Погружения на пароход «Выборг»

Кауцман Руслан

«Вы знаете что затонувший пароход  под водой живёт своей только ему известной жизнью. Никто, кроме него самого не знает об этом. Кто приходит к нему по ночам, кто только что ушел отсюда не желая встречаться с незваными гостями, кто наблюдает сейчас за Вами со стороны находясь ровно на таком расстоянии, что бы видеть Вас оставаясь невидимым самому!»

Неизвестный.

Все эти поиски начались с легенды. Ещё  в  начале 90-х г. Магаданский государственный архив (Г.А.М.О.) рассекретил документы  о катастрофе в г. Магадане в бухте Нагаева  19 декабря 1947 года, тогда на рейде торгового порта взорвались два парохода Дальневосточного морского пароходства   «Выборг» и «Генерал Ватутин», которые перевозили для нужд  Магаданских золоторудных приисков взрывчатые вещества (В.В.) для вскрыши горной породы, химикаты, а также продовольствие, станки, металл  и прочее необходимое оборудование для города. Подробнее о этой трагедии в бухте Нагаева  вы можете прочитать здесь.

С детства у меня как и у большинства пацанов была страсть к морским приключениям, затонувшим кораблям. Гибель этих пароходов меня сразу заинтересовала, как только впервые услышал о ней. В газетах то здесь, то там стали появляться статьи разных научных сотрудников, которые просто переписывали материалы  из Магаданского архива и не  утруждали себя тем, чтобы постараться привнести новые исследования в это дело.

В 90-х я только начинал становиться на ноги как аквалангист. Потом  был  опасный  и   долгий путь по приобретению опыта погружения  в наши суровые воды. С развалом нашей страны  рухнули и все  организации, такие как ДОСААФ и разные подводные клубы, которые занимались обучением  людей погружению с аквалангом.

Шли годы и мы с товарищами, как говорится на своей шкуре, познавали азы водолазного дела на практике. В одно из таких погружений случилась беда  – погиб мой близкий товарищ Сергей Стадницкий. Да я и сам пару раз чуть было не утонул. Но останавливаться было нельзя, это потом на много позже уже с багажом опыта, будучи в городе Иркутске на Байкале  я прошел школу профессиональных водолазов.

А пока  я только делал первые шаги к своей мечте. Прошло 6 лет, у меня появился уже серьёзный опыт. Мне пришлось побывать в разных подводных экспедициях. Одна из них была с  сотрудниками Магаданского заповедника на Ямские острова. Там я снимал под водой стадо морских львов, ощущение было неизгладимое. И вот настало время по настоящему прикоснуться к истории  погибших кораблей.

Из материала дела в Магаданском областном архиве, я выяснил приблизительное место гибели пароходов. Старожилы рассказывали, что после гибели пароходов водолазная служба подняла пароход «Выборг»  и отбуксировала его на мелководье, что бы в дальнейшем  извлечь из его трюмов дорогостоящее и крайне необходимое  оборудование «Дальстроя» для города и приисков.

Забегая вперёд хочу  сказать что ни «Генерала Ватутина» целиком, ни его кормы и тем более носа на месте его гибели мы не обнаружили. Скорее всего чудовищной силы взрыв уничтожил его полностью, оставив только многочисленные осколки разной величины или же останки «Генерала Ватутина» подняли и передали «Главвтормету» на утилизацию, как написано в справочнике «Суда Ленд-Лиза СССР». Этот факт на сегодняшний день нам не удалось пока доказать или опровергнуть. В этом же справочнике написано, что «Выборг» тоже поступил в распоряжение «Главвтормету» на разделку и  якобы был утилизирован. По «Выборгу» нам всё же на мой взгляд удалось опровергнуть информацию, но всё по порядку.

Так вот старожилы указали на место где лежит «Выборг», но опять же сетуя на свою память они подчеркнули что могут и ошибаться.  Эту информацию можно было проверить только одним способом — погружением. Пытались узнать у более старшего поколения  водолазов, но они так же сообщили что сами в своё время узнали о местоположении «Выборга» от стариков. А если кто то из них и погружался на него, то это были единичные случаи и цели исследовать пароход не ставились, им даже не удалось выяснить находится там пароход или часть другого какого то судна.

Первое погружение на пароход «Выборг»  состоялось зимой  2007 г. Со своими товарищами прибыли на лёд Нагаевской бухты с целью убедиться, действительно  ли в этой точке на которую нам  указывали  старожилы  находится «Выборг», заодно и определить где лучше бурить майну для погружений. Дело было в апреле, поэтому  толщина льда за зиму уже достигла 1 метра 20 см. Глубина от поверхности  льда до палубы 5 м, когда стоят совсем малые воды глубина до палубы опускается до 1,5 м.

Баллер руля возвышается над кормой, а это самая высокая точка на пароходе, (забегая вперёд скажу что капитанского мостика уже не существует) и сам пароход своим форштевнем уходит немного в глубину. Поэтому в том месте, где баллер руля возвышается над кормой,  ледовое поле  при отливах ложится на него и на ледяной поверхности образуются ледовые торосы. Глубина до дна в этом месте по полной воде доходит до 18 метров. Напомню, что у Охотского моря довольно большие отливные и приливные воды. Именно с  этого места, где находятся торосы, мы и решили начать поиски парохода.

Баллер руля, сверху видно бескрайнее ледовое поле.Баллер руля, сверху видно бескрайнее ледовое поле.

Прямо в торосах прорубили небольшую лунку и опустили туда на штанге подводную камеру. Первое что мы увидели был  баллер руля, но тогда мы ещё не могли понять, что именно мы видим. Возможности камеры весьма ограничены и это было всё что мы смогли тогда рассмотреть.

Пилим майну - первое погружение.Пилим майну – первое погружение.

В трёх метрах от торосов и решили сделать майну для погружений. На следующий день мы уже  принесли пилу, пешни, лопату. Целый день мы выпиливали майну в толстом  панцире льда, это в последующих годах у нас появилась возможность  брать мотоледобур и всего за пару часов бурить майну. А первый блин,как известно всегда комом. И вот дело сделано, во льду зияла 1,5*1м сквозная глазница майны. Через день мы были уже готовы к погружению.

Одно из первых погружений, дорога домой.Одно из первых погружений, дорога домой.

К морю подъехали утром в 9 часов, дело было уже весной и выезд  машин на  лёд был уже запрещён и опасен, так что к майне  везти всё снаряжение  было решено на санях. Погрузив всё снаряжение  на сани и надёжно зафиксировав его мы тронулись в путь. Идти предстояло около 800 метров.

Съёмка первого погружения вторым каналом на на «Выборг».Съёмка первого погружения вторым каналом на на «Выборг».

Первое наше погружение  снимал и наш местный канал ТВ ГТРК, совместно  с которым  мы снимали фильм об этой катастрофе. Шеф редактор спецпроектов – Анастасия Якубек,  с которой я начинал и закончил съемки этого фильма.

Первое погружение - одеваемся в палатке.

Первое погружение – одеваемся в палатке.

Прибыв на место спусков развернули лагерь, поставили палатку с обогревом. Хоть на улице и был конец апреля и температура воздуха было +6, а воды -2 градуса выходить из воды и переодеваться всё же комфортней в тепле. Выбрали специально стоячую воду, так как прозрачность в это время как правило лучше, чем по приливу или отливу хотя и не всегда.

Начали последние проверки  и  приготовления снаряжения. Нас было четверо, не считая корреспондента  и оператора ТВ. Должны нырять двое –  я и мой напарник Александр Шамшур. Двое наших товарищей Николай и Эдуард будут нас обеспечивать на страховке.

Водолаз под водой.Водолаз под водой.

И вот мы сидим на краю майны. Первый увидеть и дотронутся до «Выборга» должен был я. Договорились о сигналах. Задача этого погружения  сводилась к разведке. Нужно было определить, что за объект здесь находится. Целый корабль(и корабль ли вообще) или какая то его часть и попробовать заснять на видеокамеру. Спустив воздух через инфлятор я начал потихоньку погружаться, ещё немного и я под льдом. Пока невозможно ничего разглядеть в верхнем слое воды – прозрачность оказалась  нулевой. Под льдом  примерно метровый слой совершенно непрозрачной серой взвеси гнало течением по поверхности моря. Поднырнув  под этот слой  ниже  начал различать палубу, ещё пару метров и я опустился на палубу.

Вид на майну из под воды.Вид на майну из под воды.

Внизу видимость была лучше, около 4-5 метров. Позже этот метровый мутный слой на поверхности рассеялся  и вода  у майны  стала прозрачней. Неосторожно задев ластами палубу поднял облако взвеси, немного приподнялся и завис. Подождал пока взвесь немного  осядет, проверил исправность своего снаряжения, оглянулся. Майна была точно по левому краю кормового фальшь борта. Чуть с боку на палубе находился какой то железный барабан в диаметре приблизительно 1 метр. Включил камеру, снимаю его. Проплыл  мимо барабана, стал вырисовываться баллер руля. Он оказался немного погнутым. Закрепляюсь,  начинаю его снимать своей самодельной подводной камерой.

Обломанная кормовая грузовая мачта между 1 и 2 кормовыми трюмами.Обломанная кормовая грузовая мачта между 1 и 2 кормовыми трюмами.

Тем временем ко мне  спустился Александр. Объясняемся жестами, подплываем  к баллеру, осматриваем его. Потом перевалив через корму начинаем медленно опускаться  к винторулевой группе. Попутно пытаемся найти  название парохода  на  корме. Соскребаем ракушки  с  поверхности, но ничего не находим. Видимо буквы были  написаны краской, а не наварены сваркой и  за 60 лет название не сохранилось.

Снимаю на камеру «Выборг» под водой.Снимаю на камеру «Выборг» под водой.

Падаем глубже видимость внизу порядком выше настолько, что  позволяет целиком   разглядеть  всю корму и винторулевую группу, медленно опускаемся   на  дно. Перед   нами возвышается   корма  дальстроевского  исполина, невольно проводишь сравнение с доисторическим динозавром, живущего в глубинах моря. Прямо перед нами перо руля и винт. Вся корма, перо руля и винт полностью покрыты многочисленными  колониями   актиний. Снимаю всё на камеру.

Потом подплываем к винту и осматриваем его:  винт один, четырёх лопастной, левая  лопасть надколота. Сам пароход заилен  в  грунт приблизительно на 3  метра. Дно – ракушечник, песок и  ил. Напоследок осматриваем  заржавевшие петли  пера  и  начинаем  подъем  к  баллеру. Поднявшись  к баллеру,  мы поплыли   по направлению   к  кормовым трюмам. Здесь со мной произошел неприятный случай.

Баллер руля.Баллер руля парохода «Выборг».

Проплывая  баллер я почувствовал, что дальше двигаться не могу. При попытке двинуться в перёд, складывалось такое ощущение, что ледовое поле резко опустилось и начало прижимать меня к палубе. Сердце начало колотиться сильнее. Попробовал отплыть чуть назад, потом вправо, потом снова вперёд, бесполезно. Как будто меня посадили  на поводок, Александр  ушёл несколько вперёд и не заметил, что со мной что то не так. В голове пронеслись все возможные последствия,  попробовал остановиться и успокоиться. Через  некоторое время мне удалось  взять себя в руки  и я посмотрел вниз – оказалась  что консоль, висевшая у меня слева,  упала в V–образный разлом и  когда я пытался плыть вперёд,  то приборная панель цеплялась за разлом, шланг прибора натягивался  и я сам себя прижимал к палубе. Вытащив консоль из разлома и окончательно успокоившись, продолжил  дальше свой путь.

Торец кормовой лебёдкиТорец кормовой лебёдки.

На корме нашли несколько шахт, уходящих в глубь кормы. В них виднелись  завёрнутые в спираль  лестницы, блокирующие вход в шахты. Чуть дальше нашли  кормовую   лебёдку, сдвинутую со своего штатного места. Проплыв  корму мы начали  продвигаться  по  верху  палубы вдоль парохода  к  капитанскому мостику. Весь пароход похож  на искорёженную  жестяную банку. Повсеместно  разломы и разрывы металла.

Стая окуней в разломе палубы.Стая окуней в разломе палубы.

Дальше мы встретили второй кормовой трюм. Комингс  ограждение целое, лючины  отсутствуют, только сохранившееся петли напоминают  о них. Опустившись в  трюм, обнаружили что он пустой, только кругом в большом   количестве разная арматура, которая при малейшем нажатии начинала смещаться с места. Трюм заилен песком. Поднявшись   обратно на палубу и проплыв  дальше  увидели верх  обломанной  кормовой грузовой мачты. Тут же вокруг неё различные  механизмы,  полностью покрыты раками баллянусами и актиниями.

Такелаж на корме.Такелаж на корме парохода «Выборг».

Следом за мачтой появился  первый  кормовой  трюм.  И  на  этом  трюме лючины сорваны, остались только петли. Между  трюмами  по  палубе стелится  цепь с заросшими звеньями. При попытке  сдвинуть её рукой ничего не получилось, цепь прикипела  к  палубе. Тут же нашли  соединяющий  две  трубы(возможно  под  воду) медный фланец  толщиной  10 см. Труба  на нём   разорвана, а её  края  так же вывернуты наружу.

Фланец с японским иероглифом(клеймом).Фланец с японским иероглифом (клеймом).

Сбоку на фланце стоит японское клеймо, вероятно обозначающее  знак качества. Потом нашли  бронзовый корпус  маленького  компаса. Проплыв последний трюм   упёрлись  в основание  настройки, она высотой в 2 метра. Поднявшись  на неё  увидели, что  никаких   строений  в том числе и капитанского мостика наверху нет. Взрыв и давление  ледяного  поля  с верху  сделали своё дело.

Воздух был на исходе, поэтому  мы начали своё возвращение, да и руки с ногами уже нормально подмёрзли. Вышли на поверхность, друзья уже заждались  нас. Сняв снаряжение  и выпив горячего чая, начинаем обсуждать увиденное под водой. Что, где и как располагается  на пароходе.

Первая экспедиция на «Выборг».Первая экспедиция на «Выборг». Слева направо – Евсик Николай (обеспечивающий), Тагильцев Андрей (фельдшер, медицинское обеспечение), Кауцман Руслан (водолаз,руководитель проекта), Шамшур Александр (водолаз), Эдуард Асташкин (обеспечивающий).

Мои и Александра данные порой   отличались. Представьте себе, что вы муха и сидите на спине у слона причём во время тумана и пытаетесь целиком разглядеть его формы. Под водой, особенно если она мутная да ещё объект огромной величины, порой очень трудно сориентироваться  и потом на поверхности правильно расставить всё по своим местам. В одном  наше мнение совпадало – что мы имеем дело с  пароходом и что там  как минимум половина судна. Пароход  старый, так как такое управление  пером руля  уже давно не используется. Плюс ко всему видно, что пароход клёпанный. Очистив дома свои артефакты  я  увидел на фланце японский иероглиф. На компасе никаких названий кроме цифр не было.

Через  пару дней  мы  осуществили   второе  погружение, потом ещё несколько.

В  течении пары лет мы с Александром произвели около  35 погружений на «Выборг». Постепенно шаг за шагом  начал вырисовываться  объект нашего исследования и уже не оставалось никаких сомнений, что это целый пароход. Нами было впервые  за  60 лет  (естественно  после водолазов которые в 1948 году впервые осматривали его после крушения) установлено, что левая часть носа от форштевня до начала капитанского мостика полностью отсутствует. Был  изготовлен   макет парохода. Потом  были сложные и очень опасные погружения с проникновением во внутренние помещения парохода. Большинство  помещений заилено метровым слоем  ила, внутри  не осталось никакой обшивки, всё наверное  сгнило или выгорело во время взрыва.

Провисшие потолки в одной из кают.Провисшие потолки в одной из кают парохода «Выборг».

Потолки провисают, повсюду тянутся остатки электрических кабелей. С правой стороны  в  сохранившейся носовой части  на борту так же были предприняты попытки  найти название парохода  и снова безрезультатно. На сегодняшний день, у меня и у моего напарника Шамшура Александра уже под 200 погружений на пароход «Выборг».

Потом случилось ещё одно неприятное событие, откуда то с моря принесло сети и они окутали судно. В это время на  пароход решили погрузиться  дайверы,  которые прослышали про наше погружение. Но они не были знакомы с этим и без того сложным подводным объектом, а тут ещё и сети. В  результате произошло трагическое происшествие – один из дайверов запутался в сетях и утонул прямо на пароходе. Потом долго пришлось потрудиться, чтобы вытащить его с обьятий парохода.

Надпись на выключателе.Надпись на выключателе.

В результате погружений было  найдено и поднято много других артефактов: навигационные  приборы, основной  компас, секстант (навигационный прибор), выключатель, электопатрон, хромированный сливной кран, фильтр, иллюминатор с выбитым стеклом, леерное ограждение, наружный фонарь и т. д.  Все вещи как правило имеют сильные деформации. Лучше всего за 60 лет в воде сохранились изделия, которые были сделаны из меди или бронзы. На большинстве из них сохранились названия фирм, их изготовивших, и место производства. Некоторые  фирмы и сегодня  продолжают выпускать свою продукцию в США.

