171 ОБрПЛ, Марчекан. Фото Курганова.
С морем шутить не принято, тем более, если это море Охотское в осенний период. Но случаи бывают…
Вдали от берегов Охотского моря, лагом к волне по воле ветра, явно не по намеченному курсу, перемещается большое судно, без каких либо признаков жизни (хода нет, все огни погашены, дым у трубы с красной полосой /принадлежность судна к СССР/ отсутствует).
Это не «Летучий Голландец». Это большой морозильный траулер (БМРТ) приписанный Магаданскому Рыбному Порту, оказавшийся в данной ситуации, поведанной автору третьим штурманом (в этом эпизоде могут быть технические неточности).
В момент перехода с одной расходной топливной цистерны на другую, остановились все работающие дизеля. Все лампочки погасли. Аварийное освещение не включилось.
Не проверив отсутствие воды в топливе (даже для молодого моториста с ПЛ – это святое), машинная вахта пыталась запустить дизель-генератор, пока запас воздуха в баллонах не достиг 16 кг/см2. Компрессор, с приводом от «пердячего пара» (ручной привод), за два часа работы поднял давление до 13 кг/см2. Это означало, что хода, света, отопления, горячей пищи и чая – не будет.
Оставалась только одна надежда – радиостанция. Но при её включении стрелка на приборе контроля питания сразу уходила влево от красной черты и останавливалась недалеко от 0 Вольт!
Аккумуляторы питания станции демонтировали со штатного места, занесли в более тёплое (в радиорубку) и через некоторое время они стали что-то выдавать. Радист с помощью ключа и азбуки «Морзе» начал передавать:- «SOS, координаты: Ш.Д, судно …… без хода. Требуется помощь!».
В эфир передатчик успел передать только «SOS» и больше признаков жизни не подавал.
В С Ё!
Экипажу оставалось только ждать Чуда и надеяться, что Удача их не покинет.
И это произошло. ВОЕННЫЕ операторы Службы Слежения определили координаты слабого сигнала «SOS». В Точку были направлены ближайшие суда. БМРТ был оживлён подачей энергии от «спасателя» и самостоятельно продолжил движение.
Обошлось без особых жертв. Больше всех пострадал Старший Механик (Дед) – его лишили рабочего диплома («разжаловали» в мотористы).
Но безалаберность на воде чаще заканчивается трагедией.
Случай, о котором далее пойдёт речь, произошёл в ВОСКРЕСНЫЙ(!) сентябрьский вечер в 1982-83 года.
Бухта Нагаева. Вечереет. С моря дует ровный умеренный ветер, разгоняя почти 30-40 сантиметровую волну. Трое рыбаков-любителей возвращаются на катере типа «Казанка» (возможно «Прогресс») после воскресного отдыха, предварительно хорошо «отметив» результаты улова. Метров за триста до тральщиков в баке заканчивается бензин (пустой бак через некоторое время прибивает ветром к берегу), мотор глохнет. Катер разворачивает лагом к волне и переворачивает. Корма, увлекаемая вниз подвесным мотором «Вихрь», тонет и на поверхности остаётся только нос катера, за который удерживаются на поверхности воды рыбаки. Хмель под действием холодной морской воды быстро проходит и люди во всю мощь своих лёгких взывают о помощи (самостоятельно в холодной воде и одежде до берега не добраться).
Вахтенный у трапа тральщика, услышав крики о помощи, попавших в беду людей доложил по команде о случившемся. Через некоторое время информация дошла до старшего «обеспечивающего» на отряде тральщиков – Заместителя Командира Корабля по полит. части и старшего по другому тральщику – мичмана (фамилию автор к сожалению не знает). Зам вышел на бак, удостоверился в правдивости информации от вахтенного, судя по всему, запретил использовать корабельную шестивесельную шлюпку (которую уже начали спускать) и ушёл к себе в каюту. Туда, разумеется, вбежал и товарищ МИЧМАН. Какой там был разговор – автору неизвестно, но начальник всегда прав, так как несёт ответственность за подчинённых.
В этом месте сделаем «рекламную паузу» — как сейчас принято.
Автор, будучи курсантом первого курса Военного училища, был участником шлюпочного похода (две шлюпки) по маршруту «Ленинград — Беломорск» летом 1970 года и утверждает, что шлюпка под вёслами намного устойчивее других подобных плав. средств с мотором и при большей волне, чем была в тот день в бухте Нагаева.
Вернёмся в б. Нагаева. Чувствуя себя ПРАВЫМ, но оказавшись в «тупиковом» положении (« …… оглоблю не перешибёшь!»), тов. Мичман начал искать пути спасения утопающих, при этом, не нарушая устав. На плавпирсе он увидел Дежурного по Живучести ПЛ, который, проверив лодки с одного борта пирса, переходил на другой. Коротко рассказав суть дела, он попросил совета.
Всё, что происходит в акватории бухты, должен знать Оперативный Дежурный – ему сразу и позвонили. На другом конце подняли трубку и мы услышали:
— Помощник Оперативного дежурного, старший лейтенант ШИШКИН слушает вас.
— Саша (офицеры были с одной лодки, С-176), тут люди — рыбаки тонут. Что делать?
— СПАСАТЬ!
Теперь «оглоблю» можно было переломить словами: — «Оперативный дежурный ПРИКАЗАЛ СПАСАТЬ ЛЮДЕЙ» (типа: за вас, замполит, ответственность взяли другие), и МИЧМАН побежал возглавлять операцию спасения. На случай, подтвердить приказание ОД, дежурный по живучести пошёл на тральщик. Гребцы уже были в шлюпке, но не гребли, а выбирались опять на корабль, как чуть позже выяснилось – за спасательными жилетами (зам проследил).
Наконец, с задержкой примерно на 20-30 минут после доклада вахтенного у трапа о происшествии, шлюпка двинулась на максимально возможной скорости против волны и ветра к месту, где голосов уже не было слышно.
Не успела шлюпка вернуться, на пирс уже на «буханке» прибыл дежурный врач по команде ОД. Уже почти стемнело, когда шлюпка прибуксировала «пустой» затопленный катер и одного спасённого. Он находился на рыбинах перед передней баночкой, что-то мычал и «грёб» руками (как будто плыл). «Выхлоп» перегара от спасённого не дал доктору подойти близко, но врач определил и так – «Этот жить будет! Есть, кто ни будь ещё?». «Нет – ответил тов. МИЧМАН, управляющий шлюпкой – Этого и то из под воды багром достать успели».
Спасённого отвезли на санитарке в сторону «Пентагона». Шлюпку подняли на штатное место. На утреннем докладе, как и положено, Комбрига Комарова оповестили о данном факте. На бригаде ПЛ это прошло, как рядовое событие.
Были ли сказаны слова благодарности военнослужащим, участвующим в спасение утопающих – не знаю. Официально наказанных не было.
На девятый день после описанного случая, на берег в траурной одежде пришло три женщины: двое помоложе и одна преклонного возраста. Слёз уже не было. Так уж устроена жизнь – любая трагедия всегда затрагивает женщин.
С морем шутить не принято. Но если кто-то ещё не понимает и испытывает порой судьбу – рассчитывайте в основном только на себя, а не на Чудо. В данном случае ЧУДО – самоотверженные поступки других людей, часто похожие на подвиг. Но такие люди не всегда могут оказаться рядом и успеть прийти вам на помощь. А если и окажутся, то им могут помешать.
Прошло почти 35 лет. Товарищу МИЧМАНУ сейчас более 70 лет. Если жив – низкий поклон и долгих лет жизни. Гребцам-спасателям сейчас примерно по 55-56 лет. Отзовитесь мужики! Назовите имена героев для истории Магадана (автор их просто не знает).
Удачи ВСЕМ!
Автор: Александр Акаев.