Дорожные поселки

При строительстве трассы вдоль нее, как грибы после дождя, росли поселки дорожников. Не мудрствуя лукаво, им давали названия – такой-то километр трассы. Лишь немногие из них удостоились собственного имени, иногда это имя появлялось у населенного пункта гораздо позже, но, опять же, не мудрствуя, по названию реки или ручья, возле которого этот населенный пункт находился.

Одни из них канули в Лету, когда дорога была построена, другие стали ремонтными пунктами для автомобилистов, дорожными дистанциями для обслуживания отдельных участков дороги и с населением в несколько десятков человек, в некоторых населенных пунктах возникли другие предприятия, ставшие для поселков главными, градообразующими. Но постепенно жизнь затихла во всех, кроме Мадауна. От других дорожных поселков остались лишь значки на старых картах, да упоминания о них в архивных документах.

Но построенная с таким трудом дорога осталась, и она требует надлежащего с ней обращения. В начале нового века первую половину Тенькинской трассы обслуживает Тенькинская дорожная компания. Базовым поселком этого предприятия является пос. Мадаун.

[singlepic id=10601 w= h= float=none]

Мадаун. Расположен на реке Магадавен, левом притоке р. Армань, в 109 км от пос. Усть-Омчуг и, соответственно, на 72-м км Тенькинской трассы. Это из ныне существующих самый старый поселок в районе. Год его рождения – 1938. За свое многолетнее существование в этом населенном пункте дорожное предприятие много раз меняло свои названия – Комсомольский ДСУ – 8-е ДЭУ – ТУАД – ТГУДП – ФГДЭП № 251 – ОАО «Тенькинская дорожная компания», но, как бы их ни называли, его жители всегда оставались дорожниками.

В январе 1967 г. Мадаун стал административным центром одноименного сельсовета (с 1992 г. – Мадаунская сельская администрация), ранее он входил в состав Палаткинского поссовета. Количество населения в поселке в разные годы оставалось довольно стабильным, несмотря на все общественные передряги: на 1.01.1955 г. – 440 чел.32, в 1961 г. – 422 чел., на 15.01.1970 г. – 253 чел., на 1.01.1978 г. – 457 чел., на 1.01.1990 г. – 418 чел., на 1.01.2000 г. – 318 чел.. Это и теперь лучший поселок нашего района. В юбилейный год 50-летия образования Тенькинского района и Магаданской области он поделил третье место с Сусуманом и Палаткой в конкурсе «Самый благоустроенный поселок области». За пределами Магаданской области известен самодеятельный коллектив народной песни «Росинка» из Мадауна, руководимый Инной Анатольевной Гришиной. Поселок молод «душой и телом».

Другим населенным пунктам повезло меньше: 52-й, 64-й, 80-й, 118-й, 127-й км бывшего 8-го ДЭУ в архивных документах района с 1954 г. больше не упоминались.

На ответвлениях от основной трассы к приискам и рудникам также располагались поселки дорожников. В одном из них жили те, кто строил, а потом обслуживал дорогу к руднику «Светлый», назывался этот поселочек – командировка Голубая.

Пос. 46-й км (Дондычан). Располагался в верховьях одноименного ручья (левый приток р. Магадавен). Населенный пункт ликвидирован в середине 70-х годов. Жителей на 15 января 1970 г. – 19 чел., на 1 января 1974 г. – 10 чел. .

Пос. 70-й км. Населенный пункт располагался в нижнем течении р. Магадавен. Вероятно, ремпункт Тенькинской трассы УАТ возник здесь еще в 1940-е годы, он был в 1956 г.33 и позднее. Населенный пункт существовал до середины 80-х годов. Население на 01 января 1974 г. – 30 чел. .

Пос. 92-й км, Иганджа . Этот поселок располагался в долине р. Иганджи (правый приток р. Армань). Возник как поселок дорожников, строителей трассы в 1938 г., а через год стал поселком геологов. Они часто шли рядом, геологи и дорожники, только обычно первыми были геологи, а следом шли дорожники. В данном случае редкое и объяснимое исключение. В относительно благоустроенном месте расположился центр всех тенькинских геологов, и все прежние разведрайоны Теньки стали подчиняться этому центру.

Административно до декабря 1953г. этот поселок входил в Ольский район Хабаровского края, тогда как все вышеперечисленные разведрайоны, кроме Детринского, относились к Среднеканскому району. Это лишний раз свидетельствует о формальной власти Советов на нынешней территории Тенькинского района, да и области тоже. Дальстрой и его районные управления были подлинными хозяевами территории.

В начале 1941 г. райГРУ были преобразованы сначала в геологоразведочные службы (ГРС), а несколько позже в геологоразведочные отделы (ГРО) соответствующих горных управлений. Тенькинское райГРУ стало ГРС ТГПУ (ГРО ТГПУ). Местопребывание геологов оставалось там же в пос. Иганджа, так его называли в официальных документах геологов. Перебазировались геологи в Усть-Омчуг, по-видимому, летом или в начале осени 1941 г. «В поле уходили с Иганджи, а вернулись в Усть-Омчуг».

Меж тем и дорожники вернулись в свой поселок, в 1942 г. здесь располагалось прорабство Комсомольского дорожно-строительного участка (ДСУ). ДСУ в том же году было преобразовано в 8-й дорожно-эксплуатационный участок (8-е ДЭУ) и на 92км разместился дорожный обход. Как поселок дорожников он существовал до начала 60-х годов (в 1960 г. был, в 1965 г. нет).

Пос. 108-й км (Мукульчан). Располагался в верховьях р. Мукульчан (Мукэльчан), левого притока р. Иганджи. Это участок перевала из охотской системы рек в колымскую. Дорожная дистанция здесь находилась долго, ликвидирован населенный пункт в 1990-е годы. Максимальное количество населения за годы после 1970 г. зафиксировано на 1 января 1987 г. – 20 чел..

Следующая группа дорожных поселков относилась уже к 9-му ДЭУ.

Пос. 135-й км  (133-й км), (134-й км). Располагался в верховьях р. Анманнанджа (Анмангында), правого притока р. Детрин. Это перевал. Возможно, разброс в километраже в разных источниках связан с перетрассировкой дороги, либо с переносом населенного пункта несколько ниже от перевала.

Пос. 143-й км (141-й), Росомаха. Располагался в верхнем течении р. Анманнанджи. Перестал существовать в середине 70-х годов. Население в это время – 17-13 чел..

Пос. 169-й км, (Авторемпункт, Наледный). Располагался в устье руч. Геркулес, правого притока р. Анманнанджи, в 12 км от Усть-Омчуга. Поселок был образован в 1942 г. как авторемпункт на трассе. Там же находилась круглосуточная трассовская столовая. Ликвидирован поселок в 1992 г. Население в разные годы: 1954(?) – 200 чел., на 15.01.1970 г. – 60 чел., на 1.01.1980 г. – 58 чел., на 1.01.1989 г. – 115 чел..

Пос. 176-й км.

Пос. 189-й км. В октябре 1941 г. база разведрайона была переведена с Неглинки в район бывшего оленеводческого совхоза на р. Бохапчу, однако поселок бывшего разведрайона продолжал быть, оставался участок разведрайона, который проводил разведочные работы в долине р. Омчуг и его притоках и в годы войны и позже. Возможно, новыми хозяевами поселка стали еще и дорожники, и называться он стал пос. 189 км. Тенькинской трассы. Как долго там жили люди, сведений нет, в 1954 г. этот поселок еще был. Когда там был организован склад для хранения взрывчатых веществ, не установлено, но существовал этот склад еще и в 80-е годы.

Пос. 205-й км, (9-е ДЭУ, 196-й км, Пионерлагерь «Таежный», Правый Омчик). Населенный пункт располагался в месте слияния Правого и Левого Омчуга. Был базовым поселком 9-го ДЭУ. По данным на 25.05.1952 г., в лагерном пункте 9-го ДЭУ лагерного отделения Ушосдора содержалось 226 заключенных, из них по статьям за контрреволюционные преступления – 58 чел. (25,7%). Три барака за забором из колючей проволоки на другой от поселка стороне ручья, по-видимому, не что иное как лагерная зона. Лагерное отделение Ушосдора было ликвидировано по приказу от 8 апреля 1954 г.. К моменту формирования Советов в Тенькинском районе (1954 г.) его население составляло 240 чел.. Судя по количеству домов в этом поселке, надо полагать, что заключенные в это число не входили. После ликвидации предприятия поселок пустовал. Примерно в 1956 или 1957 г. (в мае 1957 г. уже был) на базе его был организован пионерский лагерь. Пионерский лагерь «Таежный» здесь находился до 1980-х годов. Разнобой в километрах, видимо, связан также с перетрассировкой и спрямлением дороги.

Пос. 216-й км  (207-й км). Располагался в долине р. Левый Омчуг. По-видимому, это один населенный пункт, возникший еще во время строительства трассы, а позже и до конца 60-х – дорожная дистанция в 26 км от пос. Усть-Омчуг . На картах, обозначенный пос. 216-й км, расположен на таком же расстоянии от Усть-Омчуга. Причина, очевидно, та же – спрямление дороги.

Нелькоба (239-й км). Этот поселок располагался на левом берегу р. Нелькобы, в 4 км от ее устья и в 58 км от пос. Усть- Омчуг. Точной даты, когда он образован, найти не удалось. Можно предположить, что возник он как поселок дорожников не раньше 1941 г., когда начали строить дорогу на прииски Омчакской долины. Когда была образована снаббаза в пос. 239-й км? Возможно, тогда же, в 1941 г. Довольно крупная река Нелькоба (моста еще не было) мешала регулярному снабжению новых приисков в летние месяцы, вот и делали запасы разнообразных грузов для снабжения Омчакской долины на левом берегу реки в зимние месяцы. Поселок Снаббазы/239-й км Тенькинской трассы – так он назван в геологических документах 1947-1948 гг.. Снаббазы на 233-м и на 239-м км упоминаются в медицинских документах 1949 г. (там находились фельдшерские пункты).

На изданных картах обозначен населенный пункт Нилькоба (это старая транскрипция и реки, и поселка). Он располагался у дороги в нижнем течении р. Бутугычаг, правом притоке р. Нелькобы, тогда как пос. Нелькоба, существовавший до недавнего времени, на тех же картах назван пос. 239-й км. Можно предположить, что этот поселок образовался раньше, возможно, в 1940 г., при строительстве дороги к прииску «Дусканья», на некоторых картах он именуется 233-й км.

В списке поселков Нелькобинского сельского Совета на 1.01.1955 г. упоминаются пос. Нелькоба с населением 311 чел. и пос. Ремпункт 239- й км с населением 86 чел.. В то же время в других архивных документах этого периода упоминается пос. Нелькоба, расположенный в 58 км от Усть-Омчуга, т. е. тот, что на 239-м км, и не упоминается пос. на 233-м км. Вероятно, пос. Ремпункт находился на 239-м км, но несколько обособленно от основного поселка, а поселок на 233-м км перестал существовать в начале 1950-х.

В медицинских документах 1946 г. упоминается фельдшерский пункт в пос. 241-й км Тенькинской трассы, а на карте там же обозначены склады, по-видимому, все той же снаббазы.

Долгие годы, вплоть до ликвидации многих предприятий в годы «перестройки», градообразующим предприятием Нелькобы оставалась бывшая снаббаза, которая позже называлась техбаза УМТСиС (управления материально-технического снабжения и строительства), аккумулировавшая на своих складах все необходимое для Тенькинского района. Были здесь с 1954 г. начальная школа, которая в 1967 г. стала восьмилетней, были здравпункт, детский сад, клуб, столовая, магазин и многое другое, что нужно для жизни.

В разные годы здесь жило: на 1.01.1954 г. – 499 чел. (только Снаббаза №1); на 1 декабря 1956 – 1 020 чел. (все близлежащие мини-поселочки входили в это количество, так как отдельно они не выделены, хотя еще, возможно, существовали); 1961 г. – 486 чел.; на 15.01.1970 г. – 511 чел.; на 01.01.1980 г. – 605 чел.; на 01.01.1990 г. – 535 чел.; на 01.01.1998 г. – 261 чел..

Все стало постепенно исчезать, когда не стало базы, а значит и работы. К началу нового тысячелетия поселок ликвидирован, остались только его развалины.

Как уже упоминалось в разделе «Из истории трассы», дорога сначала шла только до Дусканьи и планировалась далее в направлении на Берелех, чего в действительности не случилось. Дусканьинская дорога стала ответвлением от Тенькинской трассы. Дорожными поселками на этой трассе были Таганка, Эрики, Бургагы. Все они располагались вблизи устьев одноименных ручьев, правых притоков р. Теньки. Названия ручьев и поселков, по которым они названы, эвенские и обозначают: «таганка» – стучащий, трещащий, «эрики» – лягушка, тритон, «бургаг» – заросли тополя, ивы на берегу реки . Первые два поселка существовали, видимо, только в 40-е годы, а Бургагы упоминается вплоть до 1971 г.. Здесь располагалась база дорожной дистанции № 2 Детринского ДЭУ, поддерживающая Дусканьинскую дорогу в нормальном состоянии. Это был небольшой поселочек с населением в середине 50-х годов в два десятка человек, вряд ли в 1960-е годы их было больше.

Небольшие дорожные поселки на отрезке дороги Нелькоба – Кулу располагались на 4-м, 5-м, 12-м, 25-м, 70-м, 87-м, 101-м км (расстояния считаются от Нелькобы/239-й км). Возможно, все они появились в 1941 г. как дорожные командировки (уже упоминалось, что дорогу принято было строить сразу всю, но кусками).

Пос. 4-й км  (4-я дор. дистанция). Располагался у дороги на берегу р. Теньки. Упоминается как командировка с населением в 12 человек на 1.01.1955 г. Судя по количеству жилых строений – 8, площадью 172 метров квадратных, раньше жителей там было раза в 3 больше.

Пос. 5-й км. Упоминается на 1 января 1955 г. как командировка с населением 14 чел. и количеством жилых строений – 5.

Пос. 12-й кмРасполагался у дороги в устье руч. Борового .

Все три перечисленных населенных пункта, вероятно, существовали как дорожные дистанции до 1950-х или 1960-х гг.

Валунистый (пос. 25-й км). Располагался в устье руч. Чернецкого, у моста через р. Теньку. Возник, по-видимому, как поселок дорожников и мостовиков не раньше 1941 г. Мост введен в постоянную эксплуатацию с 1.10.1942 г.. Позже к жителям дорожного поселка присоединились геологи. С 1944 (?) г. и до середины 50-х гг. здесь располагалась база Валунистого разведрайона.

Из воспоминаний старожила А. Воронцова: «Работать я начал в разведрайоне Валунистый (в 1943 г. – И. Г.). Поселочек находился у моста через реку Теньку. Тут же был и дорожный участок. Весь поселок состоял из здания конторы, нескольких домиков, пекарни и магазина».

Основной рабочей силой были заключенные. На 1.03.1952 г. здесь располагался лагерный пункт «Валунистый» ОЛП № 15 Тенькинского ИТЛ и ГПУ, обслуживающий объекты Верхне-Колымского райГРУ54. Население поселка, по архивным данным, следующее: на 1.01.1954 г. – 465 чел., на 1.12.1956 г. – 38 чел. . Есть упоминание о существовании этого поселка и в 1959 году .

Пос. 70-й км. Располагался на левом берегу р. Омчак в начале зимника в поселок Оротук. К моменту образования района и позже в списках населенных пунктов не упоминается.

Пос. 87-й км (6-я дор. командировка, Кулинский перевал). Располагался в верховьях руч. Правый Итрикан, в 2 км ниже перевала. Около десятка домов дорожников. Существовал населенный пункт до конца 1970-х. Население в 1970-е годы – 13-10 чел..

Пос. 101-й км. Располагался в нижнем течении руч. Правый Итрикан.

Пос. 108-й км. Располагался на левом берегу р. Кулу. В ноябре 1943 г. здесь было организовано строительное прорабство Нелькобинского ДСУ для строительства моста через р. Кулу. Вероятно, существовал недолго. Населенные пункты 101-й и 108-й км к моменту образования района и позже не упоминаются.

Пос. 118-й км. (Дорожный). Располагался на левом берегу р. Нерючи, недалеко от моста, и на развилке дорог – на Аркагалу и на прииск им. М. Расковой. Образован поселок в 1942 г. . По крайней мере, до марта 1943 г. был административным центром НДСУ. Позже – дорожная дистанция и ремпункт. Возможно, упоминаемая в дислокации лагерных подразделений Управления ИТЛ Автотранспорта УСВИТЛ на 2.02.1954 г. лагерная командировка Нелькобинского ДЭУ лаготделения № 6 с численностью 113 заключенных располагалась именно здесь. В 1969 г. началась реконструкция участка дороги от развилки на Аркагалу. Поселок вновь ожил, здесь стали строить новые жилые дома и 3 общежития для рабочих (на 180 мест). Население: на 1.01.1974 г. – 25 чел., на 1.01 1980 г. – 43 чел., на 1.01.1990 г. – 29 чел., на 1.01.1999 г. – 1 чел. . Ликвидирован поселок не раньше 1999 г. В настоящее время остались только развалины домов.

Пос. 131-й км.

Пос. 143-й км. Располагался в устье левых притоков Сон и Дик р. Нерючи. На картах обозначены бараки. По крайней мере, в 1943 г. здесь находилось дорожно-строительное прорабство 143-й км. К моменту образования района и позже не упоминается.

Пос. 155-й км. (Усть-Хиниканджа, НДЭУ). Этот населенный пункт располагался на левом берегу р. Нерючи за развилкой дорог на прииск им. М. Расковой и на рудник «Хениканджа». Образован в 1942 г.. С марта 1943 г. – административный центр Нелькобинского дорожного строительства. По данным на май 1952 г., в Усть-Хеникандже располагался лагпункт Нелькобинского ДЭУ ИТЛ Дальстроя Ушосдора с численностью з/к общего режима 202 чел.. После ликвидации лагерного отделения Ушосдора в 1954 г. заключенных с обслуживания дороги, по-видимому, убрали, и ее обслуживали вольнонаемные. К моменту образования Советов в 1954 г. население поселка составляло 120 чел., на 1.12.1956 г. – 62 чел.. К этому времени НДЭУ стало называться в некоторых документах Нерючинским ДЭУ. В Справочнике численности населения Магаданской обл. на 1.01.1970 г. упоминается Дорожная дистанция №8 в Расковском сельсовете с численностью населения 48 чел., вероятно, это тот же населенный пункт. В 1979 г. населенный пункт еще существовал (упоминается в районной газете «Ленинское знамя» за 1979 год). Слева от дороги в Хениканджу (менее 1 км не доезжая до пос. 155- й км находился и ремпункт. Как долго он здесь был, не выявлено.

Пос. 163-й км. Дорожно-строительное прорабство в устье руч. Марали правого притока р. Нерючи располагалось, по крайней мере, в 1943 г..

Пос. 174-й км. Небольшой поселок дорожников в устье руч. Усатого, правого притока р. Нерючи. После образования района, два последних населенных пункта более не упоминаются.

Вероятно, дорожных поселков было гораздо больше, чем здесь обозначено, вероятно, дорожники располагались и в горняцких поселках тоже. На отрезке дороги от 118-го км до Матрайбыта тоже, надо полагать, такие дорожные поселочки были.

Матрайбыт (Матройбыт). Последним на границе трассы между Тенькинским и Сусуманским районами был пос. Матрайбыт (Матройбыт). Он располагался в устье одноименного ручья, левого притока р. Кулу, в 228 км от Усть-Омчуга. В выявленных архивных документах впервые он упоминается с 1958 г. (причем, он дописан карандашом). Думается все же, что он возник раньше, когда дорога только строилась, возможно, иногда пустовал. Данные о количестве населения есть только начиная с 1970 г. Оно не превышало 10 человек. После 1981 г. не упоминается.

Из книги Инны Грибановой «Тенька – виток спирали»

Один комментарий к “Дорожные поселки”

  1. Был на Майтрайбыте где-то в 1966 г. посёлок был разделён yа две части. Ближе к перевалу была дистанция КУАД (пос. Каменистый) постоянно жило несколько человек, которые дежурили на перевале (там был гараж для бульдозера). Остальные были в командировке для ремонта дороги, далее Сусуман обустроил пионер лагерь. Да, зимой 1973 г. привозил уголь дорожникам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *