Зарождение и развитие энергетики на Колыме и Чукотке(1917-1940 гг.)

Планы энергетического строительства

Появление первых энергетических источников на территории современной Магаданской области связано с развитием радиотелеграфной и телеграфной связи в начале XX века. Ддя создания надежной и оперативной связи окраин с центром в I9II-I9I4 гг  были построены станции в Ново-Мариинске,  Тауйске и Наяхане.

В 1912 г под руководством инженера А.Ф.Перепечко началось строительство радиотелеграфной станции в Ново-Мариинске. Особенность сооружения здания заключалась в том, что в бетонных стенах были предусмотрены пустоты для теплоизоляции, которые заполнялись листами пробкового дерева. В 1914 г. радиотелеграфная станция вступила в строй. Ранее построенная станция в Охотске была соединена проволочной телеграфной линией с Тауйской. Электрическая энергия для работы передающих и принимающих устройств вырабатывалась двигателями Гарднера небольшой мощности. Например станция в Ново-Мариинске была оснащена тремя двигателями 15,14 и 12 л.с.  Часть электроэнергии использовалась для освещения помещений станций.

13 января 1920 г. на Ново-Мариинской (Анадырской) станции произошёл пожар в машинном отделении, при этом пострадало здание, испортился двигатель, сгорел приводной ремень, после чего станция несколько месяцев не работала. В апреле 1923 г.  в  результате боев экспедиционного отряда красноармейцев с бандой есаула Бочкарева, была выведена из строя радиотелеграфная станция в Наяхане. Победоносное окончание гражданской войны и установление Советской власти на всей территории Колымы и Чукотки позволило перейти к решению вопросов хозяйственного освоения региона.  К этому времени здесь не было ни одного промышленного предприятия, отсутствовало регулярное снабжение товарами и продовольствием. По данным Камчатского губернского революционного комитета в 1923 г в Гижигинском уезде проживало 6860 чел.,  Анадырском – 5737 чел., Чукотском – 6025 чел., в Армани, Тауйске, Taxтоямске, Туманном, Ямске (которые входили в состав Охотского уезда) – 533 чел; около половины из них вели кочевой образ жизни. Отдалённость края от промышленных центров страны, слабые транспортные связи и недостаточная изученность территории привели к тому, что планомерное изучение и экономическое освоение региона началось только в конце 20-х – начале 30-х годов. С организацией в 1927 г. Акционерного Камчатского общества, 1931г. – треста по промышленному и дорожному строительству в районах Верхней Колымы и в 1932 г. Главного управления Северного морского пути, стало возможным строительство на Северо-востоке СССР приисков, рудников, шахт, фабрик, рыбоконсервных и ремонтных заводов, электростанции, создание внешней и внутренней транспортной сети.

Для планирования развития энергетики в таком обширном районе, необходимо было составить хотя бы приблизительную схему размещения топливно-энегретических баз. С этой целью 4 мая 1931 г. при Далькрайисполкоме была организована комиссия по составлению генерального плана электрификации Дальневосточного края, в состав которой вошли представители Далькрайкома ВКП(б), Далькрайиополкома, Дальэнерго, политехнического и лесотехнического институтов, Комитета Севера и других организаций. На основе имевшихся данных об энергетических ресурсах Дальнего Востока был составлен «Генеральный план электрификации Дальневосточного края». Главное внимание в нем уделялось электрификации юга дальнего Востока, где в то время была сконцентрированы ведущие промышленные предприятия региона и проживало  большинство населения. Развивать энергетику на Северо-востоке предполагалось следующим образом:
32. Перспектива электростроительства на побережье Охотского моря, видимо лежит в использовании силы приливов, амплитуда которых здесь чрезвычайно велика, мощность установок в течении третьей пятилетки будет порядка 100 тыс.квт.
33. Огромные хозяйственные перспективы Колымского края, в связи о последними данными исследования, заставляют предусмотреть в быстрый срок его энерговооружения, как для производственных процессов, так главным образом, для транспорта.  Энергоцентры этого почти неизученного края будут иметь источником гидравлическую энергию, сочетаемую с ветросиловыми станциями и тепловыми резервами. Общая мощность, вероятно, определится не менее, чем в 30-40 тыс.мВт. Станции будут иметь районное значение.

В “Обзоре энергетических ресурсов ветра ДВК” отмечалось :  ” Необходимо отметить несомненную ценность и высокую эффективность установки ветроэлектростанций на северных окраинах края совершенно не обеспеченных топливом и с чрезвычайно затрудненым транспортом”. В некоторых случаях в плане указывались конкретные географические пункты строительства электростанций. Анадырская тепловая станция, предполагаемой мощностью 30 тыс.кВт., должна была обеспечить электроэнергией мясокомбинат, предприятия рыбной промышленности, угольные шахты и морской порт. Выработка электроэнергии на Ольской приливной станции происходила за  счет амплитуды колебаний морского прилива и отлива. После разведки месторождений угля, тепловые районные электростанции мощностью 10-15 тыс кВт. и радиусом действия 20-30 км., намечалось построить в Дежневе, Гижиге, Нагаево и Ямске. Гидроэлектростанции планировалось возвести на рр. Анюи и Колыма. В более обобщённом виде материалы по электрификации Северо-Востока были представлены на I Всесоюзной конференции по размещению производительных сил Севера во второй пятилетке (февраль 1932г.) В них подчёркивалось: “В отношении электрофикации районов Севера необходимо взять установку на резкое повышение электровооруженности промышленности Севера во второй пятилетке, так как без этого невозможно ни значительное усиление переработки продукции лесозаготовок, оленеводства и рыболовства. Но ввиду распыленности промышленных точек на огромных пространствах Севера и невозможности еще концентрировать во второй пятилетке большого количества крупных предприятий в небольшом сравнительно расстоянии друг от друга… повышение электровооруженности труда будет идти в основном все еще не по линии строительства крупных районных электростанций, а по линии строительства большого числа мелких и средних электростанций при промпредприятиях и группах предприятий, а также в основных окружных, районных и культурных центрах Севера электростанций коммунального типа. Эти электростанции должны, в основном, базироваться на местном топливе (уголь, нефть, торф, лесные отходы, дрова) и частично на гидроресурсах малых рек. Следует отметить, что для Северо-Востока “Генеральный план электрификации ДВК” практического значения не имел. Во-первых, многие промышленные предприятия, которым предназначалась энергия, не только не были построены, но и не имели точной географической привязки. Во-вторых, составителям плана энергетические ресурсы (их нахождение, объем, мощность) были известны приблизительно. Они не знали и соответственно не учитывали географических, геологических, гидрологических и климатических особенностей строительства электростанции. Многие энергетические ресурсы были не известны. Научная ценность плана состояла в том, что в нем впервые были собраны и обобщены материалы об энергетических ресурсах-Дальнего Востока. Имея такую информацию о наличии и размещении гидроресурсов, угля, торфа, энергии ветра и морских приливов, партийные, советские и хозяйственные работники могли конкретно решать вопросы о выборе источника энергии и – после дополнительных исследований – строительстве электростанции в том или ином месте. Значительное развитие должна была получить в годы второй пятилетки энергетика Чукотского национального округа, территория которого до 1953г. входила в состав Камчатской области. За 1933-1937 гг. намечалось к установке 22 электростанции суммарной мощностью 3238 кВт. и общей стоимостью 2 млн 104 тыс .руб. Самую крупную электростанцию мощностью 2 тыс кВт планировалось построить в окружном центре. В Майнопыльгино, на рр Туманская и Танюрер для трех консервных заводов должны были установить три двигателя по 120 кВт. Для разработки, угольных месторождений в б. Угольной и на мысе Телеграфном намечалось построить станции по 175 кВт. Третий пятилетним планом (1938-1942 гг.) развития жилищно-коммунального хозяйства в Чукотском округе намечалась строительство электростанций в Анадыре  мощностью 50 кВт, (1940г.) , Марково – 10кВт (1942г.), Островном – 10 кВт (1941 г.), Певеке-10 кВт (1942 г.), Уэлене – 25 кВт (1941г.). Станция в Анадыре должна была работать на местном угле, Маркове и Островном – на дровах, а в Пезеке и Уэлене, где отсутствовали местные топливные ресурсы – на нефти, этот план не включал строительство энергетических объектов по линии Чукотского треста ГУСШ и АКО. Планы второй и третьей пятилеток в значительной степени не были реализованы из-за отсутствия оборудования. Плана электрификации колымских районов (территория деятельности Дальстроя) на вторую пятилетку не создавалось, т.к. формирование первых промышленных очагов происходило непосредственно в этот период и невозможно было определить перспективу потребления ими электрической энергии.

Основные проблемы использования различных видов энерго -ресурсов, размещения энергетических баз, строительства ЛЭП и электрификации всех отраслей промышленности на территории Дальстроя, были рассмотрены в “Генеральном плане развития народного хозяйства Колымской области 1938-1947 гг, составленом в 1937 г. В 13 томе освещались вопросы электро-, тепло- и водоснабжения, а 14 том был посвящен использованию гидроэнергии и ветровой энергии. Составителями десятилетнего плана развития энергетики являлись : Б.Г.Базаров, С.Н.Витковский, Е.А.Елисеев, Г.Е.Картелев, Т.П.Кляузова, В.А.Коротун, Б.И.Кулагин, Б.Т.Лавров, Л.Н.Морозов, И.Л.Сыроегин, Я.М.Самойлов. Специалисты дали анализ современного состояния энергетики, отметив ее недостатки и сильные стороны. За десять лет предполагалось построить десять крупных тепловых электростанций и три гидроэлектростанции, общей мощностью 241,5 тыс.кВт и 300-320 мелких станций общей мощностью 32,1 тыс.кВт.   Сумма капитальных вложений по всем электростанциям, подстанциям, линиям электропередачи и распределительным сетям составляла около 700 млн.руб. Самые мощные станции планировалось построить в Тасканском районе – это теплоцентраль на 100 тыс.кВт. в самом пос. Таскан и гидроэлектростанция мощностью 54 тыс.кВт на Верхних порогах р.Колымы. В Оротуканском районе должна была возводиться Среднеканская гидроэлектростанция на 12 тыс.кВт. Эти три станции намечалось объединить ЛЭП-110 в общую сеть. Тепловую станцию мощностью 24тыскВт. предполагалось    на Аркагалинском месторождении угля, а на Зырянской станции, использующей местные угли, должны были работать две конденсационные турбины типа ОК-ЗО, каждая мощностью 3 тыс.КВт.  Часть энергии этой станции передавалась по ЛЭП на расстоянии 50-60 км к устью р. Ясачной, где располагался центр Колымского речного пароходства. “В существующем в настоящее время административной центре Магадан предположено соорудить турбинную станцию с тремя теплофикационными турбинами типа «ДР-20» мощностью по 2500 кВт каждая.  Третья гидростанция намечалась на р.Тенже, но из-за отсутствия геологических и гидрологических данных, конкретное место строительства не было определено. В 1943 г. намечалось пустить в строй ТЭЦ в пос. Палатка, а в 1944 – пос. Атка, обе мощностью по 2,5 тыс.кВт, а затем еще четыре турбинные станции в Нерском, Делянкирском, Право-Индигирском, Лево-Индигирском районах. На небольших станциях планировалось установить локомобили мощностью 300, 200, 70 и 24 л.с. Кроме этого, предусмотрено довольно значительное количество мелких станций с нефтяными двигателями 18 л.с обслуживающих, главным образом, осветительные нужды и циркулярные пилы на небольших приисках и участках, на разведках, на дорожных строительных участках5 в мелких отдаленных населенных пунктах     Предполагалось строительство мелких сезонных гидростанция мощностью 50-100 кВт. и ветро -электрических станций, без указания их географического места. Генплан включал схему размещения линий электропередачи трех стандартных напряжений 110, 35 и 6 кв, все – на деревянных опорах, изготовленных из местной лиственницы, ЛЭП-110 кв объединяла Тасканскую, Верхне-порожскую и Среднеканскую станции, – а такие Аркагалу с Берелехом. Линии 35 кв строились для подачи энергии от станций или подстанций на расстоянии до 80 км, а 6 кв – от станций или подстанций не более чем на 8 км. В соответствии о генеральным планом, был разработан третий пятилетний план развития энергетики Дальстроя на 1938-1942 годы, который в основном повторял главные положения генплана, но некоторые его части были более детально разработаны. В июле 1938 г. в Теплоэнектропроекте (г.Москва) на основе “Генерального плана развития народного хозяйства Колымской области 1938-1947 гг.”без выезда специалистов на место, было составлено “Плановое задание по энергоснабжениею Колымской области” на этот же период. В нем рассматривались варианты снабжения основных пунктов от централизованного или индивидуального энергообеспечения и приводились экономические расчеты затрат по каждому из вариантов. Давался расчёт потребления электрической энергии по всем отраслям народного хозяйства и населённым пунктам. Специалистами Теплоэлектропроекта был сделан важный вывод, имевший большое теоретическое значение: “энергоснабжение территории Дальстроя должно базироваться на местных энергоресурсах, по соображениям экономического и стратегического порядка”.

С 10 августа по 18 октября 1938 г. с энергетикой Дальстроя знакомился московский инженер-энергетик В.А.Голубцов. На основе личных наблюдений и имевшихся в распоряжении ГУСДС материалов им было составлено “Заключение о состоянии и перспективах развития энергетики в Дальстрое”. В нем давался глубокий научный анализ современного состояния энергетики Дальстроя, были вскрыты основные недостатки в развитии этой отрасли : 1) недостаточное использование местных энергоресурсов прежде всего угля; 2) хищническое истребление лесных запасов; 3) неоправданный завоз большого количества жидкого топлива; 4) раздельная выработка электрической и тепловой энергии; 5) бесхозяйственное отношение к приисковой энергетике; 6) отсутствие внимания в экономике на электростанциях; 7) отсутствие систематического изучения энергоресурсов; 8) отсутствие четкой структуры управления энергетикой. Общее состояние энергетики в Дальстрое он характеризовал как катастрофическое . Конечно не все выводы автора бесспорны (особенно это касается изучения топливно-энергетических и гидроресурсов) , но во многом он был прав. В работе были освещены различные варианты создание Магаданского, Аркагалинского и Таскано-Эльгенского энергетических узлов, ставился вопрос об использовании энергии твердого топлива, ветра, воды. Основные предложения В.А.Голубцова по совершенствованию энергетического хозяйства Дальстроя и перспективе его развитая заключались в следующем:” I) Коренное изменение топливно-энергетического баланса края. Выход на первое место углей, торфа (как вспомогательного топлива).. Одновременно топливный баланс Колымы должен сопровождаться резким уменьшением роли жидкого, а особенно светлого топлива; 2) В основном выработка электроэнергии должна производиться нераздельно от выработки топливной энергии… 3)… использование малой и средней гидроэнергетики по линии сооружения гидростанций с малым регулированием или без регулирования (“сезонная” гидроэнергетика); 4) Система снабжения от ряда ТЭЦ , которые снабжаются теплом относительно небольшой рай-он… все объединённые общерайонной сетью в той или иной степени, создают базу районного энергоснабжения..; 7) Строительство больших гидростанций с круглогодовым регулированием.. 8) Необходимо перестроить всю организацию управления Дальстроя в части энергетики, топлива и капстроительства…; 10) Дадьстрою необходимо выдвинуть свои условия к оборудованию. Создание специальных “северных” типов оборудования (градирни, трансформаторы, масляные выключатели). Некоторые из этих предложений (1,2,3,8), хотя и частично, были в дальнейшем учтены руководством Дальстроя, это сыграло положительную роль в развитии энергетики.

Давая общую оценку планам электрификации народного хозяйства региона, необходимо отметить, что они носили ориентировочный характер,  т.к. их составители не имели четкой перспективы размещения промышленных предприятий и уровня потребления ими электрической энергии. Не смотря на рекомендации  специалистов, руководство Дальстроя не оценило всю важность строительства гидроэлектростанций. Существенные коррективы в план электрофикации были внесены в связи о начавшейся в 1941 г. великой Отечественной войной.

Поиски и использование местных энергетических ресурсов.

В соответствии с планами развития энергетики на Северо-Востоке» она должна была базироваться на использовании местных энергетических ресурсов, к которым относились уголь, торф, лес (дрова), энергия рек, морских приливов и ветра. Их использование позволяло создать энергетику не зависящую от завоза топлива с “материка”. Поэтому с первых лет освоения региона на поиск и изучение потенциальных источников энергии было обращено особое внимание.

Сведения о наличии на Северо-Востоке месторождении угля были известны задолго до Великой Октябрьской социалистической революции». Известный русский путешественник  и  естествоиспытатель П.С.Паллас в своих трудах, относящихся к концу ХУIII в., упоминал об угле в устье р.Авековой на поберепье Гижинской губы. Затем позднее, в XIX в., углепроявления на Колыме и Чукотке были обнаружены многими учеными и исследователями: А.Эрманом в 1330г. на Охотском побережье близ села Ямск;  К.Дитмаром в 1853 г. на восточном побережье Гижигинской губы близ устьев рр.Чайбухи и Авековой; в 1866 г. уголь был найден на побережье Берингова моря в районе бухты Угольной. В 1912 г. П.И. Полевой изучил и описал три месторождения угля:”ископаемые угли встречаются в трех районах: в области Анадырьского лимана, в нижнем течении р. Анадырь- между горой Омочей и мысом Телеграфическим и внутри  страны по р. Угольной, впадающей в Орловку и Майну, выше впадения в нее р. Алгана”. В советское время поиски и разведка месторождений угля начались в конце 20-х гг. В 1928 г. из состава Анадырской экспедиции АКО на золото, была выделена небольшая поисково-разведочная партия на уголь под руководством Борейши. В 150 км выше устья р. Анадырь на правом крутом берегу близ мыса Телеграфического, партия открыла два пласта бурого угля с глубиной залегания до 100м и калорийностью 5180 кал. На следующий год началась его промышленная разработка. С 1923 г. уголь добывался недалеко от Анадыря. Первоначально разработку месторождений вел Анадырский рыбокомбинат АКО, а с I января 1935 г. работы были переданы Чукотскому тресту ГУСМП. Это во многом способствовало увеличению выработки угля, которая достигла в 1940 г.  20 тыс.т.  Уголь использовался для отопления домов в Анадыре и работы локомобильных станций на рыбокомбинате и радиоцентре. В 1930 г. геолого-поисковая партия Главного геологоразведочного управления под руководством В.А. Цареградского в районе б. Нагаево обнаружила два месторождения угля. Первое, не имеющее промышленного значения, находилось на р.Октябрьской (левый приток р.Палатки) и ее притоке ручье Угольном; второе – на р.Неклюндже, левом притоке р.Уптара. После дополнительной разведки, в 1938 г. началась промышленная эксплуатация Хасынского угля. Не смотря на его высокую зольность, он использовался на локомобильной электростанции автобазы в пос.Палатка и котельных г.Магадана. В 1940 г. на Хасыноком месторождении было добыто 65,1 тыс.т. Угля . В 1932 г. геолого-сьемочной партией горного управления Дальстроя, работавшей в верхней части бассейна р. Колымы под руководством Л.А. Сняткова, было открыто Эльгенское буроугольное месторождение. Руководство Дальстроя, понимая важность этого месторождения в создании топливно-энергетической базы центральных районов Колымы, направляет сюда несколько поисковых и разведочных партий. В 1938 г. разведанные запасы определялись в 17 млн.т. для разработки месторождения создается Эльгенский угольный район и начинает строиться узкоколейная железная дорога для доставки угля от шахт до Тасканской паротурбинной электростанции – основного потребителя топлива. В 1940 г. на Эльгенском месторождении было добыто 5,4 тыс,т. угля.

Исключительное значение для создания топливно-энергетичеcкой базы Северного и Чай-Урьинского ГПУ, имело открытие геологической партией Б.И. Вронского в 1935 г. Аркагалинского угольного месторождения. Вот как впоследствии он описывает это событие : И вот наконец впереди, в одном из крутых бортов ключа, на на сероватом фоне окружающих песчанных пород замелькала жирная черная полоса. Я подошел ближе и увидел мощный пласт каменного угля, пересекавший толщу песчаниковых пород.. Это был первый полутораметровый пласт сплошного каменного угля, чистый, свежий, омытый ключевой водой. Он уходил по кривой линии вниз под русло. Несколько выше в береговом обрыве залегал второй пласт, а затем – третий, самый мощный. Чувствовалось, это в этом  ручье случайно выходят на земную поверхность скрытые в недрах пласты крупного угольного месторождения.  Остаток для я посвятил  описанию и замерам пластов, их расчистке и взятию  угольных проб”. Разработка месторождения началась в 1937 Г., а в 1940 г.  добыча угля составила 59 тыс.т. После пуска в ноябре I940 г первой очереди Аркагалинской РЭС,  значительная часть топлива стала вывозиться на электростанцию. В 1934 гв Арктический НИИ ГУСМП направил геологоразведочную  экспедицию во главе с М.Л. Кудрявцевым в бухту Угольную.  Она дала первое геологическое освещение месторождения, установила наличие здесь шести угольных пластов. На следующий год геологеологическое управление ГУСМП снарядило в б. Угольную экспедицию в составе 28 чел. под руководством М.И.   Бушуева.  Экспедиция открыла еще два месторождения: Амаамское в 40-50 км на юг от бухты и Альгатваамское в 30 км на запад от бухты. Разведка проводилась бурением и горным выработками. К добыче угля приступили во второй половине 1941 г. и до конца года было выдано на-гора 6 тыс.т. Топливо предназначалось для бункеровки морских судов, свыше 50 % вывозилось в пос. Провидения и лишь незначительная его часть использовалась на локомобильной электростанции мощностью 175 л.с.  В послевоенные годы беринговский уголь стал использоваться на построенной здесь электростанции мощностью I тыс.кВт. Зырянское месторождение угля было открыто в 1891 г. И.Д. Черским,  а непосредственная его разработка началась в 1934 г. В 1937 г« в этой районе работала Индигирская экспедиция под руководством В.А. Цареградского, которая установила наличие большого угленосного района в пределах Колымского среднего массива. Геолог В.А. Зимкин доказал наличие углей того же возраста в бассейне реки Силян в северу от Зырянки, на границе с бассейном Индигирки, куда продолжался угленосный бассейн. “Открытый экспедицией угольный бассейн, мог, в случае необходимости, стать топливной базой всего Колымо-Индигирского края. В З0-е гг. уголь зырянского месторождения использовался судами Колымского речного управления и для отопления поселков, расположенных в этом районе. В послевоенные годы зырянский уголь вывозился в Певек для паротурбинной электростанции.
В 1938 г. геолого-поисковой партией геологоразведочного управления Дальстроя под руководством Г.Г. Михайлова в восточной части бухты Мелководной были произведены небольшие геологоразведочные работы, в результате которых был вскрыт пласт угля. Его мощность достигала 11 м. Разработка месторождения началась в годы войны, уголь морским путем доставлялся в г. Магадан и использовался на паротурбинной электростанции. Открытое в конце 30-х гг. геологами Дальстроя Галимовское местрождение, стало разрабатываться в годы войны, а одним из основных потребителем топлива стала Омсукчанская электростанция, на которой были установлены четыре локомобиля. Добыча угля в Дальстрое в конце 30-х – начале 40-х гг. увеличивалась быстрым темпами, если в 1939 г. было добыто 28,4 тыс.т., то в 1940-149,5 тыс.т. угля.

Магаданская область обладает большими запасами гидроэнергетических ресурсов. По данным ученых общая потенциальная мощность гидроресурсов области составляет 38 млн. 280 тыс.кВт, или около 9 % от соответствующей мощности рек в целом по стране. В 1932 г. начальник одной из пяти поисковых партий второй Колымской геологоразведочной экспедиции Д .В.Вознесенский высказал предположение о возможности строительства гидроэлектростанции в районе Колымских порогов, эта идея была поддержана первым директором Дальстроя Э.П. Берзиным и 21 апреля 1933 г. им был подписан приказ о создании специальной экспедиции для выявления гидроэнергетических ресурсов верхней части рр.Колыны и Бохапчи. В состав экспедиции вошли: старший инженер отдела изысканий “Капдорстроя” инженер-гидротехник Л.Н.Штейницгер (начальник), топографы этого же отдела И.В.Поромоз, В.М.Шавлов, В.Д. Легачев, гидрометр Ф.Т.Скорняков и четверо рабочих. Одновременно с этим Дальотрой заключил договор с ленинградским отделением Гипровода об изысканиях для строительства гидроэлектростанций на pp. Колыме, Среднекане, Утиной, озере Джека Лондона и изучении стока притоков Колымы; Бохапчи, Оротукана, Таскана и Среднека-на. Эту экспедицию возглавил П .А.Петровский, в ее состав вошли В.М.Морозов – заместитель начальника экспедиции, Л.Н.Морозов -инженер-гидротехник, И.И.Лукин-старший гидротехник, Н.Л. Папарупа – гидролог, Ф.М. Физик – гидрогеолог, всего 16 чел.В Магадане к экспедиции прикомандировали еще четырех специалистов и сорок рабочих. Экспедиция Л.Н.Штейницгера закончилась неудачно, каких-либо значительных результатов получено но было. Экспедиция Гипровода в 1934 г. провела предварительное обследование нижних Колымских порогов, но все материалы изысканий погибли вместе с гидротехником Б.Е. Василевским, утонувшем при осмотре одного из порогов. В последующие годы изучение порогов было продолжено. В 1936 г. в журнале “Колыма” были опубликованы некоторые итоги работы экспедиции Гидровода и ее предложения. П.А. Петровский и Л.Н.Морозов писали: “На основе собранного материала по гидрологии верховьев Колымы, в настоящее время представляется возможным достаточно полно выявить гидроэнергетические ресурсы нашего кран. На каждом водотоке района деятельности Дальстроя можно построить гидростанцию.. Проведенными изысканиями установлено, что единственно приемлемым местом для гидростанции большой мощности на реке Колыме являются Нижние Колымские пороги, находящиеся приблизительно в 12 км выше впадения реки Бахапчи. Здесь река прорезает сложенную гранитным баталитом одну из ветвей хребета Черского. Группа водных ресурсов отдела изысканий ИПС на осно­ве этих изысканий составила схематический проект гидростанции, расположенной в упомянутых порогах” Установленная мощность электростанции составляла 50 тыс.кВт, а выработка электроэнер­гии – 259 млн.кВт-ч. Общая стоимость всех работ по узлу ГЭС оп­ределялась в 183 млн.руб. Для сравнения можно отметить, что в 1940 г. всеми электростанциями Колымы и Чукотки было выработано 66,2 млн.кВт-ч. В 25-35 км вверх по течению от нижних порогов реки Колы­мы, где предполагалось строить гидроэлектростанцню, находится озера Джека Лондона, которое также было обследовано одной из партий Гипровода в 1934 г. Превышение озера над долиной Колы­мы составляет около 435 м, а расстояние от него до реки всего 13 км. По материалам обследования были составлены две схемы гидроэнергетического использования озера, которые, однако ос­новывались на ошибочных расчетах в отношении нормы стока и не раскрывали основных экономических показателей этого источника гидроэнергии. Вот так выглядели эти схемы: 1) Постройка невы­сокой плотины на протоке Вариантов и отвод воды лотком над озером Танцующих хариусов и далее по правому склону р.Кюэль-Сиена до гидростанции, расположенной вблизи ключа Темный, с последующим забором воды на р.Кюэль-Сиена, ниже ГЭС и отвод ее ко второй ГЭС на ключе Юбилейном. 2) Устройство плотины на протоке Вариантов и отвод воды туннелем через моренную гря­ду к ее юго-восточной части и далее, комбинируя лоток с тунне­лем через массив г.Нарымана подводится к гидростанции на р. Колыме у ключа Нарыман. Для выбора окончательного варианта с мая по ноябрь 1940г. в районе озера Джека Лондона работала комплексная полевая партия отдела изысканий Колымпроекта, под руководством В.М.Морозова. Партия провела инженерно-геологическую съемку береговой полосы озера Джека Лондона в масштабе 1.50000; инженерно-геологическую съемку полосы в юго-восточной части озера до р. Колымы в месте впадения в нее ключа Нарыман; рекогносцировочное обследование Верхних озер; обследование карьеров строительных материалов; инженерно-геологические исследования площадок выбранного варианта плотинного узла и станционных сооружений. За время работ заснято М 1:25000 – 19 кв.км, в М I:2000 – I кв.км, маршрутной съемкой схвачено 57 погонных км, пробурено 25 погонных м, пройдено шурфами и закопушками -554 погонных м. Составителем “Инженерно-геологических условий строительства ГЭС на озере Джека Лондона” геологом В.Г.Брутко был выбран вариант, по которому плотина строилась на протоке Вариантов, а водовод шел по берегам озера Танцующих хариусов и реке Кюэль-Сиена. Первая ступень каскада возводилась на берегу озера Танцующих хариусов, вторая – на берегу р.Кюэль-Сиена у ключа Темного, третья – у ключа Юбилейного на берегу р.Кюэль-Сиена. Проектные работы по этому узлу не получили дальнейшего развития в связи с началом Великой Отечественной войны. Основываясь на материалах экспедиций Гипровода и Дальстроя по изучению гидрологии и геологии урочища “Котел” на реке Среднекан, в 1935 г., московским отделением Гидроэнергопроекта был разработан технический проект Среднеканском ГЭС мощностью 12 тыс.кВт. На следующий год началось ее строительство, были вы­полнены все подготовительные работы стоимостью свыше 7 илн.руб., но в июле 1938 г. строительный участок “Котел” ликвидировали, здания передали управлению автомобильного транспорта, а все товарно-материальные ценности – управлению снабжения Дальстроя. Как отмечает Л.ВЛдешковокая:”Причинами, по которым прекратилось строительство Среднеканской ГЭС, явилось открытие Эльгенского угольного месторождения, а так же большая капиталоемкость гидростанции”. В 1940 г. т. Калабин представил на рассмотрение научно-технического совета ГУСДС проект Вакханской ГЭС. Она должна была строиться на р. Вакханка, а ее энергия по ЛЭП- 6 кВ протяженностью 12 км – передаваться на рудник “Бутутычаг”. Проект был утвержден, но в связи с истощением рудных запасов на месторождении ее строительство отменили. Инженером-гидромехаником Б.Т.Суворовым в 1940 г. была составлена схема использования гидроэнергии рек Магаданки и Каменушки. Она заключалась в следующем: вода из реки забирается в деривацию на 6 км. существующей узкоколейной железной дороги и ведется правым бортом долины на отметках 100-110 м.над уровнем моря. При пересечении реки Коменушки, деривация принимает дополнительно воды этой реки. Далее она идет в обход сопки в северо-западной части города на отметках 95-100 м. до бухты Нагаево и здесь вода сбрасывается через турбины ГЭС. Мощность ГЭС составляла 1800 кВт, а годовая выработка энергии – б млн.кВт-ч. Вторую гидростанцию, для снабжения города энергией Б.Т.Суворов предлагал отстроить на р.Армань, в 8 км выше владенья р. Хасын. Постройка здесь небольшой ряжевой плотины, позволяла получать мощность порядка 5 тыс.кБт. Но эти варианты были отвергнуты, так как в Магадане намечалось строительство ТЭЦ. Были изучены топография, геология и гидрология других рек, на основе которых составили технические схемы строительства Бохапчинской (27 тыс.КВт), Н. Буюндинской (72 тыс .кВт), В. Буюндинской (54 тыс.квт) гидроэлектростанций,но в связи с открытием богатых месторождений  угля в колымских районах, они не были построены.

В первые годы развития энергетики основным и единственным видом местного топлива были дрова. В 1926-1932 гг. С.М. Кларк провел рекогносцировочный осмотр верхнеколымских лесов. Затем в 1933-1934 г. осуществили инвентаризацию лесов в бассейне рек Магаданки и Каменушки. Изучением лесов Чукотки в З0-е годы занимались комплексная Чукотская экспедиция государственного землеустроительного треста, экспедиция Дальневосточного краевого НИИ и Анадырско-Чукотская экспедиция ВАИ. Подсчеты, проведенные в 1937 г. показали, что основным видом лесонасаждений является даурская лиственница, составляющая 97,5 % всех запасов. На первом этапе освоения Колымы местный лес был основным строительным материалом, из него изготовлялись производственные и жилые здания, мосты через небольшие речки, телеграфные столбы, опоры ЛЭП. Для обработки древесины было построено несколько лесопильных заводов. Ежегодно в середине 30-х гг. сжигалось в печках котельных и топках локомобильных электростанций до 8 млн.куб  дров . Бессистемное, хищническое уничтожение лесных ресурсов, привело в тому, что вокруг приисков, населенных пунктов и вдоль трассы, лес практически был вырублен. Геолог- А.В. Зимкин так вспоминал о посещении Колымы в 1935г….:”Рано утром подошли (автомашины, и через два часа мы уже поднимались на Утинский перевал. Ни возле дорог,ни на окружающих сопках леса не было – он весь был вырублен на топливо. Кругом торчали только почерневшие пеньки . Создание впоследствии лесной инспекции Дальстроя. закрепление за управлениями и предприятиями определенных участков для заготовки леса, позволило сохранить лесные ресурсы и использовать их более рационально. Объемы заготовки дров были значительно сокращены и составили в 1940 г. 1мли.460 тыс куб.м. В конце 30-х гг. на некоторых локомобильных электростанциях в качестве топлива стали использовать местный торф. Его основными заготовителями были УАТ и Дальстройуголь. Заготовка его производилась с июня по сентябрь, а использовался он в основном в котельных и на газогенераторных автомашинах. В 1940г. в Дальстрое было добыто 40 тыс.т. торфа. Изучение потребления топлива на электростанциях Дальстроя показывает, что в 1940 г. мощность локомобильных установок, использующих местное топливо (дрова и в незначительном количестве аркагалинский уголь) составила 12,2 тыс .кВт. (24,3 %), а на привозном горючем (нефть, дизельное топливо, бензин) работали все дизельные и бензиновые двигатели суммарной мощности) 41,З кВт.(75,7 %)

Развитие энергетики.

С созданием 11 ноября 1931 г. треста по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы, начинается планомерное изучение и освоение природных богатств этого региона. В Магадане строится крупный морской порт, от которого к центральным районам прокладывают трассу, создается прииски, рудники, ремонтные мастерские, автобазы. На горных предприятиях и в поселках устанавливаются первые маломощные электрические станции. В этот период вопрос о едином руководстве энергостроительством и энергетикой не ставился, так как постройкой и эксплуатацией станций занимались те предприятия и организации, которые сами потребляли энергию. Централизация руководства энергетикой на этом этапе, в связи с малочисленностью и маломощностью станций,была нецелесообразной. 16 марта 1932 г. Э.Л. Берзин утвердил “Положение об управлении трестом Дальстрой”. В составе технического сектора было организовано бюро главного механика, на которое возлагались задачи но организации и руководству монтажом механического оборудования и его эксплуатации. Из этого следует, что вопросы установки и эксплуатации силовых и механических агрегатов решались в комплексе. В начале октября 1932 г. задачи по проектированию новых горно-заводских производств, силовых установок, механизации и электрификации разработок полезных ископаемых возложили на организованное производственное бюро при дирекции Дальстроя.

Во второй половине З0-х годов начинается строительство крупных энергетических объектов, которое потребовало проведения изыскательских работ для выбора площадок, составления сложных технических проектов, осуществления контроля за монтажом и эксплуатацией оборудования электростанция. Для проведения оперативно-руководящей работы в области энергетической и механической, основанной на принципах диспетчеризации, в составе производственно-технического отдела Дальстроя 15 сентября 1938г. организуется энергомеханическое отделение. В задачи отделения входило: 1) Участие в определении капитальных вложений в энергетику и механизацию производства. 2). Осуществление перспективного размещения энерготочек и энергобаз в районе деятельности Дальстроя. 3) Ведение учета выявляемых топливных запасов края и предварительная разработка способов их использования. 4) Составление топливно-энергетических балансов как перспективных, так и годовых. 5) Дача заключений по энергомеханическои части проектов … 6) Наблюдение и технический контроль за монтажом силовых и механических установок, с участием в npимно-сдаточных комиссиях при сдаче крупных энергомеханических баз. 8) Наблюдение и контроль за правильное технической эксплуатацией энергомеханического хозяйства Дальстроя… Штат отделения состоял из семи человек: начальника (главного механика), инженера-механика (теплотехника), инженера-электрика, двух инженеров-диспетчеров, инженера-механика (специалиста по холодной и горячей обработке металла) и чертёжника-копировальщика. Непосредственно вопросами энергетики занимались три человека. Работники отдела вели оперативный учёт производства электрической энергии, участвовали в приёмке в эксплуатации электростанций и больших котельных, составляли инструкцию по обслуживанию энергетического оборудования и нормам расхода электроэнергии, в случае крупных аварий выезжали на места. Намеченное, в связи с утверждением “Генерального плана развития народного хозяйства Колымской области в I938-I947 гг.”, энергетическое строительство, потребовало создания в системе главного управления Дальстроя специальной структурной единицы, занимающейся этой отраслью. Приказом № 210 от 25 февраля 1939 г. в составе производственно-технического отдела ГУСДС было организовано энергетическое отделение, которое занималось только запросам энергетики и электрификации. Начальником отделения был назначен т. Моисеев. В штат отделения входили: начальник, старший инженер-электрик (диспетчер), инженер-электрик по сетям, старший инженер-теплотехник (диспетчер), инженер-теплотехник по дизелям, старший инженер-строитель, аварийный инженер, старший инженер-электрик (плановик). Работники отделения, в соответствии со своими должностными обязанностями, составляли заявки на поставку и ремонт энергооборудования, вели оперативный учет производства электроэнергии, консультировали и принимали участие в составлении технических проектов электростанций, участвовали в приёмке в эксплуатацию новых станций, контролировали правильность использования оборудования на электростанциях, выезжали на места для оказания практической помощи. Непосредственного влиянии на работу электростанций электроотделение не оказывало, так как они ему структурно не подчинялись. Деятельность отделения продолжалась до декабря 1941 г. когда на его основе организовали энергоотдел ГУСДС. Для руководства энергетикой в горняцких районах, в 1935г. в составе ГПУ создаются электромеханическое отделы, которые одновременно решали вопросы электрификации и механизации производства. Они осуществляли надзор за эксплуатацией силовых установок, составляли заявки на энергетическое оборудование, контролировали строительство станций. В бюро главного механика ГПУ была установлена должность инженера-электрика. В 1938г. для оперативного решения вопросов по энергоснабжению горных предприятии,в состав ГПУ вводится должность главного энергетика, который осуществлял руководство и контроль за работой старших электриков приисков. Непосредственное руководство крупными станциями осуществляли горнопромышленные управления, а мелкими – прииски или другие предприятия.

Свои особенности имело управление энергетикой в Магадане и Нагаево. Построенные в 1932г. небольшие станции Нагаевского агенства, управлений капитального строительства и дорожных работ в целях рационального распределения энергии, в декабре этого года были переданы Магаданскому строительному району. После ввода в строй локомобильной электростанции (1933г.), ее подчинили энергетической конторе коммунального отдела управления комендатуры Магаданского района, которая осуществляла наблюдение за правильной эксплуатацией тепловых и силовых установок в обоих посёлках, вела учёт потребления энергии. Ей же была подчинена дизельная электростанция, вступившая в строй в 1937 г. Впоследствии руководство дизельной станцией, стал осуществлять городской коммунальный отдел, а локомобильную станцию демонтировали. Все мелкие дизельные и локомобильные станции, расположенные в городе, находились в ведении промышленных и строительных организаций, для которых они вырабатывала электроэнергию. В поселках и селах Колымы, небольшие дизельные и локомобильные станции, дававшие свет в жилые дома, подчинялись коммунальным службам. Развитие энергетики Дальстроя началось со строительства первых электрических станций в Магадане и Нагаево. По данным А.М.Тылечкина первая станция была установлена в Нагаево в 1931г. Электроэнергия вырабатывалась нефтяным двигателем “Червоный прогресс” мощностью 18кВт.1 За 1932 г. были построены и введены в эксплуатацию электростанции: № 1 в Нагаеве – 18 кВт,  № 2 в Нагаево мощностью 8 кВт, № 3 в Магадане – 18 кВт, № 4 в Магадане – 58 кВт и станция УИТЛ- 12 кВт. Тремя локомобильными и двумя дизельными станциями в течении года было выработано 112,3 тыс. кВт-ч электроэнергии. Высокая себестоимость 1 кВт-ч – 2 руб. 86 коп., объяснялась тем, что воду к паровым котлам необходимо доставлять в бочках и цистернах, а использование дров в качестве топлива на маленьких локомобильных установках являлось неэкономичным. Одна Нагаевская станция обеспечивала работу радиостанции, которая поддерживала связь с Хабаровском, Владивостоком и Якутском, а вторая – давала свет в жилые дома. Одна Магаданская станция вырабатывала энергию для лесопильного завода, а вторая – для механических мастерских. Кроме этого, все отпускали энергию для освещения зданий. В этом же году проектное бюро строительного сектора Дальстроя выполнило проект электростанции на 400 лгс. и ее монтажные чертежи, а также составило проект электровоздушной сети г. Магадане. Ее строительство началось в следующей году на территории ремонтных мастерских. Пуск к этому сроку кирпичного завода, позволил возводить корпус станции из местного кирпича. На ней смонтировали три локомобиля станционарного типа производства Людиновскогоо завода, суммарной мощностью 672 кВт. и три генератора трехфазного тока. На случаи аварийного освещения установили аккумуляторную батарею на 24 вольта и 75 ампер-часов. Общая стоимость строительства и монтажа станции и подстанций составила; 729,9 тыс .руб. Чтобы подвести энергию к потребителям, было построено 8,5 км наружной сети высокого напряжения   и 21 км -низкого. Штат электростанции состоял из 166 чел, в том числе 11 машинистов, 22 кочегара, 60 дроворубов и подносчиков дров, 15 линейных монтеров.  Учитывая энергичную и добросовестную работу коллектива станции по ее монтажу и рациональное сжигание топлива (вместо дров – древесная щепа и опилки), директор Дальстроя Э.П. Берзин 28 июля 1934 г. объявил благодарность заведующему электростанцией А.С. Динцеру; 10 чел. были примированы желтыми полуботинками и 100 руб., 10 чел – двумя парами белья и 25 руб. каждому. Для освещения административных и жилых помещений на строительстве порта в 1933 г. в распадке «Корейский ключ» установили локомобиль.”Рустон-Драктор” мощностью 26 л.с, а на самой строительном площадке – бензиновый двигатель мощностью 6 л.с. Пуск электростанций обеспечил работу механической мастерской, лесопильного и кирпичного заводов, камнедробилок и бетономешалок на строительных объектах. К концу 1933 г. в Магадане и Нагаево, в которых проживало 12,3 тыс,чел., было электрифици­ровано 90% всех зданий. Район Магадана – Нагаево быстро застраивался. К концу 1936 г. здесь были построены крупные предприятия. Свыше тысячи человек работало на авторемонтном заводе, 850 шл. – на автобазе № I, значительное количество рабочих трудилось на производственном комбинате, судоверфи, заводе № 2, морском порту, лесозаводе и кирпичном заводе. В Магадане – Нагаево имелся дом связи, учебным комбинат, педагогический техникум, краеведческий музей, театр, средняя школа, кинотеатр, четыре магазина и две столовые.
Для удовлетворения потребности в электрической энергии дополнительные станции установили в морском порту, заводе № 2, на радиоцентре. Но все мелкие станции были неэкономичны, часто выходили из строя, а МЭС уже не могла обеспечивать всех потребителей. Поэтому в мае 1936 г.  отдел капитального строительства Управления мортрана начал строительство дизельной электростанции на ул. Советской. Основание главного корпуса выполнили из железобетона, а стены – из кирпича. В начале 1937 г. первая очередь станции вступила в строй. В здании размещался машинный зал, распределительное устройство, главный щит управления, расходные нефтебаки и часть служебных помещений. После пуска второй очереди мощность станции составила 1770 кВт. Локомобильную станцию, в связи с неэкономичностью и маломощностью, демонтировали, а в ее зданий разместили один из цехов АРЗа. К началу 1941 г. МЭС- стала самой крупной электростанцией в Дальстрое, на ней работали три дизеля “Окино” и три дизеля  38-КФ-8 суммарной мощностью 2593 кВт. В течения 1940 г. было  выработано 13,7 млн кВт-ч электроэнергии, что составило I05 % годового плана. На производственные цели использовалось 70% энергии, а остальное – на освещение. Но даже работа станции такой мощности и нескольких небольших (порт, радиоцентр, подсобное хозяйство и др.) не могли полностью обеспечить город электрической энергией. По данным энергогоотделения потребность промышленности и коммунального хозяйства в 1940 г. составляла порядка 7 тыс.кВт, а имелось около 3 тыс.кВт. Происходили частые и длительные простои станочного парка на АРЗа и заводе № 2 (в ноябре они не выполнили план из-за недостатка энергии)- наиболее энергоемсих производствах. Для всех потребителей начальником ГУСДС был утвержден лимит получения электроэнергии, за превышение которого предприятия и учреждения отключались от сети. Контролеры МЭС установили строгий надзор за использованием энергии в быту. На нарушителей налагались административные взыскания и штрафы, а наиболее злостных – привлекали в уголовной ответственности.

Одновременно о развитием энергетики в Магадане начинается строительство электрических станции на приисках. В навигацию 1932 г. в пос. Верхнеколымск было доставлено 24 локомобиля различной мощности и 8 генераторов, но в началу 1933 г. успели установить только одну станцию малой мощности на Среднекане. На следующий год по заявке Дадьстроя было получено пять локомобилей мощностью от 330 до 500 л.с, 23 генератора, различных предохранителей, опорных изоляторов, масляных выключателей, распределительных устройств (всего) – 7982 шт, изоляторов для сетей 6 и 35 кв – 15399 шт., алюминиевого голого кабеля – 35 т. провода диаметром 10 и 16 мм – 155 кг. Локомобильные и дизельные станции малой мощности (8-100 кВт) устанавливались непосредственно на месте добычи металла. Для них строились небольшие деревянные здании или просто навес. Это не требовало ни изыскательских работ, ни составления проектов. Электроэнергия использовалась для работы канатных дорожек, которые доставляли пески из забоев на промприборы, и насосов, подававших воду для промывки, также для освещения. В зимний период оборудование вывозилось на прииски для ремонта или консервировалось на месте. Но такие маломощные станции не могли удовлетворить потребность горнодобывающее промышленности, которая с каждым годам оснащалась новыми промывочными приборами, перфораторами компрессорами, транспортерами. Значительного количества энергии требовали строящееся горнорудные предприятия. В 1935 г. в поселке Усть-Утиная установили локомобильную станцию мощностью 272 кВт, от которой по ЛЗП-35 кВт, протяженностью 23 км, электроэнергия поступала на строительство опытной золотодобывающей фабрики. В 1937 г. в устье р.Таскан, где намечалось создание административного центра Дальстроя, построили Тасканскую локомобильную станцию мощностью 1420 кВт. В начале 11933 г. Усть-Утиискую станцию демонтировали, а ее оборудование использовали для строительства второй очереди Тасканской электростанции. Изысканиями под строительство площадок электростанций средней мощности и их проектированием, занимался созданный в 1935 г. проектно-изыскательский отдел, который первоначально подчинялся управлению горнопромышленного строительства, а потом – непосредственно ГУСДС. 7 декабря 1940 г» на базе трех проектных организаций в Магадане создали управление «Колымпроект» в составе которого имелся энергетический отдел. Сотрудниками проектного отдела были проведены изыскания и составлены проекты дизельных электростанций в Магадане (вторая очередь станции), Атка, Спорном, локомобильных – Усть-Таскане, Аркагале, устье реки Запятая, Берелехе. Проекты Аркагалянской и Тасканской районных электростанций составили специалисты московского института “Теплоэдектродроект”, но изыскания проводили дальстроевцы. Главные инженеры проектов и сотрудники отдела осуществляли контроль за строительством электростанций, вносили необходимые коррективы. Проектирование и возведение электростанций в 30-е годы, позволило накопить большой опыт строительства объектов со значительной теплоотдачей на вечной мерзлоте, который впоследствии был использован при сооружении более мощных станций. Строительством электростанций средней мощности занимались различные организации Дальстроя. Тасканскую локомобильную станцию № 2 сооружала строительная контора ТЭС-2 отдела капитального I строительства Дальстроя. Для строительства Берелехской локомобильной станции 15 декабря 1938 г. была организована Берелехская строительная контора управления капитального строительства (бывший ОКС). 5 марта 1959 г . в связи с переносом места строительства, сооружение электростанции и Берелехской обогатительной фабрики было объединено. Начальником строительства Берелехской обогатительной фабрики и электростанции назначили И.К. Белова, все рабочие и инженера стройконторы перешли в его подчинение. В сентябре 1939 г. была пущена в эксплуатацию Палаткинская дизельная электростанция, которую строил отдел капитального строительства управления автомобильного транспорта. Станцию передали на баланс автобазы № I УАТа. 1 октября этого  года для сооружения зданий и монтажа оборудования паротурбинной  локомобильной электростанций на Аркагале была организована Аркагалинская строительная контора монтажно-строительного треста. Рабочие этого треста строили дизельную электростанцию Бугугычагского комбината, а для монтажа оборудования с МЭС прибыла бригада специалистов во главе со старшим механиком станции т. Бордуновым. Все остальные электростанции средней мощности ГУСДС возводились силами строительных организаций горнопромышленных управлений.

Электрические станции Дальстроя оснащалась как отечественным, так и зарубежным оборудованием. На 1 января 1941 г. насчитывалось 237 локомобилей 17 различных марок. Самыми мощными были установки фирмы “Вольф” (600 и 300 л.с.), затем шли СК-4, СК~5(п0 350 л.с.), ЛМ-Х (320 л.с.), ЛМ-УШ (225 л.с.), СК-2 и ЛМ-УП (170 л.с.). Самыми распространенными марками локомобилей являлись П-3, П-4, ЛИ—75 ( по 75 л.с.), численность которых составляла 73 шт., П-1(38 л.с.) – 65 шт., «Старобин» (35 л.с.) – 18 шт. Количество двигателей внутреннего сгорания на электростанциях составляло 1251 шт., четырнадцати различных парок. Самыми распространенными были: “Победа” (25 л.с.),”Токкакя (18 л.с.),”Червоный прогресс” (18 л.с.) В геологических разведках и дорожных дистанциях прицеплялись бензиновые двигатели ЛД-6 и ЛД-3 мощностью 6 и 3 л.с.
Строительные конторы и ГПУ занимались сооружением линий электропередачи от станции до потребителей. Опоры изготавливались в основном из местного леса, высотой 12.5 м, расчитанные на передачу стандартного напряжения 6 или 35 кв. На них устанавливались изоляторы типа П-4.5 по два в гирлянде. Длина пролета между опорами не превышала 160 м. Но широкого развития строительство ЛЭП в этот период не получило, так как небольшие локомобили и двигатели устанавливались в непосредственной близи от потребителя, а станции средней мощности строились недалеко от рудников и приисков. В 1937 г. протяженность ЛЭП-35 составляла 55 км. а к концу 1940 г. она увеличилась до 193км. Длина участка от Аркагилнской станции до прииска “Большевик” составляла 48 км, от Спорнинской станции до Утинской фабрики -30 км, а в Магадане около 20 км.
Коммунальные электростанции в промышленных и портовых поселках Колымы в основном были построены к концу второй пятилетки. Локомобильные и дизельные станции мощностью от 25 до 100кВт для освещения населенных пунктов установили в Мяките, Стрелке, Оротукане, Спорном, Стане Утином, Котле, Ягодном, Хатыннахе, Амбарчике, Лабуе, Зырянке, Ат-Табеляхе, Столбовой. В тех поселках, где впоследствии построили станции средней мощности, коммунальные электростанции демонтировали, а в остальных продолжали работать. К 1936 г. небольшие станции были установлены в селах Балаганное (40 кВт) , Ола (27кВТ), Ямск (15 кВт), Дукча (40 кВт), несколько позже – в Наяхане, Талой, Сеймчане, Гарманде. К началу 1941 г. ГУСДС имело сравнительно большое энергетическое хозяйство, которое базировалось на локомобильных и дизельных установках. Установленная мощность станции с 1932 г.  по 1941 г. увеличилась с 120 кВт до 54,5 тыс кВт, а производство электрической энергии возросло за этот период с 0,1 млн кВт-ч до 66,2 млн кВт-ч в год. Электрические станции средней мощности были построены з районах крупных рудников, фабрик, приисков и других промышленных предприятий, а также в г. Магадане. Установленная мощность всех средних электростанции составляла 12,7 тыс.кВт или 23 % от общей мощности энергетических установок ГУСДС. На долю мелких локомобильных и дизельных станций приходилось 41,8 тыс.кВт или 77%. На электростанциях Дальстроя эксплуатировался 1251 двигатель внутреннего сгорания (дизель, нефтяной двигатель, бензиновый движок). Работа дизельных станции, особенно средней мощности, была более экономичной, чем локомобильных. Но они имели существенный недостаток, который при определенных условиях мог стать решающим – зависимость от поставок горючего с о. Сахалина и “материка”. Все 237 локомобильных установок работали на дровах (только Аркагалинская РЭС – на угле) и имели практически неисчерпаемый запас местного топлива. Но эксплуатация оборудования на них была организована крайне неудовлетворительно. Только за 1940г. перерасход топлива составил 88 % ;  Берелехская станция выполнила план по производству энергии на 59 %, Чапаевская — 70 % Запятинская – 82%, Бакханская — 96 % . Работа электростанций позволяла успешно решать главную задачу Дадьстроя- увеличение добычи золота и олова. Электроэнергию получали восемь обогатительных фабрик, десятки приисков. Дизельные и локомобильные станции обеспечивали работу 513 промывочных приборов, 650 насосов, 751 лебедки, 333 траспортеров различной длины и 127 компрессоров, которые были установлены к этому времени на приисках и рудниках. Широкое применение электроэнергия получила в других отраслях народного хозяйства и в быту северян.

Строительством и эксплуатацией электростанции в Чукотском национальном округе занимались Чукотский трест ГУСШ, AКО и комунхозокрисполкома. В 1931 г. в Анадыре построили первую в округе электростанцию для обеспечения энергией рыбокомбината АКО. На ней установили двигатель внутреннего сгорания «Ван-Северин» мощностью 44 кВт,, в 1935 г. дополнительно смонтировали дизель «Отто Дейц» производства Воронежского завода. Это позволило электрофицировать все рыборазделочные линии и процесс консервирования рыбы. Часть энергии отпускалось для работы механической мастерской, водокачки и на коммунальные нужды. В этом же году установили станцию мощностью 25 кВт при механических мастерских рыбокомбината. К началу 1941 г. мощность электростанции Анадырского рыбокомбината увеличилась до 175кВт. На ней работало три дизеля и два локомобиля, на которых в качестве топлива использовался местный уголь, это позволяло экономить дефицитное жидкое топливо. В 1935 г. в с.Гижига установили локомобиль мощностью 15 кВт, который давал энергию в производственные цеха рыбокомбината АКО .

Для подготовки безопасного плавания судов вдоль берегов Ледовитого и Северо-Восточной части Тихого океанов, в начале 30-х гг. ГУСМП начинается широкое строительство полярных станций. До 1932 г. они имелись на о. Врангеля и мысе Шалаурова, а к 1941 г. их построили в Амбарчике, о.Айоне, Певеке, Ванкареме, Сердце-Камень, Уэлене, о.Ратманова, Лаврентия, Заливе Креста, Угольной. На некоторых полярных станция установили ветроэлектрические двигатели марок Д-12, ЦВЭИ-12, ВИМЭ-Д5, которые вырабатывали энергию для работы радиостанций и для освещения помещений. Наиболее крупные ветряные двигатели давали энергию Чаунской и Лаврентьевской культбазам. Однако эксплуатация ветродвигателей имела ряд недостатков: они были маломощными, в период безветрия не работали, поэтому на смену им пришли небольшие бензиновые и нефтяные движки. На мысе Северном в 1933г. была построена полярная станция, на которой установили двигатель внутреннего сгорания мощностью 20 л.с.
Для подачи световых сигналов кораблям на побережье Boсточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей построили электромаяки. Здание электромаяка имеет вид одноэтажного бревенчатого дома с угловой башней высотой 7,5 метров от основания, на площадке которой устанавливается вращающийся прожектор. Маяки оборудовались прожекторами типа «ВРА-60», получавше питание от силовых агрегатов полярных станций. Широкое применение нашли другие светотехнические средства; светящиеся буи и ацетиленовые светильники.

В 1938 г. началось строительство Анадырского радиоцентра. Рабочие приступали к сооружению здания станции, двух радиомачт высотой  30 м, бани, жилья. С установкой ветродвигателя Д-I2, давшем свет на строительную площадку, работы стада проводиться в вечернее время суток. 29 апреля 1939 г. станция вступила в строй. В акте приемной комиссии было записано: “радиоцентр достроен исключительно рационально, как в смысле выбора места постройки, так и в смысле использования местных топливных ресурсов для энергетической базы радиоцентра. Энергобазой передающей станции является локомобиль, работающий на местной угле. Приемная станция в основном питается от ветродвигателя. Этим значительно сокращен расход привозного топлива и обеспечена независимость от завоза горючего”.
В 1940 г. в пос. Провидения, где шло строительство морского порта, пустили в эксплуатацию станцию мощности 55 кВт. В предвоенные годы электрическую энергию на производственные цели стали использовать геологи. В 1939 г. экспедиция ГГУ ГУСМП, под руководством М.И. Бушуева, при разведке месторождения угля в б. Угольной эксплуатировала локомобиль марки П-1 мощностью 28 кВт. Небольшая станция давала ток геологам Дальстроя, работавшим на разведке Иультинского олово-вольфрамового месторождения. Бензиновыми движками мощностью по 2 кВт пользовались для освещения экспедиции С.В. Обручева (1934г.) и  П.И. Сафронова (1936г.).
В 30-е гг. первые шаги на Чукотке сделала коммунальная энергетика. 9 октября 1936 г. на заседании президиума Чукотского окрисполкома обсуждался вопрос «0 строительстве в  пос. Анадырь электростанции» . В постановлении было записано:
“Учитывая наличие помещения, мотора и аппаратуры, предложить поссовету (т. Поповой) немедленно приступить к установке оборудования, выделив для этого компетентного работника”.  В начале 1937 г. поселковая электростанция мощностью 13 кВт дала ток в административные учреждения и жилые дома. В 1939 г. в Анадыре была установлена станция райполярторга с нефтяным двигателем 9 кВт. В этом же году для работы киноаппаратуры и освещения поселкового кинотеатра пустили бензиновый движок мощностью 2 кВт.

В 1940 г. всеми электростанциями Чукотского национального округа было выработано 83 тыс кВт-ч электроэнергии. это составило 0,1% от выработки энергии электростанциями Дальстроя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *