В поисках забытого буксира

Полуразрушенный пирс в бухте Нагаева. Июль 2017 года.

Полуразрушенный пирс в бухте Нагаева. Июль 2017 года.

Летом 2017 года в бухте Нагаева мне посчастливилось наткнуться на останки катера с паровой машиной, который был уложен в основание пирса. Впрочем, более подробно об этом уже рассказывалось в статье.

Вертикальный трехрядный клепаный шов борта судна. Июль 2017 год.

Вертикальный трехрядный клепаный шов борта судна. Июль 2017 год.

Честно говоря, установить, что это был за катер я практически и не надеялся – из исходных данных у меня был только фрагмент клепаного корпуса катера  и торец огнетрубного парового котла. Можно сказать, что очень не густо. Поэтому я выложил материал и перешел к истории посёлков Магаданской области, без надежды на продолжение…

Большая часть судна залита бетоном. Июль 2017 год.

Большая часть судна залита бетоном. Июль 2017 год.

Но чудеса случаются! Началось все с комментария к статье от Виктора Липинского. Он был краток и написал всего лишь два слова : «Это Невельской». В переписке уже он рассказал: «Просто хорошо помню, как сооружали пирс, поскольку жили в Нагаево, и мы мальчишками постоянно пропадали на бухте. В те далёкие времена она была чистой, классный песочек! А «Невельской» вряд ли можно назвать катером, это был небольшой пароход, причём именно на угле. По крайней мере, так запомнилось…».

Зная хотя бы название своей находки можно было начинать поиски. Но через несколько дней поисков меня ждали сплошные разочарования… Оказывается, что в отличие от больших своих собратьев, буксиров и катеров с одним и тем же именем могло быть несколько единиц…

Морской буксир «Невельской», проект АТ202, тип Сильный.

Морской буксир «Невельской», проект АТ202, тип Сильный.

В числе буксиров «Невельской» первым был найден из проекта АТ202, приписанный в свое время к Дальневосточному морскому пароходству ММФ СССР. Может он быть тем, кто мне нужен? Если не присматриваться к деталям – то вполне… Но…

Построен этот буксир был  на верфи Janan shipyard / ССЗ №125 А/О «Совкитсудострой» в Китае, городе Далянь. Спущен на воду в 1954 году. Главные двигатели – 2 дизеля 6ДР30/50. 

Вот и приплыли… На найденном буксире стояла паровая машина. На фото выше, по трубе, уже можно сказать – что он дизельный, и это подтверждают справочники. Корпус этого морского буксира сварной, не клёпаный. По всем параметрам – это не наш незнакомец.

Морской буксирный пароход «Горновой» проект 730, тип Аян идёт по спокойной воде.

Морской буксирный пароход «Горновой» проект 730, тип Аян идёт по спокойной воде.

Следующим претендентом был морской буксир «Геннадий Невельской», построенный на верфи ССЗ №370 «Петрозавод» в городе Ленинграде и спущенный на воду в 1955 году.

С найденным буксиром объединяло только наличие паровой машины в качестве главного двигателя (судя по фото и справочникам). Корпус судна – сварной, а не клёпаный. Название буксира совпадает частично. Последнюю точку поставил реестр буксиров – морской буксир «Геннадий Невельской» был приписан после ввода в эксплуатацию к Беломорско-Онежское пароходство МРФ РСФСР, а в 1970 году передан в ГП Северо-Западное речное пароходство МРФ РСФСР. То есть севернее Архангельска этот буксир вряд ли бывал…

Были и другие претенденты – подходящие и по годам работы и по типу главного двигателя, но полного совпадения не было.

И снова на помощь мне пришли старожилы Магадана, низкий Вам поклон и моя признательность… Ольга Кирьянцева прислала мне фотографии по магаданскому торговому порту и пересматривая их, на одном из фото оказался буксир, с хорошо читаемым названием на борту – «Невельской»!!!

Морской буксир «Невельской».

Морской буксир «Невельской».

Вот теперь имея на руках фотографию своего незнакомца можно было начинать поиски с новой силой. Поиски привели меня на верфи… Голландии.

Морской буксир «Республика».

Морской буксир «Республика».

Ну, вот и нашелся первый собрат нашего буксира «Невельской», как позже выяснилось, который годился ему в деды…

Совпадает корпус судна, обводы и расположение иллюминаторов. Идентично расположение мачты и наличие на нем вороньего гнезда. Расположение и форма дымовой трубы совпадают также. 

Теперь можно (и нужно) углубляться в историю… 

Первые буксиры такого типа были построены для СССР на верфях Голландии Verschure en Co’s Scheepswerf en Machinefabriek N.V. (Амстердаме) и N.V. Werf Conrad, Scheepswerf en Werktuigenfabriek (Харлем).

Первая партия морских буксиров была закуплена СССР в 1935 году и получили имена: «Сталинабад», «Ташкент», «Тифлис», «Киев» и «Минск». В 1938 году были закуплены ещё два буксира – «Шквал» и «Республика». Вполне возможно. что были закуплены и ещё буксиры, но сведений о них найти не удалось. А искомого буксира с именем «Невельской» в списках не было.

Оставалось не терять веры и продолжать поиски. А привели они меня к советско-финской войне 1939—1940 годов, а точнее – к её последствиям.

В 1940 году был подписан мирный договор между СССР и Финляндией мирный договор, который действовал до 26 июня 1941 года. В этот мирный промежуток финнам предложили строить суда для СССР на репарационных условиях.

17 сентября 1940 года был подписан коммерческий договор, в соответствии с которым верфь «Крейтон-Вулкан» обязалась построить большое количество 3000-тонных и 2000-тонных барж. А также буксиры мощностью 800 л.с., буксиры мощностью 600 л.с. на верфи в «Вяртсиля» Хельсинки и на верфи «Крейтон-Вулкан» в Турку. Должны были быть построены и буксиры мощностью 400 л.с. на верфях в Варкаусе,  и в Люпсюниеми. Это был крупный советский заказ на 54 судна, распределенный на все существовавшие в то время в Финляндии верфях.

К началу войны ни один из этих судов достроен не был. В результате собратья морского буксира «Невельской» вошли в состав кригсмарине (ВМС Германия) в количестве 16 единиц, все они получили немецкие имена.

NT-59 «Polangen» принимал активное участие в противолодочной борьбе в Финском заливе в составе ВМФ Германии.

NT-59 «Polangen» принимал активное участие в противолодочной борьбе в Финском заливе в составе ВМС Германии.

Буксиры поменьше служили некоторое время в финском ВМС, а затем были переданы СССР под конец 1944 года.

После окончания войны Советский Союз получил часть своих буксиров мощностью в  800 л.с. по репарации, среди них были «Flöyen I», «Flöyen II», «Mariensiel», «Riesenburg», и «Ortrud» и ряд других. Все они получили новые русские имена, но «Невельского» среди них не было.

После войны, в период с  1947-1959 годов на верфи «Wartsila» («Вяртсиля») судостроительного завода «Крейтон-Вулкан» в городе Турку (Финляндия) была построена серия порядка 119 единиц морских паровых буксиров мощностью в 800 л.с.. Особо не мудрствуя, финны практически не стали изменять проект буксиров, которые строили до войны, во избежании удорожания. Корпуса  также остались клёпаные, а не сварные. И всё также на морские буксиры ставили паровые машины, не меняя их на дизеля. Ну и в проекте осталась мачта с «вороньим гнездом» в носовой части. В последних сериях  на буксирах уже устанавливали НРЛС «Створ», радиопеленгатор СРП-5, но «воронье гнездо» было на своем месте.

Изменения в проекте все же были. Послевоенные морские буксиры несколько отличались от тех, что заказывал СССР перед войной. Эти буксиры были короче довоенных на 1 м и борт выше на 0,55 м. Отличия были и по корпусу, из визуальных наиболее заметны различия носовой надстройки.

Буксиры этой серии строились для нужд министерства рыбного хозяйства, министерства морского флота и военных. Судоимпорт перераспределял суда в зависимости от нужд того или иного ведомства на основании решений Правительства. 

В МРХ (министерство рыбного хозяйства) буксиры этой серии проходили под типом «Мурманрыба» (головной буксир «Мурманрыба»).

В ММФ (министерство морского флота) буксиры обозначались типом «Аполлон» (головной буксир «Аполлон»).

Морской буксир Северного флота проекта №854 «МБ-159».

Морской буксир Северного флота проекта №854 «МБ-159».

В ВМФ СССР эти буксиры отнесли к типу 854. Эти буксиры собственных имен не имели и обозначались сокращениями, согласно назначению. Например, суда отопители – ОТ, морские буксиры – МБ.

На самом деле, все эти буксиры были одинаковые. При постройке никаких различий по проекту эти буксиры иметь не могли. А у моряков они получили прозвище – «Большой Финн».

Примерные общие измерения и данные: тоннаж – 533 BRT, длина – 47,2 м, ширина – 10,4 метра, осадка – 3,7 метра, скорость  10 узлов, автономность – 12 суток, силовая установка: паровая машина мощностью в 800 л.с.

И вот в справочнике ММФ (министерство морского флота) мне удалось разыскать родословную своей находки. Запись гласила о том, что морской буксир «Невельской» мощностью 800 л.с. типа «Аполлон» был построен на ССЗ «Крейтон-Вулкан» в Турку (Финляндия), спущен на воду в 1950 году и ему присвоен регистровый номер М-16698. Порт приписки – Нагаево.

Когда статья уже была опубликована на сайте, мне написал мой старый хороший знакомый Анатолий Фёдоров, служивший в свое время в 171 ОБрПЛ, который несколько лет назад открыл для меня пароход «Днепр». В своем рассказе он развеял последние мои сомнения по поводу правильности выводов по найденному буксиру. Анатолий в свое время работал кочегаром на аналогичном котле, а потом и механиком, так что в его словах сомневаться мне не приходится.

Огнетрубный котел паровой машины судна. Июль 2017 год.

Огнетрубный котел паровой машины судна. Июль 2017 год.

Вот что он написал по поводу фотографии предполагаемого огнетрубного парового котла: «На фото мы видим трубную доску огнетрубного оборотного котла, то есть дымовую коробку без закрытий на барашках… Чуть выше огнетрубных труб видны крепления длинных связей (короткие связи с кормы между корпусом котла и огневой камерой). У ЖД паровоза такой же тип котла, только не оборотный, а прямоточный.

Так что это и есть огнетрубный оборотный двухтопочный паровой судовой котел». 

Так что с 50-х годов ХХ-го века паровой буксир «Невельской» нес свою службу в бухте Нагаева, помогая другим судам в маневрировании и швартовке и выполняя другие задания.

Часть судна, замурованного в пирс у самого берега. Июль 2017 год.

Часть судна, замурованного в пирс у самого берега. Июль 2017 год.

И уже после списания буксир продолжил служить людям, но уже в другом качестве. Списанный буксир был уложен в основание строящегося пирса в бухте Нагаева.

Как выяснилось, морской буксир «Невельской» был не единственным «Большим Финном» в Магадане. Уже после окончания службы морского буксира «Невельской» в бухте Нагаева нёс свою вахту ещё один буксир того же класса. Впрочем, предоставлю слово Агатолию Фёдорову: «В 171 бригаде был морской буксир мощностью  800 л.с.  МБ-154 финской постройки.

Я на нем почти полтора года работал кочегаром 1-го класса после 185 мореходной школы ВМФ. А после, второй раз, пришел на него 2-м механиком. Всегда о нем вспоминаю с теплом на душе, как о живом существе.

Морской буксир  МБ-154 (в/ч 20964) 171 ОБрПЛ длинной был примерно 46 метров, шириной – 9 метров, осадка носом – 4,05 метра, осадка кормой – 3,65 метра, паровая машина – трехкратного расширения мощностью 800 л.с полный ход – 140 оборотов в минуту, корпус – усиленный, ледового класса. 

Корпус у МБ-154 был крепким. Об этом говорит тот факт, что за 37 работы во льдах у него было всего две незначительные пробоины. 

Этот морской буксир был последним судном с паровой машиной и работавшем на угле и причем не только в Магадане.

Буксир был списан весной 1988 года, отбуксирован на отмель у Каменного карьера и порезан на металл».