Нижний Бутугычаг  (Бутугычаг, 223 км)

Нижний Бутугычаг, 1955 год. Из архива Леонида Морозика.

Нижний Бутугычаг, 1955 год. Из архива Леонида Морозика.

Первые упоминания о том месте, где будет находиться посёлок Нижний Бутугычаг можно найти в воспоминаниях геолога Виктора Володина: «В 1939 году в долине ручья Террасового, в который впадает Блуждающий, меньше чем в километре ниже устья последнего и в 9-10 км от поселка (Верхний Бутугачаг) была устроена временная посадочная площадка, принимавшая маленькие самолеты (У-2), которые почему-то называли тогда кукурузниками.

Работники рудника называли эту площадку не иначе, как нашим аэродромом и очень гордились тем, что у них есть аэродром.

Гордились, впрочем, не зря, потому что в годы, когда еще не было дороги, а рудник уже работал (1938-1939 гг.), единственным путем сообщения в летнее время мог быть только воздушный путь…».

Позже, когда начнётся добыча урана, взлетная полоса будет реконструирована и аэродром сможет принимать не только По-2 (У-2), но и транспортные Ли-2. Ящики с ураном будут вывозиться и самолетами для отправки на материк. Из воспоминаний Ильи Мазурука: «Майоров как-то прилетел, разгрузку Ли-2 они начали…»

Основание посёлка

Собственно, добыче урана и обязан своим появлением ОЛП П/Я №14 и сам посёлок Нижний Бутугычаг.

Поиски радиоактивного сырья в Дальстрое, начавшиеся в 1946 году, увенчались открытием трех месторождений: одно в Якутии, другое – на Чукотке и третье – на территории оловодобывающего рудника «Бутугычаг».

В производственной структуре Дальстроя было создано Первое управление, в которое вошел комбинат №1, образованный на базе уранового месторождения «Бутугычаг».

В 1948-49 годах (со слов Николаева С.В.) возник посёлок Нижний Бутугычаг, ставший административным центром комбината № 1, надо сказать, что административный центр в то время состоял из одного здания конторы. 

После того, как был основан посёлок Нижний Бутугычаг, посёлок Бутугычаг стал именоваться Верхним Бутугычагом.

Производства Нижнего Бутугычага

Главным производством посёлка была добыча урана рудником №1. Добыча урана на Колыме была засекречена по высшему разряду, в документах сам уран именовали свинцом или просто номером… Такая секретность не могла не коснуться и самого посёлка.

Один из бывших бутугычажцев Сергей Владимирович Николаев рассказывал, что в ОЛП П/Я №14 и в сам посёлок Нижний Бутугычаг без специального пропуска через зону не пропускали никого, внутри вольнонаемные могли передвигаться свободно, но для выхода за пределы зоны требовались спецпропуска.  Из рассказа Сергея Владимировича: «Оцепление там сняли летом 53-го. Проезд и проход через бывшую запретную зону стал свободным, п/я рассекретили, но лагеря там еще оставались…».

Однако дела по добыче радиоактивного «свинца» шли далеко не блестяще… Архивные документы свидетельствуют, что план по добыче руды рудником № 1 был выполнен на 142%, при этом «план по добыче металла был выполнен только на 65,3%, что связано с неотходом металла в руде на руднике № 1».

Трудные времена для рудника начались в начале 50-х годов 20-го века. Низкий выход конечного продукта и его высокая себестоимость, открытие других, более перспективных месторождений ставили под сомнение целесообразность добычи урана. Смерть Сталина и амнистия лишила урановый рудник бесплатной рабочей силы и возникла острая нехватка кадров.

В результате, в конце 1954 года было принято решение о консервации рудника «Бутугычаг», а 31 января 1955 года издан приказ о его ликвидации, к концу мая он был окончательно закрыт.

После закрытия рудника население Нижнего Бутугычага резко сократилось, но посёлок продолжал жить.

В конце 1950-х большинство поселков Тенькинского района переходило на снабжение электроэнергией от Аркагалинской ТЭЦ. Везде строились высоковольтные ЛЭП. Строилась такая ЛЭП и на Ветреный. Отрезок ЛЭП Нижний Бутугычаг — Улахан-Сидор протяженностью в 50 км начали строить в феврале 1956 г. и сдали к маю 1957 года. В Нижнем Бутугычаге, вплоть до начала нового века, располагалась электроподстанция.

Кроме того, действовала автомобильная дорога через Бутугычаг по направлению к колымским поселкам прииска «Ветреный», которая была построена к осени 1957 года и продолжала строиться дальше. Также требовал к себе внимания и ремонта участок Тенькинской трассы Таёжный – Нелькоба. 

Но к концу 60-х на Ветреный, Обо и другие поселки этого прииска дорога была изменена и шла уже не через Бутугычаг, а вдоль Детрина, существенно сокращая путь и упрощая его (минуя Бутугычагский перевал) – так называемая Ветренская трасса. 

Эти службы не требовали, конечно, большого количества людей для обслуживания, но, тем не менее, все же люди продолжали здесь жить.

В мае 1956 года в Нижнем Бутугычаге конторой продснаба ТГПУ была организована первая на Теньке птицеферма, Зав. птицефабрикой была Лукьяненко. В 1958 году птицеферма стала отделением только что организованного совхоза «Тенькинский». Первым директором совхоза «Тенькинский» стал Владимир Израилевич Равинский, который руководил этим совхозом до 1968 года. «Сейчас на ферме 7 тыс. голов птицы», – писала районная газета в 1957 году. В 1965 г. здесь было более 20 тыс. голов птицы. «В первый год птицеферма дала трудящимся района около 300 тысяч штук яиц. Ферма с каждым годом развивалась. Через 10 лет тенькинцы получили от нее уже 2 млн 600 тыс. штук яиц». 

Но в том же 1965 году на птицеферме была обнаружена туберкулезная птица, что повлекло за собой очень печальные последствия и для птицефабрики и для самого посёлка.

«Несмотря на то, что еще в 1965 году была обнаружена туберкулезная птица, вопрос о сокращении плана выходного поголовья птицы на 1966 год перед трестом совхозов поставлен не был, что привело к завышению плана по выходному поголовью птицы и валовому сбору яиц, но одновременно не было принято необходимых мер к сохранности цыплят, падеж которых составил в количестве 6380 голов. Ввод молодняка птицы в основное стадо кур-несушек выполнен только на 84% плана», – так свидетельствовали официальные документы 1967 года.

После этого началось принятие мер. Сначала были наложены карантинно-ограничительные меры (убой, дезинфекция, реализация продукции только через общепит и т. п.). В 1968 году было принято решение о ликвидации птицефермы в посёлке Бутугычаг до октября того же года. Решение Тенькинского райисполкома от 7 февраля 1969 года констатировало, что с птицефермой в Бутугычаге было покончено «путем полного забоя птицы, сжигания производственных корпусов, инвентаря и остатков кормов».

Были в посёлке и другие производства. Михаил Николаевич Невзоров, работавший в 1953 году аппаратчиком на кислородной станции в Бутугычаге, писал, что раньше эта станция принадлежала урановому руднику, а при нем она относилась к центральным мастерским по ремонту бульдозеров.

Из истории посёлка

Посёлок Нижний Бутугычаг располагался на пересечении тенькинской трассы (223-м км) с ручьем Террасовым (правый приток р. Бутугычаг, бассейн р. Нелькобы), окраина посёлка находилась примерно 1,5-2 километра от трассы, вверх по течению ручья.

Строения посёлка стояли по берегам прихотливо петляющего Террасового ручья на западной стороне неширокой долины, вытянутой примерно в меридиональном направлении на протяжении более 2 километров. 

Последние постройки поселка с полкилометра не доходили до устья ручья Блуждающего, следующего за ручьем Редкий левого притока ручья Террасового.

Через Нижний проходила дорога от тенькинской трассы к Верхнему Бутугычагу.

Ближайший посёлки – Верхний Бутугычаг (примерно 7 км), Нелькоба, Усть-Омчуг.

Слева от дороги располагалась бывшая взлётная полоса аэродрома – прямоугольная, геометрически строгая, полоса протяженностью 600 метров и шириной 50 метров. В центре этой полосы позже был разбит стадион, потом здесь располагалась площадка электроподстанции.

Справа от дороги, за небольшим ручейком, левом притоке Террасового, южнее жилой зоны, находились 13 строений лагерной зоны ОЛП П/Я №14.

Чуть дальше и слева от дороги снова начинались постройки за колючей проволокой, только это уже склады.

За складами, слева от дороги, опять же за колючей проволокой, одно большое здание и пять поменьше, большое – это электростанция, здание которой было построено из бута (дикого камня).

До середины 50-х годов ХХ века Нижний Бутыгычаг снабжался электричеством с Верхнего, где находилась дизельная электростанция. В Нижнем Бутугычаге, напротив лагерно-производственной зоны на берегу ручья, стояла подстанция (высокое каменное здание, небольшое по площади).

Для обеспечения увеличивающихся потребностей в электроэнергии посёлков и рудников, и согласно дальнейшему плану развития этого района было принято решение о строительстве электростанции на Нижнем Бутугычаге.

Из рассказа Ю. Лаптиенко, проходившего студенческую практику в п/я № 14 в должности бурового мастера летом 1950 года, электростанцию только начинали строить, заключенные еще копали котлован: «Каждое утро нас будил тяжелый топот их колонн, проходивших мимо наших палаток. Под конвоем солдат рыли они котлован для станции. Рыли вручную, кайлами вгрызаясь в землю. Котлован был огромный, глубокий. Заключенные копали его ступенями, перебрасывая землю с горизонта на горизонт, с террасы на террасу…».

Само 4-этажное здание новой электростанции было построено уже после июня 1953 года в ударном темпе на месте второго стадиона. Именно эта электростанция обеспечивала поселки и другие производства, и объекты после закрытия рудника.

Напротив электростанции, справа от дороги, еще один комплекс за колючкой объединяет здание, построенного из бута, и четыре здания размером поменьше.

Управление комбината размещалось в каменном двухэтажном здании. Пожарная часть располагалась непосредственно в основной жилой зоне, личный состав пожарной части состоял из расконвоированных заключенных.

Были в посёлке и небольшие мастерские (большой стройцех был на Верхнем Бутугычаге) и гараж, располагавшийся за лагерной зоной.

В середине этого «ожерелья» из «комплексов за колючкой» были расположены домики вольных жителей поселка. Жилища для вольных стояли и дальше за гаражом справа от дороги почти до впадения в ручей Террасовый еще одного его левого притока, ручья Редкий.

В приустьевой части Редкого, слева и справа от него, располагались склад и дровяной склад, оба тоже за «колючкой».

Выше дровяного склада, справа от дороги, находиться кладбище посёлка. На кладбище (на 2006 год) было 24 могилы, большинство захоронений 1953-1954 годов. На некоторых могилах можно прочесть имена и фамилии, есть и такие надписи: «погиб при исполнении служебных обязанностей», как, например, на могиле Н.А. Давыдова (возраст 22 года) и И.А. Шипулина (25 лет).

Напротив складов и кладбища, слева от дороги, опять постройки вольного поселка, там была школа.

Изначально школа находилась на Верхнем Бутугычаге. В 1951 году была построена новая семилетняя школа на Нижнем Бутугычаге и 1 сентября 1951 года она приняла своих первых учеников. При новой школе работала и библиотека. После открытия школы на Нижнем, на Верхнем старая школа была закрыта. 

Проработала школа и была закрыта по одним данным в 1958 году, по другим данным, – в 1955 году, после окончания учебного года и в связи с ликвидацией предприятия (рудника).

В 1963/1964 учебном году «по настойчивой просьбе руководителей предприятия» в Нижнем Бутугычаге была открыта начальная школа, которая «работала в трудных условиях», и ее вынуждены были закрыть после окончания учебного года в 1965 году. В 1966 году в Нижнем Бутугычаге вновь была открыты начальная школа. 

Во время существования рудника участковая больница для З/К располагалась в  ОЛП П/Я №14, медпункт для  для работников гаража и других рабочих располагался в лагерно-производственной зоне. После ликвидации рудника эти медучреждения были закрыты. В начале 1960-х в посёлке за зданием управления, ближе к сопке, была размещался медпункт в новом, деревянном здании. Длинной медпункт был не более 15 метров. Приём в нем вел фельдшер – можно было сделать рентген и получить ряд процедур. 

Клуб в посёлке располагался в очень непритязательном помещении, толи в бывшем гараже или сарае. До ремонта клуба кино показывали в помещении, расположенном в лагерно-производственной зоне. Летом 1952-го клуб отремонтировали и перестроили. После ремонта в посёлковом клубе проводили собрания, крутили кино, организовывали концерты самодеятельности, была библиотека.

Столовая непосредственно в жилой зоне появилась весной 1953 года.

В посёлках Верхнего и Нижнего Бутугычага был один автобус, ПАЗик, который возил детей с Верхнего в школу на Нижний. Все остальные перевозки производились на грузовых машинах.

Основное средство транспорта. Бутугычаг. 1951 год,

Основное средство транспорта. Бутугычаг. 1951 год,

Из рассказа  Леонида Морозика: «Мы в Магадан уезжали последний раз на открытой полуторке. Правда, из отпуска в 51-м возвращались на крытой грузовой, где были скамейки вдоль бортов…». Из легкового транспорта в посёлке была одна легковая «Победа».

Воду в Нижний Бутугычаг для хозяйственных и бытовых нужд летом призозили в цистерне. Зимой привозили куски льда и сваливали за загородку, при необходимости растапливали снег или набирали в проруби на ручье.

 Собственной бани. как на верхнем бутугычаге, на Нижнем до начала 60-х годов не было. Была помывка у лагерной (или в лагерной) зоны. Жители ходили в неё или ехали в баню на Верхнем. Весной 1953 года была построена и запущена небольшая баня за школой.   

Отопление в посёлке было печное. Только в последние годы жизни посёлка некоторые объекты (школа) были подключены к центральному отоплению.

Население Нижнего Бутугычага на 1 января 1955 года составляло 613 человек, весь жилой фонд (64 строения общей площадью 4111 кв.метров – ведомственный, индивидуальных строений нет), на 1 декабря 1956 года – 77 человек, на 15 января 1959 года – 76 человек, в 1961 году – 120 человек.

После ликвидации птицефабрики был ликвидирован и поселок. Последний раз Бутугычаг упоминался в 1971 году.

Из рассказа Николая Косолапова: «Я был в Нижнем Бутугычаге в 1981 году. В посёлке ещё оставалось много домов рубленых, были видны улочки, ровные заборы, палисадники, посадки тополей.  2-х этажных домов уже не было. Напротив поселка, по левой стороне речки, наверху было кладбище, по-моему, гражданское: стояли кресты и памятники были с табличками».

Из всего посёлка до 21-го века дожила только подстанция, которая работала до конца 90-х годов ХХ-го века. Её обслуживала семья, которая жила здесь же, на Нижнем Бутугычаге. Весной 2002 года с закрытой подстанции было вывезено оборудование и 50-тонный трансформатор.

По материалам книги Инны Грибановой «Тенька — виток спирали».

Отдельное спасибо и благодарность за воспоминания и рассказы Леониду Ивановичу Морозику и Николаю Косолапову.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *