Максим Сангажапов. Моя служба в 171 ОБрПЛ.

Призвался я Октябрьским РВК из города Улан-Удэ 10 ноября 1971 года. Направили меня во Владивосток в 51 УОПП в 10 роту, где и обучался торпедному делу. В мае 1972 года  окончил с отличием учебу.

По распределению направили нас в город Магадан в 171 ОБрПЛ. С Хабаровска летели на самолете. Со мной после учебки в бригаду прибыли Пинчук, Малышев, Цыбикжапов, Гомбожапов, Падерин.

Первой моей ПЛ была С-220. Командиром был капитан 2 ранга Удовенко. Торпедистов нас было с учебки двое: я и Виктор Пинчук. Там мы сдали экзамены на самоуправление БП. Пробыл на С-220 я недолго, месяца 2. Заболел и отстал от экипажа.

И перевели меня на С-331. Там и прошла большая часть службы – 1,5 года. Командиром был капитан 2 ранга Тарасов. В БЧ-3 был мой земляк, друг с учебки Цыбикжапов Анатолий.

На С-331 в то время служили старшина команды главный старшина Кирш, командир отделения Шошкин, командир БЧ-3 старший лейтенант Минаев.

Служба шла хорошо. Моих годков было много, это рулевой Шушков, мотористы Курлович и Зуев, трюмный Шелепов, кок Халуев.

В конце лета 1972 года мы пошли в Совгавань и встали на ремонт в док. Пока разгружали аккумуляторные батареи, кислота попала на робу. Утром её уже надеть было невозможно. Работали до самого вечера. Тяжелыми были работы по покраске цистерн главного балласта. В цистернах вентиляции не было и долго мы в них не находились, работали посменно во избежании отравления парами краски и растворителя.

После окончания ремонта наша лодка вернулась на свою базу, в бухту Нагаева. Там С-331 и зазимовала, вмороженная в лед. Экипаж жил на берегу, в «Пентагоне».

С наступлением лета начались сдачи задач, учения. Летом 1973 года заступили в боевое дежурство с часовой готовностью выйти в море.

На день ВМФ получил я получил свою первую грамоту. А по окончании боевого дежурства мне в качестве поощрения был объявлен отпуск с выездом на родину.

После окончания боевого дежурства экипаж отдыхал где-то в районе. Оказывали помощь сельчанам в уборке урожая. Я остался на лодке, на вахте.

Осенью С-286 уходила на учения на Камчатку, меня прикомандировали к ней. Стояли в Завойко. Там я  в первый раз в жизни искупался в океане. А после возвращения С-286 на базу в Магадан я вернулся на свою С-331. За это время подружился со многими ребятами с С-86.

Мой друг Цыбикжапов съездил домой в отпуск, после этого и я собирался съездить домой. Но получилось так, что в отпуск я так и не попал – меня перевели на другую лодку, это была С-365. Нашу бригаду к тому времени передали Камчатской флотилии. Поэтому мы должны были уйти на зимовку на Камчатку. Стояли в Бечевинке.

Зимой 1974 года в Бечевинке случилась трагедия, в которой мы потеряли своих товарищей. Наш экипаж после очередных политзанятий вернулся на лодку, а двое сослуживцев вышли позже. Уже прошло много времени, когда они должны были вернуться, но их все еще не было. Тогда мы пошли на поиски, им навстречу. Мы увидели, что дорогу, проходившую вдоль берега, накрыло снежной лавиной. Этой лавиной и завалило наших сослуживцев, они погибли. Один из них был моторист, второй торпедный электрик.

Весной наша С-365 сходила в автономное плавание. После автономки экипаж отдыхал в Паратунке. Я опять остался на вахте.

Летом вернулись домой в Магадан. Я так и остался на С-365, где и закончил службу.

Я всегда гордился тем, что служил с такими хорошими ребятами.