Развитие трудового коллектива авиаторов Магадана

Василий Александрович Борисов — подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского СоюзаВ марте 1949 года Магаданское авиаподразделение реорганизовали в авиагруппу, которая в 1952 году была преобразована в Управление воздушного транспорта Дальстроя. В октябре того же года Управление возглавил Герой Советского Союза Василий Александрович Борисов.  После окончания  Саратовского авиационного техникума (1933), Тамбовской летной школы гражданской авиации (1935) по личной просьбе В.А. Борисова отправили на Дальний Восток. В качестве пилота  Дальневосточного управления ГВФ он летал по трассам Хабаровска, Приморья, Камчатки, набираясь опыта и профессионального мастерства пилотирования в сложных северных условиях.  С июля 1941 года – командир эскадрильи специальной группы Аэрофлота по перегонке самолетов на фронт. Специальная группа ГВФ – это перегоночная дивизия ГВФ, обслуживавшая воздушную трассу Аляска – Сибирь, по которой, выполняя ленд–лизовское соглашение,  США поставляло американскую авиатехнику в СССР. Тогда–то В.А. Борисов познакомился с небом Колымы и Чукотки.  Однако с января 1942 года В.А. Борисов уже в рядах Военно–Воздушных сил страны. Он один из первых летал на Берлин в 1942 году бомбить вражескую столицу и другие стратегические военно – промышленные объекты Германии.. Командуя звеном 750-го авиаполка 17-й дивизии авиации дальнего действия к июлю 1942 года  майор Борисов совершил 80 боевых вылетов  на бомбардировку важных стратегических объектов в тылу противника, всего за годы войны на боевое задание вылетал более 300 раз. Звание Героя Советского Союза заслужил 31.12.1942 г.  С 1946 года подполковник Борисов в запасе. Работал в системе  МВД СССР.

В 1954 году Совет Министров СССР обязал Главное управление ГВФ представить в Правительство  положение о передаче авиации Дальстроя  в ведение ГУ ГВФ, а также:

  1. обеспечить перевозку  пассажиров на линиях Хабаровск – Магадан – Чукотка, Якутск – Магадан и на линиях от Магадана на восток и север только на самолетах, имеющих отопление.
  2. установить с 1955 года систематические полеты из Магадана в Батыгай, Эгвекинот, Эвенск, бухту Лаврентия, Марково, Анюйск, Анадырь и Апапельгино.
  3. разработать и провести мероприятия по улучшению обслуживания перевозок пассажиров  на авиалиниях Магаданской области, особенно в период отпусков трудящихся.

Ил-14 — советский поршневой ближнемагистральный двухдвигательный самолётВ.А. Борисову пришлось заниматься вопросами качественной работы Магаданского авиапредприятия, и как результат, 10  марта 1954 года открыли регулярный рейс Москва – Магадан, совершаемый самолетом ИЛ-14 за 48 часов. Как тут не вспомнить экипаж пилота Н.Т. Кузнецова, совершившего 8 сентября 1939 года  первый рейс на пассажирском самолете по этому маршруту. Правда, им потребовалось для выполнения рейса 10 дней.

В 1955 году приказом Главного Управления ГВФ в состав Магаданской авиагруппы включили 185-й, 149-й, 159-й авиаотряды; аэропорт Магадан 1-го класса, аэропорт 3-го класса Сеймчан; аэропорты 4 –го класса Петропавловск, Елизово, Марково, Гижига, Каменское, Омсукчан,  Северо – Эвенск, Залив Креста, Певек, Байково, Омолон и авиационно – ремонтный завод  № 73 на 13 км Колымской трассы. Командиром авиагруппы  назначили В.А. Борисова. Он был не только управленцем, но в числе первых  освоил в Магадане вертолет МИ-4. При нем построили в 1956 году и сдали в эксплуатацию аэровокзал на 13 км, открыли новые авиалинии: Магадан – остров Врангеля, Магадан – Чайбуха – Марково – Анадырь.

Реально в июле 1957 года Магаданскую авиагруппу выделили из состава Дальневосточного территориального управления и подчинили непосредственно Главному управлению ГВФ, в ее состав вошли 159-й, 185-й, 194-й авиаотряды; аэропорт 3-го класса Берелех, аэропорт 4-го класса бухта Лаврентия, Гижига, Залив Креста, Кедон, Магадан – 47 км, Марково, Каменское, Омолон, Танюрер, Уэлькаль; аварийно – спасательная авиаэскадрилья; авиаремонтный завод. До 1958 года В.А. Борисов – командир Магаданской авиагруппы Дальневосточного  ГУ ГВФ. С 1959 года  опытный летчик  В.А. Борисов возглавил международный аэропорт  Шереметьево, через два года – работает в Полярном управлении Аэрофлота, побывал на Северном и Южном полюсах. Участвовал в групповом перелете вертолетов на Северный полюс без сопровождения самолетов. В 1968 году удостоен звания «Заслуженный пилот СССР», награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, многими медалям СССР. Много лет жил в  Подмосковье.

Для совершенствования знаний и практики летно–подъемного состава в Магадане организовали специальное учебно–тренировочное подразделение, которым командовал с 26 ноября 1957 года Николай Васильевич Кирсанов. После окончания Тамбовской летной школы ГВФ (1940) он приобретает необходимый опыт летчика. В  годы Великой Отечественный войны активный ее  участник. За время службы в орденоносном Берлинском авиаполку ГВФ заслужил два ордена Отечественной войны, медаль «Партизан Великой Отечественной войны» 1-й степени. С 1947 года работал в магаданской авиации, заслужив здесь орден Трудового Красного Знамени и звание заслуженного пилота СССР.

К 1959 году Магаданский аэропорт значительно увеличил объемы перевозок. По налету тонно–километров – в 2,1 раза, по количеству рейсов авиации специального назначения – почти в 3 раза, по отправкам пассажиров – в 1,8 раза, почты – в 1,9 раза, грузов – в 8,7 раза. Накопившийся опыт позволил освоить новые авиатрассы, лучше обслуживать потребности молодой Магаданской области.

Сотни тысяч северян перевез надежный Ил-18 из Магадана на «материк» в 60–70-е годы ХХ века.Ан-10 в аэропорту «Магадан». 60-е годы XX века.3 февраля 1960 года в магаданском порту впервые приземлился самолет АН – 10, совершивший технический рейс из Хабаровска. Продолжительность его полета составила 2 часа 30 минут. 20 декабря того же года по северной трассе через Тикси в Магадан прибыл лайнер ИЛ-18. Уже 12 января 1961 года рейсом ИЛ – 18 начали регулярное воздушное сообщение Москвы и Магадана. Продолжительность полета тогда составила 14 часов 30 минут. Это было значительное достижение магаданской авиации, так как эта линия сократила воздушный путь до Москвы почти на 2000 км, и пассажиры без пересадки  с одного самолета на другой за 15 часов прибывают к месту назначения.

С 25 февраля 1961 года открылись регулярные рейсы на самолетах АН-10 по маршруту Магадан–Хабаровск. Если раньше полет по этому маршруту на ИЛ-14 занимал 8 часов с несколькими посадками, то на  АН-10 всего 2 часа 45 минут.

Именно на этом самолете ИЛ-18 Любовь Уланова установила несколько мировых рекордовСлева направо: второй пилот Валентина Слободская, бортрадист Ольга Петрова, командир корабля Любовь Уланова, штурман экипажа Галина Козырь, бортинженер Валерия Попова на аэродроме «Внуково».Стремление совершенствовать эксплуатацию северных воздушных авиалиний продемонстрировал женский экипаж самолета ИЛ-18, пилотируемый 11 октября 1967 года Л. Улановой, В. Слободской, Г. Олехнович, В. Поповой, М. Адаменко. Впервые в истории советской авиации они совершили беспосадочный перелет по маршруту Москва – Магадан, преодолев расстояние в 6270 километров за 10 часов 17 минут.

 Из книги «Воздушные ворота Колымы» Д.И. Райзман

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *