-то они нужны основной массе пользователей. Оно и понятно: везде асфальтобетонное покрытие, местным извозиться негде.
Но наша машина после ремонтов «Лены» опять обросла приличным слоем грязи. Привести авто в порядок удалось только в пригороде Хабаровска. Так и катили по одной из лучших трасс России: чумазые, но не побежденные.
Что за прелесть эти грозы!
Если бы кто-нибудь спросил, с чем у меня ассоциируется ФАД «Амур», я бы ответила: первое – это с полями. Буквально – бескрайними. Иногда распаханными и засаженными картофелем и кукурузой, но по большей части просто заросшими травой. Ни стогов сена, ни домашней скотины.
ФАД Амур. А поля тут бескрайние. 2017 год.
Колоссальные пространства, и они пустуют. Сыграет ли положительную роль в их освоении дальневосточный гектар? Не знаю. Решительных изменений, какой-то движухи, по крайней мере, вдоль трассы не заметно.
Что здесь постоянно меняется, так это небо. Позиция в пассажирском кресле дает редкую для обычной жизни возможность часами наблюдать, как на безмятежную синеву к полудню бредут пастись стада мелких пухлых облачков. Постепенно они растут, растут, и вот уже самые крупные меняют белую шерстку на сизую, наливаются тяжестью, пыжатся, грозно погромыхивают и наконец выжимают на землю первые, самые тяжелые капли собранной влаги.
ФАД Амур. Гроза идет. 2017 год.
Пара минут, и лобовое стекло звенит от хлестких ударов тугих струй. Дворники мечутся бестолково, и все равно не успевают вытирать пахнущий озоном поток. Еще пять минут – и о прошедшем ливне напоминают только посвежевший воздух, быстро сохнущие под умытым светилом мелкие лужицы и — не всегда, но часто — радуга.
Летние грозы. Обожаю. В Магадане их тоже очень не хватает.
Слаще меда
Во-вторых, «Амур» для меня – это место, где можно очень недорого купить настоящий мед. Дар богов, жидкий янтарь концентрированного лета, чудесное средство от болезней, холода и печали массово производится трудяжками-пчелами на территории Амурской области (район Свободного, Шимановска, Белогорска).
Мед лучше приобретать не у посредников, торгующих под навесами на «пятаках» и остановках, а у самих пасечников. Пасеки находятся в лесах рядом с дорогой. Мимо не проедешь: на обочинах стоят таблички «Мед», а где-нибудь в теньке на табуретке призывно отсвечивает золотом пластиковая бутылка.
Липовый, цветочный, гречишный – в зависимости от сезона. Но всегда без дураков — натуральный, ароматный, полезный, вкусный. Цену сказать? Только не волнуйтесь сильно: в этом году мы покупали мед по 400-600 рублей за полуторалитровую бутылку, это больше двух килограммов.
И, пожалуй, третьим символом трассы назову кафе-мотель «777», поскольку каждый раз мы останавливаемся именно в нем. Расположен мотель очень удачно: около 140 километров от развязки на Невере и примерно 1000 километров от Хабаровска (район Магдагачи). Что в одну сторону едешь, что в другую, подъезжаешь к нему вечером. Как не остановиться переночевать в комфорте?
Есть номера с душем (2500 руб. за 12 часов), есть без душа (1500 руб.). Освежиться в этом случае можно за 100 руб. в отдельно стоящем домике, во дворе. Горячая вода, чистая постель, охраняемая парковка, удобства не под кустом, приветливый персонал – что еще нужно усталому путнику?! Разве что с толком и расстановкой поесть.
С этим здесь тоже без проблем. Кафе работает с 6 утра и допоздна, ассортимент богатый, все приготовлено замечательно вкусно и совсем не дорого. В магазинчике при кафе можно приобрести все необходимое для дороги.
Пляж на территории мотеля «777». 2017 год.
Больше того: если пересечь внутренний двор, сразу за оградой попадаешь на… песчаный пляж. Берег живописного озера является частью гостиничного комплекса и окультурен. Есть домики для отдыха и переодевания, мангалы, волейбольная площадка, детские качели-карусели. Просто здорово.
Обратила внимание на то, с каким уважением и симпатией сотрудники мотеля – горничные, охранники, официантки – отзываются о хозяевах заведения. Это два молодых человека, которые несколько лет назад основали бизнес с нуля.
Озеро на территории мотеля «777». 2017 год.
Даже встав на ноги, они не перестали трудиться от зари до зари наравне со своими работниками и стремиться к большему. В ближайших планах предпринимателей – расширение кухонного помещения. Такой подход к делу, согласитесь, достоин уважения.
Что еще рассказать о ФАД «Амур»? Трасса в целом комфортная, понятная, безопасная – мы не видели там, в отличие от других дорог, ни одного ДТП. Если озабочены сувенирами, то не пропустите кафе «Транзит». Находится оно недалеко от городка Циолковский, наверняка слышали о нем. Да, это совсем рядом с космодромом «Восточный».
В «Транзите» помимо земных блинчиков со сметаной и яичницы с колбаской продается и космическая еда: запаянные в вакуум тубы с пюреобразными блюдами. Борщ, рассольник, гороховый суп, картошка с говядиной – в ассортименте. Покупать такое себе на обед… н-ну, не знаю, однако если в гостинец, то почему нет?
Кстати, кстати! Как раз в «Транзите» обедал наш президент во время своего автопутешествия по «Амуру», о чем свидетельствуют фотографии, украшающие обеденные залы. Персонал с гордостью утверждает, что В.В. Путин остался доволен трапезой. Стало быть, и нам хорошо.
Земля леопарда
Для характеристики ФАД «Уссури», на мой взгляд, довольно одного слова: «бешеная». И потому, что несутся по ней во весь опор и легковушки, и 60-тонные «крокодилы»; исключения составляют лишь участки в пределах населенных пунктов (камер полно, не попадитесь!). И потому, что здесь нередки аварии. Концентрация внимания не помешает! И еще потому, что дорожное полотно по большей части узкое.
Трасса не справляется с интенсивным транспортным потоком и однозначно нуждается в расширении, меж тем, трех-четырехполосное движение обеспечено далеко не везде. Там же, где оно есть (в районе Уссурийска и на подступах к Владивостоку), ориентироваться надо очень быстро, иначе обязательно свернешь куда-нибудь не туда, особенно когда едешь по трассе в первый раз.
Если вы держите путь на юго-западное побережье Приморского края, ищите дорожные указатели со Славянкой. Так посоветовали нам в Спасске-Дальнем, где мы останавливались на ночлег. Совет оказался дельным.
Андреевка, Приморский край. 2017 год.
К сведению: поворот с «Уссури» на Славянку, а следовательно, к Андреевке, Рязановке, Зарубино, Краскино, Посьету и другим прибрежным населенным пунктам и базам отдыха Хасанского района находится на последнем 100-километровом скоростном участке перед Владивостоком. Не проспите!
В Спасске познакомились не только с хорошими людьми – сотрудниками гостиницы, но и с жуками-оленями. Большие, рогатые! Точь-в-точь как на картинках в школьном учебнике по зоологии. Увидели впервые и других диковинных для северян представителей мира насекомых. Мелочь, а приятно.
Жук-олень отдыхает на оконной сетке гостиницы. 2017 год.
Природа там значительно отличается даже от Хабаровского края. Меньше жары, больше влаги. Уссурийская тайга постепенно уступает место сочным лугам и живописным холмам, невиданным цветам и группам незнакомых деревьев с кронами удивительных форм. А какие бабочки летают!
Густой лес на крутобоких сопках вновь обступает дорогу в Хасанском районе. Это «Земля леопарда» — недавно созданный при содействии президента страны национальный парк.
Приморский лес похож на сказку. 2017 год.
Леопардов нам увидеть не посчастливилось. Пересекло дорогу что-то небольшое, грациозное и прыгучее из семейства оленей, дал на себя поглазеть деловой енот, выползшая на обочину змея нам вслед пошипела, а вот редкие кошки – увы. Может, вам повезет больше.
Хляби небесные
Качество дорог в Хасанском районе, прямо скажем, так себе, и чем ближе к морю, тем хуже. Что нас особенно насторожило — это почти полное отсутствие придорожных канав. Щербатое дорожное полотно – на «нулевом» уровне. Местность-то холмистая, дорога скачет с сопки на сопку. Речки тоже явно горные, с характером, а тропические ливни тут не редкость. Куда потокам воды деваться?
Предчувствие тайфуна. 2017 год.
Работники спасской гостиницы нас предупреждали о надвигающемся тайфуне. Но русские не сдаются! На семейном совете было решено не отступать и продолжить путь к конечной цели. Хоть два-три дня, но пообщаться с Японским морем. А если тайфун в самом деле нагрянет, убежать всегда успеем.
Однако глядя на состояние дороги, уверенность в своевременном отъезде в случае разгула стихии изрядно поубавилась. Так оно, в общем, в итоге и произошло.
Первые дни нашего пребывания в Андреевке местные новости еще передавали о режиме повышенной готовности для экстренных служб, но в воскресенье 6 августа режим официально был снят. Якобы тайфун обошел стороной юго-запад Приморья, разделившись надвое. Часть ушла в Китай, часть подалась в Японию.
Красота-то какая! 2017 год.
«Вот и хорошо, вот и славно» — вздохнули мы с облегчением и остались на море еще на один день, солнечный и беззаботный, постановив выдвигаться в сторону дома следующим утром.
В ночь с 6 на 7 августа началось светопреставление. Где-то наверху (неба не было) громыхало и сверкало, в землю нещадно лупили тонны воды около трех часов без передышки. Никакой возможности ни спать, ни переговариваться. Только смотреть во все глаза, обмирая от восторга и ужаса, как смывает нашу базу, прибрежный поселок и весь белый свет в тартарары, к демонам.
Гуськом, гуськом, потихонечку… 2017 год.
