В поисках затерянного самолета

Место падения самолета.

Место падения самолета.

Холодными зимними вечерами за чашкой горячего чая, чтением книг об истории Колымского края и просмотром видеоотчетов о самых разнообразных скитаниях по родной стране, начинаешь горячо желать поскорее отправиться в очередное путешествие. И тогда в тебе просыпается неукротимый интерес познания окружающего мира, ты с жадностью хватаешь информацию о необычных маршрутах, ищешь точки на карте, прокладываешь путь.

В таких скрупулёзных поисках мы и наткнулись на информацию о самолетах, упавших по разным причинам и разбросанных в Магаданской области со времен Второй мировой войны. Не секрет, что на данную тему информации на просторах сети интернет много, но места падения самолетов обозначены достаточно условно, с большой погрешностью. Сегодня можно определить координаты на местности с помощью GPS навигаторов с точностью до 3-5 метров, а в далекие 40-50 годы прошлого столетия местоположение обозначали несколько иначе. Например: «Авария произошла в 90-100 км северо-восточнее аэропорта «Магадан 13 км» в 10:50 мск». Причём к десятикилометровой погрешности по удалению от точки привязки ещё надо прибавить погрешность по курсу, то есть, не факт, что строго на северо-восток.

Изучая карту, решили остановиться на поиске одного из упавших самолетов в глухой тайге на территории Ольского района Магаданской области. Почему так далеко, спросите вы? Почему бы не сходить и поискать на полуострове Старицкого или недалеко от аэропорта? Да потому, что сам маршрут – это уже отдельное приключение. Чем дальше удаляешься от цивилизации, тем шире природа раскрывает тебе свои объятия. Однажды осуществив такое путешествие, будешь помнить его всю жизнь: перематывать в памяти яркие краски красавицы тайги, при этом ощущая ее неповторимый аромат. А если подключить и историческую сторону вопроса, то путешествие становится увлекательным вдвойне.

Путём небольшой работы с картой был определён район поиска. Это река Ола в среднем течении между притоками Гайчан и Маякан. Вот и все координаты. Но это не преграда для любознательной команды единомышленников. Можно сказать, ткнули пальцем в карту на две ладони северо-восточнее Магадана и поехали.

Понятно, что место падения самолета, как правило, труднодоступно и для того, чтобы дойти до него необходимо иметь соответствующий транспорт, снаряжение, практический опыт вождения лодки на водомёте по северным рекам, настойчивость и желание так далеко уезжать от комфортных домашних условий. К счастью, богатый опыт таскания лодки по перекатам у нас имеется, да и горячее желание двигаться вперед уже давно не даёт покоя.

Итак, 2014 год. К экспедиции готовы. С нами друзья – семейная пара. Собрали последние сведения о месте падения самолета и в нашем распоряжении появилась одна единственная фотография, отображающая берег реки Ола, где со слов ее автора, в 50–100 м от реки под покровом леса лежит самолет.

Прижим Золотой.

Прижим Золотой.

Едем. А путь таков: Магадан – п. Клёпка (60 км) – прижим Золотой (+15 км) и далее на лодке вверх по течению реки Ола еще приблизительно 30-35 км.

Необходимо отметить, что Ола – река суровая, особенно в половодье, а ходим по рекам мы всегда в первой половине июня, пока вода не спала. Вот и в этот раз река бурлящая, порой несет нас на метровых волнах. Удержать лодку возле берега может только мужская сила, о нас, девочках, и говорить не приходится. Когда достигли примерного места поиска, начинаем сверяться с фотографией. Нет, всё не то, ландшафт не походит. Едем дальше. К метровым волнам присоединился мелко накрапывающий дождик, а может это просто брызги от волн? Погода серая: серое небо, серая вода вокруг, даже деревья кажутся не нежно-зелеными, а какими-то тусклыми. От этого создаётся впечатление гнетущей безысходности. Да, умеет наша северная природа и порадовать, и напустить тоску зеленую.

Двигаемся выше по течению. Видим вроде бы похожее место. Необходимо высадится и прочесать лес. Однако пристать к берегу целая проблема: река в этом месте кипит так, что привязанную за куст на обрывистом берегу лодку постоянно носит из стороны в сторону. А растительность настолько густая, что взгляд не может найти ни одной возможности нырнуть в лесную гущу, просто дебри какие-то. Наконец-то находим просвет. Пробираемся и прочесываем лесную чащу на протяжении нескольких сотен метров, но ничего похожего на самолет не находим. Мысли у членов нашей команды о происходящем и что делать дальше были разные, но только усилившийся дождик расставил всё на свои места. Принимаем решение вернуться назад пока не вымокли до нитки, уточнить координаты и в будущем повторить попытку.

Июнь 2017 – мы снова в пути. Честно говоря, я реку Олу не то, чтобы не люблю, но как-то опасаюсь. Сколько бы мы не ходили по ней, всегда какой-то запредельный экстрим. Но это у меня экстрим. Бывает, что в какие-то особо страшные для себя моменты, я поворачиваюсь к своему мужу, чтобы посмотреть, как он себя чувствует в это время. И представьте, каждый раз вижу его счастливое лицо. То есть, у меня ужас, а у него счастье. Поэтому ощущение экстрима как такового дело сугубо индивидуальное. Это было лирическое отступление, но вернемся к повествованию.

В данную экспедицию я готовилась морально, помня метровые волны и невероятные пируэты лодки по бурлящей воде в «трубе». А едем мы опять же, в первой половине июня. Друзья в этот раз поехать с нами не смогли, и я представляю, как будет тяжело бороться со стихией даже с помощью подрастающего поколения, согласившегося поехать с нами. И что мы видим – река оказалась совсем обмелевшая. Такой Олы, да еще по сроку в половодье, я не видела. Зима 2017 года была совсем малоснежной. Практически на всем пути к нашей цели пришлось достаточно потаскать лодку по перекатам. К слову сказать, бурлачить я люблю. Идешь по воде – тащишь за собой лодочку. Есть в этом какой-то драйв или кайф, а можно сказать – единение с природой.

Обходим завал.

Обходим завал.

Путь лежит не близкий и во время движения лодки по воде, я не только наслаждаюсь красотами нашей природы, но и играю в угадайку: «Укажи правильный путь и не напорись на камни». Периодически мой спутник встает на ходу в надежде увидеть достаточную глубину для прохода лодки и я слышу его возгласы: «Где вода?».

Наконец, приблизились к берегу, схожему пейзажем с фотографией. Вроде тот берег, деревья, а вроде и нет. Картина, похожая на сцену в кинокомедии «Джентльмены удачи»: «А вон оно, дерево…». Оставляем лодку на берегу и идем прочесывать лесной массив. И как-то практически сразу, на окраине леса видим что-то поблескивает среди листвы. Двигаемся в лес – да, это то, ради чего мы потратили столько физических и моральных усилий – это остатки самолета.

Место крушения. Вид самолёта спереди.

Место крушения. Вид самолёта спереди.

Летательный аппарат изрядно потрепан, нет фонаря, одно крыло сильно покорёжено, хвостовая часть оторвана. Видно, что остатки его с каждым годом все глубже и глубже врастают в землю, так как весенние паводки идут прямиком через лес и тащат деревья. Поэтому самолет так густо укутан растительностью. На боковой обшивке отпечатки лап хозяина тайги. Видимо приходит сюда на экскурсию. Интересно, что со стороны северо-востока от места падения самолета видна старица реки, внешне напоминающая длинный галечный плёс. Ощущение, что самолет прокатился по старице и заехал в лес. Шасси оказались целыми.

Медвежий след.

Медвежий след.

Просмотрели самолет со всех сторон, но каких-либо опознавательных знаков, которые говорили бы нам о его происхождении не нашли. Все это время присутствовало ощущение значимости момента. Значимости того, что мы прикоснулись к далёкой истории. В голове пролетали разные мысли. Куда летел? Кто были эти люди? Какие у них судьбы? А если это произошло зимой, то как они выжили? Как выбрались из этой глуши?

Сделали множество фотографий, отсняли видеоматериалы. Цель достигнута, возвращаемся назад.

Место крушения. Вид самолёта сбоку.

Место крушения. Вид самолёта сбоку.

Теперь с полной ответственностью я могу написать координаты его падения: N 60004.937’ E 151042.729’, но точка в этом расследовании еще не поставлена. Что же дальше? Надо узнать, что это за самолет, какую функцию он выполнял. Путем сопоставления частей самолёта, мы поняли, что это легендарный советский Ил-4. Во время поисков информации о самолете нашли форум, где эту тему очень бурно обсуждали несколько лет назад. Тема интересна, поэтому странички форума были нами досконально изучены, фотографии просмотрены.

Дальше уточняли информацию на разных сайтах об официально зарегистрированных местах падения самолетов на Дальнем Востоке.

На сайте «Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России» путем сопоставления координат, марки самолета и характера повреждений нашли примерно похожее описание места падения самолёта.

Место крушения. Кабина пилотов.

Место крушения. Кабина пилотов.

По сведениям сайта, 8 марта 1948 года самолет Ил-4 авиаотряда Дальстроя перегоняли на базу – аэродром «Магадан 13 км». В полете бортрадист запросил погоду в Магадане. Погода была плохая. Командир корабля принял решение идти в Сеймчан. Полет протекал нормально. Моторы работали хорошо. Самолет, со слов экипажа, шел с небольшим правым креном, что, по-видимому, объясняется остаточной деформацией крыла после поломки. Пройдя Омсукчан, командир корабля получил на борт погоду Магадана и решил изменить свой маршрут с Сеймчана на Магадан. Следуя по этому маршруту, экипаж встретил облачность и пошел над ней на высоте 2400 м. Началась сильная болтанка. В результате испытываемой в полете перегрузки крыло самолета деформировалось и машину стало сильно валить вправо. Командир корабля, не будучи в силах справиться с креном, идя на снижение, вошел в облачность, которую вскоре проскочил и увидел замерзшую реку Ола. Во время снижения для посадки на реку самолет срезал правой плоскостью вначале верхушки, а затем несколько стволов деревьев, и сел на лед. От удара о лед отлетел винт левого мотора, затем хвостовое колесо, после чего самолет, развернувшись примерно на 90°, упёрся в мелкий лес. Экипаж невредим. Самолет получил значительные повреждения, ремонт признан нецелесообразным. Авария произошла в 90-100 км северо-восточнее а/д «Магадан 13 км» в 10:50 мск.

Самолёт Ил-4 над аэродромом Магадан-13.

Самолёт Ил-4 над аэродромом Магадан-13.

Может быть, это и есть тот самый самолет, упавший в 1948 году. По описанию и месту падения очень похоже. Во всяком случае, других вариантов не нашли.

Теперь можно сохранить в навигаторе точные координаты падения еще одного самолета в пределах Магаданской области. А сколько тайн еще хранит наш суровый Колымский край…

Подробности путешествия с указанием координат и пройденного расстояния можно увидеть здесь

Автор: Елена Полищук.