Река Нил

Река Нил.

Река Нил.

  • Наименование маршрута: река Нил.
  • Месторасположение: Тенькинский район.
  • Вид маршрута: Смешанный: автомобильный, водный.
  • Маршрут: гор. Магадан-пос. Палатка-пос. Мадаун- 82 км. Тенькинской трассы – р. Армань – р. Нил.
  • Протяженность водного маршрута: 55 км.
  • Продолжительность водного маршрута: 4 часа.
  • Число туристов в группе: 2.
  • Сезонность: июнь.

Всё началось в августе 2017. Тогда мы впервые поехали в автомобильное путешествие в поисках озера Солнечного. Самым тяжелым, но и самым интересным оказался маршрут по верховьям реки Армань. До озера мы не доехали, но осталось жгучее желание еще раз увидеть красивейшие места северной природы. И такой случай нам представился.

Июнь 2018. Магадан отказывается радовать солнечными деньками. Все дождь да туман гостят в городе, а так хочется тепла. И тут на помощь приходят сайты погоды. За два дня, а то и раньше начинаешь искать заветные слова и цифры: «ясно» и «+15» (хотя бы). Но во всех направлениях нас ожидают: «небольшой дождь» и «+8». Чтобы поймать лето, необходимо ехать на реку, куда-нибудь подальше от города по колымской трассе. Потому как каждому магаданцу известно: чем дальше от моря, тем теплее.

И тут моему мужу приходит гениальная мысль:

– А почему бы не съездить на реку Нил?! Сейчас реки полноводные, можно смело попробовать пройти водным маршрутом!

– Да! – не раздумывая ни секунды ответила я. Путешествия по рекам всегда полны впечатлений и движения.

И вот, полностью упакованные, мы двигаемся к 82 км Тенькинской трассы. От моста съезжаем к реке Армань, готовим лодку и необходимое снаряжение. Чтобы дойти до Нила, нам необходимо пройти приблизительно 27 км вверх по течению реки Армань. Мы полны энергии и решимости, ведь нас ждут красивейшие места.

К путешествию готовы.

К путешествию готовы.

Перед самым отправлением, глядя на реку, мой муж произносит глубокомысленную фразу:

– Ты знаешь, течение воды очень сильное, а водометный мотор у нас слабенький. Для десятисильного мотора наш вес включая небольшой багаж является предельным. Ход лодки против стремительного течения не будет лёгким.

– Ну ладно, а когда он лёгким по рекам был? – Я, не совсем понимая проблему, села в лодку.

Только отъехали от берега, входим в стремнину, и лодка не то, чтобы двигается, ее сносит назад. Теперь я поняла, почему половину провизии и вещей дома не прошли досмотр. Муж предполагал, что такое будет. Поборовшись со стихией некоторое время, причаливаем к берегу.

Убираем часть вещей, прыгаем в лодку – попытка № 2. Двигаемся чуть быстрее, по отношению к берегу – ползём черепашьим шагом. Понимаю, что навряд ли дойдем до места, и тут перепрограммируюсь: ага, через несколько дней приедем сюда на большой лодке с сильным мотором. Будет тяжело, но быстро.

Поворачиваюсь об этом сказать, только открываю рот, а мне решительным голосом:

– Нет, мы сегодня дойдем до Нила! Когда муж говорит таким голосом и тоном, я понимаю, что спорить и рассуждать бесполезно – он готов побороться.

Опять возвращаемся и причаливаем к берегу, выбрасываем всё. Запасы провизии благополучно перекочёвывают в желудки. В итоге в лодке остаёмся мы, бак с бензином и надежда на удачу. Меня это несколько нервирует, так как такой состав команды в путешествии впервые.

Попытка № 3. Лодка еле-еле двигается на стремнине реки, где подходящая глубина для прохода. Можно сказать, нехотя идёт, огибает сопку и природа постепенно начинает нам показывать свои шедевры.

И я понимаю, если бы не упорство (или вредность) моего мужа, а было ощущение, что он просто вредничает, споря с законами гидродинамики, то это путешествие пришлось бы отложить.

Северная природа очень тороплива: за короткий срок под названием «лето» необходимо успеть стряхнуть холодный снег, распушить веточки, выпустить листочки с цветочками и дать потомство в виде шишечек и семян. Ведь продолжение жизни несмотря на столь маленький период, ещё никто не отменял.

Наша лодка движется вдоль красивейших бурых скал, нависающих над рекой. Между небольших расщелин растет стланик. Большая загадка, как он может удержаться на практически непригодной для растений среде. То тут, то там попадаются островки снега. Сочетание белого и зеленого необычно для глаз: растительность уже набрала сочный цвет, а снег все никак не хочет уступать своё место.

Помня автомобильное путешествие в эти места в прошлом году, мы вспоминаем препятствия, которые нас встречали на пути. В памяти всплывают картинки

– А помнишь, вот здесь река не захотела нас отпускать и мы набрали полную машину воды?

– Вот тот самый переезд через Армань! А нам казалось, что путешествие на этой точке закончилось так и не начавшись.

– Да-да, здесь надо быть осторожным, сейчас вода скрывает большие валуны.

Река Армань.

Река Армань.

Подходим к слиянию двух рек: Иганжи (другие названия Иганджа, Игандя – О.В.) и Армани. В бурном потоке спорят два цвета: нежно бирюзовый Иганжи и тёмно-коричневый Армани. Какая победит или на каком этапе произойдет смешивание воды? Интересно. Но об этом я узнаю лишь на обратном пути. А пока – дикий восторг. Природа показала свой шедевр.

Слияние рек Армань и Иганджи (Игандя).

Слияние рек Армань и Иганжи.

Проходим слияние и буквально через 400 метров – стоп. Перекат. Слишком мелко для хода лодки, что ж, будем бурлачить. Берусь за верёвку и вперёд, мой спутник отталкивает веслом лодку от берега. Сзади слышу четкие его команды:

– Отходи дальше, верёвку длиннее. А теперь глубже, ты идёшь прямо на мель.

Я, конечно, стараюсь, ведь бурлачить очень нравится. И в своем упорстве захожу прямиком в бурный поток реки. Секунды и вода со стремительным нахлёстом вливается мне в болотные сапоги. Ах, как же ж холодно.

Перекат.

Перекат.

В нашей семье есть поверье: если Лена не искупалась в реке, то путешествие не удалось. Зато я с гордостью могу сказать, что вода в разных реках по своей холодности отличается. А я купалась во многих реках, бывало и дважды за путешествие. Например, в реке Ола, Танон, Сеймкан, Яна, Янская Ланковая… Со всей ответственностью отмечаю, что в Сеймкане вода теплая, а в Янской Ланковой уже через секунды ноги сводит от холода.

Перетащив лодку, едем дальше. Буквально через несколько минут видим удаляющуюся точку. Гудением мотора мы напугали медведя, мирно спящего под кроной деревьев, и он умчался от нас по снежнику.

Чуть позже по реке взад и вперёд носился олень, не зная куда же от нас спрятаться. В итоге нашел место на сопке между деревьев и долго наблюдал за грохочущем страшилищем двигающимся по реке. И уток мы тоже распугали. Красавцы селезни взлетали буквально из-за под лодки и мчались от нас наутёк. Одним словом, вся живность показала нам свою заднюю часть тела.

Стена от хозяйственной постройки.

Стена от хозяйственной постройки.

Мы проходим мимо почти рухнувшей каменной стены хозяйственной постройки, некогда принадлежащей руднику Светлому. Рудник действовал еще во времена Дальстроя, а сегодня эта стена как безмолвная серая тень напоминает о бурном освоении Колымы. Только прикоснись к истории и тебе откроется целый мир далеко ушедшего прошлого. Удивительно, что при таком сильном течении, стена ещё стоит, а я и не чаяла ее больше увидеть.

Течение реки поворачивает и неожиданно мы подходим к самому сложному участку нашего пути. Вся речка сливается в узкое русло, скорость течения бешенное. На пути стоячие метровые волны, водовороты. И другие «прелести» взбушевавшейся водной стихии. Нет, если бы мотор был какой-нибудь пятидесятник, я думаю, мы бы и не заметили особой опасности данного участка. Но в том то и сложность, что скорость у нашей лодки мягко говоря – не быстрая.

Подходим к свалу воды за большим камнем, обходим его слева, но лодку притягивает к себе водоворот за камнем, а у мотора нет сил с этим бороться.

Проходим стремнину.

Проходим стремнину.

Словно поигравшись немножко с лодкой, водоворот выкинул ее как ненужную игрушку в сторону берега под кусты. Мы ухватились за кусты и старались удержать лодку от разворота. Казалось – это предел путешествия. По крайней мере на сегодня. Мы понимали, выходить из лодки опасно, устоять на таком течении невозможно (воды было по пояс).

Я боялась, что суденышко развернет и нас подхватит предательски кипящий водоворот уже в перевёрнутом виде. Но как оказалось позже, у мужа был совершенно другой план выхода из ситуации: он знал, что подруливая, удерживая лодку вдоль течения, можно вернуться на более спокойный участок реки.

Вдруг, в какой-то момент противостояния, лодка наметила незначительное движение вперёд. Для меня до сих пор остаётся загадкой, какие небесные силы нам помогли пройти этот участок. Наверное, наш выезд на реку ангелы проспали, а когда проснулись нас надо было уже спасать, что они и сделали. Ох, и напились же они, наверное, потом.

Река Нил.

Река Нил.

Проехав еще 10 км по относительно спокойной воде, мы въезжаем в реку Нил. С прошлогоднего путешествия в памяти осталась почти сухая речушка с живописными затонами, вполне доступная для прохождения по ее берегу на автомобиле. Сейчас же мы увидели бурлящую полноводную реку, зажатую в узком коридоре с одной стороны сопкой, а с другой обрывистым берегом.

Река берёт своё начало с Ольского плато. Является левым притоком реки Армань. Протяженность Нила 44 км. Интересно происхождение названия реки. Я долго рылась в разнообразных источниках, но так и не нашла никакой информации. Лишь в заметках Рудольфа Седова в одном из маршрутов есть небольшое ее описание.

Мы прокатились по Нилу приблизительно 1,5 км Выбрались на берег, осмотрелись. Вокруг растёт ольха, ее листочки источают приятнейший аромат, который наполняет всё вокруг. Цель достигнута. Двигаемся обратно.

От моста через Армань до реки Нил мы затратили 20 литров бензина, практически всё, что было в баке. И по возвращению обратно понимали, что топлива нам может и не хватить. Поэтому часть пути решили идти сплавом по бурному течению реки.

Надо отметить, что я чувствую себя полезным человеком во всех таких поездках лишь на 25%. В общем, штурман в лодке из меня мягко говоря, так себе. Я не умею быстро прыгать в лодку, потому что болотные сапоги самого маленького размера – сорокового. То есть на три размера больше моего. Мне в них очень неудобно – боюсь из них выпрыгнуть. Каждый раз муж мне говорит, что надеется на то, что я многому научусь в очередную поездку и стану хорошим помощником. Но пока хорошо научилась отталкивать лодку от берега еле удерживая ее всеми силами и запрыгивать в разных неудобных позах. Обычно приземляюсь носом. А ноги где-то там, над головой. Но и это уже прогресс. Хорошо, что просто не выпрыгиваю из сапог. Раньше меня за шкирку втаскивали в лодку. На этом мои способности исчерпываются. Вот и в этот раз в ситуации, требующей быстрого решения, мой спутник мне командует:

– Скорее, бери весла и греби от того камня, а я заведу мотор.

Я сижу спиной, у меня возникает большущий вопрос, как я должна держать вела, чтобы ему не мешать – пересесть не могу, так как муж сидит на месте гребца, при этом вертеть головой на 180 градусов. И пока я соображая хватала весла, тот самый момент ушёл, мы быстрыми темпами прямиком шли на камень.

– О! Не успели – крикнул муж, и каким-то волшебным образом оказался в нужном месте, спасая ситуацию. Затем я услышала всё то, что должен услышать не очень полезный человек в таких случаях. Нет-нет, меня не ругали. Дело в том, что это была не первая ситуация на воде. Мне просто очень строгим голосом было сказано:

– Просто сиди и ничего не делай! Так больше пользы будет! – Всё, я точно лузер.

И так каждый раз в течение многих лет. Я пытаюсь учиться, да, что-то у меня получается. Но это недостаточно для хорошего помощника. Самое интересное происходит спустя время, когда муж меня снова и снова зовет на реку. Он, наверное, забывает все эти прелести. А я думаю – вот она, настоящая любовь!

Стремнина на обратном пути уже не так страшна.

Стремнина на обратном пути уже не так страшна.

Но вернемся к сплаву. Обратный путь по всем этим стремнинам и перекатам оказался совсем не страшным, река несла нас в своем бурном течении. И я успела во всей красе рассмотреть слияние Иганжи и Армани. Перемешивание двух цветов не происходит быстро. Две реки довольно долгое время спорят друг с другом и их цвета не сливаются. Иганжа долго притесняет Армань к скалам, а потом Армань устает, сдается и приобретает нежный бирюзовый цвет.

В наш лагерь мы прибываем уже в вечернее время. Продолжительность поездки составила 4 часа. Если бы мотор был более мощный, то это время сократилось бы вдвое.

В этом путешествии многие моменты управления лодкой для меня так и остались загадкой, но некоторые законы гидродинамики мой спутник пояснил: он старался держаться наиболее мелких мест, так как на мелководье вода плотнее, а встречное течение меньше. Значить легче выйти на глиссирование.

Утро следующего дня. После всех приключений уставшие, но счастливые от пережитых эмоций и качественного отдыха, мы мирно завтракаем и вспоминаем пережитые моменты. Каждая мышца организма напоминает, что она работала больше всех. И тут мой муж произносит афоризм: «Движение – это жизнь. Но после такого движения ещё выжить надо».

Автор статьи: Елена Полищук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *