Хребет Черского во всей красе.
Калькулятор в помощь
Собственно, не такое уж и дальнее странствие у нас получилось: в общей сложности – порядка двенадцати тысяч километров. Знаю магаданцев, которые за отпуск наматывают на спидометрах в два раза больше, добираясь своим ходом, например, до Анапы.
Колымчане все чаще предпочитают отбывать в места отдыха на своих авто, что при нынешней вакханалии цен на авиабилеты и «багажном переполохе» не удивительно. Для сравнения: из Магадана до побережья Японского моря и обратно мы потратили на бензин в пределах 45 тысяч рублей, в то время как три билета на круговой полет Магадан – Владивосток – Магадан обошлись бы в 138,6 тысячи (это по минимуму, билетов дешевле 23,1 тыс. руб. в один конец в Интернете не нашла).
Конечно, некоторое количество денег в дороге еще уйдет на питание и ночевки в мотелях-гостиницах, но даже при отменном аппетите и повышенной требовательности к комфорту общей сумме затрат до стоимости авиаперелета будет далеко.
Ездить в отпуск на машине даже вдвоем экономически выгоднее, чем на самолете! Это раз. Да, расплачиваться за сокращение трат придется временем: от наших палестин до Владивостока в размеренном режиме – около недели пути, десять дней – до черноморского берега, если торопиться и меняться за рулем.
Зато сколько всего интересного можно увидеть! Сколько нового о своей стране и соотечественниках узнать! Сколько, глядя в проплывающие за окном незнакомые пейзажи, додумать мыслей – из тех, что в повседневной суете ускользают, прячутся в скрипучих пыльных шкафах, набитых мелкими проблемами, которые никогда не разгрести, как ни старайся. Это два.
Вы – сами себе начальники штаба, сами планируете, куда, когда и как двигаться, где сделать остановку. Это три. Не зависите от нелетной погоды и причуд авиакомпаний. Не томитесь часами в накопителях аэровокзалов. Не терпите соседство со странными или буйными пассажирами.
В общем, это выбор тех, кто ценит свободу, неприкосновенность личного пространства и не очень любит массовые скопления людей.
К тому же, плавные переходы в другие часовые пояса и климатические зоны смягчают процесс акклиматизации, делают его фактически незаметным для наших ранимых северных организмов. И это четыре.
Перечисленные аргументы вы сочли убедительными? Тогда отправляйтесь в следующий отпуск на колесах! И не бойтесь: это вовсе не так страшно, как кажется поначалу.
Другого нет у нас пути
Куда бы колымчанин ни решил стартануть своим ходом – в Сибирь, европейскую часть страны, на Урал или Дальний Восток, – ему не миновать трех федеральных автодорог: нашу «Колыму» (Р-504, Якутск – Магадан, протяженность 2021 км), «Лену» (А-360, Большой Невер – Якутск, 1157 км) и «Амур» (Р-297, Чита – Хабаровск, 2097 км).
Альтернативы нет и в обозримом будущем не предвидится. Таким образом, добираясь на материк автотранспортом, мы делаем внушительный крюк: сначала по «Колыме» направляемся на северо-запад, потом на запад, и только выйдя на «Лену» поворачиваем к заветному югу.
У населенного пункта Большой Невер (Амурская область) «Лена» красивой развязкой стыкуется с «Амуром». Дальше определяйтесь сами, куда вам: налево, на восток, или направо, на запад.
Вид на реконструированный участок ФАД Колыма со смотровой площадки.
ФАД «Колыма» на территории Магаданской области представлять нет нужды, все мы ее прекрасно знаем. Отмечу лишь, что в 20-х числах августа, когда мы возвращались домой, она приятно удивила хорошим состоянием. Не дорога – песня! Большое спасибо обслуживающим организациям-подрядчикам. Их стараниями я наконец увидела, какой грунтовка должна быть.
Сусуманский участок. Привычно разбитая дорога.
Исключение составил разве что сусуманский участок, на котором гравийная дорога оказалась привычно разбитой. Правда, как раз в тот момент дорожники приступили к заделке жутких ям на переходном покрытии (как бы асфальте) в черте города Сусумана. Что из этого получилось, пока сказать не могу. Надеюсь, хоть немного, но стало лучше.
Старый мост через р. Делянкир.
По мосту через реку Делянкир (около 800 км от Магадана) проходит граница нашей области и Республики Саха. На нем мы традиционно останавливаемся, чтобы еще раз мысленно попрощаться с домом, вдохнуть напоследок магаданского воздуха или, наоборот, радостно сплясать ритуального гопака по случаю благополучного возвращения на родину.
В этом году на обратном пути в районе границы региона мы останавливались дважды. Второй раз – по просьбе вооруженной группы магаданских силовиков для досмотра автомобиля. Спецоперация. «Наркотики, оружие, золото в промышленных масштабах везете?»
Границу Магаданской области и Якутии сторожит такой вот раритет советских времен.
Пока служебный лабрадор обнюхивал салон, багажник и нехитрую поклажу, я ликовала: ну, наконец-то! Услышал Господь наши молитвы! Поставили-таки правоохранительные органы заслон ввозу наркотиков и незарегистрированного оружия на территорию области и вывозу добытого злодейским способом драгметалла.
Хочется надеяться, что временный пост – первый шаг к созданию на нашей трассе стационарного полифункционального поста, без которого полное пресечение проникновения и вывоза за пределы территории предметов, запрещенных государством к свободному обороту, – задача не выполнимая.
Город контрастов
Ближайший от нашей границы якутский населенный пункт, где можно покушать и при необходимости снять номер в гостинице, – Усть-Нера. Рекомендую лагман в кафе «Сандалы», там же готовят очень неплохую самсу.
Усть-Нера – административный центр Оймяконского улуса, общепризнанного полюса холода Земли. Весьма интересное место! Первое впечатление: непролазная черная грязь на улицах. Даже в центре поселка не видно забетонированных тротуаров или дорожек. Минимум зелени, что, впрочем, понятно.
Впечатление второе: диковатое смешение стилей и эпох в архитектуре. Перекошенные деревянные бараки времен героического освоения Севера (местами все еще обитаемые!) и невзрачные облупленные бетонные коробки из 1970-х с наглухо забитыми полиэтиленом окнами вплотную соседствуют со сверкающими тонированными стеклами и полированной плиткой современными зданиями какого-нибудь «Якутскалмазбанка».
Обитатели под стать антуражу: встречались и надушенные леди в деловых костюмах, элегантно перепрыгивающие на каблучках наиболее грязные места, и бомжеватого вида мужички с помятыми лицами, бредущие по лужам напропалую, и хорошо экипированные для полевых работ работяги.
Попадались и граждане неопределенного рода занятий. Со скучающим видом они слонялись по кафешкам, магазинам, местному рыночку, устроенному уроженцами южных республик (полюс полюсом, но южан здесь не меньше, чем в Магадане, будет!).
Походочка разболтанная, движения неспешно-ленивые. А взгляд цепкий, сканирующий. Его спиной через куртку чувствуешь. То ли потенциальных продавцов ищут, то ли потенциальных покупателей. Чего? У меня желания спросить не возникло.
И над всем этим праздником жизни – горы, вводящие в ступор какой-то хищной красотой. Высокие, безлесые, по крутым хребтинам – частоколы каменных зубцов. Как драконьи спины. Обалденное зрелище! Жаль, что часто они прячутся за туманом и облачной ватой, как это случилось в нашу последнюю поездку.
А вот что не смогло укрыться от моего пытливого взора в окрестностях Усть-Неры, как это пресловутая оптоволоконная линия связи, предназначенная соединить коммуникации обоих регионов и обеспечить бесперебойный широкополосный интернет всей колымской трассе.
Про пытливость – это в шутку. Говоря откровенно, я не увидела кабель. Я об него… споткнулась, выскочив из машины по нужде, и чуть не улетела в придорожный кювет. Потому как:
- он слишком маленький для того чтобы быть заметным (не толще сетевого провода от ноутбука),
- лежит он не в земле, не в положенной в таких случаях надежно засыпанной траншее, а на поверхностях.
Каких придется: дорожной бровке, травке, кустах, перекинут с дерева на дерево и через ручьи и речки, как тарзановская лиана…
Прошел слух, что этот несерьезный проводок – пробный шар. Якобы якутская компания, подвизавшаяся воплотить в жизнь грандиозный проект с грандиозным же финансированием по ликвидации цифрового неравенства на колымских просторах, протянула его, чтобы для начала в тестовом режиме убедиться, что все будет работать как задумано, и сейчас, убедившись, тянет от Якутска к границам Магаданской области настоящую ВОЛС.
Не буду спорить, может, это и так, хотя никаких работ по укладке нормального кабеля на всем протяжении ФАД «Колыма» я не наблюдала. С другой стороны, если слух оправдан, зачем было в апреле 2017 года главам регионов устраивать в Усть-Нере показательную церемонию передачи интернет-кабеля из рук в руки? Для видеоотчета в Центр?
В одном сомнений у меня нет: в отсутствии не то чтобы широкополосной – хотя бы относительно устойчивой интернет-связи от Снежного до Мяунджи, да и дальше по якутским поселкам, собственно, тоже. Местные жители подтвердят.
Переплыть Рио-Гранде
Вскоре за Усть-Нерой начинаются столь же красивые, сколь и опасные места: величественный и монументальный, как «Девятый вал», Ольчанский перевал; ужом проползающая между скал узкая каменистая дорога-серпантин перевала Заячья петля с совершенно нереальными, как с другой планеты видами; длиннющий, километров семьдесят, перегон Черного и Желтого прижимов вдоль Восточной Хандыги.
Проезжать прижимы следует строго в режиме нон-стоп и желательно побыстрее, благо, состояние дороги после недавней реконструкции позволяет. Так меньше вероятности попасть под камнепад, который, несмотря на удерживающую сетку, закрепленную анкерами на крутых боках взорванных скал хребта Черского, происходит постоянно.
И здоровенные валуны летят, и «шрапнель», особенно в сырую погоду. Довелось испытать незабываемое ощущение, когда хороший такой булыжник шлепнулся на дорогу и прыснул мелкими осколками за секунду до того, как по этому месту проехали мы. Мини-артобстрел.
Но наибольшей экспрессии мои чувства достигли на переезде через реку, названия не знаю, на трассе она не обозначена. Это же сюр: густой-густой туман, холодно – не больше плюс десяти (середина июля, господа!), не какая-то там лесная тропа, а трасса федерального значения. Верхушка перевала Заячья петля. А по ней, прямо по дороге, по валунам, бежит река.
Чистая, горная, торопливая. Не Рио-Гранде, конечно, но и не маленький ручеек. И ни дренажных труб тебе, ни мостков никаких, ни даже предупреждающих дорожных знаков – о том, что далеко не всегда данный участок является проездным для всех видов транспорта. Как так?
Переезд на Заячьей петле после дождей.
В этом году, направляясь на материк, мы «переплыли» ее с трудом. Накануне прошли дожди, река вспухла, разлилась. Сердито перекатывала камни, подмывала и слизывала сыпучие берега. Где брод – непонятно, сплошные буруны. Пришлось ждать большегрузов, чтобы посмотреть, по какому «фарватеру» они пойдут.
Посмотрели, запомнили, включили 4WD, перекрестились, повторили. Получилось. Но у меня муж – водитель высшей категории, и микроавтобус у нас пусть не джип, но и не «пипетка». А как быть тем, кому нужда воспользоваться ФАД «Колыма» именно на маленьком легковом авто? Хороший вопрос, задам его при случае представителям Росавтодора.
«Форт Боярд» на том не заканчивается. Впереди – перевал Росомаха. Собраться с духом перед ним можно в уютном местечке – на лесном «пятаке» у источника, вода в котором имеет явно выраженный содовый привкус.
Слышала, для якутов это место священное, обитель духов. Чтобы потусторонние силы прониклись к тебе симпатией и взяли под свое покровительство, неплохо что-нибудь оставить им в подарок: завязать на ветке цветную ленточку, положить к подножию резных столбов-идолов конфетку, бросить монетку в источник. Мусор только не бросайте, пожалуйста, его и без того, увы, хватает.
Отсыпка булыжниками на перевале Росомаха.
Итак, Росомаха. В конце лета к привычным опасностям данного участка добавилась отсыпка булыжниками. Не преувеличиваю: россыпи крупных обломков скальника поджидали путников за крутыми поворотами, и уворачивайся как умеешь. А мы еще проезжали сие безобразие в ночи…
Плывет паром, поет вода
Тот, кто справится с Росомахой, может вознаградить себя перекусом в поселке дорожников Теплый Ключ и передохнуть от тряски пару километров на асфальте. Следующая «станция» – Хандыга, а оттуда до Алдана уже рукой подать.
Щелочной источник в районе Теплого Ключа.
Район Хандыги, вроде, не самый северный на Колымской трассе, но отмечен какой-то природной аномалией. Лес – лиственницы да редкие березки. То-оненькие, хи-иленькие, веточки коро-отенькие, зелень на них вымороченная, чахоточная.
То же с травами: былинки с экономными узкими листьями прячутся друг за дружку, спешат отцвести, выносить и сбросить семена и лечь устало в стылую мокреть. Леший знает, в чем причина – в жестоких морозных зимах, царствующих в этих краях большую часть года, в яростной ли жаре коротким летом, в вечной ли мерзлоте, в болотистых ли почвах.
Рогоз, участок Хандыга – Алдан.
Не удивительно, что не поверили мы своим глазам, когда на 30-километровом перегоне от Хандыги до переправы увидели три озерца с самым настоящим рогозом! Как положено: с сочными листьями и коричневыми шишками-«микрофонами» на длинных стеблях.
Как его сюда занесло? Загадка. Справочники утверждают, что рогоз – растение теплолюбивое, встречается в умеренных и субтропических зонах. «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
Берег Алдана – значимая веха для путешественников-колымчан. Не только потому, что полноводная река условно разделяет «север» и «материк». Здесь важно попасть в струю, то есть удачно погрузиться на паром, по возможности не теряя слишком много времени. А с этим как повезет. В выходные или когда мало желающих перебраться на ту сторону можно просидеть на берегу весь день.
Оба берега, замечу, совершенно не обустроены для ожидания. Нет здесь ни кафешек, ни киосков, ни навесов от дождя, ни даже лавочек. Странно, что этим обстоятельством не воспользовался еще ни один предприниматель. Такой бизнес обречен на процветание!
Да, еще: в отсутствие специализированных заведений по естественным надобностям ходить приходится в кусты. Совет: в кусты ходите осторожно, как саперы на работе, ибо заминировано очень кучно. И людьми, и пасущимися здесь коровами.
Но главное неудобство переправы через Алдан в том, что нет четкого расписания работы паромов. Все суда находятся в частных руках, и каждый частник сам для себя решает, когда ему выходить в рейс, сколько транспортных средств брать на борт. Только ценовая политика судовладельцев согласована между собой: в этом сезоне с легковых машин за переправу брали по тысяче рублей, с большегрузов – до шести тысяч.
Плывет паром, поет вода о чем-то рядом.
И это – второй вопрос, который хочу задать Федеральному дорожному агентству. По закону все автодороги федерального значения для пользователей – бесплатные («Платон» – другая история, ее в расчет не беру). Переправа на пароме – часть трассы, не отдельный элемент.
И получается, что на ФАД «Колыма» действует платный участок, причем не один, а два: помимо переправы через Алдан есть еще переправа через реку Лена. Едущим из Магаданской области на «материк» она без надобности, ну, а тем, кто направляется в Якутск, придется заплатить паромщикам еще раз. И это, дорогие земляки, на мой взгляд, не что иное, как нарушение наших законных прав и интересов.
Продолжение следует…
Авто статьи: Саша Осенева.
Фото автора.