Последний полёт штурмана Фадеева А.Н.

Капитан Фадеев А.Н. в центре.

Капитан Фадеев А.Н. в центре.

Перегон ленд-лизовских самолётов на запад по трассе Красноярск — Новосибирск — Омск — Свердловск — Казань — Москва, переучивание лётного и технического персонала маршевых полков ВВС на американские самолёты осуществлял 9-й перегоночный авиаполк, который базировался в аэропорту Красноярск. 

Одной из промежуточных точек на этом пути был екатеринбургский аэропорт Кольцово. Отсюда американские машины, управляемые советскими лётчиками, летели до Казани и далее, до Москвы. Но, долетали не все…

Капитан Алексей Николаевич Фадеев

Фадеев А.Н.

Алексей Николаевич Фадеев.

Алексей Николаевич Фадеев родился в 1907 году в крестьянской семье в деревне Князево Ченцовского сельсовета Тутаевского района Ярославской области. Мать Анастасия Степановна ушла из жизни в 1921 году, отец — в 1931 году. В семье Фадеевых было три сына — Фёдор, Александр, Алексей и сестра Ольга.

Алексей  с осени 1925 года по 1926 год работал сцепщиком вагонов на железнодорожной станции в городе Ярославле. С осени 1926 года по апрель 1928 работал грузчиком, пломбировщиком и весовщиком в морском порту города Владивостока. С апреля 1928 по май 1929 года — ремонтник на узкоколейной железной дороге угольных шахт имени Октября на острове Сахалин.

В 1929 году он возвращается в Ярославль, где работает по октябрь 1929 года сортировщиком металла в промартели «Утиль-Куст». 

До призыва в ряды РККА окончил шесть классов семилетней школы и один год Рабочего Вечернего Университета.

Был призван в 1929 году в ряды РККА. Именно служба в армии связала его жизнь с небом.

В 1933 году Алексей заканчивает Ленинградскую военно-инженерную школу, в 1935 году заканчивает 3-ю школу лётчиков и летнабов.

В декабре 1937 года законным браком сочетаются Алексей Николаевич и Тамара Васильевна.

В 1938 году Фадеев окончил шестимесячные курсы по подготовке начальников службы связи частей ВВС (при ленинградском училище связи). В марте 1938 года в семье Фадеевых рождается сын Юрий. 29 апреля 1938 года Алексею присвоено очередное воинское звание — старший лейтенант.

В 1939 году Алексей Фадеев работает начальником службы связи в в/ч № 8754. В семье Фадеевых пополнение — в декабре родился сын Эдуард.

В 1940 году Алексей поступает на штурманский факультет Военной академии В.В.С. К.А. (под Москвой в Монино).

Учеба в Академии. 1942 год.

Учеба в Академии. 1942 год.

Из аттестации курсанта Фадеева за 1941 год: «После прохождения лётной тренировки может быть использован в должности штурмана эскадрильи ДБА. После небольшой стажировки в должности штурмана эскадрильи вполне может работать штурманом полка ДБА».

Члены комиссии таким образом высоко оценили умения и знания курсанта академии и его потенциал. Из заключения окружной аттестационной комиссии от 26 мая 1941 года: «Достоин присвоения звания капитан». Звание капитана было присвоено штурману Фадееву 30 ноября 1941 года.

Из письма Эдуарда Алексеевича, сына Алексея Николаевича: «В июле 1941 года академию вместе со слушателями и их семьями эвакуировали в г. Оренбург (тогда — Чкалов). Обучение проходило по ускоренной программе, выпуск состоялся в январе 1942 года. Папу оставили в академии преподавателем».

Фадеев был назначен на должность преподавателя академии В.В.С. К.А. 9 августа 1942 года.

Алексей Николаевич написал семь рапортов в военкомат с просьбой направить его на фронт. Но его направляют в учебную эскадрилью Московской военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского, которая в это время находилась в эвакуации в Свердловске, а в 1943 году вернулась в Москву (Монино). 

В сентябре 1942 года Тамара Васильевна подарила мужу ещё одного сына — Виталия.

Из аттестации за период с 10 сентября по 25 декабря 1942 года на штурмана Фадеева авиаэскадрильи ВВС имени Жуковского: «Работая штурманом эскадрильи показал себя как грамотный штурман, свои знания хорошо передаёт лётному составу, в короткий срок изучил с лётным составом район аэродрома в радиусе 800 км. с хорошими и отличными оценками.

При проведении штурманских полётов с лётным составом потерь ориентировки не было, лично в воздухе ориентировку ведёт хорошо.

Лично дисциплинирован, пользуется хорошим авторитетом среди подчинённых. Имеет штурманский налёт:

  • Р-5 38 часов, из них ночных – 2 часа;
  • У-2 24 часа, из них ночных – 2 часа;
  • ТБ-3 276 часов, из них ночных – 28 часов;
  • ДБ-3 32 часа, из них ночных – 3 часа.

Общий налёт 370 часов».

21 января 1943 года капитан Фадеев назначен штурманом учебной авиационной эскадрильи академии В.В.С. К.А.

Учебная эскадрильи ВВА им. Жуковского, Фадеев А.Н. - 1 ряд, 1-й справа. 7 апреля 1943 года.

Учебная эскадрильи ВВА им. Жуковского, Фадеев А.Н. — 1 ряд, 1-й справа. 7 апреля 1943 года.

В октябре 1943 года в деревню Оболдино (Щёлковский район Московской области) переезжает Тамара Васильевна, жена капитана Фадеева, с тремя маленькими сыновьями: Юрием (5 лет), Эдуардом (3 года) и годовалым Виталием.

20 октября 1943 года Алексей Николаевич убыл самолётом из Монино в Свердловск и больше не вернулся. А 24 октября 1943 года был исключён из списков учебной эскадрильи ВВА им. Жуковского «за смертью» так было указано в документах.

Из рассказа Мелюковой Виталии: «И это была командировка, буквально одного дня — дедушка успел разместить семью в съёмной комнате в доме в Оболдино по возвращении из эвакуации и уехал на аэродром. 

Дядя Юра (старший сын) рассказывал, что отец подъехал к дому на машине с несколькими военными, выбежал к ним, убедился, что нормально устроились на новом месте и уехал.

По прилёту должен был заняться разгрузкой контейнера с вещами, поэтому все документы забрал с собой. В результате бабушка так и не смогла забрать вещи — остались с тем, что везли в руках и на себе».

Катастрофа

Это случилось 23 октября 1943 года. Из рассказа Татьяны Андреевны Поповой: «На сарае стоим, самолёты прямо летят. Сосчитали девять. Пролетели, мы стоим, смотрим, куда они? Смотрим, возвращаются, а девятого нет».

В 1943 году Татьяна Андреевна жила в небольшом посёлке лесорубов Ястребок, что в 20 километрах от города Михайловск. Через сутки после аварии туда вышел радист разбившегося самолёта. Его тут же отвезли в Свердловск, а местные жители отправились к месту крушения. Обнаруженные на месте падения тела пилота и штурмана захоронили неподалёку. Вывезти их на лошадях из глухого леса было невозможно. Всё это время имена погибших для местных жителей оставались неизвестными.

Из письма Гафарова Акмалетдина от 2013 года: «Была зима. На место падения самолёта отправил поисковую группу на лыжах. Возглавил группу учитель Губарев. Они дошли до места трагедии. Увидели поломанные и поваленные деревья. Это западные склоны Конжаковских и Коноваловских хребтов Уральских гор. Непроходимая тайга из елей и пихт. Глубокий снег помешал обнаружить следы трагедии. С места взяли ветки пихты и ели. Вместе с письмом внутри отправили родителям… Однако на наше письмо ответа не получили».

Из письма Гафаровой Сании от 2013 года: «Тогда мы жили в Ястребке, папа услышал, что где-то упал самолёт. Втроём мы пошли туда — папа, я (мне было 11 лет) и братик (9 лет).

Когда мы пришли туда, было уже поздно, от самолёта остался несгоревший хвостик. По-моему, это был большой грузовой самолёт, там рядом валялись валенки, материалы, консервы — всё было обгоревшее. Мы с братом нашли часы и звезду.

Рядом со сгоревшим самолётом была небольшая могила. Кто там был до нас и кто похоронил лётчиков — я не знаю.

Через несколько дней к нам домой пришли милиционеры и забрали эти часы и звезду. Это было в 1943 году».

Родные Фадеева заподозрили неладное, после того как в дом пришли с обыском. А в конце 1943 года в семью Фадеевых пришла похоронка на Алексея Николаевича.

Похоронка на Фадеева А.Н.

Похоронка на Фадеева А.Н.

После гибели Алексея Фадеева Тамаре Васильевне с тремя сыновьями в 1944 году пришлось уехать в Монино.

Несмотря на похоронку, Тамара Васильевна до ухода из жизни прождала своего мужа из последнего полёта. Тамары Васильевны не стало в 2001 году, ей не суждено было узнать, как погиб и где был похоронен её муж.

Встреча через 67 лет

Практически 67 лет семья Фадеевых ничего не знала о том, как погиб и где похоронен их отец.

Из интервью в 2010 году Эдуарда Фадеева: «Подробностей никаких. Самое интересное, что даже мама не знала подробностей гибели отца. Она хотела бы узнать, но ничего, никто ничего не рассказал. Даже сослуживцы почему-то. Вроде как завесой какой-то тайны накрыто всё это было. С тех пор и до настоящего времени».

Только в 2009 году, в канун юбилея Победы Министерство обороны начало рассекречивать архивы, сыновья Юрий и Эдуард узнали о дате и месте катастрофы, где закончился последний полёт штурмана Фадеева.

Выписка о судьбе Фадеева А.Н. 2009 год.

Выписка о судьбе Фадеева А.Н. 2009 год.

В справке из Центрального архива Минобороны РФ было сказано: «капитан Алексей Фадеев, штурман эскадрильи авиаполка Военно-воздушной академии имени Жуковского, умер 23 октября 1943 года (причина смерти не указана), похоронен в тайге, в 20 километрах юго-восточнее города Михайловска Свердловской области».

В 2010 году экспедиция уральского путешественника Владимира Рыкшина отправилась к месту крушения самолёта. В состав экспедиции вошли дети погибшего штурмана самолета — Алексея Фадеева, оставив семьи в Воронеже и Нижнем Новгороде, и съемочная группа.

В. Рыкшин, руководитель экспедиции, представитель администрации и братья Фадеевы. 2010 год.

В. Рыкшин, руководитель экспедиции, представитель администрации и братья Фадеевы. 2010 год.

Большую помощь в поисковых работах проделала администрация города Михайловска, местная организация «Память сердца», Михайловский краеведческий музей, ассоциация «Экстрим». Тему эту активно освещали екатеринбургские газеты. Местное телевидение разыскивало свидетелей тех лет.

Из интервью Владимира Рыкшина: «Тогда эти люди были детьми. Они рассказывают, что через сутки к ним в деревню пришел радист с разбившегося самолета, а останки погибшего пилота были захоронены. Чуть позже на этом месте нашли обгоревшую руку с часами и орден Красной Звезды, который впоследствии изъяли сотрудники НКВД. Пока разыскать эту награду, к сожалению, не удалось — по номеру ордена можно было бы сразу установить его владельца».

Из статьи «Самолет капитана Алексея Фадеева» на сайте города Михайловска от 26 июня 2010 года: «Поиски пропавшего 67 лет назад самолета изначально больше походили на авантюру. Добираться туда можно только на внедорожниках, да армейском трехосном ЗИЛе. Да и примерное место падения — 20 километров от Михайловска — это, если по карте и по прямой. Реальной же дороги практически нет — одно направление, изрезанное реками и ямами, на протяжении 50 километров пути. Это испытание не выдержал даже грузовик, в котором ехали участники экспедиции — сломался. Два километра до лагеря всем, включая 70-летних сыновей капитана Фадеева, пришлось идти пешком. Но усилия были вознаграждены. Об этих находках мечтали, хотя надежды почти не было.

“Судя так вот, визуально, что можно сказать… Что это задняя часть, видимо, крыла, так называемый элерон, по-моему, так. От какого это самолета, это предстоит выяснить уже специалистам. Явно и ясно одно, что это самолет, на котором летел капитан Фадеев”, — рассказал руководитель поисковой экспедиции Владимир Рыкшин. Ближе к ночи металлоискатель помогает отыскать еще один фрагмент крыла. И на первом, и на втором сохранились заводские номера. Что стало причиной аварии предположительно транспортного самолета “Дуглас”, на котором летел капитан Фадеев, сейчас уже достоверно не установить.   За 67 лет все детали разбившейся машины были разобраны местными жителями на хозяйственные нужды.

Найдена часть крыла и фрагмент с заводским номером. 2010 год.

Найдена часть крыла и фрагмент с заводским номером. 2010 год.

Найденные обломки самолета я попытаюсь идентифицировать. Очень хорошо, что на них есть номера. Я их сфотографировал. Думаю, что эксперты завода, на котором в годы войны выпускались самолеты, помогут установить его тип”, — пообещал Вон Хардести, доктор наук и историк авиации, сотрудник Смитсоновского института и национального музея авиации и космонавтики США, округ Колумбия, Вашингтон.

На второй день поисков в Уральских лесах удалось обнаружить и могилу погибших летчиков. Ее местонахождение определили по ориентиру — старой березе.

Братья Фадеевы на могиле своего отца. 2010 год.

Братья Фадеевы на могиле своего отца. 2010 год.

На месте захоронения устанавливают крест и памятную плиту. Сыновья капитана Фадеева привезли с собой святую для них землю, чтобы высыпать ее на могилу отца. “Там, где он служил, в Монино, на аэродроме. Потом земля с Воронежа, с двух мест: во-первых, это с военного городка в Воронеже, и вторая — ну, мы около своего роддома взяли, в котором Юра родился и я родился. И еще земля с Гороховца — с могилы матери, жены Алексея Николаевича”, — рассказал Эдуард Алексеевич Фадеев. Часть земли с могилы отца они берут и с собой. “С одной стороны грустно, что так поздно это осуществилось. С другой стороны, я счастлив, что мы сумели найти с помощью людей, которые приняли самое деятельное участие”, — сказал Юрий Алексеевич Фадеев».

Могила лётчиков на месте катастрофы. 2010 год.

Могила лётчиков на месте катастрофы. 2010 год.

Теперь стоит в уральской тайге крест и плита с надписью: «Капитан Фадеев, 1907–1943, и неизвестный лётчик. Вечная вам память, герои, и царство небесное. 11.05.2010 г.»

В поисках истины

Основываясь на имеющихся материалах, что имеются в распоряжении, попытаюсь ответить на ряд вопросов, которые так и не были освещены в полной мере поисковиками и исследователями.

Тип самолёта, потерпевшего крушение

В материалах, связанных с исследованием катастрофы самолёта возле урочища Ястребок, исследователи выдвинули ряд версий о том, какой именно самолёт разбился в этих местах.

Белл P-39 «Аэрокобра» - американский истребитель периода Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени конструкцией.

Белл P-39 «Аэрокобра» — американский истребитель периода Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени конструкцией.

Назывались самолёты американского производства — истребитель «Аэрокобра», транспортный «Douglas С-47», бомбардировщик «Douglas A-20 Havoc» или «DB-7 Boston», бомбардировщик «North American B-25 Mitchell». В этот же перечень попали советские самолёты — транспортный «Ли-2» и бомбардировщик «Пе-2».

Стоит сказать сразу — нигде не озвучено, что была произведена точная идентификация самолёта по его обломкам или записям в документах. Так что все перечисленные выше самолёты — предположения и не более того. Впрочем, как и мои.

Из рассказа Татьяны Андреевны Поповой: «На сарае стоим, самолёты прямо летят. Сосчитали девять. Пролетели, мы стоим, смотрим, куда они? Смотрим, возвращаются, а девятого нет».

На трассе Алсиба. Лидер-бомбардировщик В-25 с группой истребителей над Верхоянским хребтом.

На трассе Алсиба. Лидер-бомбардировщик В-25 с группой истребителей над Верхоянским хребтом.

Из статьи Давида Райзмана «”КОБРЫ” над тундрой»: «Группы самолётов шли косяком. Косяк формировался диспетчером. Взлетали лётчики по одному. Первый взлетевший должен был ждать последнего. Вот и ходили кругами над аэродромом, пока не выстроится косяк из 9–11 самолётов. Потом — второй, третий».

Из статьи Иван Негенбля «Трасса мужества и дружбы»: «Бомбардировщики и транспортные самолёты обычно перегонялись поодиночке или по два-три, истребители же, как правило, группами, которые вели лидеры-бомбардировщики».

Самолёты, которые видела Татьяна Андреевна, были группой из 8 истребителей, следовавших за своим лидером бомбардировщиком.

Транспортные «Douglas С-47» и Ли-2 для этой цели не использовались, у них были свои задачи и маршруты. 

Вернёмся к свидетельствам очевидцев авиакатастрофы: «Через сутки после аварии туда вышел радист с разбившегося самолёта. Его тут же отвезли в Свердловск, а местные жители отправились к месту крушения. Обнаруженные на месте падения тела пилота и штурмана захоронили неподалёку. Вывезти их на лошадях из глухого леса было невозможно».

Экипаж погибшего самолёта состоял из 3 человек, а значит штурман Фадеев в этом полёте не пилотировал истребитель «Аэрокобра», а был штурманом в экипаже лидера бомбардировщика.

Американский бомбардировщик B-25J-30 с советскими опознавательными знаками в полете над Аляской.

Американский бомбардировщик B-25J-30 с советскими опознавательными знаками в полете над Аляской.

В качестве лидера могли выступать бомбардировщики «Douglas A-20 Havoc» (он же «DB-7 Boston»), «North American B-25 Mitchell», либо, как высказывали свои предположения поисковики и специалисты — Пе-2.

Почему такая уверенность, что крушение потерпел именно лидер? Перегон, как правило, осуществлялся группой, в составе которого были истребители и бомбардировщик, выступавший в роли лидера. Именно на нём была рация с большим радиусом действия, а в составе экипажа был штурман, который прокладывал маршрут.

Катастрофа лидера приводила к тому, что истребители без связи и дальнейшего маршрута оказывались в очень сложных условиях, и продолжение полёта могло привести к катастрофе всего звена перегона — и такие случаи были. Оставшись без лидера, истребители выбрали самое верное решение и взяли обратный курс на аэродром, с которого недавно вылетели.

Думаю, что даже катастрофа одной «Аэрокобры» не повлияла бы на продолжение полёта — звено бы продолжило полёт к следующей точке маршрута. Снова отмечу — такие случаи также были известны.

Кстати, откуда появилось предположение о том, что лидировать мог Пе-2? Вернёмся к свидетельствам очевидцев. Из письма Гафарова Акмалетдина от 2013 года: «В конце 1945 года демобилизовали как сельского учителя. У соседа во дворе обнаружил различные вещи от самолёта и гильзы от крупнокалиберного пулемёта Березина. Я догадался, что это “Бостон”».

Сразу хочется сделать отступление — в письме идёт речь о крупнокалиберном пулемёте Березина, а не о штатном вооружении А-20 «Бостон» — крупнокалиберном пулемёте калибра 7,62 мм «Кольт-Браунинг».

Более того, крупнокалиберный пулемёт Березина устанавливался на самолёты Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4, Пе-8, Ил-10. Может именно оттуда предположение о погибшем самолёте как о Пе-2?

И почему автор письма так уверенно идентифицирует американский А-20 по советскому пулемёту Березина? Может что-то осталось за кадром?

В блоге «СвердловскАвиа — авиация и техника» читаем следующее: «Самолёты частично переоборудовались, пулемёт стрелка-радиста (Кольт-Браунинг) заменяли на пулемёт Березина, а также устанавливали советские бомбодержатели, для увеличения номенклатуры боеприпасов».

Всё верно, речь идёт о самолёте А-20 «Бостон».

Дуглас А-20 «Бостон» — американский бомбардировщик, один из самых известных самолётов, поставлявшихся по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.

Дуглас А-20 «Бостон» — американский бомбардировщик, один из самых известных самолётов, поставлявшихся по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.

Есть ещё одна деталь, которая косвенно указывает на тип бомбардировщика. Экипаж «North American B-25 Mitchell» состоял из 6 человек (два пилота, штурман, бортинженер, стрелок-радист, стрелок), экипаж «Douglas A-20 Havoc» (он же «DB-7 Boston») состоял из 3 человек (лётчик, штурман, стрелок-радист). Экипаж потерпевшего катастрофу самолёта состоял из 3 человек…

Ещё один аргумент в пользу А-20 «Бостон». Как сказано выше: из экипажа погибли штурман и пилот, в живых остался радист (стрелок). У этого бомбардировщика место штурмана (бомбардира) располагалось в передней остеклённой части самолёта. В случае вынужденной посадки или столкновения с землёй шансы штурмана выжить были практически равны нулю. 

За кабиной штурмана (бомбардира) и выше неё находилась пилотская кабина. При катастрофе шансы на выживание пилота были выше, но в нашем случае погиб и пилот.

В живых остался радист, место которого располагалось в задней части бомбардировщика.

Расположение мест экипажа у В-25 «Митчелл» сильно отличалось от А-20 «Бостон».

Могу предположить, основываясь на своём субъективном мнении, что катастрофу в 20 километрах от города Михайловска потерпел лидер бомбардировщик А-20 «Бостон». 

Возможные причины катастрофы

Чем была вызвана катастрофа лидера? По этому поводу существует несколько версий.

Одна из них — отказ навигационного оборудования: «разбились или совершили вынужденную посадку в районе Уральского хребта — то ли навигационное оборудование подводило, то ли повлияла геомагнитная аномалия: над богатыми рудными залежами горами стрелка компаса начинала «гулять» — и самолёт сбивался с курса».

Вторая версия связана с топливом. Американский историк Вон Хардести, специалист по программе ленд-лиза: «Была одна проблема. Дело в том, что советское топливо, которое использовалось для заправки этих самолетов, оно не совсем соответствовало тем параметрам, к которому эти самолеты привычны. И это создавало дополнительную проблему».

Из письма Гафарова Акмалетдина от 2013 года: «Аналогичный случай произошёл с нашим самолётом. Так называемое октановое число нашего топлива не подходит для двигателей «Райт Циклон». Во время полёта начинает перегреваться двигатель и терять мощность, самолёт теряет высоту — вынужденная посадка».

Из воспоминаний семьи Фадеевых: «Бабушка говорила, что механик после войны приезжал, рассказывал, что что-то с топливом было…»

Вряд ли когда-то станут известны истинные причины авиакатастрофы лидера-бомбардировщика, мы можем сейчас только предполагать.

Как оказался штурман авиаполка военной воздушной академии им. Жуковского Алексей Николаевич Фадеев в составе экипажей перегоняемых самолётов?

Штурманом на потерпевшей катастрофу машине был Фадеев Алексей Николаевич. Последнее место службы авиаполк военной воздушной академии им. Жуковского. В списках 9-го перегоночного авиаполка, который базировался в аэропорту Красноярск, он не значился и проходил службу в Москве, о чём свидетельствуют документы. 

Из рассказа семьи: «это была командировка, буквально одного дня — дедушка успел разместить семью в съёмной комнате в доме в Оболдино по возвращении из эвакуации и уехал на аэродром». 

Далее придётся снова встать на путь предположений. Экипажи должны вылететь из Москвы в Свердловск (Екатеринбург) для перегона самолётов, но по какой-то причине штурман экипажа лидера не может лететь. Срыв перегона — это серьёзная провинность и выход только один взять другого опытного штурмана из Москвы на этот перелёт.

Этим штурманом стал Фадеев Алексей Николаевич. Так, фактически не состоя в составе авиадивизии Алсиба, он ушёл в свой последний полёт по этой засекреченной трассе. Может именно этими обстоятельствами было вызвано, то, о чём рассказывал сын капитана Фадеева: «Подробностей никаких. Самое интересное, что даже мама не знала подробностей гибели отца. Она хотела бы узнать, но ничего, никто ничего не рассказал».

Заключение

Старший лейтенант Фадеев А.Н.

Старший лейтенант Фадеев А.Н.

В любом случае можно сказать одно, что штурман Московской военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского Алексей Николаевич Фадеев погиб, выполняя свой воинский долг на боевом посту, приближая победу в Великой Отечественной войне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *