Воздушные пограничники Сокола

Ан-26 бортовой RF-26276

Ан-26 бортовой RF-26276. До 2001 года базировался в Магадане, затем Елизово.

Прием новой авиатехники требовал улучшения  аэродромного обслуживания  и эксплуатации, тем более для организации деятельности 21-ой отдельной авиационной эскадрильи Камчатского пограничного округа, базировавшейся с 10 февраля 1976 года на аэродроме «Магадан – 56», как воинская часть 9828.

Эмблема 21-ой отдельной авиационной эскадрильи

Эмблема 21-ой отдельной авиационной эскадрильи.

Все началось с простого вагончика, привезенного к месту будущего расположения на окраине аэродрома. Строители, приехавшие рубить просеку, жили в палатках. Первым их объектом стал штаб – казарма,  который они закончили возводить к февралю 1977 г.  Затем были выстроены жилые дома, центральная котельная, банно–прачечный комплекс, стоянки для авиационной техники, другие служебные объекты и сооружения. Личный состав части принимал непосредственное участие в строительстве, летчиков – пограничников возглавлял тогда первый командир эскадрильи В.М. Пономарев.

У памятного знака создания части

У памятного знака создания части.

В их распоряжении был первый вертолет МИ-8, затем самолеты ИЛ-14, АН-24, позволившие успешно выполнять боевые задачи по охране государственной границы, участии в войсковых операциях, ведению поисковых работ, преследовании и задержании нарушителей государственной границы, преступников и браконьеров.

Один из экипажей МИ-8 Сергей Быков, Саша Ланцов, Игорь Халанский, Рудик Урманов.

Один из экипажей МИ-8 Сергей Быков, Саша Ланцов, Игорь Халанский, Рудик Урманов.

К заслугам авиаэскадрильи относится спасение людей, помощь в ведении народного хозяйства.  Например, в середине 80-х годах потерпел катастрофу тяжелый бомбардировщие ТУ-95. Двое суток велись поиски. Экипаж ТУ-95 был спасен экипажем пограничников под руководством С.П. Быкова.  В 1990 году вертолетчики провели ряд спасательных операций: в июле – августе они эвакуировали людей и животных совхоза «Хасынский», оказавшихся в зоне наводнения и лесных пожаров. В  сентябре спасли экипаж  и пассажиров корабля АН-24, в октябре – унесенных в открытое море рыбаков.  В конце 80-х годов с ферм поселка Стекольный  экипаж майора Чурбанова  во время наводнения  спас более 60 человек,  за что вертолетчиков  наградили орденами «За личное мужество».  Заслуживает самых высоких слов и благодарности экипаж  вертолета  МИ-8, проявившего мужество  при спасении команды в 30 человек  и плашкоута в сентябре 1997 г.  в районе мыса Братьев.

Ми-8. Афганистан

Ми-8. Афганистан.

На протяжении 8 лет десятки экипажей воинской части 9828 приняли участие в Афганской войне. Вертолетчикам приходилось выполнять самые сложные и опасные боевые задачи по выполнению интернационального долга. На их счету сотни вылетов, многие из которых проходили в сложных метеоусловиях и в горах Афганистана, но летчики успешно  обеспечивали наземные специальные операции советских войск.

Наносили бомбовые и ракетные удары по огневым позициям душманов, спасали раненых, доставляли боеприпасы и продовольствие в войска.

Высокое мастерство, смелость и отвагу не раз демонстрировали авиаторы – пограничники, летные экипажи в специальных служебных командировках на территории России и горячих точках Ближнего Зарубежья. За успешное выполнение боевых заданий командования, проявленное при этом мужество и отвагу,  два офицера эскадрильи  были награждены орденами Красного Знамени, трое удостоены орденов Красной Звезды, четверо – орденов « За личное мужество». 119 человек  части получили медали «За отвагу», «За спасение утопающих», «За отличие в охране Государственной границы», 38 военослужащих  наградили  медалью «За боевые заслуги»,  сотни служащих 21-ой отдельной авиаэскадрильи  были отмечены нагрудным знаком «Отличник пограничной службы».

Быков Сергей Петрович

Быков Сергей Петрович.

Один из них – Быков Сергей Петрович. Он закончил Саратовское военное авиационное училище  в 1974 году. Свою службу начал в Чите, где служил  1974 по 1981 год, затем был переведен в 1981 году в авиационную эскадрилью под Душанбе.  Первый боевой вылет совершил 22 июня 1981 года уже в должности командира вертолета МИ-8. В 1982 году назначен командиром звена. В 1984 году в сентябре месяце перевелся в эскадрилью Магадана, там прослужил 10 лет, за это время еще 7 раз летал в командировки также по 2 месяца в Афганистан в Норильский полк. За время службы совершил  2013 боевых вылетов в Афганистане. Награжден двумя орденами «Красного знамени» и орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени, три ордена за Афганистан, а также медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За отличие в охране государственной границы». Потом, в мирное время в Магадане за спасение людей при пожаре, наводнении и за спасение 13 человек при падении АН-2 и одного человека на ТУ-95, и по совокупности был награжден орденом «За личное мужество».

Неоценимый вклад в дело повышения боевой готовности авиационной части вносил инженерно–технический состав эскадрильи. В сложных экономических и суровых климатических условиях авиационные специалисты безупречно готовили и ремонтировали авиационную и специальную технику, обеспечивая постоянную готовность  авиационного парка к вылетам.  В полной мере это относится и к их коллегам из Гражданского воздушного флота, трудившимся по соседству. Напряженными были трудовые будни военнослужащих службы тыла, специалисты которой постоянно заботились о том, чтобы в подразделениях были созданы нормальные условия для несения военной службы, жизни и быта личного состава, чтобы каждый воздушный пограничник был достаточно сыт, обут и по форме одет.

Авиаторы постоянно ощущали внимание со стороны Магаданской областной, городской, поселковой администраций, шефских предприятий, взаимодействующих  силовых структур города и области, ценили и помощь  Русской Православной Церкви, других религиозных конфессий, советы представителей коренных народов Севера.

В ходе такого многолетнего сотрудничества утвердилась атмосфера взаимного доверия и соучастия в делах друг друга, и, прежде всего, в вопросах охраны государственной границы, защиты окружающей среды и обеспечения законности и правопорядка на территории Магаданской области.

Но и в самой эскадрильи пограничников не обошлось без трагедий. С интервалом в пять лет разбились два самолета. Первый – в 1985 году, второй – в 1990 г.

Место трагедии и памятник погибшему экипажу самолета ИЛ-14

Место трагедии и памятник погибшему экипажу самолета ИЛ-14.

26 июля 1985 года в Магаданской авиационной эскадрилье разбился «Ил-14» и семь человек не вернулись из полета. Эта была первая страшная катастрофа в Соколе. «Ил-14» вылетел из аэропорта Сокол с курсом 284 гр., и затем левым разворотом должен был через Арманскую долину выйти на Армань, а далее на Завьялова. Полёт выполнялся в облаках, по расчетам штурмана. Штурман ошибся на одну минуту, и вместо того, чтобы после Армани повернуть налево, они повернули раньше. Самолет врезался в гору Комендант. После этого полёты в облаках через долину запретили. В последствии памятник экипажу пограничного «Ил-14» был установлен на месте катастрофы – в Ольском районе, на горе Комендант.

Фотографии погибшего экипажа «Ил-14» на памятнике на горе Комендант. Фото В. Похилюка.

Фотографии погибшего экипажа «Ил-14» на памятнике на горе Комендант. Фото В. Похилюка.

Вторая катастрофа была в 1990 году. 5 мая 1990 года с аэропорта Магадан-56 вылетел пограничный «Ан-26». Самолёт  шёл из Охотска вдоль побережья через остров Спафарьева. Летчики-пограничники также выполняли задание по охране госграницы. Опять же в облаках. Контроль побережья осуществляли через бортовой локатор. Борт под номером 52 перестал выходить на связь на 32 или на 33-й минуте полета, но никто не хотел верить, что с летчиками произошло непоправимое, потому что на борту было 3 опытых командира. В районе острова острова Спафарьева они совершили роковую ошибку: очертания острова спутали с очертаниями плоской береговой черты. Или посчитали, что уже Спафарьево пролетели, или рассчитывали перед ним отвернуть в сторону – это точно неизвестно. В итоге снизились, и крылом зацепили склон горы… Все, кто находился на борту самолета погибли.. Вот их имена:

  • Подполковник Хухарев Борис Андреевич – старший летчик-инспектор по безопасности полетов авиаотдела Камчатского пограничного округа.
  • Майор Цибряев Владимир Тимофеевич – командир авиаотряда самолетов авиационной эскадрильи, военный летчик первого класса.
  • Капитан Филимонихин Анатолий Иванович – командир экипажа самолета.
  • Капитан Пушкин Александр Алексеевич – штурман корабля АН-26.
  • Старший лейтенат Топоров Александр Анатольевич – старший бортовой авиационный техник корабля АН-26.
  • Прапорщик Ушков Петр Николаевич – бортовой механик самолета АН-26.
  • Прапорщик Бойко Александр Иванович – воздушный стрелок-радист корабля АН-26.

Памятник экипажу пограничного Ан-26 установлен в Ольском районе на острове Спафарьева. На обелиске фотографии и имена погибших. Памятник охраняется государством.

Памятник летчикам воинской части 9828, сейчас находится в г. Елизово Камчатского края

Памятник летчикам воинской части 9828, сейчас находится в г. Елизово Камчатского края.

В память об этих двух экипажах в гарнизоне был установлены мемориальная доска, сообщавшая имена погибших пограничников: Владимира Цибряева, Анатолия Филимохина, Александра Кузнецова, Александра Береснева, Александра Пушкина, Сергея Кузнецова, Александра Лазуткина, Андрея Патрулевича, Александра Бойко, Петра Ушакова, Владимира Александрова, Сергея Клюева, Александра Щеняева, Александра Топорова, Александра Тягно. При расформировании авиаэскадрильи мемориальная доска была перевезена и установлена на территории авиаполка на Камчатке.

Историю 21-й отдельной вертолетной эскадрильи Камчатского пограничного округа выясняла  в 2005 году ученица 10-го класса средней школы № 20 поселка Сокол Елена Чухраева.  Занимаясь в Социально–педагогическом Центре поселка – инновационном учреждении дополнительного образования, она  встретилась с ветеранами эскадрильи, взяла у них интервью.

«Первым человеком, с которым я разговаривала, был мой отец – старший лейтенант, начальник службы горючего Павел Васильевич Чухраев, – докладывала Елена своим сверстникам, а позже и на межвузовской студенческой конференции в Магадане. – Он прослужил в эскадрильи 7,5 лет. Здесь он освоил новую профессию, увидел удивительную природу, узнал много прекрасных людей».

Разин Александр Васильевич. Подполковник, прослужил в вертолетной авиации 16 лет. 1985 год.

Разин Александр Васильевич. Подполковник, прослужил в вертолетной авиации 16 лет. 1985 год.

Так Елена узнала судьбу  вертолетчика Александра Васильевича Разина, подполковника, прослужившего в вертолетной авиации 16 лет. Этот офицер прошел через Афганскую войну, получил несколько ранений  и заслужил в боях два ордена «Красного знамени», два ордена «Красной Звезды», медали «За ратную доблесть», «За отличие в охране Государственной границы» и другие. Военный пенсионер А.В. Разин много времени уделяет общественной работе, занимая  должность председателя Магаданской общественной организации инвалидов войн и военных конфликтов.

Консультантом Елены была и Татьяна Тарасовна Самсонова, заместитель директора Социально–педагогического Центра  по учебно–воспитательной работе. Ранее она в эскадрильи была библиотекарем, затем делопроизводителем в инженерной службе. На вопрос: «Чем стала для Вас  служба в воинской части, Татьяна Тарасовна ответила: «Мне стало более близким понятие взаимовыручки людей, ведь именно среди пограничников бытует выражение о том, что если человек в беде, то ему помогают всем миром!». Т.Т. Самсонова была награждена знаком «Отличник пограничной службы» 1-й степени.

Педагог вспомнила о вертолетчике Александре Пашковском, который во время Афганской войны совершил подвиг, спасая экипаж подбитого вертолета со своими сослуживцами, вывел его из зоны обстрела и довел до базы. Его подвиг был оценен орденом.

9 марта 1987 года экипажи вертолетов войсковой части 2178 офицеров А. Пашковского и Н. Калиты работала в районе, где наши подразделения вели бой с крупной бандой душманов, обстрелявшей накануне ракетами советский пограничный городок Пяндж. Прикрывая высадку десанта с воздуха, ведомый пары командир вертолета Ми-8 капитан А.В. Пашковский увидел, как прошила кабину стоящего на земле вертолета противотанковая граната. Вертолет Н. Калиты вздрогнул.. Все члены экипажа были ранены, приборы и стекла кабины были разбиты, но двигатели работали, винты вращались, пожара и дыма не было.. Тогда, не прекращая огня, вертолет А. Пашковского пошел на посадку. Вскоре он сел рядом с поврежденной машиной. Вместе с бортовым техником, при поддержке десантных подразделений, они перенесли тяжело раненного капитана Н. Калиту на свой борт. Дав команду летчику-штурману самостоятельно следовать на базовый аэродром, капитан А.В. Пашковский поднял поврежденную машину в воздух и, выведя вертолет из опасной зоны, доставил раненых товарищей на аэродром. Боевые друзья и машины были спасены. За этот подвиг по спасению экипажа и машины капитан Александр Пашковский был награжден орденом Ленина.

Елена выяснила, что среди жителей поселка Сокол есть бывшие военнослужащие эскадрильи.

Николай Николаевич Колпаков (и центре) с ветеранами Великой Отечественной войны

Николай Николаевич Колпаков (и центре) с ветеранами Великой Отечественной войны.

Прапорщик Николай Николаевич Колпаков, старший бортовой механик, воздушный стрелок и радист вертолета МИ-8 в 1982-1984 годах неоднократно выполнял задания интернационального характера на территории Республики Афганистан. Он был награжден  медалями «За ратную доблесть», «От благодарного афганского народа», «Участнику Афганской войны», «60 лет Вооруженным силам СССР», «15 лет вывода войск из Афганистана», двумя юбилейными медалями «За выслугу лет», нагрудным знаком «Отличник погранслужбы» 1-й и 2-й степеней. Военный вертолетчик вел воздушную разведку в небе Афганистана, поиск и дозор, патрулирование, десантирование войск. Так же, как и его однополчане, Н.Н. Колпаков активно участвует в ветеранском движении, помогая хранить традиции защитников Отечества и 21-й отдельной эскадрильи Камчатского авиаполка.

Нельзя не вспомнить и тех, кто не вернулся из командировок в Афганистан.

Александр Щеняев с дочкой Анастасией

Александр Щеняев с дочкой Анастасией.

Старший лейтенант Щеняев Александр Петрович. С ноября 1984 года по июнь 1987 года Александр Петрович служил в поселке Сокол Магаданской области — в/ч 9828. С 1987 года старший лейтенант А.П. Щеняев — борттехник МИ-8 спецотряда разведки в/ч 9809 в Душанбе. Бортовой техник, воздушный стрелок ст. лейтенант А.П. Щеняев за три года выполнил 1167 вылетов и спецзаданий. В 1988 году на его счету из 977 полетов 687 – боевых вылетов. 19 января 1989 г. при выполнении полета над территорией РА в районе Ханабада вертолет капитана И.К. Шарипова, где в составе экипажа находился Александр Щеняев, был подбит из зенитно-ракетного комплекса «Стингер», загорелся и начал разваливаться в воздухе. Александр Щеняев погиб при крушении вертолета..  Награжден орденом «Красного Знамени» (посмертно), медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа», знаком «Отличник пограничных войск». Похоронен на городском кладбище поселка Черкасово Выборгского района по месту жительства семьи.

Последние годы существования эскадрильей командовал заслуженный летчик России  подполковник Василий Павлов. За его плечами  Афганистан (на протяжении нескольких лет он вылетал туда в командировки, участвовал во многих боевых операциях, прикрывал вывод советских войск); был он и  в Таджикистане…  После  Магадана  Василий Николаевич возглавил одну из эскадрилий полковой пограничной авиации на Камчатке, оттуда вылетал в чеченские командировки.

Эскадрилья была расформирована.. Большинство магаданского летного и наземного состава  перевели на Камчатку, кто-то отправился служить в Воркуту, в другие города.  Года за три до перевода нашей эскадрильи на Камчатку, в Магадане  побывал  генерал-полковник Константин Тоцкий (тогда он был директором пограничной службы) в интервью Евгении Ильенковой рассказывал о перспективах этой самой эскадрильи! О том, что необходимо организовать на базе этой летной части аэромобильную спасательную службу, например…

Новое здание части

Новое здание части.

А потом очень быстро планы правительства изменились…  В настоящее время место, где была 21 ОАЭ собой представляет удручающее зрелище – практически все здания  полуразрушены или разрушены.. Видимо пройдет немного времени и от части не останется ничего, кроме памяти..

Рота со стороны лтп

Рота со стороны ЛТП.

Магаданским лётчикам – военным и гражданским – свое стихотворение посвятила Голубева Зинаида Фёдоровна – тренер-преподаватель по шахматам ДЮСШ-5 г. Магадана.

Меж крутых магаданских сопок
Затерялся поселок Сокол.
День и ночь стучит неустанно
Сердце гордое Магадана.
И отсюда в полеты дальние
Улетают авиалайнеры,
Здесь зимой дуют ветры сурово,
Вдоль по улице Королева.
И взлетают смелые соколы
В грозовое небо высокое.
Летом здесь одевают березки
В изумрудных росинках серёжки.
А зимой в своих платьях бальных
Хороводы водят хрустальные.
Солнце свой рассвет из морошки,
Соколятам бросает в ладошки,
А брусники закаты алые,
Укрывают сопки усталые.
Меж крутых магаданских сопок…

Источники:

  • http://www.pogranec.ru/
  • http://russianplanes.net/
  • http://www.odnoklassniki.ru/
  • книга «Воздушные ворота Колымы» Д.И. Райзман
  • статья «Пограничная эскадрилия» Е.  Ильенковой

Воздушные пограничники Сокола: 25 комментариев

  1. Довелось дослуживать срочную В в/ч 9828 В 1993-1994г. Новая казарма еще строилась. Остались только теплые воспоминания. Очень жаль что все разрушили

  2. Лейтенантские годы проходили в этой части.Набирался опыта профессионального,военного,человеческого.Дочь и сын родились здесь.Сын продолжает отцовские традиции,служит в этих же войсках.Жаль,что часть расформирована.Есть неточности в вышеописанных событиях.Но в целом,я благодарен судьбе за то,что молодость моя проходила в этом суровом,но благодатном крае.Спасибо всем за совместную службу 1979-1987 годы.

    1. Пытаюсь разыскать Урманова Рудика. (Один из экипажей МИ-8 Сергей Быков, Саша Ланцов, Игорь Халанский, Рудик Урманов. Фото выше ) Прошу оказать содействие )

        1. Екатерина можете мне написать по поводу Рудика? Хотела бы знать где его родные Римма и брат.

  3. Сергей, вы уже не найдете Урманова Рудика. Он ушёл несколько лет тому назад.
    Свет его душе. Остальные члены экипажа, слава Богу, живы.

  4. Я служил срочную 1997-1998г.г. Ком роты был Вольхин. Люблю свою часть и вспоминаю до сих пор ! Больно смотреть на фото развалин …

    1. Да жалкое зрелище осталось от части.Я там служил срочную 1995-97.До сих пор вспоминаю этот суровый,но все же родной край.

  5. Добрый день. У меня отец Олейников Тимофей Дмитриевич и мама Олейникова Ольга Александровна служили в этой части. Я с сестрой Ириной учились в школе п.Сокол. Любили мы природу Магаданскую, очень хорошее отношение к военнослужащим было. Так родители говорили.

  6. 12 лет послужил в эскадрилии в/ч 9828 помню старую казарму потом построили новую штабказарму если бы не расформировали эскадрилию служил бы до упора в ней. Магадан это сила. Слава погран войскам.

    1. Служил строчку. 1994 март по 1995 май. Жалко .. Эскадру. Олег я тебя помню ты был сварным. Мы с тобой и твоей семьёй сидели в. Омске аэропорту двое суток. Позвони. 89519621433.

  7. Служил срочную 1982 -1983г в роте АТО жаль что нет больше нашей части В/Ч 9828 при Курбатова командир части.Ротным был Мартынов Анатолий Васильевич и зам полите Шилов.

  8. Служил срочную 06.1981-11.1982 во взводе связи, командиром взвода был старший прапорщик Хазаров.

  9. Служил с февраля по август 1985 года в в.ч.9828, потом перевели в в.ч.9812. Дембельнулся 22 декабря 1987 года.

  10. Может кто подскажет, а как можно найти Волкова Александра в 1995 году в в/ч 9828 начальник вещевой и прод. Службы. Жили в одной комнате с Дорониным и Васей “рыжим”

  11. Довелось служить вч 9828 с 1995 по 1999 уже контрактником, потом прапорщиком в связи.
    Начальником связи тогда был майор Черныш Юрий Анатольевич.
    Cвязь с ним потеряна. Может кто знает где он и его контакты. В части был последний раз в 2016 году с Серко Владимиром… Жалкое зрелище…

  12. Служил срочную с 1977 в начале декабря 1978уволился ,командиром был п п Понамарев, зам полит майор Горбатенко, нач штаба м-р Меликян ,жили в палатках ,потом в казарме,на территорию части часто приходили медведи ,одного даже держали в клетке после службы по вечерам он нас развлекал бегал за нами, знамя части нам вручал лично командующий генерал лейтенант Константинов , я с Чудиновым сопровождал знаменосца , с нашего призыва многие стали прапорщиками.Очень жаль Клюева хороший был человек , кто со мной служил хорошо помнят прапорщика Данильчука,он потом перевелся в Лобню КПП Шереметьева ,его боялись и уважали все больше чем нас штаба и командира, ребята говорили ,что лейтенант Старостин вроде как разбился на вертолете ,если жив то Слава Богу …обязательно расскажу своим сослуживцам про этот сайт ,могу сбросить фотографии правда многие фото уже утерял…

  13. Очень понравилась статья!
    Я дочь одного из членов экипажа (прапорщика Александрова В. М.), разбившегося 26.07.85г.
    Очень благодарна всем служившим в нашей части за поддержку и помощь в трудные времена. Помню, как нас на вертолёте возили на место гибели нашего папы. Помню какие были отличные праздники, как мы дружно всем домом (Королева15) выходили на субботники. Нас даже на самолёте на Камчатку возили покупаться в тёплых источниках. Самые лучшие друзья все именно в в/ч 9828. Жаль, что расформировали эскадрилью. Посёлок после этого очень сильно изменился, не в лучшую сторону. У меня о нашей части и нашем Соколом только тёплые воспоминания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *