Плавбаза ПБ-3 «Магаданский комсомолец».
Это было весной, кажется в начале апреля, когда нашу плавбазу ПБ-3 «Магаданский комсомолец» послали на освобождение подводной лодки из ледяного плена.
На нашем корабле был ледовый пояс, то есть, от ватерлинии у нас толщина борта была 20 мм. Это позволяло нашей плавбазе не боятся льда, если его толщина не превышала разумных пределов.
Когда мы пришли на место, то увидели всплывшую во льдах лодку, примерно в 4-5 кабельтовых от берега.
Командир нашей плавбазы, Шейко Пётр Борисович, решил пробить дорогу во льдах для её выхода на чистую воду. И «Магаданский комсомолец» начал делать проход во льдах. Плавбаза двигалась то вперёд, то назад — ломая лед и понемногу приближаясь к лодке и берегу. Но до субмарины мы так и не дошли, и и ничего не выходило, только и мы стали приближаться к лодке и «Магаданский комсомолец» остановился. Как потом выяснилось, во время этой ледовой эпопеи плавбаза сильно повредила гребные винты, но в тот момент нам об этом ничего не сказали — сказано было лишь то, что подводную лодку выручить мы не можем.
На помощь нам пришел гражданский сухогруз ледокольного типа. Он разломал лед, вывел субмарину на чистую воду, а потом и нас.
Когда «Магаданский комсомолец» вернулся на базу и встал у стенки, были вызваны водолазы для осмотра повреждений, полученных плавбазой. После осмотра водолазы доложили, что лопасти винтов сломаны..
Запасные винты на плавбазе были.. Но менять винты в таких условиях, без дока, в воде — это был случай очень незаурядный, требующий подготовки, смекалки и выдумки..
Плавбаза ПБ-3 «Магаданский комсомолец». Подъем катера. На фотографии внизу, в углу виден запасной винт.
Перед началом операции мы пошли в торговый порт и взяли на борт автокран и с ним вернулись к стенке. После этого операция началась…
Для того, чтобы можно было открутить гайки водолазы срезали электросваркой стопорные планки с вала. Каждая гайка, удерживающая винт, была изготовлена из бронзы весом около 40 кг, а может и больше. Однако вес и размер гайки был не самой большой проблемой. Самой большой проблемой было отсутствие ключа, необходимого для такой гайки.
Нами был из цельного куска металла был вырезан ключ не меньше метра длинной и весом килограмм под 50 для такой работы. Под водой водолазы одевали его нагайку, а мы при помощи троса и шпиля (лебедки) откручивали на полоборота, потом операция повторялась.. Кстати жизнь первого изготовленного нами ключа была короткой — сломался.. Второй опыт по изготовлению ключа был куда удачнее — мы смогли им и открутить и позже закрутить гайки на свое место..
Наконец гайки были откручены и подняты на борт. Но тут выяснилось, что когда водолазы срезали стопорные планки, то и умудрились повредить резьбу на гайках и мне, как токарю, пришлось её подправлять на токарном станке, благо станки у нас были. Но гайки эти по базе таскали на руках, ремблок находился далеко от кормы.
Итак, гайки крепления винтов были сняты, наступила очередь самих винтов.. Винты были посажены на валы на конус и никак не хотели сходить с них, было принято решения снимать винты направленным взрывом. На корабле объявили боевую тревогу и произвели взрыв. Эффект был весьма чувствительный, от взрыва содрогнулся весь корабль. Но цель была достигнута и покалеченные винты сошли со своего места.
Поднимали и ставили винты подъёмным автокраном. Автокран стоял принайтованный на вертолётной площадке.
Обломыши винтов положили на штатные места и мы смогли их рассмотреть хорошо. Если мне не изменяет память, то нормальные винты были в диаметре 3,6 метра, а покалеченные обломыши были не больше двух метров.
После установки винтов мы вернули автокран обратно в торговый порт. Так вот закончилась эта операция..
За проведенную операцию по замене винтов на плавбазе многим объявили отпуска и мне в том числе, но так как я только недавно приехал из отпуска (в конце марта) — я отказался…
Автор статьи: Виктор Портнов