Визит контр-адмирал Громова и его последствия для «Магаданского комсомольца»

Плавбаза ПБ-3 «Магаданский комсомолец».

Плавбаза «Магаданский комсомолец».

После несения боевой службы летом 1975 года у Гавайских островов (место гибели К-129) ПБ-3 «Магаданский комсомолец» вернулась в конце июля – начале августа на свою базу в Магадан. В ноябре месяце плавбаза должна была совершить переход в Петропавловск-Камчатский на зимовку. На плавбазу также загрузили продовольствие, в том числе и картошку, для экипажей подводных лодок 171 бригады. зимующих на Камчатке.

Прием на борт контр-адмирала Громова

В это же время АПЛ уходила на боевую службу. В районе острова Алаид  (это недалеко от Северокурильска)  ПБ-3 «Магаданский комсомолец» было назначено рандеву для пересадки с лодки на борт плавбазы  командующего второй флотилии контр-адмирала Громова.

«Магаданский комсомолец» прибыл в точку встречи с АПЛ и приступил к принятию на борт контр-адмирала Громова. Время было около семи утра. Сумерки. Небольшой туман. На море было волнение в 4-5 баллов, зыбь, что в принципе позволяло спустить рабочий катер  и забрать с подводной лодки человека.

Чтобы переместить контр-адмирала из точки А в точку Б рассматривалось несколько различных вариантов.

Первый вариант – швартовка к борту, но из-за большой волны отказались (рубка лодки периодически была то выше уровня палубы, то ниже).

Плавбаза ПБ-3 «Магаданский комсомолец». Подъем катераПлавбаза ПБ-3 «Магаданский комсомолец». Подъем катера.

Второй вариант доставки командующего. На этом варианте и остановились – как наиболее приемлимым.

Решение было принято и АПЛ начала лавировать, пытаясь подойти к борту «Магаданского комсомольца».

На мостике находились командир капитан 2 ранга Кашин Михаил Михайлович и все лица, несущие ходовую вахту по расписанию. Боевая тревога не игралась. Спуском рабочего катера, по приказу командира плавбазы, руководил Мошкин Николай, сам командир капитан 2 ранга Кашин Михаил находился на правом крыле ходового мостика.

За этой операцией командующий второй флотилии контр-адмирал Громов лично следил с рубки ПЛ.

Столкновение с АПЛ

Далее предоставляю слово Николаю Мошкину:  «Оба корабля легли в дрейф. По приказанию командира, и как помощник командира,  я руководил спуском катера с левых ростр и, как мне показалось, что именно в момент, когда стропы были освобождены от катера, и он устремился от корабля, чтобы не накрыло волной, плавбазу очень сильно качнуло.

На зыбь это было не похоже, поэтому я сразу же перебежал на правый борт и увидел, что подводная лодка задним ходом медленно отходит от кормовой части нашего корабля. Я понял, что произошло  столкновение, и результаты этого столкновения (некоторые называли его навалом) не заставили долго ждать.

С подходом катера, к/а Громов по штормтрапу поднялся к нам на борт, я не без труда поднял катер, поднялся на мостик».

Что именно послужило причиной происшествия – волнение в 4-5 баллов, сумерки, сила инерции, ошибка в расчетах или другой фактор уже установить невозможно. И АПЛ оказалась не у борта, а под бортом с выгнутой конфигурацией (это примерно у нижней площадки парадного трапа). На океанской зыби или подводная лодка приподнялась, или плавбаза опустилась на носовую часть лодки.

В результате АПЛ ударила своей носовой частью в правую сторону кормовой части «Магаданского комсомольца». Удар пришелся  в правую фасонную часть корпуса, где проходил гребной вал.

В связи с тем, что подводная лодка врезалась в борт не на скорости, последствия удара для АПЛ были минимальные. Корпус был лодки защищён противолокационным резиновым покрытием толщиной примерно в 15 сантиметров, так что она отделалась лёгким испугом. Осмотре отсеки, АПЛ ушла на боевую службу.

Последствия удара для «Магаданского комсомольца» были куда плачевнее. В результате столкновения в месте удара ниже ватерлинии в районе линии правого вала образовалась пробоина.

Через короткое время после столкновения из поста энергетики и живучести поступил доклад о поступлении воды в коридор правой линии вала. Вот тогда была сыграна боевая тревога и личный состав приступил к борьбе за живучесть, связанной с поступлением забортной воды.

Обследовав пробоину в обшивке корпуса, а она имела рваную Г-образную форму размерами 15Х15 сантиметров в непосредственной близости к опорному подшипнику. Вода продолжала поступать в корпус плавбазы, затапливая линию правого вала. Появился крен на правый борт.

Место удара пришлось на фасонную часть корпуса и его форма усложняла проведение спасательных работ. Была попытка соорудить цементный ящик, но это не привело к ожидаемым результатам. И тогда, чтобы вода не начала поступать через сквозной проход в коридор левой линии вала, было принято решение заварить вход в коридор правой линии вала.

Замурованная аварийна партия

Надо сказать, что личный состав боевой части 5 действовал  быстро, смело и решительно. В ремонтном блоке вырезали  по размеру прохода металлическую пластину и приступили к перекрытию коридора.

Команда сперва попыталась заварить коридор со стороны левой линии вала, но давление воды не давало возможности плотно прижать лист металла. Тогда группа моряков зашла на затапливаемую половину и с обратной стороны прижали лист (тут вода помогла). Ремонтники быстро заварили коридор по периметру двери.

Из правой линии вала на верхнюю палубу имелся узкий выход в район рубки дежурного по кораблю, вот по этому выходу и должны были выйти матросы. Но шло время, а ремонтная группа не возвращалась. Через некоторое время возле рубки дежурного услышали стук. Тогда и было обнаружено, что люк выхода их шахты правой линии вала заварен! Люди, которые боролись с водой в коридоре линии вала, оказались замурованными.

Тут думаю стоит немного рассказать о другом случае, имевшем место ранее. Три двери находились рядом: одна шла в кормовой кубрик, другая в рубку дежурного, а третья в линию вала. По тревоге матрос влетел вместо рубки дежурного в линию вала, упал  и сломал себе ноги. После этого случая   люк выхода их шахты линии вала заварен. В общем хотели сделать как лучше, а получилось как всегда.

Ремонтники притащили ацетиленовый генератор, кислород, срезали болт заваренный. Ребята в это время в ледяную воду ныряли, чтобы металл расплавленный на голову не попал. Надо было видеть отважных матросов, которые не обращая внимания на ещё горячие следы  сварки, с очумелыми глазами выпрыгивали на божий свет! Вся группа была доставлена в санчасть. Там доктор Иванов Василий Дмитриевич устроил растирание спиртом двухстороннее: снаружи и изнутри спиртом! Никто не заболел. Старшим группы был командир отделения мотористов Илья Фаршатов.

После того, как коридор правой линии вала был наглухо заварен, дальнейшее поступление воды в левую линию вала было прекращено. Крен выровняли за счет топлива и воды в носовых цистернах. Воду из затопленного отсека уже откачивали в доке (ту, что сама не вылилась через пробоину).

И снова боевая тревога!

Но на этом драматические события не закончились. Уже вечером, в 22 часа, на ГКП поступил доклад от дневального 7-го кубрика: «Поступление воды в кормовой артиллерийский погреб!».

Откуда?! Оказалось, что артиллерийский погреб, находящийся под 6-7 кубриками, сообщается шпигатом с коридором линии вала. Забортная вода, заполнив коридор правой линии вала, через шпигат стала поступать в артиллерийский погреб.

В это время снарядов там не было. Погреб был заполнен на 1/3 объёма свежим картофелем (провиант для магаданских подводных лодок, зимующих на Камчатке) и тюками пакли (скорее всего для чистки трюмов). Снова прозвучала команда: «Боевая тревога!».

Самым хитрым моментом в этой борьбе с водой было добраться до шпигата и запихать в него ЧОП. Водолаз, получив несколько ударов по своему корпусу от плавающих ящиков с картошкой, нашёл злополучный шпигат, забил в него ЧОП, но при возвращении к люку, повредил маску и глотнул морской водички.

Переключить аппарат «на атмосферу» он не мог, так  пакля, плавающая в воде, намоталась на переключатель клапана. Водолаза с лёгким испугом и небольшими травмами благополучно вытащили, люк в погреб заклинили.

В результате происшествия была затоплена была правая линия вала и частично затоплен  артиллерийский погреб. Оба машинных отделения работали в штатном режим (только правый винт не работал). Все дизели и генераторы были исправны, забортной воды в кормовой машине не было.

Прибытие и ремонт в Петропавловске-Камчатском

В Петропавловск-Камчатский ПБ-3 «Магаданский комсомолец» возвращалась на одном винте и с небольшим дифферентом на корму. Её сопровождал до места назначения буксир, срочно прибывший к месту происшествия. По прибытии плавбаза ошвартовались у 6-го пирса в посёлке Завойко.

Спасательное судно, уже ожидавшее нас, оказало первую помощь: пробоину залатали с внешней стороны корпуса, воду откачали погружными насосами.

В плавучий док для ремонта в Вилючинске вставали со скандалом. Капитан дока требовал, чтобы экипаж плавбазы почистил док. Экипажу пришлось в авральном режиме перед тем, как начать работу, убирать ледяные глыбы с дока.

ПБ-3 «Магаданский комсомолец» в доке на Камчатке после столкновения с АПЛ. Зима 1975-1976 годов.

ПБ-3 «Магаданский комсомолец» в доке на Камчатке в Вилючинске после столкновения с АПЛ. Зима 1975-1976 годов.

Зиму 1976 года плавбаза провела в доке на ремонте. Уже в доке выяснилось, что от удара сдвинулся дейдвудный подшипник. Чтобы отцентровать правую линию вала необходимо было сперва изготовить часть обшивки, так как  и трещина и вмятина не позволяли произвести центровку.

В Петропавловске-Камчатском не было базы для изготовления фасонного куска корпуса.  Представляете корпус корабля: форштевень заостренный, брюхо плоское, корма фасонная – имеет два конуса для выхода гребных валов.

В результате было принято решение о продолжении ремонта уже во Владивостоке, где мощности и возможности позволяли выполнить необходимые работы.

Пробоину заварили и после удаления правого вала «Магаданский комсомолец» перешел  в Завойко.

Сага о картошке..

Отдельно также хочется остановиться на многострадальной свежей картошке для экипажей подводных лодок, которая оказалась в морской воде после поступления воды в артиллерийский погреб.

Раньше картошку военнослужащие заготавливали (работали в совхозах) или закупали осенью в Магадане. Часть оставалась для базы 171 бригады, а часть вывозили для экипажей ПЛ 171 ОБрПЛ, которые зимовали на Камчатке. Доставлялась она на Камчатку различными способами, в этот раз картошка путешествовала в арт. погребе «Магаданского комсомольца».

После помывки морской водой перспективы хранения картофеля были печальные и поэтому экипажи лодок кормили ею как на убой.

Из воспоминаний Евгения Блинова (экипаж C-198): «Нас целый месяц кормили картошкой и прочими овощами, начиная с завтрака и заканчивая ужином…».

Также снабженцы ухитрялись менять злополучную картошку бартером на необходимое.

Ремонт во Владивостоке и Министр обороны СССР

В марте – апреле 1976 года плавбаза своим ходом ушла на ремонт во Владивосток  в «Дальзавод».

Но в ремонт во Владивостоке сразу не попал… Вот как рассказывает об этом Николай Мошкин: «На переходе из Петропавловска-Камчатского во Владивосток я не присутствовал. Это было во время моего очередного отпуска. Прилетев во Владивосток, я долго искал свою родную плавбазу, пока не спросил у оперативного дежурного ТОФ. На мою просьбу доставить на борт, дежурный любезно согласился и отправил меня на какое-то судно вспомогательного флота.

Прибыв на корабль и доложившись о прибытии из отпуска, узнал, что «Магаданский комсомолец» длиной 140 метров и водоизмещением 6 тысяч тонн, был спрятан, как иголка  в стоге сена, подальше от глаз Министра обороны СССР в район островов Рейнеке и Рикорда».

Видимо командование КТОФ очень не хотело, чтобы Министру обороны СССР стало известно о происшествии. Уже после того, как министр покинул Владивосток «Магаданский комсомолец» был поставлен в док на «Дальзаводе».

Лето и осень 1976 года «Магаданский комсомолец» провел в ремонте во Владивостоке (ремонт продолжался несколько месяцев), где и  были устранены все последствия столкновения с АПЛ.

Впереди у «Магаданского комсомольца» была боевая служба в Индийском океане сроком 14 месяцев без захода в советские порты. Но это уже совсем другая история..

Вот так вот закончилась история о переходе контр-адмирал Громова с подводной лодки на плавбазу.

За информацию, терпение, память и желание помочь при написании статьи огромная благодарность Игорю Логвиненко, Александру Рожко, Евгению Блинову, Александру Дьяченко, Георгию Лобышеву, Александру Могутину, Валерию Петрову, Николаю Мошкину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *