Решение бытовых вопросов

Лодка С-176 в точке погружения перед проверкой на шумность в 1983 году. Авачинский залив.

Лодка С-176 в точке погружения перед проверкой на шумность в 1983 году. Авачинский залив.

Оказавшись в казарме учебного отряда подводного плавания, молодой человек начинал понимать, что решать свои бытовые вопросы не так просто. В тот момент он даже не представлял, как те же самые вопросы многократно сложнее будет решать в дальнейшем в условиях автономного плавания, когда любое неправильное действие или бездействие может окончиться весьма непредсказуемо (в лучшем случае без особых последствий).

Комбрига Комарова  многие знают не только как хорошего командира, но и как человека, обладающего тонким чувством флотского юмора. Когда он начинал «распекать» кого-либо в Центральном, протиснуться  в третий отсек было невозможно: слушателей – по максимуму, как на концерте у известных юмористов. В рассказах и репликах тоже юмора хватало. Примеров можно было привести много, но дадим эту возможность высказаться  всем желающим в комментариях. Приведу только один пример.

Лето. Понедельник. Тепло, солнечно и полное безветрие. Утреннее общее построение всего личного состава на плацу. Комбриг обходит строй. В первой шеренге стоит молодой офицер, двухметрового роста, богатырского телосложения – такого и двумя бутылками водки не «свалить» (подумаешь – вчера праздник отмечали).  Летом у нас каждое воскресенье, чей – то официальный производственный праздник,  а гражданских  надо поддерживать,  как известно: «Народ и Армия – едины».

И всё бы ничего, да тут «привязалась» муха. Отмахиваться неудобно как то, комбриг подходит (зачем обращать на себя дополнительное внимание). По этому, делаются попытки сдуть её с лица. При очередном выдохе, муха, описав дугу в воздухе, падает крылышками на  плац и беспомощно шевелит лапками. Заметив это, комбриг наклонился и секунд десять смотрел на «жертву». Потом выпрямился и своим громким с хрипотцой голосом сказал: «Дыхни ещё раз, чтобы животное не мучилось!»

Но один случай из своей жизни он рассказывал офицерам без малейшего намёка на юмор. При появлении самолёта, подводная лодка, находясь в автономке, по срочному погружению, прервав зарядку аккумуляторной батареи, ушла на глубину девяносто(!) метров. Минут через двадцать всплыли в надводное положение. Командир Кап. 3 ранга Комаров поднялся на мостик, осмотрел носовые курсовые углы (целей не было) и собирался было закурить. Но повернувшись в сторону кормы – ОСТОЛБЕНЕЛ: перед ним, в свете звёзд и молодой луны, в районе шахты РДП в полный рост стоял «человек» широко раскинув руки (вспомним про 90 метров)! Не отрывая взгляда от «пришельца», была дана команда по «Каштану»: «Проверить наличие личного состава в отсеках!»  Доклад: «Личный состав полностью». Повторная команда – Доклад такой же.

В итоге: Привязанная к выдвижному устройству роба (куртка и штаны) изобразила «нечто», а морской ветер обеспечил объём и движение.

Об эмоциях командира далее говорить не будем, а вот на вопрос:«Зачем привязали?», ответит любой подводник Магаданской бригады: «Стирать!».

Технология стирки простая.  Покрепче привязал грязную робу к леерам рубки и через сорок часов отвязал чистую, не затратив ни мыла, ни пресной воды (в походе это дефицит: 3,5-4 литра в сутки на душу, с учётом супа, компота и мытья посуды). К тому же и полоскать не надо. Во время зарядки АБ, высушил на теплом работающем  механизме (дизеле, моторе или преобразователе).  А если ещё и помылся сам тёплой забортной водой от дизеля, одел чистые одноразовые майку и трусы, а сверху сухую выстиранную робу – то начинал себя чувствовать «белым человеком».

Что касается сушки белья на дизеле, то возможно эта «уступка» мотористов была не для всех. Утверждать категорически не буду, но знаю, что благодаря начинающим «предпринимателям» вход в подводный гальюн пятого отсека для некоторых членов экипажа был платный (как по стране, начиная с девяностых). Такса – Суточная норма шоколада для моряка – подводника.

Кстати для справки. В случае  выхода всех подводных гальюнов из строя, наши подводники не сдавались. Выручали пустые банки из под регенерации. Всё «наработанное» заливалось небольшим количеством солярки. При этом неприятный запах сельского туалета в отсеке уже не чувствовался. Заполненные банки удалялись с подводной лодки в надводном положении по штатной команде: «Выбросить мусор!».  И поход продолжался.

Справедливости ради, надо отметить, что душ из морской воды (без последующего споласкивания пресной) у многих подводников вызывал сильнейшую аллергию. В этом случае помогал доктор – вводил внутримышечно «противоядие». Помогало.  И даже в следующем случае.

В очередную автономку к нам на С-176 был прикомандирован лейтенант  Сергей командиром моторной группы. Через две недели он пожаловался корабельному врачу на зуд кожи левой руки. На вопрос для определения диагноза: «Какой водой ты моешься»? – ответ – «Никакой». «Серёжа, это грязь. Помойся и всё пройдёт»! Но Серёжа ещё больше разволновался. Говорил, что у него скоро рука вообще отвалится, а нехороший лекарь ничем не хочет ему помочь. Дело принимало «серьёзный» оборот и могло дойти аж до самого замполита. Один из присутствующих офицеров посоветовал доктору: «Да сделай ему укол от грязи…». Врач всё понял. Обслужил клиента. Серёга успокоился. Не знаю, начал ли он после этого мыться, но до конца похода в мед. помощи больше не нуждался.

Подводники знают, что при всплытии есть вероятность столкновения с другими (как они говорят) целями. А если по каким то причинам ПЛ всплывает «в слепую»,то такая вероятность увеличивается многократно. При отработки элементов задачи №2  на «С-365» акустик не услышал траулер, лежащего в дрейфе. В перископ, почему то, тоже не заметили. А когда всплыли, он оказался на траверсе в дистанции меньше кабельтова. Однако командование не растерялось, и удивлённые рыбаки услышали: «Мужики, рыбкой не угостите?» Сделка: два ящика свежей рыбы на две бутылки корабельного «шила», прошла успешно. Лодка погрузилась. А рыбаки возможно отметили: «Вот профессионалы! Ювелирно работают». 

Вернёмся опять к быту.  Оказавшись командиром БЧ-5 на ПЛ пр 613 на Балтике в автономке, я ознакомил экипаж с технологией стирки робы (про это они почему-то не знали). Было указано, что бельё надо привязывать к лееру рубки не ближе одного метра от ветро отбойного козырька. И как говорится – процесс пошёл. Без замечаний шёл дней десять. Но при очередном всплытии на сеанс связи, командир посмотрел в поднятый перископ – а там темно как в … мешке без фонарика.  Насколько можно, быстро перешли на второй перископ (всё это время визуально были слепы). Ситуация более чем щекотливая! Ночью всплыли (внепланово). Оказалось, одному хлопцу не хватило места на леерах, и он привязал свою робу за головку зенитного перископа (!). Виноват, конечно, вахтенный офицер, но отвечать пришлось бы всему экипажу. И хотя всё обошлось, командир дальнейшую стирку запретил.

Потому что любая поправка на дурака не всегда срабатывает!

Автор статьи: Александр Акаев.