Транспортный (Мохоплиты)

Транспортный. Это один из немногих поселков Омчакской долины, возникший не как горняцкий поселок, но, безусловно, для горняков. Транспортный – въездные ворота в Золотую Долину. Поселок расположился вдоль р. Теньки, там, где в нее впадает р. Омчак и вдоль небольшого притока р. Теньки – ручья с красивым якутским названием Тюкуль-Юрях .

[singlepic id=10615 w= h= float=none]

К сожалению, архивных свидетельств о дате образования этого населенного пункта пока не выявлено. Лишь косвенные данные позволяют назвать год его образования – не позже 1941-го, а, скорее всего, именно 1941 г. Это было время, когда открылись первые прииски в Омчакской долине и туда продолжили строить дорогу, Омчако-Кулинскую трассу. Строил дорогу Нелькобинский ДСУ. Поэтому первое название будущего пос. Транспортный было 41-й км. Это расстояние от пос. Нелькоба, ко-торый, очевидно, был нулевым километром, а здесь, на 41-м, вероятно, располагалось одно из прорабств этого строительства.

Для строительства новых приисков требовался лес. Надо ли говорить, как быстро долина Омчака стала безлесной. Но, как говорится, «голь на выдумки хитра». В болотах, в районе 41-го км, был торф, из него и стали изготавливать плиты для строительства домов. Для этой цели была сооружена небольшая фабричка. Населенный пункт на 41-м км получил еще одно название – Мохоплит .

Для обслуживания предприятий Омчакской долины Тенькинским горно-промышленным управлением еще в первые военные годы здесь была создана автобаза. Населенный пункт, не мудрствуя лукаво, получил еще одно название – Автобаза. Это название тоже встречается на некоторых картах, а также в приказах санчасти ТГПУ с 1946 г. Уже в медицинских документах 1949 г. параллельно с Автобазой упоминается и другое название – Транспортный.

Поразительно, но все эти названия одного населенного пункта существовали практически одновременно, как в быту, так и в официальных документах и даже на картах. После организации местных Советов в 1954 г. последнее название стало официальным.

Санчасти, небольшие больнички и здравпункты были почти в каждом населенном пункте долины, а при ОЛП «Автобаза» находилась главная больница. Здесь было два барака – хирургический и терапевтический. К осени 1945 г. была построена еще одна больница, получившая статус районной больницы ТГПУ. Но и прежняя больница осталась. В штатном расписании по санчасти ТГПУ на 2-е полугодие 1946 г. упоминаются две больницы в пос. 41-й км – райбольница на 25 коек и больница на 75 коек. Анализируя приказы и распоряжения по санчасти (санотделу) ТГПУ с 1946 по 1956 гг. видно, что в пос. Транспортном было две больницы – одна называлась райбольница ТГПУ, другая – райбольница Теньлага (с 1953 г. она же Центральная больница Теньлага), хотя еще в ноябре 1952 г. появился термин Объединенная районная больница пос. Транспортный . С названиями, как видим, был полный кавардак и в этой сфере. Тем не менее, именно здесь находился центр здравоохранения будущего Тенькинского района. C 1944 и до 1950 г. главным врачом больницы была Зебрина Мария Аристарховна. А среди медперсонала, особенно в первые годы, в большинстве своем – заключенные или бывшие заключенные.

В этом же поселке «в декабре 1945 г. организована Тенькинская строительная контора для обеспечения сооружения дизельных электро-станций, ЛЭП (с подстанциями) к приискам Омчакской долины, обога-тительных фабрик «Игуменовская» и «Декдеканская», жилищного строи-тельства, школы и больницы в Усть-Омчуге. Начальником строительной конторы стал А.М. Чураков, гл. инженером – И. И. Линивец, а заместителем – З.Б. Козловская». В октябре 1945 г. была введена в эксплуатацию Омчакская дизельная электростанция, а в 1946 г. и Тенькинская, располагавшаяся в пос. 41-й км. В 1952 г. Тенькинская районная строительная контора (ТРСК) занималась и монтажом драг (см: Новый «Гастелло»). В 1954 г. ТРСК была передана из СМУ Дальстроя в ТГПУ и реорганизована в Отдел капитального строительства (ОКС) ТГПУ.

С 1 января 1947 г. в системе ТГПУ был организован Тенькинский энергокомбинат в составе Кулинской локомобильной, Тенькинской и Омчакской дизельных электростанций со всеми подстанциями, ЛЭП и другим подсобным хозяйством. Начальником его был назначен Анатолий Кузьмич Климов, гл. инженером Леонид Викентьевич Кучинский. Временно, «до постройки соответствующих помещений на Тенькинской дизельной электростанции», управление размещалось на территории Кулинской РЭС. Вероятно, постройка завершилась в тот же год и управление ТЭКа разместилось в Транспортном. В 1956 г. из пос. Омчак в Транспортный пе-ребазировалось управление 1 -го Сетевого района высоковольтных сетей, объединившись с Тенькинской электростанцией в одну организацию.

Как видим, хозяйство Транспортного было многопрофильным – автомобилисты, медики, строители, энергетики. В 1952 г. в справках о лагерных отделениях Теньлага упоминается только лагерный пункт «Автобаза» в составе ОЛП № 4 (прииск им. Буденного). По-видимому, в составе строителей, энергетиков да и автомобилистов, к этому времени преобладал вольный контингент из «бывших з/к», ссыльных и спецконтингента.

Поселок рос. Строились и другие объекты. В 1950 г. была открыта начальная двухкомплектная школа на 20 мест, первыми учителями в ней были Евгения Трофимовна Ушлюдина и Нина Матвеевна Орлова. Через год школа стала семилетней, и в ней уже училось 72 ребенка.

Так как в 1940-1950-е годы лагерные зоны были повсюду, в том числе и женские, в которых и дети рождались у заключенных, то весьма распространены были такие заведения, как дома ребенка. Был он и в пос. Транспортный. О том, что там содержались и грудные дети, свидетельствует такой документ:

«Сс/п Браковскис Альму Яновну назначить на должность кормилицы Дома ребенка пос. Транспортный с 30 мая 1953 года с окладом по штатному расписанию.

Сс/п Куровскую Елизавету Антоновну принять на должность кормилицы в Дом ребенка пос. Транспортный с 30 мая 1953 года с окладом по штатному расписанию.

Начальник санотдела ТИТЛ и ГПУ гв. подполковник м/с Певзнер» .

Это не единственный приказ такого рода, их достаточно много. Сс/п – ссыльнопоселенка, такой статус до 1956 года, как правило, носили бывшие обладатели 58-й статьи после освобождения из лагерей. 1 июля 1953 года этот дом ребенка был ликвидирован.

После образования района и местных Советов начались новые изменения в жизни поселка. Он вошел с 1954 г. в состав Гастелловского поселкового Совета, а в 1963 г. административный центр этого поссовета был переведен в пос. Транспортный, с 1991 г. он стал сельским Советом, а с 1992 г., после упразднения Советов, сельской администрацией.

В 1957 году поселок Транспортный стал еще и центром местной пищевой промышленности района. Районная газета сообщала, что на пищекомбинате в июне открыты цехи: винный, по производству кисломолочных продуктов, сухого киселя и др. Готовятся цехи колбасный и пивоваренный. Долгие годы потом здесь было два пищекомбината – хлебобулочный и мясомолочный. Колбасы, пельмени, пиво, лимонад, мороженое, кондитерские изделия, кефир и многое другое входило в ассортимент выпускаемой продукции. Своей продукцией они снабжали наш район, не всегда в достаточном количестве, зато «не пятого срока свежести». С «перестройкой» эти производства рухнули в числе первых, вслед за исчезновением своего сельского хозяйства.

Претерпевала изменения и автобаза. Возможно, в 1959 г., когда была организована Тенькинская автобаза в Усть-Омчуге147, бывшая автобаза ТГПУ в Транспортном стала ее частью (автоколонной). В 1966 г. на базе автоколонны было создано самостоятельное Тенькинское автотранспортное предприятие (ТАТП)149. Первым начальником воз-рожденного или новообразованного предприятия стал Анатолий Чижмаков. «ТАТП начинало с 70 автомашин и 140 работников. Производственная база состояла из переданного Тенькинской автобазой здания гаража, построенного еще в 40-х годах, деревянной кузницы на одного работника и небольшого деревянного склада». ТАТП сначала осуществляло только грузовые перевозки, а с 1968 году к ним добавились и пассажирские перевозки. С годами предприятие выросло, стало главным предприятием поселка, оправдывая данное некогда этому поселку название. В постперестроечное время, как и все другие предприятия, оно поменяло форму собственности, поредели его ряды, уменьшилась и производственная база. С 2004 г. это предприятие практически не существует и никакими перевозками больше не занимается, осталась только недвижимая собственность.

Из торфа в бывшем пос. Мохоплит дома давно уже не строят, как не строят их и из других материалов тоже. В прошлое ушли и дизельные электростанции, но остался район высоковольтных сетей, существующий и поныне.

После передачи лечебных учреждений санотдела ТГПУ в ведение районного отдела здравоохранения в 1954 г. Транспортинская больница стала участковой. Не установлено, в каком году здесь был образован тубдиспансер, но в 1964-1970 гг. он был. Постепенно уменьшалось количество коек, со 150 (на 1.01.1965 г.) до 105 (в 1980 г.), с 30 до 15 (в 1997 г.). В 1980-е-1990-е годы Транспортинская больница вновь имела статус районной больницы (но не Центральной районной), став в 1997 г. опять участковой, а в 1999 г. всего лишь фельдшерско-акушерским пунктом. Участковая же больница была переведена в пос. Омчак.

Школа, в середине 1960-х став средней, к началу нового века превратилась в начальную, а к 2004 учебному году «из-за отсутствия средств на обеспечение безопасных условий ликвидирована». Теперь школьники пос. Транспортный и им. Гастелло ездят на автобусе в пос. Омчак.

До 1954 г. данных о количестве населения, живущего в поселке, нет. В последующие годы максимальное количество населения в Транспортном отмечалось на 1.01.1955 г. – 2050 чел., причем на 1 чел. приходилось в среднем по 4,4 квадратных метра жилой площади. На 1.12.1956 г. численность населения – 900 чел.. Изменения вполне объяснимые, если учесть произошедшие изменения в хозяйственной деятельности предприятий, расположенных здесь, и массовые амнистии в среде «рабсилы». В 1961 г. – 1004 чел., на 15.01.1970 г. – 1643 чел., на 1.01.1980 г. – 1605 чел., на 1.01.1990 г. – 1465 чел., на 1.01.1998 г. – 610 чел..

Из книги Инны Грибановой «Тенька – виток спирали»