В отпуск на колесах. Окончание

Над трассой Амур занимается новый день. 2017 год.Над трассой Амур занимается новый день. 2017 год.

Побит, но не побежден

Первые десятки километров после развязки в сторону Хабаровска в сравнении, к примеру, с новой трассой за Соловьевском проигрывают. Полотно в латках, «волнах» и свежих провалах, не шибко разгонишься.

Местные жители утверждают, что этот участок ФАД «Амур» строился одним из последних, уже после знаменитого путешествия Владимира Владимировича на желтой «Ладе Калине». Поэтому, дескать, и делали его не как положено, а как придется.

Зато потом дорога – огонь! До самого Хабаровска. Наверное, бывают и лучше, но я с ними пока не знакома. И ее продолжают «шаманить»: подмазывают, подкрашивают, подновляют, расширяют.

Дорожный сервис тоже на высоте: «карманы» для остановок, кафе, гостиницы, мотели, маркеты, шиномонтажные и автомастерские в достатке по всей трассе. АЗС – минимум через каждые сто километров.

К слову, о заправках. Для поездки по «Колыме» не худо иметь с собой пару канистр с бензином, поскольку заправочных станций от Усть-Неры до переправы – раз, два и обчелся. Чем дальше, тем с топливом проще. И дешевле!

Угадайте, где самый дорогой бензин? Правильно, в Магаданской области – Оротукане и Ягодном. Летом литр РЕГ-92 в этих поселках стоил 58 рублей. В Сусумане – 56, Усть-Нере и Хандыге – 51, Нижнем Бестяхе – 50. Удивительно, правда? При этом бензин на заправках якутской региональной компании отличного качества! Двигатель на нем работает совершенно по-другому.

На юге «Лены» РЕГ-92 уже в районе 40 рублей за литр, а в Амурской области, ЕАО, Хабаровском крае и Приморье 95-й дешевле магаданского 92-го. Будьте только внимательны в выборе АЗС. Качественней всего топливо на фирменных заправках «ННК Альянс» и «Роснефть». На других есть вероятность залить в автомобиль какую-нибудь гадость. Мы как-то попались, пришлось промывать топливную систему.

Впрочем, я не совсем права насчет наличия на «Амуре» всего спектра дорожных услуг. Автомоек нет! Видимо, не очень-то они нужны основной массе пользователей. Оно и понятно: везде асфальтобетонное покрытие, местным извозиться негде.

Но наша машина после ремонтов «Лены» опять обросла приличным слоем грязи. Привести авто в порядок удалось только в пригороде Хабаровска. Так и катили по одной из лучших трасс России: чумазые, но не побежденные.

Что за прелесть эти грозы!

Если бы кто-нибудь спросил, с чем у меня ассоциируется ФАД «Амур», я бы ответила: первое – это с полями. Буквально – бескрайними. Иногда распаханными и засаженными картофелем и кукурузой, но по большей части просто заросшими травой. Ни стогов сена, ни домашней скотины.

ФАД Амур. А поля тут бескрайние. 2017 год.

ФАД Амур. А поля тут бескрайние. 2017 год.

Колоссальные пространства, и они пустуют. Сыграет ли положительную роль в их освоении дальневосточный гектар? Не знаю. Решительных изменений, какой-то движухи, по крайней мере, вдоль трассы не заметно.

Что здесь постоянно меняется, так это небо. Позиция в пассажирском кресле дает редкую для обычной жизни возможность часами наблюдать, как на безмятежную синеву к полудню бредут пастись стада мелких пухлых облачков. Постепенно они растут, растут, и вот уже самые крупные меняют белую шерстку на сизую, наливаются тяжестью, пыжатся, грозно погромыхивают и наконец выжимают на землю первые, самые тяжелые капли собранной влаги.

ФАД Амур. Гроза идет. 2017 год.

ФАД Амур. Гроза идет. 2017 год.

Пара минут, и лобовое стекло звенит от хлестких ударов тугих струй. Дворники мечутся бестолково, и все равно не успевают вытирать пахнущий озоном поток. Еще пять минут – и о прошедшем ливне напоминают только посвежевший воздух, быстро сохнущие под умытым светилом мелкие лужицы и – не всегда, но часто – радуга.

Летние грозы. Обожаю. В Магадане их тоже очень не хватает.

Слаще меда

Во-вторых, «Амур» для меня – это место, где можно очень недорого купить настоящий мед. Дар богов, жидкий янтарь концентрированного лета, чудесное средство от болезней, холода и печали массово производится трудяжками-пчелами на территории Амурской области (район Свободного, Шимановска, Белогорска).

Мед лучше приобретать не у посредников, торгующих под навесами на «пятаках» и остановках, а у самих пасечников. Пасеки находятся в лесах рядом с дорогой. Мимо не проедешь: на обочинах стоят таблички «Мед», а где-нибудь в теньке на табуретке призывно отсвечивает золотом пластиковая бутылка.

Липовый, цветочный, гречишный – в зависимости от сезона. Но всегда без дураков – натуральный, ароматный, полезный, вкусный. Цену сказать? Только не волнуйтесь сильно: в этом году мы покупали мед по 400-600 рублей за полуторалитровую бутылку, это больше двух килограммов.

И, пожалуй, третьим символом трассы назову кафе-мотель «777», поскольку каждый раз мы останавливаемся именно в нем. Расположен мотель очень удачно: около 140 километров от развязки на Невере и примерно 1000 километров от Хабаровска (район Магдагачи). Что в одну сторону едешь, что в другую, подъезжаешь к нему вечером. Как не остановиться переночевать в комфорте?

Есть номера с душем (2500 руб. за 12 часов), есть без душа (1500 руб.). Освежиться в этом случае можно за 100 руб. в отдельно стоящем домике, во дворе. Горячая вода, чистая постель, охраняемая парковка, удобства не под кустом, приветливый персонал – что еще нужно усталому путнику?! Разве что с толком и расстановкой поесть.

С этим здесь тоже без проблем. Кафе работает с 6 утра и допоздна, ассортимент богатый, все приготовлено замечательно вкусно и совсем не дорого. В магазинчике при кафе можно приобрести все необходимое для дороги.

Пляж на территории мотеля «777». 2017 год.

Пляж на территории мотеля «777». 2017 год.

Больше того: если пересечь внутренний двор, сразу за оградой попадаешь на… песчаный пляж. Берег живописного озера является частью гостиничного комплекса и окультурен. Есть домики для отдыха и переодевания, мангалы, волейбольная площадка, детские качели-карусели. Просто здорово.

Обратила внимание на то, с каким уважением и симпатией сотрудники мотеля – горничные, охранники, официантки – отзываются о хозяевах заведения. Это два молодых человека, которые несколько лет назад основали бизнес с нуля.

Озеро на территории мотеля «777». 2017 год.

Озеро на территории мотеля «777». 2017 год.

Даже встав на ноги, они не перестали трудиться от зари до зари наравне со своими работниками и стремиться к большему. В ближайших планах предпринимателей – расширение кухонного помещения. Такой подход к делу, согласитесь, достоин уважения.

Что еще рассказать о ФАД «Амур»? Трасса в целом комфортная, понятная, безопасная – мы не видели там, в отличие от других дорог, ни одного ДТП. Если озабочены сувенирами, то не пропустите кафе «Транзит». Находится оно недалеко от городка Циолковский, наверняка слышали о нем. Да, это совсем рядом с космодромом «Восточный».

В «Транзите» помимо земных блинчиков со сметаной и яичницы с колбаской продается и космическая еда: запаянные в вакуум тубы с пюреобразными блюдами. Борщ, рассольник, гороховый суп, картошка с говядиной – в ассортименте. Покупать такое себе на обед… н-ну, не знаю, однако если в гостинец, то почему нет?

Кстати, кстати! Как раз в «Транзите» обедал наш президент во время своего автопутешествия по «Амуру», о чем свидетельствуют фотографии, украшающие обеденные залы. Персонал с гордостью утверждает, что В.В. Путин остался доволен трапезой. Стало быть, и нам хорошо.

Земля леопарда

Для характеристики ФАД «Уссури», на мой взгляд, довольно одного слова: «бешеная». И потому, что несутся по ней во весь опор и легковушки, и 60-тонные «крокодилы»; исключения составляют лишь участки в пределах населенных пунктов (камер полно, не попадитесь!). И потому, что здесь нередки аварии. Концентрация внимания не помешает! И еще потому, что дорожное полотно по большей части узкое.

Трасса не справляется с интенсивным транспортным потоком и однозначно нуждается в расширении, меж тем, трех-четырехполосное движение обеспечено далеко не везде. Там же, где оно есть (в районе Уссурийска и на подступах к Владивостоку), ориентироваться надо очень быстро, иначе обязательно свернешь куда-нибудь не туда, особенно когда едешь по трассе в первый раз.

Если вы держите путь на юго-западное побережье Приморского края, ищите дорожные указатели со Славянкой. Так посоветовали нам в Спасске-Дальнем, где мы останавливались на ночлег. Совет оказался дельным.

Андреевка, Приморский край. 2017 год.

Андреевка, Приморский край. 2017 год.

К сведению: поворот с «Уссури» на Славянку, а следовательно, к Андреевке, Рязановке, Зарубино, Краскино, Посьету и другим прибрежным населенным пунктам и базам отдыха Хасанского района находится на последнем 100-километровом скоростном участке перед Владивостоком. Не проспите!

В Спасске познакомились не только с хорошими людьми – сотрудниками гостиницы, но и с жуками-оленями. Большие, рогатые! Точь-в-точь как на картинках в школьном учебнике по зоологии. Увидели впервые и других диковинных для северян представителей мира насекомых. Мелочь, а приятно.

Жук-олень отдыхает на оконной сетке гостиницы. 2017 год.

Жук-олень отдыхает на оконной сетке гостиницы. 2017 год.

Природа там значительно отличается даже от Хабаровского края. Меньше жары, больше влаги. Уссурийская тайга постепенно уступает место сочным лугам и живописным холмам, невиданным цветам и группам незнакомых деревьев с кронами удивительных форм. А какие бабочки летают!

Густой лес на крутобоких сопках вновь обступает дорогу в Хасанском районе. Это «Земля леопарда» – недавно созданный при содействии президента страны национальный парк.

Приморский лес похож на сказку. 2017 год.

Приморский лес похож на сказку. 2017 год.

Леопардов нам увидеть не посчастливилось. Пересекло дорогу что-то небольшое, грациозное и прыгучее из семейства оленей, дал на себя поглазеть деловой енот, выползшая на обочину змея нам вслед пошипела, а вот редкие кошки – увы. Может, вам повезет больше.

Хляби небесные

Качество дорог в Хасанском районе, прямо скажем, так себе, и чем ближе к морю, тем хуже. Что нас особенно насторожило – это почти полное отсутствие придорожных канав. Щербатое дорожное полотно – на «нулевом» уровне. Местность-то холмистая, дорога скачет с сопки на сопку. Речки тоже явно горные, с характером, а тропические ливни тут не редкость. Куда потокам воды деваться?

Предчувствие тайфуна. 2017 год.

Предчувствие тайфуна. 2017 год.

Работники спасской гостиницы нас предупреждали о надвигающемся тайфуне. Но русские не сдаются! На семейном совете было решено не отступать и продолжить путь к конечной цели. Хоть два-три дня, но пообщаться с Японским морем. А если тайфун в самом деле нагрянет, убежать всегда успеем.

Однако глядя на состояние дороги, уверенность в своевременном отъезде в случае разгула стихии изрядно поубавилась. Так оно, в общем, в итоге и произошло.

Первые дни нашего пребывания в Андреевке местные новости еще передавали о режиме повышенной готовности для экстренных служб, но в воскресенье 6 августа режим официально был снят. Якобы тайфун обошел стороной юго-запад Приморья, разделившись надвое. Часть ушла в Китай, часть подалась в Японию.

Красота-то какая! 2017 год.

Красота-то какая! 2017 год.

«Вот и хорошо, вот и славно» – вздохнули мы с облегчением и остались на море еще на один день, солнечный и беззаботный, постановив выдвигаться в сторону дома следующим утром.

В ночь с 6 на 7 августа началось светопреставление. Где-то наверху (неба не было) громыхало и сверкало, в землю нещадно лупили тонны воды около трех часов без передышки. Никакой возможности ни спать, ни переговариваться. Только смотреть во все глаза, обмирая от восторга и ужаса, как смывает нашу базу, прибрежный поселок и весь белый свет в тартарары, к демонам.

Гуськом, гуськом, потихонечку... 2017 год.

Гуськом, гуськом, потихонечку… 2017 год.

К утру ливень сменили туман и морось, ветер как будто стих. Мы спешно погрузились в машину, тронулись. По грунтовке в черте Андреевки еле проехали, так сильно ее размыло. Выбрались на «регионалку» и похолодели: речки вздыбились. Иные уже вплотную подобрались к мостовым переходам. Позже узнали, что уровень воды в реках за ночь поднялся на 4 метра.

Местами, под горками, дороги не было видно из-за клокочущих мутных потоков. Но встречные машины попадались, из чего мы сделали вывод, что проезд все-таки есть, и упрямо лезли дальше. Преодолели два размыва: асфальт с одного края дороги обкусан, внизу кипит, бурлит, несет деревья и всякий хлам. На третьем размыве, у населенного пункта Барабаш, встали в пробке. Здесь вода уничтожила две трети ширины дорожного полотна и выгрызла овраг глубиной метра три.

Остановивший нас размыв. 2017 год.

Остановивший нас размыв. 2017 год.

Опять пошел ливень. Люди вылезали из машин, прячась под зонтами и осторожно перешагивая через поваленные деревья, подходили к краю оврага; восхищенные, отходили от него подальше, нерешительно топтались в лужах.

Некоторые еще оценивали шансы проехать по остаткам дороги, когда из-за поворота с противоположной стороны размыва показался внедорожник. Водитель «Тундры», заметив, что люди смотрят на него с надеждой, затормозил и вскинул руки, сложенные крест-накрест: все, дальше дороги нет.

Здесь прошел селевой поток. 2017 год.

Здесь прошел селевой поток. 2017 год.

По его словам, даже если преодолеть этот размыв, дальше Барабаша не уедешь, так как мосты смыты, а преодолевать сейчас реки вброд – чистое самоубийство.

Самые отчаянные все же не послушали, не поверили, рванули дальше. И, скорее всего, застряли в Барабаше, потому что размыв, остановивший нас, разрастался на глазах, а севернее не прекращающийся ливень спровоцировал мощные селевые потоки, наглухо перекрывшие дорогу.

Андреевка после удара стихи. В магазин за водой и хлебом. 2017 год.

Андреевка после удара стихи. В магазин за водой и хлебом. 2017 год.

Нам ничего не оставалось делать, как вернуться в Андреевку. Ждать у моря погоды, то есть восстановления проезда по региональной дороге до ФАД «Уссури», пришлось два дня.

Кабы я была царица

Собственно говоря, вынужденная задержка нас не очень-то расстроила. К вечеру стихия угомонилась, солнце вернулось.

Привет Японскому морю от Охотского! 2017 год.

Привет Японскому морю от Охотского! 2017 год.

Море чистое и теплое, арбузы, сливы и вареная кукуруза дешевле, чем в Крыму, нарушенное электро- и водоснабжение на базе восстановлено. Продолжаем отдыхать и слушать по федеральным новостям обо всех тех кошмарах, что нам довелось пережить вместе с коренными приморцами.

Море - лучшее, что может с тобой случиться! 2017 год.

Море – лучшее, что может с тобой случиться! 2017 год.

Особый упор телесюжеты делали на героические усилия спасательных служб, вызволяющих из беды беспечных туристов. Господа, позвольте! Вы же сами успокоили население, объявив накануне о снятии режима повышенной готовности! Что за инсинуации? Это первое.

Второе. Утром 7 августа, прорываясь по смытой региональной трассе, мы не видели ни спасателей, ни дорожников, ни полицейских, ни военных. Ни одного представителя или автомобиля экстренных служб! Ни одного кордона с предупреждением о том, что дорога не проездная, что движение по ней опасно!

Где-то здесь была дорога. 2017 год.

Где-то здесь была дорога. 2017 год.

Люди ехали в полном неведении относительно того, что творится, попадали в аварии, оказывались отрезанными от мира на «островках». Простые граждане, не представители власти, пытались регулировать движение, выстроить в хаосе какой-то порядок, вести разъяснительную работу.

Только на обратном пути в Андреевку, уже в одиннадцатом часу, когда народ вдоволь хапнул адреналина, у поворота на Славянку был выставлен пост ДПС и перекрыто движение в северном направлении. Потом-то, конечно, появились и МЧС, и служивые… Но если это оперативное реагирование на чрезвычайную ситуацию, то я – Шамаханская царица.

Хасанский район после разгула стихии. 2017 год.

Хасанский район после разгула стихии. 2017 год.

Кого и упрекать в беспечности, так это, по моему разумению, власти Приморского края и Хасанского района. Они-то прекрасно осведомлены об особенностях и каверзах местного климата, стало быть, давно должны были озаботиться безопасностью и надежностью транспортных путей, автомобильных и железнодорожных. Были бы дороги подняты на должную высоту, предусмотрена грамотная дренажная система и укреплены мосты, большей части разрушений удалось бы избежать.

Августовский тайфун, конечно, не последний залетный гость Приморья и далеко не самый мощный из порождаемых Тихим океаном. Будут и другие. Встретит ли их дальневосточный край во всеоружии, будет ли готов к противостоянию стихии?

Дорога домой. 2017 год.

Дорога домой. 2017 год.

Во всяком случае, вы уже предупреждены о возможности попасть в подобный переплет. Но пусть это вас не останавливает! Юго-западное побережье нашего соседа по макрорегиону, несмотря ни на что, интересное, красивое, в целом экологически благополучное и вполне доступное для нас место отдыха. Как в плане добраться, так и с точки зрения финансовых вложений.

А тайфуны… А что тайфуны? Пусть будет еще одно дорожное приключение! Я не против. Вы ведь тоже, верно?

Автор статьи: Саша Осенева.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *