Коротко о себе. После окончания Синицынской военной школы авиамехаников попал в 815 Нарвский Ордена Суворова бомбардировочный авиационный полк 113-й Краснознаменной Ленинградской отдельной бомбардировочной авиадивизии, в которой принимал участие в Курской битве и освобождении Брянской области от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году.
Затем нас 10 человек отозвали в запасную авиабригаду, где, учитывая наше 10-классное образование и военную школу (считали достаточно подготовленными), направили в г. Якутск для обслуживания перегоняемых из Аляски самолетов (хотя мы сопротивлялись и просились снова на фронт).
В Якутске нас определили в 8-й транспортный авиационный полк 1-й перегоночной авиадивизии воинской трассы Красноярск — Уэлькаль. В Якутске на аэродроме стоял еще 4-й перегоночный истребительный авиаполк.
Задача нашего полка заключалась в перегонке самолетов Си-47 и перевозе летного состава 4 ПАП, после перегонки истребителей (от Красноярска до Чукотки). В Якутске я находился с конца 1943 года по 1946 год, а затем был направлен на Дальний Восток в Черыпшевку 59 бат, оттуда и демобилизовался в 1950 году.
Что можно сказать о работе? Обслуживание самолётов в 60 °С мороз было очень сложным, тем более, что мы совершенно не изучали американскую технику. Летчики показывали как запускать моторы и где сектор газа, а остальное заключалось в его летном искусстве и сноровке, поэтому и было много потерь в первое время.
В то время летчики даже шутили : «Лечу над Верхоянами, а на них стоит медведь, весь в орденах (это с погибших летчиков)». Первое время вылетит из Сеймчана 9 самолётов, а в Якутск прилетит 3-4, а остальные — остальные делают посадки где-нибудь по пути. Но уже в 1944 г. летели как на параде, придут 27-30 летчиков, разойдутся веером над аэродромом и садятся один за другим, любо-дорого смотреть. Но это все летные дела и о них, вероятно, лучше расскажут сами летчики.
Не легче было и нам, механикам, да и всей авиационной технике Подходишь утром к самолету, а все колеса спущены — не выдерживает резина. Масло замерзало, как камень и поэтому воздушный винт нельзя было сдвинуть с места. Если самолет должен был взлетать в 8-9 часов утра, то подогревать двигатели начинали с 23-24 час, чтобы подготовить самолет к вылету. Подогревали самолеты буржуйками (печками из бочек), которые топили дровами. Выполняем все работы, вплоть до замены цилиндров и моторов, а делали это с помощником — мотористом, мальчиком с 6-8 летним образованием, хотя самим было по 20-21 году. Если посчастливится, смену моторов направляем делать в Магадане, ну здесь уже при температуре -10 -15°С нам казалось, что это — рай.
Но мы никогда не унывали! Я сам играл за сборную дивизии в хоккей в 50°С морозы, играл за сборную дивизии в футбол и даже в 1945 году летали играть на первенство ВВС в Москву. В футбол играл в воротах, но это все — в свободное время, которого было очень мало.
Бывало, возвращаемся после игры, на аэродром (так как жили в порту), а тебя встречает дежурный и говорит: «Беги скорей, встречай и обслуживай самолет». Одевал комбинезон и бежал. Бывало обслуживали по 3-4 прилета самолетов и вылетов.
Старшим инженером 8 ТАП был Новиков Сергей Миронович, где сейчас — не знаю, сменным инженером был Букеров Валерий, сейчас проживает в г. Горьком.
Работая в полку, выполнял правительственные задания, обслуживал американский самолет Си-54, на котором К.М. Молотов летал с делегацией на совещание в ООН в Сан-Франциско, был допущен один из полка после тщательной проверки, так как думали, что будет лететь И.В. Сталин, если память не изменяет, то это было в 1945 году. В конце 1945 года, начале 1946 выполнял правительственное задание — летал в Китай, Корею на самолете Си-47 с генерал-полковником Сабуровым, обслуживал самолет в Китае, Порт- Артуре, со мной был еще из полка Сотников Андрей.
Вот выписка из моего наградного листа на орден Красной Звезды.
В Отечественной войне принимал участие в составе 8-й Воздушной Армии с февраля 1943 года в должности авиамеханика. Будучи на фронте, обслужил 80 вылетов самолета ЛАГ-5 и 50 вылетов самолетов Ил-4.
В 8-й транспортный полк прибыл в ноябре 1943 года на должность авиационного техника. В период работы в полку обслужил 415 вылетов и прилетов самолетов Си-47, которые не имели летных происшествий по техническим причинам. Произвел 25 технических осмотров и ремонтов.
Теоретические данные вполне достаточные. Несмотря на низкие температуры в зимнее время (до -60°С), материальная часть подготавливаемая тов. Ерофеевым, задержек вылетов в рейс и отзывов в работе не имела. Отличается расторопностью и находчивостью. В работе инициативен и аккуратен. К себе и подчиненным требователен. Пользуется среди них авторитетом, дисциплинирован. Имеет 6 благодарностей от командования полка. Политически грамотен. Идеологически выдержан, морально устойчив. Делу партии Ленина- Сталина и Социалистической Родины предан.
Вывод: за отличое выполнение боевых заданий командования по обслуживанию самолетов Си-47, перегоняемых для фронта и перевозки летного состава перегоночных авиаполков — достоин правительственной награды ордена «Красной Звезды».
Командир 8-го транспортного авиационного полка 1-й КПАД гвардии майор Матвеев
Так что мы все старались сделать, чтобы Вы могли счастливо жить и с глубоким удовлетворение, что Вы с честью и достойно продолжаете наше дело.
С глубоким уважением, Ерофеев В.Ф.
10.04.1992