К утру ливень сменили туман и морось, ветер как будто стих. Мы спешно погрузились в машину, тронулись. По грунтовке в черте Андреевки еле проехали, так сильно ее размыло. Выбрались на «регионалку» и похолодели: речки вздыбились. Иные уже вплотную подобрались к мостовым переходам. Позже узнали, что уровень воды в реках за ночь поднялся на 4 метра.
Местами, под горками, дороги не было видно из-за клокочущих мутных потоков. Но встречные машины попадались, из чего мы сделали вывод, что проезд все-таки есть, и упрямо лезли дальше. Преодолели два размыва: асфальт с одного края дороги обкусан, внизу кипит, бурлит, несет деревья и всякий хлам. На третьем размыве, у населенного пункта Барабаш, встали в пробке. Здесь вода уничтожила две трети ширины дорожного полотна и выгрызла овраг глубиной метра три.
Остановивший нас размыв. 2017 год.
Опять пошел ливень. Люди вылезали из машин, прячась под зонтами и осторожно перешагивая через поваленные деревья, подходили к краю оврага; восхищенные, отходили от него подальше, нерешительно топтались в лужах.
Некоторые еще оценивали шансы проехать по остаткам дороги, когда из-за поворота с противоположной стороны размыва показался внедорожник. Водитель «Тундры», заметив, что люди смотрят на него с надеждой, затормозил и вскинул руки, сложенные крест-накрест: все, дальше дороги нет.
Здесь прошел селевой поток. 2017 год.
По его словам, даже если преодолеть этот размыв, дальше Барабаша не уедешь, так как мосты смыты, а преодолевать сейчас реки вброд – чистое самоубийство.
Самые отчаянные все же не послушали, не поверили, рванули дальше. И, скорее всего, застряли в Барабаше, потому что размыв, остановивший нас, разрастался на глазах, а севернее не прекращающийся ливень спровоцировал мощные селевые потоки, наглухо перекрывшие дорогу.
Андреевка после удара стихи. В магазин за водой и хлебом. 2017 год.
Нам ничего не оставалось делать, как вернуться в Андреевку. Ждать у моря погоды, то есть восстановления проезда по региональной дороге до ФАД «Уссури», пришлось два дня.
Кабы я была царица
Собственно говоря, вынужденная задержка нас не очень-то расстроила. К вечеру стихия угомонилась, солнце вернулось.
Привет Японскому морю от Охотского! 2017 год.
Море чистое и теплое, арбузы, сливы и вареная кукуруза дешевле, чем в Крыму, нарушенное электро- и водоснабжение на базе восстановлено. Продолжаем отдыхать и слушать по федеральным новостям обо всех тех кошмарах, что нам довелось пережить вместе с коренными приморцами.
Море — лучшее, что может с тобой случиться! 2017 год.
Особый упор телесюжеты делали на героические усилия спасательных служб, вызволяющих из беды беспечных туристов. Господа, позвольте! Вы же сами успокоили население, объявив накануне о снятии режима повышенной готовности! Что за инсинуации? Это первое.
Второе. Утром 7 августа, прорываясь по смытой региональной трассе, мы не видели ни спасателей, ни дорожников, ни полицейских, ни военных. Ни одного представителя или автомобиля экстренных служб! Ни одного кордона с предупреждением о том, что дорога не проездная, что движение по ней опасно!
Где-то здесь была дорога. 2017 год.
Люди ехали в полном неведении относительно того, что творится, попадали в аварии, оказывались отрезанными от мира на «островках». Простые граждане, не представители власти, пытались регулировать движение, выстроить в хаосе какой-то порядок, вести разъяснительную работу.
Только на обратном пути в Андреевку, уже в одиннадцатом часу, когда народ вдоволь хапнул адреналина, у поворота на Славянку был выставлен пост ДПС и перекрыто движение в северном направлении. Потом-то, конечно, появились и МЧС, и служивые… Но если это оперативное реагирование на чрезвычайную ситуацию, то я – Шамаханская царица.
Хасанский район после разгула стихии. 2017 год.
Кого и упрекать в беспечности, так это, по моему разумению, власти Приморского края и Хасанского района. Они-то прекрасно осведомлены об особенностях и каверзах местного климата, стало быть, давно должны были озаботиться безопасностью и надежностью транспортных путей, автомобильных и железнодорожных. Были бы дороги подняты на должную высоту, предусмотрена грамотная дренажная система и укреплены мосты, большей части разрушений удалось бы избежать.
Августовский тайфун, конечно, не последний залетный гость Приморья и далеко не самый мощный из порождаемых Тихим океаном. Будут и другие. Встретит ли их дальневосточный край во всеоружии, будет ли готов к противостоянию стихии?
Дорога домой. 2017 год.
Во всяком случае, вы уже предупреждены о возможности попасть в подобный переплет. Но пусть это вас не останавливает! Юго-западное побережье нашего соседа по макрорегиону, несмотря ни на что, интересное, красивое, в целом экологически благополучное и вполне доступное для нас место отдыха. Как в плане добраться, так и с точки зрения финансовых вложений.
А тайфуны… А что тайфуны? Пусть будет еще одно дорожное приключение! Я не против. Вы ведь тоже, верно?
Автор статьи: Саша Осенева.
Фото автора