B 1942-43 годы я был пилотом воздушно-транспортного отряда. Мы летали по всей Западной и Северной Канаде, а также по всей Аляске. Я тогда летал на “С-47” и на “Куртис С-46”. Начиная с конца 43-го года и по сентябрь 1945 года я летал в основном на Алеутских островах.
В 1942 г. Военно-Воздушные Силы США начали поставку военных самолетов по ленд-лизу в Россию. Примерно в феврале 1942 г. несколько русских пилотов проходили обучение на 5 самолетах. В-25 1-го выпуска (с прямыми крыльями) на базе Фелтс Филд в Спокане. Я помню, что доставка этих самолетов шла через Белингем и Ванкувер, затем вверх к побережью Джуно, а там – вглубь материка в Фэрбанкс. Эти самолеты управлялись пилотами ВВС США и новичками-русскими, прошедшими подготовку. Возможно,было использовано 20 самолетов и около 40-50 пилотов проводили на них тренировки.
Позже, в 1942 году, в Россию доставлялись самолеты “Куртис Р-36”, “Р-40”, “В-25” и “С-47”. Различными путями от складов и заводов, где их собирали, они доставлялись в Грэйт Фоллс (штат Монтана), в канадские аэропорты – Эдмонтон, Сейнт Джон, Форт Нельсон, Уотсон Лэйк, Уайтхорс, в аляскинские – Норсуэй, Биг Дэлта, Фербанкс, Галина и, наконец, в Ном. Туда самолеты доставляли пилоты ВВС США, а затем на запад их переправляли уже русские летчики.
В начале 1943 года отправкой в Россию занималась Лэдд Филд в Фербанксе. К этому времени количество самолетов достигло 150 самолетов в месяц и продолжало увеличиваться.
Всего было переправлено: несколько “Р-36” с пулеметами 30 калибра; 400 “В-25” модели Ди и Джи с пулеметами 30 и 50 калибра; 900 (примерно) Р-40 с пулеметами 30 и 50 калибра; 3125 “А-20” с пулемётами 50 калибра; 6600 “Р-39” с пушками 50 и 37 мм; около 400 “С-47”; 2100 “Р-63” с пушками 50 и 37 мм.
В начале 1944 и в 1945 годов, таким образом, самолеты передавались в Россию из Грэйт Фоллса (Монтана) по материку через Уайтхорс – в Фэрбанкс и Ном. Дальнейшая доставка на Восток – велась в основном через Провидения, Анадырь, Марково, Каменское, Магадан, Охотск, Иркутск. Этот маршрут в Восточную Европу периодически менялся.
Деятельность “Вест Боунд Рашн Ферри Пайлотс” заключалась в том, что пилоты перебрасывались на восток на нескольких самолетах ДС-3 и С-47. Кроме самолетов поставлялись также запасные части, двигатели и продукты.
Регулярные части “Фэрри”, летавшие на самолетах С-47, в них-то и жили на земле, для обогрева использовали угольную печку с разборной дымовой трубой.
Практически все пилоты “Фэрри Пайлотс” перевозили и персональные грузы для населения – обычными были посылки с обувь; одеждой и консервированными продуктами.
Самолеты марки “В-25” и “А-20” в полетах на восток обычно являлись лидерами, “ведущими” для штурмовиков в любую непогоду и при неблагоприятных обстоятельствах.
Однажды, направляясь в п.Галина (Аляска), я встретил в воздухе “В-25”, который находился выше низкой облачности. Он безуспешно пытался помочь приземлиться 6 штурмовикам. Его командир связался со мной и попросил довести до земли штурмовики – по три за раз. Что я и сделал. “В-25” после этого отправился в Ном.
Я имел близкие дружеские отношения с несколькими пилотами – и на работе в воздухе, и во время отдыха на земле. Все они были молоды, очень горды и полны решимости делать свое дело.
Роман Джастисс, Сиэтл, Вашингтон, США