А.И. Вельмер. Небо Колымы

Пилоты А. Вельмер ( слева) и Н. Кузнецов.

Большой трудовой и политический подъем у магаданских авиаторов вызвало сообщение о созыве XVIII съезда КПСС. Пилот Вельмер и бортмеханик Кириленко на партийном собрании обязались в подарок XVIII съезду партии досрочно закончить реконструкцию мотора и оборудования самолета тяжелого типа Х-99 и испытать его в воздухе. 29 января самолет, пилотируемый А.И. Вельмером, поднялся в воздух.

Пробный полет дал хорошие результаты. Это было крупной победой авиаотряда, т.к. самолет был необходим для производства глубокой ледовой разведки шедшему из Владивостока каравану судов каравану судов «Белоруссия», «Беломорканал», «Комсомолец», «Красин» и другим. Затем Вельмер вылетел на ледовую разведку и обеспечил проводку в бухту Нагаева Сталинского каравана.

Александр Иванович Вельмер прошел суровую школу жизни. Родился в 1899 году в Ташкенте в семье кузнеца. С 11 лет поступил учеником в слесарную мастерскую. В феврале 1918 года добровольно вступил в ряды Красной Армии, участвовал в боях с басмачами и белогвардейцами. С 1921 года Александр Иванович направляется в Туркестанскую ЧК. В 1924 году он бортмеханик «Добролета» в Ташкенте. В этом же году он вступает в ряды Коммунистической партии.

В те годы летчикам часто приходилось выполнять ответственные боевые задания по розыску и уничтожению басмаческих банд.

В 1928 году вместе с известным ныне летчиком Героем Советского Союза М.Т. Слепневым Вельмер успешно выполнил задание по розыску скрывавшихся в пустыне Кара-Кум банд Джунаид-хана. Обнаружив бандитов, самолет указал путь бойцам Красной Армии и помог им ликвидировать банды. За этот подвиг Александр Иванович был награжден орденом Красного Знамени. Работал летчиком, он в 1929 году участвовал в первом перелете в высокогорный Памир и оказывал огромную помощь органам госбезопасности, пограничникам в окончательной ликвидации басмаческих банд. В мае 1930 года за отличное выполнение заданий ЦИК Узбекской СОР награждает его орденом Трудового Красного Знамени, а в августе этого же года орденом Трудового Красного Знамени его награждает ЦИК Туркменской ССР.

С 1937 года А.И. Вельмер — пилот агитэскадрильи имени Максима Горького, где он также выполнял важные правительственные задания. В дни избирательной кампании Александру Ивановичу поручили ответственное задание по выборам в Верховный Совет Киргизии. В письме Председателя Президиума Верховного Совета Киргизской ССР от 28 июля 1938 года на имя командира особой агитационной эскадрильи имени Максима Горького отмечалось, что экипажем самолета в составе командира-пилота Вельмера и бортмеханика Ефишева проведено 23 митинга с охватом 80 тысяч человек, распространено огромное количество листовок, плакатов, литературы.

Пароход «Декабрист».

Пароход «Декабрист».

7 декабря 1938 года на пароходе «Декабрист» Александр Иванович прибыл в Магадан пилотом в авиацию Дальстроя.

Среди магаданских летчиков Александр Иванович Вельмер пользовался большим авторитетом. Коммунисты авиаподразделения избрали его своим вожаком.

Летающая лодка МБР-2 (МП-1). В кабине Александр Вельмер.

Летающая лодка МБР-2 (МП-1). В кабине Александр Вельмер.

В авиаколлективе был такой случай. Единственным пилотом, летавшим зимой на морском самолете МП-1, был Фастрицкий, который выехал в Москву. Когда же понадобилось вести разведку состояния льдов, летчика для самолета не оказалось. Тогда А.И. Вельмер самостоятельно освоил МП-1, хотя раньше никогда на таком самолете не летал, и успешно провел ледовую разведку.

Летающая лодка МБР-2 (МП-1) на аэродроме в бухте Нагаева.

Летающая лодка МБР-2 (МП-1) на аэродроме в бухте Нагаева.

Именно ему была оказана честь доставить в феврале 1939 года из Магадана делегатов на 1-ю Хабаровскую краевую партийную конференцию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *