Идея трудового воспитания молодых поколений впервые была высказана в трудах Т.Мора, Т.Кампанеллы и других социалистов – утопистов.
В ХХ веке отечественная педагогика накопила своеобразный опыт трудовых школ С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, В.Н.Шульгина и М.В.Крупениной, В.Н.Сороки – Росинского, А.С.Макаренко.Этим авторам принадлежит концепция социального воспитания через систему государственно – общественных субъектов (семья, школа, общественные организации) и объектов (дети, взрослые). Но если они предлагали программу воспитания и образования детей в советском обществе на основе партийно – государственных решений (Программа РКПб 1919 года), то подобный подход распространялся и на людей, нуждающихся в “Перековке сознания” и находящихся в “местах не столь отдаленных” в исправительно – трудовых лагерях ОГПУ – НКВД СССР. Именно там отрабатывалась социальная педагогика, где объектом трудового перевоспитания становились “социально – опасные элементы”.
Особенностью воспитательной системы В.Н.Сорока – Росинского являлось всемерное стимулирование активности и самодеятельности воспитанников. В его школе разраба- тывалась уникальная система поощрений и наказаний с системой разрядов, смотров, самооценки на основе развития самоуправления. Подобное имело место в исправительно – трудовых лагерях страны.
Положение об управлении гострестом Дальстрой в пункте ” Взаимоотношения между отдельными звеньями аппарата треста” определяло в 1932 г. ответственность Сектора труда и рационализации за правильностью использования рабочей силы и организации курсов по повышению квалификации, как и всю подготовку кадров в разных ее формах”. Так планировался контроль за начальным профессиональным обучением дальстроевцев.
В годовом отчете Дальстроя за 1932 год в разделе “Труд и зарплата” упоминались важные условия и источники комплектования рабочей силы, за счет имевшихся на Колыме работников старательских артелей Колымского Главного приискового управления и конторы АКО (Акционерного Камчатского общества). Рабочую силу комплектовали путем вербовки рабочих и служащих через агентства и представительства Дальстроя в центральных районах страны (Москва, Ленинград, Киев, Новосибирск, Владивосток), но основная масса поступала через Севвостлаг ОГПУ – НКВД СССР.
“Недостаток квалифицированных рабочих объясняется самим составом большинства рабочей силы, состоящей главным образом из лагерников, если и имеющих какую – либо квалификацию, то часто не требующуюся на работах в “Дальстрое”, вследствие чего эти наличные квалификации и профессии использовались как чернорабочие”- отмечалось в годовом отчете Дальстроя за 1932 г.
Кроме того, вольнонаемных в УСВИТЛе имелось 2228 человек.
Увеличение удельного веса вольнонаемной части в полтора раза явилось результатом усиленного завоза в отчетном году специалистов и рабочих высокой квалификации по договорам и вовлечения членов семей вольнонаемного персонала в производство. Исходя из отчета Дальстроя за 1936 год, следовало: вольнонаемный персонал состоял из завербованных и прибывших из за – пределов Охотско – Колымского района- 47 % (4410 чел), бывших лагерников – 43,3 % (4072 чел.), членов семей вольнонаемного персонала, вовлеченных в производство – 7,8 % (735 чел), местного населения – 1,9 % (181 чел).
И все же не смотря на усиленный завоз специалистов в целом за 1936 г. обеспеченность ИТР и служащими по сравнению с 1935 г. снизилась. Если в 1935 г. она составляла в целом по тресту 114,6 % плана, в т.ч. по Охотско – Колымскому району 108,9 %, то в отчетном 1936 г. обеспеченность по тресту инженерно – техническим персоналом и квалифицированной рабочей силой составила 95,3 %.
Проблему можно было решить собственными усилиями, организовав подготовку специалистов различных отраслей хозяйства непосредственно в районах деятельности Дальстроя. Проверенной формой обучения начальным профессиональным умениям, навыкам и знаниям явились краткосрочные курсы, которые организовывались культурно – воспитательным отделом (КВО) Севвостлага. Так как не хватало нужных рабочих кадров, то КВО в целях успешной “перековки” заключенных и их использования на конкретных участках работ, постоянно создавал курсы подготовки шоферов, дорожных десятников, прорабов, коллекторов, топографов, горных смотрителей, счетоводов, бухгалтеров, медтехников, электромонтеров и т.д. Эти курсы устанавливались на определенный срок (продолжительностью 3 – 5 месяцев), где курсанты – заключенные работали с отрывом от производства; им выдавалась стипендия в размере 50-100 рублей в месяц. В то же время практиковалось так называемое индивидуальное ученичество.
Таким образом, за 1933 г. усилиями КВО Севвостлага было подготовлено 640 чел, из которых 376 прошли курсы с отрывом от производства, 89 – без отрыва от производства и 175 – индивидуальное ученичество. Кроме этого, работающие в лагерных подразделениях школы ликбеза и школы малограмотных обучили 1782 заключенных.
Руководство Дальстроя придавало большое значение этой работе. Приказы по Дальстрою, подписанные директором гостреста Э.П.Берзиным, свидетельствовали о целенаправленной подготовке необходимых специалистов в течение первого года деятельности уникальной государственной организации, создающей новый промышленный район в отдаленном от центра северном крае.
25 августа 1933 г. в приказе № 227 по Дальстрою указывалось: ” Для подготовки медицинских работников по обслуживанию лагерного населения Колымского края… при Сануправлении ДС организовать 5 – ти месячные курсы младших медтехников на 36 слушателей с отрывом от производства. Заведующим курсов назначаю врача Михеева по совместительству с доплатой 100 рублей в месяц. Прилагаемую сумму и план расчета учебных часов утвердить. Всем заведующим предприятиями курсантов, принятых на курсы и откомандированных 2 – отделом, освободить от занимаемых работ. Установить курсантам з\к з\к стипендию 100 р. в месяц. К занятиям приступить с 20 -го сего августа”.
Приказ № 357 от 13 ноября 1933 г. гласил: “В связи с недостатком квалифицированных десятников по гражданскому строительству… при 1 отделе УСВИТЛа ОГПУ организовать 3 -х месячные курсы десятников плотников на 30 человек с отрывом от производства ежедневно на 4 часа для теоретических занятий, с тем, что остальные рабочие часы они проводят на практических работах по возведению гражданских деревянных сооружениях.
Установить стипендию курсантам – заключенным 50 рублей в месяц.”
Объяснительная записка к программе и смете по курсам десятников – плотников содержала конкретные указания начальника 1-го отдела УСВИТЛа ОГПУ Тарасова, ответственного исполнителя по подготовке кадров Калачева, консультанта – инженера Рисс, в которых отмечалось: ” …На курсы будут приняты 30 человек заключенных из рецидива соцблизкого элемента и крестьянства с образованием не ниже 4 – х групп школы 1 ступени, желающих получить квалификацию десятников. Учебная программа рассчитана на 600 часов, из коих ежедневно слушатели 4 часа работают практически на производстве плотниками и 4 часа имеют теоретических, слушая лекции в аудитории курсов. Обучающиеся на курсах будут за время обучения считаться рабочими, имеющими 4 – х часовой производственный день”.