С «Выборга», надпись на фонаре .

С «Выборга», надпись на фонаре ROSSELL & STOLL CO NEW YORK.

Вот  например  этот компас  который мы нашли на месте капитанского мостика. Когда то  он помогал  людям ориентироваться в  морях и океанах. Компания  E.S.RITCHIE  & SONS   IN  BOSTON  IN New York, существует  в С.Ш.А. с середины  19 –го  века и специализируется  на выпуске  компасов. Сегодня  эта фирма по прежнему  выпускает не только  профессиональные  морские  компаса (в том  числе и для военных), но и маленькие компасы для туристов.

Корпус от основного судового компаса.Корпус от основного судового компаса.

В  общем  всё было неплохо. Но огорчал тот факт, что  мы так и не нашли название парохода. Все  поднятые артефакты с английскими названиями, отсутствие  левого  борта (а именно  нос отвалился у «Выборга»  во время взрыва капсюлей детонаторов по рассказам  очевидцев) и что совсем немаловажно, указание старожилов города на место последнего пристанища парохода «Выборг». Измерив  лотом со льда и под водой «Выборг» мы сделали вывод,  что размеры парохода  описанные в справочнике  «Суда Ленд-Лиза»  и наши отличаются. Например наши измерения показали,  что «Выборг»  длиной  приблизительно  100 метров, а не 125 метров, как описано в справочнике. А вот ширина сходится и составляет 16 метров.

В носовой части  видно отсутствие левого борта  и оголившиеся внутренние  палубы. После капитанской надстройки видны два кормовых трюма, между ними обломанная  грузовая мачта. Далее на конце кормы – две заваленные спусковые шахты. Между ними наискось находится кормовая лебёдка. И на самой оконечности кормы буквой (г) – баллер руля. Попутно  погружениям  изучались  архивные  документы – результаты выводов  Московской  комиссии  по расследованию катастрофы.

Летнее погружение на «Выборг».Летнее погружение на пароход «Выборг».

Летом 2008 года  произвели  два погружения  в месте,  где по архивным документам  затонули после взрыва  «Выборг» и «Генерал Ватутин». Подошли на моторной  лодке к месту погружения, рассчитали по  сетке координат  точное место. Сбросили спусковой конец с грузом. Погода что в первый, что во второй раз стояла пасмурная. По воде  с постоянной периодичностью пробегала рябь. В  метрах  триста  от нас был пирс торгового порта, глубина в этом месте  24 метра по малой воде. Внутри свербит неутихающее чувство  беспокойства. Но всё уже решено, я  подбил людей на это дело и отступать я уже не мог.

Проверка  снаряжения  и мы оба падаем  за борт лодки, травим воздух  из компенсаторов и начинаем спуск. Летом  прозрачность  воды в Охотском  море  далека  от  совершенства, видимость как правило  составляет 5 метров – это в лучшем случае. Продуваемся, на 18 метрах  заметно ощутили как похолодела  вода, давление начинает возрастать.  Регулируем   поддув  костюма.

Наши  надежды на то, что на грунте прозрачность будет  лучше  не оправдались. Ещё пару минут  и  через  зелёную, мутную воду появилось дно бухты. Дно илистое вперемешку с песком  и камнями. Дна стараемся не касаться, потому что  эти  донные чёрные отложения  могут надолго зависнуть в толще воды  и закрыть нам обзор. Видимость всего около двух метров. Отпускаемся от спускового и  начинаем   поиски.

Первое  что нам попалось  – была  размотанная  бухта проволоки, осторожно обогнув её двигаемся дальше. По всему дну  разбросаны  пустые  бутылки, покрышки от машин  и всякий другой хлам. Но вот  показался какой то металлический  лист, подплыв к нему  начинаем его  рассматривать. Присмотревшись к нему понимаем, что это   совсем недавний кусок и на нём ещё совсем  свежая краска. Но тут из темноты начало вырисовываться большое тёмное пятно, подплыв к нему ближе сразу   подумалось: да вот оно, наконец то. И  действительно – проплывая над  этим   огромным стальным листом  различаем в нём  заклёпки, переборки  и даже  иллюминатор. Этот  фрагмент имел размеры  около 6 на 4 метров, практически рядом лежит  ещё  один большой   осколок с завёрнутыми краями. Дальше  опять какой то современный хлам.

Потом  нашли  ещё  несколько осколков  от парохода, они были  высотой около двух  метров  и длинной  около  четырёх. С какой они части парохода трудно сказать,  поскольку  никаких зацепок на них не нашли – ни иллюминаторов, ни  дверей, ни надписей. Только  заклёпки  и какие то технологические отверстия.

Начинаем всплывать, на шести  метрах  делаем декомпрессионную остановку. Подаём сигнал, благо лодка находится недалеко. Ребята подходят к нам и помогают втащить снаряжение в лодку. Подобрав спусковой  взяли курс на берег. Настроение  непонятное, вроде бы погружение было успешным,  даже фрагменты  нашли, но  всё же я ждал большего. Хотелось увидеть  винт   или может  быть надстройки.

Во второй раз  погружения на место гибели  «Генерала Ватутина»  мы нашли  ещё   около девяти фрагментов, но опять ничего такого, что подтверждало их принадлежность к пароходу  «Генерала Ватутина» не было. При такой видимости в воде можно  проплыть в двух метрах от чего то  ценного и пропустить это.

Весной  2009 года мы продолжили поиски фрагментов  парохода «Генерал Ватутин»  разбросанных по сопке. Параллельно ведутся раскопки посёлка «Берёзовая роща», который был частично разрушен во время взрывов пароходов. Продолжается работа с документами, разрабатываются будущие погружения на «Выборг» и «Генерал Ватутин».

Встреча в Магадане с генеральным консулом СШАВстреча в Магадане с генеральным консулом США на Дальнем Востоке Томом Армбрустер по вопросу идентификации «Выборга» и «Генерала Ватутина».

Была  встреча  с Генеральным консулом США на Дальнем  Востоке Томом Армбрустером по поводу помощи в исследовании  пароходов «Выборг» и «Генерал Ватутин», так как эти пароходы были построены в США. Была большая переписка с иностранными судовыми сайтами, с  ФСБ  и  МВД, архивами России. Нам удалось найти в США фотографию «Выборга». Во Владивостоке  в музее, нам с Анастасией  Якубек (шеф редактор  спец проектов  Магаданского ТВГТРК), удалось найти дела  и фотографии погибших капитанов  с этих пароходов. Были поиски через  программу «Жди меня»  членов команды парохода «Генерал  Ватутин» и их семей. С 2009 года к нам присоединилось большинство дайверов в городе Магадане.

2009 год. Первое погружение на Выборг Магаданского подводного клуба 59-ПАРАЛЛЕЛЬ.2009 год. Первое погружение на Выборг Магаданского подводного клуба 59-ПАРАЛЛЕЛЬ.

Так же мы открыли РЭК (погружение на затонувшие объекты) на затонувший пароход «Выборг» только что организовавшийся в Магадане подводный клуб «59-ПАРАЛЛЕЛЬ».

Подводный фотограф Халанский Сергей снимает пароход.Подводный фотограф Халанский Сергей снимает пароход.

Теперь нам помогают  исследовать пароход «Выборг»  уже многие люди и дайверы, в том числе и  известный  в городе фотограф Халанский Сергей.

По нашим исследованиям «Выборга» и «Генерала Ватутина» написана статья в крупном  Московском подводном журнале «Предельная Глубина», №1 за 2011 год. По этому поводу уже звонят люди с разных уголков нашей страны с просьбой в помощи погрузится на пароход «Выборг».

В 2011 году мы продолжили новые подводные  исследования на пароходе. К сожалению мне сейчас приходится довольствоваться малым, в конце 2010 года я очень сильно разбился. Множественные переломы пока до конца не зажили и пока моя задача сводиться к тому, чтобы координировать исследования парохода.

Сейчас, оглядываясь назад, когда я только начинал заниматься этой историей я вижу много вещей которые сделал совершенно  по другому (это что касается исследования пароходов). Проделана огромная работа в подводной археологии и в других поисках. Хочется надеяться, что в скором времени в нашем краеведческом музее появится  новый, до сих пор не изученный  материал в том числе и наши находки. Скоро выйдет на нашем втором канале документальный фильм о наших поисках.

С уважением  Кауцман  Руслан. Город Магадан.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *