Новая жизнь Сокола

Жизнь требовала от авиаторов расширения услуг населению, народно–хозяйственному комплексу Магаданской области. В сентябре 1974 года авиаторы Сокола принимают впервые пассажирский рейс турбореактивного самолета ТУ–154, а в июне 1979 года осуществляют первый пассажирский беспосадочный рейс по маршруту Магадан – Иркутск.

Ил-62 в аэропорту города  Магадана.Но эксплуатация новых авиамашин потребовала реконструкции аэродрома. Еще в 1977 году началась подготовка к реконструкции  аэропорта Магадан для приема  межконтинентального лайнера, флагмана “Аэрофлота”, пассажирского самолёта ИЛ-62. Через год трест «Промстрой» Главсеверовостокстроя начал работы по реконструкции  взлетно–посадочной полосы зданий соответствующих наземных служб.  Руководил стройкой инженер В.Н. Пучков. Умелая организация работ, активная помощь заместителя  председателя облисполкома Е.М. Виноградова  обеспечили досрочное (почти на два года) окончание работ. И 13 декабря 1980 в Магаданском аэропорту  приземляется  первый самолет ИЛ-62, командиром которого был пилот Чураков.

Досрочное выполнение пускового комплекса аэропорта (без прекращения рейсовых полетов ИЛ-18, АН-12) было результатом напряженного труда коллектива авиаторов Магадана и  мастерства работников управления № 4  треста «Промстрой».  Во многом это заслуга командира авиаотряда Н.Ф. Прокопенко, заместителя начальника Магаданского управления ГВФ И.В.Бородулина, начальника отдела капитального строительства Г.А. Денисевича, М.С. Макарова, И.М. Попова, С.Р. Прусакова. Значительную помощь строителям оказал комсомольско–молодежный отряд «Взлет».

Памятник у аэропорта «Магадан-56» Ан-12Памятник Ан-12 в аэропорту «Магадан-56»20 мая 1979 г. на привокзальной площади аэропорта «Магадан-56» на Ленинском субботнике установили памятник трудовой славы – самолет АН-12 с бортовым номером 11355, один из первопроходцев северных трасс. Памятник был установлен в честь памяти о предшественниках современной магаданской авиации и тружениках аэродромного обслуживания.  Зарегистрирован как памятник 4 июня 1965 года.

Установка в качестве памятника именно АН-12 более чем уместно, потому что без этой машины освоение севера в 1960-е – 1970-е годы представить себе трудно. Как доказательство эффективности применения авиации в народном хозяйстве можно рассматривать факт того, что летом 1980 года бульдозерный парк Билибинского горно–обогатительного парка  пополнился восемью машинами марки Т-130. Их доставили из Магадана мощными лайнерами АН – 12.

Неутомимый труженик Ил-18 и сегодня прилетает в Магадан. Июнь 2008 года.Ту-154БС 14 декабря 1980 года лайнеры ИЛ-18 стали совершать регулярные беспосадочные рейсы из Магадана в Москву  на расстояние в 10 тысяч километров, и   21 октября 1981 г.  рейсом Магадан – Новосибирск открыли пассажирские полеты самолета ТУ-154. В январе 1982 года экипаж самолета ТУ–154 совершил первый рейс по маршруту Хабаровск – Магадан – Анкоридж, с октября 1981 года самолет обслуживали специалисты Магаданского управления гражданской авиации. 1982 год был годом активного освоения новых воздушных линий. С февраля ИЛ-62 совершал перевозки грузов и пассажиров по маршруту Москва – Магадан, в мае – июне освоили трассу Магадан – Донецк.

Президиум Верховного Совета СССР высоко оценил труд Магаданского объединенного авиаотряда МУГА, наградив его 4 февраля 1983 г.  за большие успехи, достигнутые в выполнении планов по перевозке пассажиров и грузов,  применению авиации в народном хозяйстве  и освоении новой авиатехники орденом Трудового Красного Знамени.  Ранее в марте 1981 года ордена и медали СССР получила группа наиболее отличившихся специалистов аэропорта за участие в  реконструкции  взлетно–посадочной полосы.

В том 1983 году годовая программа Магаданского авиаотряда была завершена досрочно, к 22 декабря, немалая доля в этом коллектива аэропорта «Магадан–56» (Сокол).

Ил-76 — советский и российский тяжёлый военно-транспортный самолёт, разработанный ОКБ ИльюшинаКонец года ознаменовался получением в октябре 1983 г. Магаданским авиаотрядом нового самолета ИЛ-76, который за один рейс перевозит такое количество грузов, для которого потребовалось бы 4 самолета АН-12, но с большей скоростью и экономичностью. ИЛ-76 пилотировал экипаж в составе  старшего пилота – инженера  М.А.Уманского, командира корабля А.А. Кавунова, второго пилота В.П. Бруянова, бортинженера Е.Н. Мака, штурмана Е.Н. Есина. Рейсы этого самолета выполнялись в Анадырь и Хабаровск.

Одновременно выполнялись рейсы на местных воздушных линиях. Например,  в апреле 1984 года  пассажиров известили, что введен авиарейс Магадан – Усть–Омчуг – Магадан, выполняемый ежедневно на самолете АН-2. Вылет из Магадана – в 02 часа 00 минут, вылет из Усть–Омчуга – в 03 часа 30 минут московского времени. Продолжительность полета – 01 час 10 минут. Стоимость билета 14 рублей.

В апреле 1984 года экипаж ИЛ-76 освоил трассу Магадан – Марково, этот самолет постоянно базировался в аэропорту Сокол с августа 1983 года.

Александр Ермолаевич Башлачев. Командир МОАО с 1984 года. 1991—2006 гг. – директор ФГУП «Аэропорт Магадан».В истории гражданской авиации СССР назначение в 1984 г. Башлачева Александра Ермолаевича  на должность командира МОАО было беспрецедентным  – ранее на эту должность назначались только лица из числа командно–летного состава. Он закончил Высшее авиационное училище ГА (1970), трудовую деятельность на Севере начал с октября 1970 г. в должности инженера по эксплуатации аэропорта Чай- буха. С 1972 по 1975 год – начальник аэропорта Чайбуха. С 1975 г. – назначен старшим инженером-инспектором по безопасности полетов МОАО и далее замещал в МОАО различные должности: начальник штаба МОАО, заместитель командира 181-го ЛО по политико–воспитательной работе, первый заместитель командира МОАО. Родоначальник трудовой династии  авиаторов: жена Светлана Ивановна, ветеран гражданской авиации Северо–Востока, сын Андрей, майор ВВС и невестка Наталья – работают ныне в аэропорту «Магадан-56 км». А.Е. Башлачев награжден знаком «Отличник Аэрофлота», занесен в энциклопедическое издание «ХХ век. Гражданская авиация в лицах»,  избирался депутатом Магаданской областной Думы.

Январь 1985 года стал началом регулярных рейсов турбореактивного лайнера ТУ-154С  по маршруту Магадан – Певек, чему немало радовались горняки Чукотки, да и все население запада округа. Другой тяжелый самолет ИЛ-76 стал летать по маршруту Магадан – мыс Шмидта в январе 1986 года. Чукотка становилась ближе к  промышленным и культурным центрам страны.

В мае 1984 года магаданские летчики освоили трассу Магадан – Ташкент, в результате чего свежие фрукты чаще попадали северянам.  Южные курорты стали доступнее северянам, благодаря открывшимся новым авиа- линиям: Магадан – Минводы (май 1987 г.), Магадан – Иркутск – Алма–Ата (январь 1989 г.).

В марте 1987 г. летчики Сокола освоили местную авиалинию: Магадан – Талая. Всесоюзный курорт «Талая» стал более доступен для жителей Колымы и Чукотки, немало отдыхающих из Якутии так же могли  пользоваться достопримечательностями Талой.

Летный состав зависит во многом от профессионального труда и внимания работников  авиационно–технической базы.  И потому с чувством благодарности тепло относятся к работе авиатехников.  Для всех радостью было сообщение о том, что в 1988 году авиатехник  –  бригадир 2-го МОАО (магаданского объединенного авиаотряда), базировавшийся в поселке 13 км, единственный из многолюдного состава технического персонала аэропортов Магаданской области,  Анатолий Михайлович Чуб был удостоен Государственной премии СССР.

Магаданский Ту-154,  он был сфотографирован в аэропорту Сиэтла.В феврале 1989 года с помощью магаданских авиаторов открыли «воздушный  мост» через Берингов пролив, когда пассажирский самолет ТУ–154 Магаданского управления гражданской авиации впервые за послевоенные годы пересек с этой стороны  воздушную границу между нашими государствами. Тот уже исторический  рейс выполнил экипаж, специально  прибывший для этого из Москвы. Через два  года полеты через  Берингов пролив  стали обычным явлением. Их выполняют экипажи магаданских летчиков, прошедших специальную трехмесячную подготовку с изучением английского языка и получившими право работать на международных линиях.

Магаданский авиаотряд располагал в 1991 году  целым парком самолетов, оборудованных для полетов за рубеж. Это пассажирские машины ТУ-154 на 130 мест и АН–24, берущий на борт 30 человек, а также самолеты,  предназначенные для перевозки разных грузов. Самый большой из них ИЛ-76 берет на борт от 42 до 46 тонн, АН–12  может привезти 12 тонн груза.

Одним из опытных пилотов АН-24 был Ю.Ф. Сапаев. Бывший ученик средней школы №1 г. Магадана, отличный спортсмен, отличавшийся в футбольных и хоккейных баталиях, он закончил Кременчугское летное училище. Начинал свой воздушный путь с полетов на труженике АН-2. Через полтора года стал звеньевым, через три – заместителем командира эскадрильи. Летал много и успешно. Местные авиалинии знал превосходно, ориентируясь в самых сложных метеоусловиях Колымы и Чукотки. Окончил три курса Ленинградской академии ГА Ему неоднократно предлагали  командные должности, но он предпочел быть просто пилотом, заслужив звания пилота 1-го класса, отличника Аэрофлота, орден Трудовой Славы 111 степени. До выхода на пенсию Юрий Сапаев работал инспектором, инструктором тренажера. Светлана Сапаева говорила о своем муже: «Казалось, умел все – отремонтировать любой прибор или механизм, сделать ремонт в квартире, уложить кафель, даже сшить что – нибудь. Любил свою семью, своих друзей, которые платили ему тем же».

Таким же тружеником северного неба был и вертолетчик М.Ю. Валеев, так же бывший магаданский школьник. Любовь к авиации формировалась у него в авиамодельном кружке Магаданского Дома пионеров. Главным судьей детских соревнований часто выступал Герой Советского Союза В.А.Борисов, командир Магаданской авиагруппы ГВФ. Да и не только юных  конструкторов, будущих  авиаторов он судил. В 50-60–е годы в Магадане  популярен был футбол, особенно встречи между двумя ведущими командами: «Водник» (Нагаевский торговый порт) и «Крылья Севера». Я помню, как перед самой игрой, в центре городского стадиона садился вертолет МИ-1, выходила судейская коллегия во главе с В.А. Борисовым и начинался захватывающий матч. В таких соревнованиях участвовал и Юрий Сапаев.

Ми-6 — первый в мире вертолет серийного производства, оснащенный двумя турбовальными двигателями со свободной турбинойМарсель Валеев после 7 класса поступил в школу рабочей молодежи и одновременно приступил к работе во 2-ом Магаданском отдельном авиаотряде, размещавшемся на 13 км. Но вскоре перебрался в Анадырь, где тоже работал в аэропорту, обслуживая самолеты. В 1959 году его призвали в армию, служил в Провидении на Чукотке. Там увлекся общественной работой, занимался комсомольской деятельностью. Видимо, поэтому после демобилизации, стал инструктором Ольского райкома ВЛКСМ. Однако, стремление получить авиационную специальность привело его в 1963 г. в Выборгское авиационно–техническое училище, по окончании которого он вернулся в свой 2-й объединенный авиаотряд на 13 км. Обслуживал АН-2 и вертолеты. Однажды в 1968 г. участвовал в перегоне новой мощной транспортной машины МИ-6 из Ростова на Дону в Магадан. Но только в 1971 году он стал бортмехаником экипажа вертолета МИ-4. Летал с опытными командирами кораблей  Б.Н.Чашиным, А.А.Ракитиным и был благодарен им за советы и помощь. Бывал по Колыме и Чукотке, на Камчатке в самых отдаленных местах, попадал и в аварийные ситуации. Выручали профессионализм, мужество, находчивость, взаимопонимание коллег и преданность северному небу, которому посвятил всю свою трудовую жизнь.

Такие специалисты, как Ю.Ф. Сапаев и М.Ю. Валеев, украшали магаданскую авиацию.

Решение о регистрации государственного предприятия «Аэропорт Магадан»К 1991 году в состав Магаданского управления гражданской авиации входит 6 крупных авиапредприятий, в том числе Магаданский объединенный авиаотряд, Второй Магаданский объединенный авиаотряд, Сеймчанский объединенный авиаотряд, Анадырский объединенный авиаотряд, Чаунский объединенный авиаотряд и Билибинский объединенный авиаотряд. В состав этих авиаотрядов входило 18 приписных аэропортов.

Последующие годы перестройки рыночных отношений в стране сказались на структурных авиаподразделениях в Магаданской области. На базе Магаданского объединенного авиаотряда создаются 7 марта 1991 г. государственные авиапредприятия: «Северо–Восточные грузовые авиалинии» с самолетами Ан-12, ИЛ-76, Ан-24; «Полет» с самолетами «Ту–154»; авиакомпания «Магадан – Аэрогруз» с самолетами АН-12 и ИЛ–76.

16 июля 1991 года на основании решения трудовых коллективов из состава ГП «Северо–Восточные грузовые авиалинии» выделяется авиаэскадрилья самолетов  АН-24 и на ее базе организуется  авиапредприятие «Колыма – Авиа»; Магаданский объединенный авиаотряд  реорганизован (разделен на несколько самостоятельных предприятий), в результате чего создано государственное предприятие «Аэропорт Магадан».

2 июня 1991 года аэропорт Магадан приобрел статус международного. После проведения реконструкционных работ здесь стали принимать  большинство отечественных самолетов, включая  ТУ–204–100, Ту–214, АН–72, АН-74, а так же Боинг–727.

1 мая в Магадане. Колонна авиакомпании «Мавиал»Через три года,  в 1994-ом создали авиакомпанию «Магаданские авиалинии» (МАВИАЛ), базой которой стал поселок Сокол и аэропорт «Магадан – 56». С этого времени авиакомпания осуществляет авиаперевозки по маршрутам Магадан –  Москва, Хабаровск, Владивосток, Иркутск- Екатеринбург – Санкт – Петербург, Новосибирск – Краснодар, Петропавловск – Камчатский, Анкоридж (США). МАВИАЛ являлся одной из самых крупных авиакомпаний России, самолетный парк которой состоял из 9 «Ту-154» и одного ИЛ-62. Она обеспечивала обычно 65% всех пассажирских перевозок. Но это было время перестройки всей жизни бывшего советского общества, где рыночные отношения стали определять эффективность производственной деятельности.

Труд авиаторов Сокола оценивало государство. В 1992 году звание заслуженного работника транспорта РФ было присвоено старшему штурману аэропорта Магадан В.А. Черному, через шесть лет этого же звания Указом Президента РФ был удостоен начальник аэропорта Башлачев А.Е.

13 января 1996 года в Магадан прибыли помощники атташе ВВС США Д.Джонсон и  К. Ноттс с целью изучения готовности магаданского аэропорта к принятию самолета Боинг-747. Выводы они свои сделали, но и магаданцы извлекли уроки из замечаний коллег.

Начальник аэропорта А.Е. Башлачев на вопрос журналистки Е.Андреевой «Как живете?»  искренно ответил: «Жизнь это назвать нельзя, скорее выживание, которое позволяет  сохранить дееспособность порта и коллектива. Это стало возможным  еще в 1991 году, благодаря проведенной реструктуризации, включая передачу объектов жилищно–бытовой сферы и приписных аэропортов бывшего объединенного авиаотряда – Чайбухи, Синегорья и Сусумана на баланс местных властей, оказанию платных  навигационных услуг в общей структуре доходов (аренда помещений, наземный транспорт, услуги РСУ, гостиницы, хранение ГСМ)  составляют в среднем 52%. Доходы от  основного вида деятельности – самолетовылетов – 38%». Главный его вывод: « Начиная с 1997 года аэропорт работает убыточно» заставил многих  задуматься, но в обращении администрации Магаданской области 16 августа 1998 г. – в день воздушного флота России лишь отмечалось: «…Нам хорошо известны  сегодняшние трудности отрасли. Жизненно необходимы  реконструкция взлетно–посадочной полосы и модернизация оборудования аэропорта Магадан, требует замены  парк воздушных судов, нужна помощь малой авиации области. Администрация области держит эти проблемы в центре внимания и будет делать все возможное для поддержания и развития крылатой отрасли…». (Там же)

Уманский Михаил Абрамович . Руководитель Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта.В интервью журналисту М. Ильвесу начальник Северо–Восточного регионального управления Федеральной авиационной службы России М.А. Уманский сказал в июле 2000 года : «У нас были две грузовые авиакомпании, и когда первая из них, Магаданаэрогруз, лет пять назад обанкротилась, то ее работники восприняли это как путевку в рай – тогда еще никто не знал, что это за штука. Но вот пришли туда так называемые внешние управляющие (их еще называют иногда могильщиками)  и за долги все распродали. И только благодаря тому, что мы вовремя  спохватились удалость спасти для области один самолет ИЛ-76 и два АН-12. На их базе и было создано новое предприятие «Магаданавиализинг». Вторая компания «Северо–Восточные грузовые авиалинии»  прошла, казалось, все круги инфляционного ада, но тоже попала под гильотину банкротства. Принятые меры спасения авиакомпании позволили сохранить парк самолетов и теперь у нас летают четыре «ИЛ-76» и два «АН-12».

Заслуги авиаторов «МАВИАЛа» отмечены  дипломом Национальной премии «Крылья России-2001».  Не случайно у работников МАВИАЛа почетные и заслуженные награды: авиатехник Новокшенов С.Ф. получил ордена Красного Знамени, Дружбы народов; второй пилот ТУ–154 – Благодатский Ю.В. – орден Трудового Красного Знамени; авиатехник Емельянов Е.П. – ордена Трудовой славы 2-й и 3-й степени; бортрадист Евдокимов В.С. – орден «За личное мужество»; заместитель главного директора Позднякова Т.Я. – звание «Почетный работник транспорта РФ». Гордость МАВИАЛа – династии авиаторов: Истомины, Греховы, Дрыгины, Ерохины, Карелины, Кузьменко, Кривченко, Троян, Романовы, Ситниковы, Калашниковы, Петровских, Сенченко, Четвериковы, Матюхины, Фомичевы, Муллахметовы, Колесниковы.

Реконструкция взлетной полосы. 2008 год.Завод по производству асфальта для реконструкции аэропорта «Магадан». 2008 год.Постоянной проблемой авиаторов Сокола была взлетно–посадочная полоса. Дело в том, что  под ВПП аэропорта проходит 43 ручья! «Замерзающая вода буквально «шевелит» аэродром: там, где есть линзы, поднимает, а где их нет – опускает полосу, – говорит зам директора по строительству ВВП Николай Рыбицкий.  –Нужно вкладывать миллионы в дальнейшую реконструкцию полосы. Эта работа идет с конца 1990- х годов. Кроме того, «лечат» полосу, то есть заделывают трещины, сколы и выбоины с помощью  современного американского быстросхватывающего спеццемента – « Фастпатча». Он затвердевает в течение 15 минут и принимает прочность достаточную, чтобы выдерживать  нагрузку авиалайнеров.

Первый рейс авиакомпании «S7». 24 мая 2006 года.Рабочие колеса для Усть-Среднеканской ГЭС доставлены в аэропорт Магадан-56 исполинским грузовиком  Ан-124 в 2006 и 2008 году.Тем не  менее, авиаторы Сокола в феврале 2005 года получили разрешение на посадку в аэропорту Магадана сверхтяжелого самолета АН-124 «Руслан». С марта 2005 года начали осуществляться регулярные рейсы авиакомпанией «Якутия» по маршруту Якутск – Магадан. Больше внимания пассажирам аэропорта в Магадане стало в связи с вводом в строй терминала. Наконец, в июле 2006 года начались регулярный рейсы самолета «S7 airlines» по маршруту Москва – Магадан. Новые авиакомпании стали эксплуатировать свои воздушные корабли на северных трассах, обслуживая нужды Магаданской области. Так с июля 2006 года в Магадан из Москвы стали летать самолеты компании «Аэрофлот – Российские авиалинии».

После многократных обращений в правительство, в октябре 2007 года приступили впервые за 40 лет к капитальному ремонту взлетно–посадочной полосы аэропорта. Во многом это зависело от  настойчивого и грамотного руководства предприятия.

Замараев Сергей Васильевич. С 2011 года генеральный директор ОАО «Аэропорт Магадан».Сергей Васильевич Замараев закончил единственный в СССР факультет горючесмазочных материалов Киевского института гражданской авиации в 1980 году. По распределению попал в аэропорт Чайбуха, но так как там не оказалось вакансии, молодого специалиста направили в  аэропорт «Магадан-56 км». Руководство оценило труд Сергея Васильевича. Через три года он стал начальником службы ГСМ аэропорта Магадан и оставался в  этой должности до 2006 года. Затем год работал заместителем директора ФГУП «Аэропорт»Магадан». В конце 2007 года ему предложили  приступить к обязанностям директора аэропорта, и в течение  последних двух лет он «сумел сменить депрессивное состояние производственных активов на стабильные, с честью выйти из сложившегося финансового положения во время мирового экономического кризиса, отказаться от государственного субсидирования, перейти на полную самоокупаемость и взять курс на динамическое развитие»,- отмечала журналист С. Осенева.

Повод назревал давно. За январь – декабрь 2008 года перевезли грузов и почты через аэропорт Магадан 3691 тонну  и 3693 тонны соответственно. За этот же период 2009 года перевезли грузов и почты – 4565 тонн.

Министр транспорта РФ И.Левитин, посетив Магадан в начале 2009 года, заявил, что Колыма обустроит воздушные ворота в ближайшие пять лет, на модернизацию ВПП аэропорт получит около 4 миллиардов рублей.

Филиал «Аэронавигация Северо-Востока» в МагаданеБоинг авиакомпании Якутия совершает посадку в аэропорту СоколМагаданский аэропорт настроен работать с крупными самолетами.  Дело в том, что на территории Магадана находится уникальный узел аэронавигации, обслуживающий воздушное движение при помощи новейшего американского оборудования. «С 2008 года над нами проходит 30 рейсов в сутки, в частности из Северной Америки в Юго-Восточную Азию, но ни одна зарубежная авиакомпания не выбирает аэропорт Магадан  для технической посадки или в качестве запасного аэродрома. Обеспечив им надежную  посадку,  мы  привлечем дополнительные средства, в которых  заинтересовано не  только наше предприятие, но и область в целом»,- утверждает   Г. Гаврыш, первый заместитель директора ФГУП « Аэропорт Магадан»..- Полностью завершить  реконструкцию аэропорта планируется к 2016 году, что позволит в бюджет области дополнительно вносит 33 миллиона рублей» Все же  в ноябре 2008 года в Магаданском аэропорту впервые приземлился самолет Боинг – 757-200, принадлежащий авиакомпании «Якутавиа» и совершивший перелет по маршруту Москва – Магадан. Экипаж самолета доставил на Колыму 129 пассажиров.

Признанием заслуг магаданских авиаторов следует считать распоряжение Правительства РФ № 340р от 20 марта 2008 года о включении в перечень аэродромов федерального значения аэропорта Магадан. Уже в октябре 2009 года Росавиация  допустила аэропорт Магадан к приему самолетов ИЛ-96 400 Т, правда с ограничением интенсивности полетов в аэропорт Магадан в весеннее–летний период (с 16.04. по 10.10) 1 самолетовылета в сутки и с ограничением массы до 245 тонн, без ограничений в зимний период (с 11.10. по 15.04.), а также при наличии на борту инженерно–технического состава.

За годы эксплуатации аэропорта Магадан миллионы северян воспользовались его услугами.В 2010 году отмечали, что пассажирооборот в Магаданской области  уверенно перевалил за 200 тысяч человек. О том, что способствовало позитивному росту рассказывает директор ФГПУ «Аэропорт Магадан» Сергей Замараев.(«Колымский тракт» от 20.10.2010 г.).: «Наметившаяся  в 2009 году тенденция роста интенсивности пассажирских авиаперевозок имеет место быть и в 2010 году» И далее он конкретизировал: « Безусловно этому  способствует политика правительства, направленная на  субсидирование авиабилетов льготным категориям граждан (молодежи до 23 лет и людям старше 60 лет), которая эффективно действует уже второй год. Свой результат дает и стабилизация цен на авиабилеты: они существенно не меняются в течение двух лет… Прекрасно понимаю, что прирост пассажиров и грузооборота не может продолжаться бесконечно, так как мы ограничены невеликой численностью  населения области. Но то, что в этом году практически каждый колымчанин воспользовался услугами  авиационного транспорта, – это уже большой плюс, и если ситуация  сохранится хотя бы на этом же уровне, будет очень хорошо. Во всяком случае, мы будем к этому стремится».

Он так оценил работу коллектива ФГУП «Аэропорт Магадан»: « Сегодня я ответственно могу заявить, что период предбанкротного состояния, в котором предприятие  находилось еще в начале 2008 года, остался позади. Укрепляется его финансовая стабильность. Предприятие стало рентабельным, независимо от помощи извне. От государственных дотаций мы осознанно отказались полтора года назад и зарабатываем средства сами. Мы повысили тарифы на услуги весной, что, замечу, никак не отразилось на цене билетов, так как авиакомпании повысили свои тарифы  соответственно уровню инфляции раньше, в январе – феврале». Беседа С.В. Замараева с корреспондентом газеты «Колымский тракт» С. Осеневой позволяет надеяться на позитивные изменения работы ФГУП «Аэропорт Магадан» в ближайшее время. Будет продолжена работа по реконструкции взлетно–посадочной полосы, приобретения современного авиа и автотранспорта, решения социальных проблем коллектива работников, оказания материальной и моральной поддержки социальным объектам поселка Сокол, где живут авиаторы.

Тщательно  продуманная социально–экономическая политика развития материально–технической базы аэропорта, кадровая политика в условиях перехода к рыночным отношениям, не смотря на определенные издержки, все таки позволили  сохранить самостоятельное предприятие ФГУП «Аэропорт Магадан». Немало тому способствовали ветераны аэропорта, сохранившие славные традиции верного служения своему делу, неравнодушные люди к истории освоения Колымы и заботящиеся о будущем авиатранспорте, как одной их главнейших отраслей хозяйства Магаданской области.

Авиаторы Сокола расширяют международные контакты. В июне 2010 года самолет ОАО «Сахалинавиа» совершил первый рейс по маршруту  Магадан – Харбин. В условиях активного международного туризма, эти инициатива только приветствовалась жителями Магаданской области. 25 ноября 2010 году в аэропорту Магадан впервые приземлился двухпалубный гигант Ил-96-400Т, прибывший из Москвы. Экипаж воздушного судна доставил 30 тонн народнохозяйственных грузов. Чистого полетного времени на этом маршруте они затратили чуть более семи часов. Таких судов в мире всего три. Все они принадлежат авиакомпании «Полет», она в результате сотрудничества с магаданским грузоотправителем «Авиапартнер» будет выполнять регулярные чартерные рейсы из Москвы в Магадан один раз в неделю.  Не исключено, что эти рейсы могут увеличиться до двух раз в неделю.

Информация о работе авиаторов Сокола в новых рыночных условиях вселяет надежду, что  воздушные ворота Колымы, согласно многолетним традициям северян, будут верно служить интересам жителей Магаданской области. Руководитель Северо–Восточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта А.Н. Бутаков заявил в феврале 2011 г. : « Наш аэропорт Магадан  соответствует всем  сертификационным  требованиям по авиационной безопасности.

Ми-8 авикомпании «ПАНХ»Ми-8 авиакомпании «Икар» в аэропорту «Магадан-56»В 2010 г. перевозку авиапассажиров по Магаданской области и из Магадана осуществляли авиакомпании «Икар», Магаданский филиал  НПК ПАНХ, «Якутия», «Трансаэро», «Аэрофлот», «Владивостокавиа», «Сахалинские авиалинии», «ИрАэро», «S7», «Газпромавиа», «Регионавиа», «РусЛайн». За счет дотированных авиаперевозок пассажиропоток  прошлого года в сравнении с предыдущим несколько увеличился.

Свой воздушный флот у нас имеется, хотя и довольно небольшой. Это авиакомпания «Икар», которая эксплуатирует вертолеты МИ-8, и Магаданский филиал авиакомпании ПАНХ, она базируется на аэродроме 13 км и так же эксплуатирует вертолеты МИ-8 и самолеты АН-2. В число подконтрольных   Магаданскому управлению авиапредприятий входит авиакомпания «Чукотавиа», которая эксплуатирует самолеты АН-24, АН-26 и вертолеты МИ-8.

Обслуживание Боинг-767 авиакомпании «Трансаэро». Май 2011 года.Кроме того, в аэропорту Магадан базируются самолеты АН-24 и АН – 26-100 Магаданского филиала авиакомпании «ИрАэро», они выполняют полеты по местным авиалиниям. В 2011 году эта авиакомпания начнет эксплуатацию самолетов АН-28. В нашем управлении ТУ – 154 эксплуатировались с 1981 по 2007 годы. и не было ни одного серьезного авиационного происшествия. А эксплуатировались эти самолеты у нас очень интенсивно. При полетах из Магадана в Москву используются самолеты фирмы «Боинг», это В-767, В-757 авиакомпаний «Трансаэро» и «Якутия». В Хабаровск можно улететь  на самолетах АН-24, АН-140, Ту-134, «SRL-200», А-320, В-737. Спектр применяемой авиатехники достаточно разнообразный.

Если вспомнить, что 26 июля 1991 года решением  Магаданского горисполкома № 1963 было зарегистрировано Федеральное государственное унитарное предприятие «Аэропорт Магадан», ставшее преемником  Магаданского объединенного авиационного отряда, то взглянув на 20 летний путь развития можно увидеть, что коллектив «Аэропорта Магадан», особенно за последние три года, сумел «сменить депрессивное состояние производственных активов на стабильное, с честью выйти из сложного финансового положения, отказаться от государственных субсидий, перейти на полную самоокупаемость и взять курс на поступательное развитие»,- говорит директор ФГУП С. В. Замараев.

Не случайно «Аэропорт Магадан»  в 2009 г. стал победителем конкурса, объявленного Международной академией экономического развития и инноваций «Лучшее предприятие в период мирового финансового кризиса».

В 2010 г. Магаданский аэропорт награжден вторым дипломом академии  как «лучшее предприятие в посткризисный период».

Грузовой Ил-96-400 стал частым гостем магаданской земли. Ноябрь 2010 года.В целом итоги деятельности «аэропорта Магадан» в 2010 году  обнадеживают. Впервые за всю историю  коллектив добился размера доходной части более чем на 500 миллионов рублей. Прибыль по отношению к 2009 г. увеличилась более чем в два раза, что позволило с 1 марта сотрудникам предприятия повысить в очередной раз зарплату на 10%. В прошлом году ФГУП «Аэропорт Магадан» направило около 500 тысяч рублей на благотворительные цели и спонсорскую поддержку, а также вложило  порядка полутора миллионов на оплату санаторно – курортного лечения и пролета на «материк» своих работников в рамках выполнения Коллективного договора. Заработанные средства позволили производить техническое перевооружение производства, в частности приобрести 40-кубовой топливозаправщик, специализированный пожарный автомобиль. Это  поможет подтвердить 9-ю категорию аэропорта по обеспечению уровня требуемой пожарной безопасности и принимать большегрузные самолеты. С ноября 2010 года аэропорт начал принимать тяжелые грузовые самолеты Ил-96-400Т. С помощью таких самолетов можно за один рейс перевозить до 80 тонн народнохозяйственных грузов. Есть успехи и в пассажироперевозках. В 2010 г. он составил более 247 тысяч человек и увеличился по сравнению с 2009 годом почти на 23 процента. Анализ ситуации показал, что это следствие реализации правительственной программы льготных тарифов на авиаперевозки жителей дальневосточных северных территорий в возрасте свыше 60 и до 23 лет. Кроме того, администрация Магаданской области приняла решение субсидировать пассажироперевозки на внутренних региональных линиях.

Также авиаторы Сокола вносят особый вклад в социально–экономическое развитие территории, заботясь об удовлетворении потребительских запросов жителей области. За последние три  года поселок Сокол оживает. Здесь появились современные детские игровые комплексы, хоккейная  коробка, бассейн. На очереди – асфальтирование шести тысяч квадратных метров дорог и благоустройство двух спортивных площадок. Детская спортивная школа №5 Сокола с ее базой  имеет реальные шансы стать  центром проведения  городских  соревнований, особенно по лыжам.

Жители Колымы и Чукотки благодарны авиаторам Сокола за их роль в освоении богатств Северо–Востока страны, участие в развитии производительных сил Магаданской области, постоянную готовность быть полезными своим соотечественникам.

 Из книги «Воздушные ворота Колымы» Д.И. Райзман

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *