История парохода «Днепр»

Пароход «Днепр» в Тихом океане во время Великой Отечественной войны.

Пароход «Днепр» в Тихом океане во время Великой Отечественной войны.

Сперва небольшое предисловие. Поиски истории парохода, на котором я побывал летом 2016 года превратились в увлекательное расследование, с большим количеством версий и тупиковых ветвей. Оказалось, что пароходов носивших такое название в СССР было много, а именно по магаданскому «Днепру» – информации, которая могла помочь в поисках, очень мало.

Пароходов «Днепр» было несколько…

Приведу три версии из тех, которые пришлось отработать до того момента, когда наконец-то я нашел свой таинственный пароход.

Пароход «Санкт-Петербург» он же «Днепр». Год постройки 1894.

Пароход «Санкт-Петербург», он же «Днепр». Год постройки 1894.

Пароход «Санкт-Петербург». Год постройки 1894. Корабль 12.10.1904 года официально был зачислен в список судов военно-морского флота в качестве крейсера II ранга с присвоением наименования «Днепр». Участвовал в качестве рейдера в русско-японской войне 1904-1905 годов.

После начала русско-японской войны прибыл в Севастополь, где прошел дооборудование в качестве рейдера и погрузил в трюмы артиллерию. Вышел из Севастополя, имея фиктивные документы на груз угля, провизии и артиллерии для Владивостока. Миновав под флагом Добровольного флота турецкие проливы и Суэцкий канал, в Красном море установил на штатные места 7 – 120-мм и 18 – 37-мм орудий и поднял военно-морской флаг. После этого приступил к поиску и досмотру нейтральных судов на предмет обнаружения недозволенного груза. По окончании крейсерства 05.07.1905 года вернулся в Кронштадт.

30.07.1905 года исключен из списка судов Морского ведомства и 05.11.1905 года возвращен Добровольному флоту с восстановлением наименования «Петербург».

Испанский теплоход «Cabo San Agustin» 1931 года постройки, он же «Днепр».

Испанский теплоход «Cabo San Agustin» 1931 года постройки, он же «Днепр».

Вот ещё испанский теплоход «Cabo San Agustin» 1931 года постройки, получил название «Днепр» в 1939 году, водоизмещением в 16000 т. Использовался в качестве учебного корабля и транспорта. В августе и сентябре 1941 году учебный корабль «Днепр» совершил несколько рейсов в осажденную Одессу с войсками и боеприпасами, успешно уклоняясь от атак вражеской авиации. 3 октября 1941 года «Днепр» вышел порожняком из Новороссийска и следовал в Севастополь за оборудованием. Вечером он был атакован у Новороссийска немецкими самолетами-торпедоносцами и, получив попадание торпедой в среднюю часть корпуса, затонул в 19 часов 20 минут.

Буксировка крейсера «Лютцов» (он же «Днепр») в СССР, апрель 1940 года.

Буксировка крейсера «Лютцов» (он же «Днепр») в СССР, апрель 1940 года.

Тяжёлый германский крейсер «Lützow». Был заложен в 1937 году на верфи «DeSchiMAG» в Берлине, спущен на воду в 1939 году.  Недостроенный крейсер в конце 1939 года куплен СССР за 106,5 млн. марок золотом. Первоначально в советских документах он фигурировал под названием крейсер «Л». Получил название «Петропавловск», в августе 1941 года в условно-боеготовом состоянии включён в состав ВМФ СССР, участвовал в обороне Ленинграда от немецко-фашистских войск.

В сентябре 1944 года переименован в «Таллин», в 1953 году — «Днепр», в 1956 году — «ПКЗ-12». Достройка его закончена не была, в 1958 году корабль исключён из списков советского флота, а в 1959—1960 годах разобран на металлолом.

Биография магаданского «Днепра»

Наконец то мне повезло и в дебрях интернета я нашел следы парохода «Днепр» и мои поиски увенчались успехом.

Верфь «Clyde SB. & Engineering Co., Ltd», порт Глазго (Англия). 1914-1918 года.

Верфь «Clyde SB. & Engineering Co., Ltd», порт Глазго (Англия). 1914-1918 года.

В 1914 году по заказу британской компании «Stott (Baltic), Steamers, Ltd», Ливерпуль (Англия) на верфи «Clyde SB. & Engineering Co., Ltd», порт Глазго (Англия) строился стальной одновинтовой двухпалубный рефрижераторный пароход «YULA» (строительный № 311).

Верфь «Clyde SB. & Engineering Co., Ltd», порт Глазго (Англия). Установка паровой машины в пароход. 1914-1918 года.

Верфь «Clyde SB. & Engineering Co., Ltd», порт Глазго (Англия). 1914-1918 года.

Такая же паровая машина при постройке была установлена в пароход «Днепр». Можно сравнить с фотографиями из предыдущего репортажа.

Верфь «Clyde SB. & Engineering Co., Ltd», порт Глазго (Англия). Клёпальщик за работой. 1914-1918 года.

Верфь «Clyde SB. & Engineering Co., Ltd», порт Глазго (Англия). Клёпальщик за работой. 1914-1918 года.

Вот так вот клёпальщиками собирались конструкции будущего парохода.

Судно вместимостью 3071 брт, дедвейтом 3000 тонн имело длину 92,75 метра, ширину 13,52 метра и осадку 5,62 метра. Одна паровая машина тройного расширения мощностью 1460 лошадиных сил и два главных цилиндрических оборотных котла обеспечивали скорость хода в 10,5 узла.

Аммиачная холодильная установка фирмы «Haslam Foundry & Engine Co». 1907 год.

Аммиачная холодильная установка фирмы «Haslam Foundry & Engine Co». 1907 год.

Для использования в качестве рефрижиратора пароход был оборудован двумя аммиачными холодильными установками фирмы «Haslam Foundry & Engine Co».

Однако в процессе строительства пароход был куплен другой британской компанией «Brodhurst SS. Co., Ltd» (Blue Star Line, Ltd.), Лондон и назван «BRODHURST». Регистровый № 136728. В декабре 1914 года готовый пароход передали новому владельцу.

После окончания первой мировой войны в 1920 году его купила британская компания «Union Cold Storage Co., Ltd», (Blue Star Line, Ltd., mgrs.). Там пароход начал служить под названием «MILTON STAR».

В 1926 году СССР начала экспорт сельскохозяйственной продукции за границу. Стране нужна была валюта и товары начали экспортировать от портов Балтии до Германии и Англии. Скоропортящиеся товары перевозились по морю старых судах – рефрижераторах дореволюционной постройки.

Для увеличения экспорта товаров необходимо было наращивать флот рефрижераторных судов.

В конце 1927 закуплено два рефрижераторных судна для работы в Черном море. Это был «EISVOGEL», построенный в 1920 году, купленный у немецкой акционерной компании «Kooltransit» и получивший название «Дон». Второй пароход  «MILTON STAR» был куплен у английской компании  «Blue Star Line Ltd» и получил название «Днепр».

Пароходы были куплены акционерным обществом «Совторгфлот» и переданы Черноморской главной конторе Совторгфлота. Портом приписки пароходов стала Одесса.

Эти суда открыли новые торговые маршруты через Марсель для экспорта советских сельскохозяйственных грузов. Из Одессы в Триест, Неаполь и Геную начались поставки замороженного мяса, домашней птицы и фруктов.

В 1929 году рефрижератор «Днепр» служил на линии Одесса-Генуя-Марсель, перевозя скоропортящиеся грузы. Рейсы совершались один раз в месяц.

28 февраля 1933 года «Днепр» получил указание на перебазирование на Дальний Восток. Новым портом приписки парохода стал Владивосток.

С 1934 года он как рефрижераторный пароход числился в составе Дальневосточного государственного морского пароходства, но вскоре без изменения названия передан государственному рыбопромышленному тресту «Дальгосрыбтрест» Наркомата рыбного хозяйства.

Там рефрижератор как приемотранспортное судно включили в состав судов комбината «Востокрыбхолод» (позже Управление Востокрыбхолодфлот). Порт приписки остался прежним.

Пароход «Днепр» занимался транспортировкой готовой рыбной продукции во Владивосток, перевозил оборудование, уголь, пассажиров для рыбодобывающих судов. Его маршруты пролегали на Камчатку, Сахалин и Охотское побережье. Готовая продукция из Владивостока экспортировалась на рынки Японии и Китая.

Во время Отечественной войны пароход был в 1942 году мобилизован и как транспорт выполнял рейсы из Владивостока к берегам  США и Канады, перевозя стратегические и военные грузы.

На время мобилизации гражданский рефрижератор «Днепр» получил на вооружение четыре крупнокалиберных пулемёта.

Верфь «Albina Engine and Machine Co» Портленд (штат Орегон). Декабрь 1945 года.

Верфь «Albina Engine and Machine Co» Портленд (штат Орегон). Декабрь 1945 года.

В первом своем рейсе через Тихий океан пароход «Днепр» прибыл в Портленд (штат Орегон) в декабре 1942 года. И с 1 января по 14 января 1943 проходил ремонт в сухом доке порта Портленд. Ремонтные работы выполнялись силами верфи «Albina Engine and Machine Co»  Портленда (штат Орегон). Стоимость модернизации и ремонтных работ составила  350 471 доллара.

Пароход «Днепр» после ремонта отбыл из Астории (штат Орегон) 2-го апреля 1943 и прибыл в Петропавловск-Камчатский  17 апреля 1943 года.

Пароход совершил ещё два рейса через Тихий океан с заходами Акутан (Алеутские острова),  Датч-Харбор (Алеутские острова), порт Таунсенд (штат Вашингтон), Сиэтл (штат Вашингтон) и Портленд (штат Орегон) и свою финальную точку в Тихоокеанской эпопее поставил во Владивостоке 1 июня 1945 года.

Нельзя сказать, что это рейсы были простыми. По материалам Токийского трибунала с июня 1941 по 1945 год японский флот незаконно задержал 178 и потопил 18 торговых советских судов, нанеся убытки на сумму 637 млн руб. Каждый рейс через океан был связан с опасностью захвата японскими судами или гибелью от торпеды японской субмарины. Суда следовали к портам назначения по ночам без ходовых огней противолодочными курсами, днем старались прятаться в тумане.

Пароход «Днепр» и его экипаж с честью выполнили задачи, поставленные перед ними Родиной.

Но на этом боевая служба парохода не закончилась. В августе 1945 года «Днепр» принял участие в Курильской десантной операции во время войны с Японией.

С 1947 года рефрижератор  числился в составе судов Главприморрыбпрома Министерства рыбной промышленности. Портом приписки стал Невельск.

В 1958 году пароход «Днепр» прибыл в бухту Нагаева, где он использовался в качестве плавбазы в Марчеканском рыбном порту.

На какой то период следы парохода теряются, но в книге В. Резиновского «Ола» есть упоминание о пароходе: «в конце 60-х годов в Ольский рыбокомбинат пришли плавбазы «Днепр» и «Де-Кастри»…».

Из материалов Камчатского музея: «После службы в 1968 и 1969 годах трудился матросом на плавбазе «Днепр» Ольского рыбокомбината обработчиком и бондарем, затем перешёл в Магаданское межколхозное объединение активного морского рыболовства…».

Из воспоминаний рыбака: «Плавбаза «Днепр» стояла недалеко от нас — ржавая, с громадной трубой, из которой валил дым. На палубе завтракала бригада девушек-сезонниц — они стояли у борта, удерживая в руках дымящиеся тарелки…»

Можно сделать вывод, что в конце 60-х годов прошлого века пароход «Днепр» стал плавбазой (производственно-транспортным судном) и трудился в Ольском рыбокомбинате, в основном на переработке сельди.

Пароход «Днепр». 2016 год.

Пароход «Днепр». 2016 год.

В июле 1970 года из парохода «Днепр» в бухте Нагаева в Марчеканском рыбном порту сделали пирс для плавающей мастерской «Нева». Ветеран был притоплен у берега, были срезаны все палубные надстройки, наварен железный настил, установлено погрузочно-разгрузочное оборудование. В таком виде он пребывает и сейчас, в 2016 году.

Точная дата списания парохода разнится – по одним данным это 1970 год, по другим – 1972 год.

История парохода «Днепр» – это целая веха истории становления и развития торговли, рыболовного флота СССР.

За время своей жизни «Днепр» успел побывать в качестве рефрижератора, гражданского транспорта, военного транспорта, плавбазы рыбфлота и в конце концов уже в качестве причала. В общей сложности ветеран уже прослужил людям 102 года (на 2016 год)!

И надо отдать должное английским судостроителям, построившим этот корабль. В том, что этот пароход столько лет прослужил людям, их большая заслуга.

К моему великому сожалению фотография в начале статьи – это единственная найденная мной фотография магаданского «Днепра», какой он был во время своей своей службы. Больше других прижизненных фотографий я не нашел. Убедительная просьба к читателям, если у кого есть фотография парохода «Днепр», поделитесь пожалуйста! Буду Вам очень благодарен. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *