Я в 1944-45 годах служил в 8 транспортном авиаполку 1 авиаперегоночной дивизии в должности штурмана корабля второго пилота самолета Си-47.
Перегнал с аэродрома Уэлькаль до Красноярска, чаще до Москвы более сорока самолетов. Принимал самолеты на на аэродроме Уэлькаль, иногда садился на аэродромах: Марково, Анадырь, Сеймчан, Берелех, Оймякон-Хандыга.
Базировался авиаполк и дивизия (где находились командование и штаб) в городе Якутске.
К сожалению не обходилось в нашей работе без аварий и катастроф..
Помню о самолете Си-47 упавшего в Беринговом море : это было при мне. Самолет выполнял ответственное задание правительства, на борту в качестве пассажиров находились видные ученые-атомники. На аэродроме Уэлькаль была плохая погода – низкая облачность и плотный туман над водой. Самолет вне видимости земли и моря снижался по давлению 760 мм ртутного столба, которое устанавливается экипажем на высотометре по уровню моря. Из-за плотного тумана, которым было закрыто море, самолет столкнулся при снижении с водой и разрушился. Поиски самолета, экипажа и пассажиров окончились без результата, все погибли в море.
Летая по маршруту Уэлькаль-Марково, я постоянно видел разбившийся самолет Си-47 на Ушканьих горах, это 120-130 км от Уэлькаля на запад, тогда туда добраться было не чем и никто там не был, погибших летчиков никто не хоронил.
Самая большая трагедия произошла на аэродроме города Красноярска в 5-м перегоночным авиаполком,который базировался в городе Киренск на реке Лена. Летчики полка перегнали самолеты в Красноярск, где их сдали другим летчикам и сами возвращались за приемом самолетов в Киренск. Перевозили летчиков обратно за новыми самолетами на транспортных самолетах Си-47. После взлета на самолете отказало рулевое управление и самолет врезался в землю. Все летчики и экипаж погибли. Останки летчиков захоронены на кладбище городе Красноярска вблизи аэродрома.
После разгрома Германии я перегонял самолеты к границам Японии, участвовал в боевых действиях против Японии, выбрасывал на самолете Си-47 ддсанты, перевозил раненых, боеприпасы. В моем личном деле было записано, что я выбрасывал десанты и воевал в Японии на американском самолете Си-47.
Меня вызвали в военкомат, где сказали, что нам Америка самолеты не давала и ты не мог летать и воевать на американских самолетах и если где-нибудь скажешь – будешь иметь дело с нами – с КГБ, и отобрали удостоверение Участника Войны и только в 1991 году вернули. В годы “холодной” войны к летчикам, участникам перегонки, КГБ относилось с подозрением.
Заслуженный пилот СССР Н.М. Сладков
Из биографии Сладкова Н.М.
В суровом 1942 г. после окончания средней школы он был призван в армию и направлен в лётную школу. После окончания в 1943 г. Павлодарской школы пилотов был направлен в Новосибирский учебно-тренировочный авиаотряд для изучения самолёта С-47.
С 1944 г. Сладков в Якутске, летает на С-47 вторым пилотом в 8-м транспортном полку. Приходилось летать помногу, в сложных погодных условиях, на плохо оборудованные аэродромы. Для молодого пилота это была хорошая школа и испытание на прочность. Уже тогда, в 1945 году, Сладков как пилот проявил себя с лучшей стороны и был включен в авиагруппу, направленную в Маньчжурию для выполнения ответственного задания военного командования.