Паруса над бухтой Нагаева

Бухта Нагаева. Сентябрь 1987 года. Фото Евгения Баркуна.

Бухта Нагаева. Сентябрь 1987 года. Фото Евгения Баркуна.

Летом 1984 года в бухте Нагаева недалеко от заброшенного причала (в народе называемым «вонючкой») магаданцы наблюдали, как мальчишки 8-10 лет осваивали управление парусом на двух небольших лодочках. Так обозначил начало своей практической деятельностью яхт-клуб. Всё было, как положено в то время: официально назначен штатный начальник клуба, выделено помещение (одноэтажное деревянное здание тёмно-зелёного цвета или пристрой), определены небольшие суммы для приобретения фанеры и материала на паруса. И самое главное – статья в газете «Магаданская правда» – о перспективах (желаниях) развитии парусного спорта в районе Магадана.

А почему бы и нет? Ведь первопроходцы пришли в бухту под парусами!

Начиналось всё конечно не с приказа городских властей, а как всегда с деятельности энтузиастов. А энтузиасты нашли друг друга на яхте «Ламут» водоизмещением в 4.5 тонн (имелся дизель 24 л.с) владельцем которой был заведующий лабораторией Политехнического института. В своё время он занимался парусным спортом во Владивостоке и имел (корочки) квалификацию яхтенного матроса второго класса.

Вторым был Григорий, 2-й штурман с Магаданского рыбного порта. Парусом он просто «болел» несколько лет, начиная с яхт-клуба города Ленинграда. Он рассказывал, что некоторые капитаны сейнеров, с целью экономии топлива, пытаются использовать паруса – дело перспективное.

Григорий (штурман с рыбного порта) и Александр Акаев. 1984 год.Григорий (штурман с рыбного порта) и Александр Акаев. 1984 год.

Автор был третьим членом в этой команде, с корочками «Командир шлюпки, допущенный к управлению при движении на веслах и под парусом» выданными в военном инженерном училище десять лет назад.

Яхта «Ламут» (корпус сталь до 4 мм) неплохо управлялась и имела хорошую скорость (не уступала катеру типа «Ярославец») под спинакером при попутном ветре.

Своё название яхта получила (со слов владельца) от народности похожей на чукчей, заселяющей когда-то Курильские острова. Рыбы и морского зверя тогда там хватало  на всех – пока не пришли японские шхуны. После этого на возглас: – «Эй! Чья это земля?» – ответить было некому. А раз ничья – значить наша (по-японски вполне логично)!

Познакомился автор с командой в конце лета 1983 года. Пришла зима, и бухта Нагаева покрылась льдом. Вот здесь и появилось желание построить буер. Построили деревянный. По всем правилам раскроили и сшили парус 1.7 м2 (Гриша оказался специалистом) и начали тренировать своих детей. Самым удачным местом для этого оказался ровный лёд рядом с пирсом «вонючкой».

Бухта Нагаева. На празднование Дня рыбака вышел детский яхт-клуб. Сентябрь 1987 года. Фото Евгения Баркуна.

Бухта Нагаева. На празднование Дня рыбака вышел детский яхт-клуб. Сентябрь 1987 года. Фото Евгения Баркуна.

Вот, видимо, с этого момента нас и заметила городская администрация. Нам согласились оказать посильную помощь в новом деле. Из приобретённой фанеры были построены два вельбота типа «Оптимист», сшиты паруса (этим занимался Григорий) и в июле месяце 1984 года были проведены несколько практических тренировок с мальчишками. С целью безопасности, занятия проводились только при наличии ветра с моря, чтобы даже неуправляемый вельбот в любом случае могло прибить ветром к берегу. Перевернуть его было практически невозможно.

Приходили к нам и взрослые люди, любители паруса, но в деятельности клуба участия не принимали.

С осени 1984 года из-за занятости по службе (в основном, в связи с отсутствием в Магадане), мои связи с клубом прервались, а летом 1985 года я был переведен на Балтику для дальнейшего прохождения службы. С того момента о судьбе яхт-клуба в городе Магадане мне ничего не известно. К сожалению, связь с бывшими членами экипажа яхты «Ламут» была утеряна.

Автор статьи: Александр Акаев.

23.01. 2019 года.