Воспоминания ветерана инструментального цеха

АРЗ. 1934 год.

В 1937 году на базе маленьких мастерских был образован Магаданский авторемонтный завод (АРЗ). Деревянным забором он был отгорожен от автобазы № 1, которая занимала территорию нынешних ЦМК, ЭМУ, ДОЦ, склад готовой продукции, гараж и дом барак по улице Пушкина прилежащих к заводу.

В помещении термического отделения была заводская котельная, в помещении инструментального цеха был отдел гл. механика и ремонтно-механический цех, помещение механической группы ЦГО занимала заводская электроподстанция. Не было ещё здания ЦГО. Была маленькая литейная. Термический цех помещался рядом с кузницей в помещении ныне авто-механосборочного цеха, где мех. отделение, вход с главной площади. Инструментальный цех помещался в здании ДРЦ. Вход с улицы Пушкина был в гараж завода и отгорожен стеной от инструментального цеха, занимавшего площадь, где механическое отделение. Где сборка моторов и испытательный стенд был ДОЦ , возглавляемый Кривченко. В те далекие годы наш АРЗ занимался в основном ремонтом автомашин ЗИС-5 и ЗИС-6 (трехосные)поэтому оборудование было только для обеспечения этого ремонта, т.е. 100-120 автомашин в месяц.

В этот период в цехах завода работали заключенные, в том числе и много мастеров, з/к работали в две смены по 11 часов с двумя выходными днями в месяц. Практически ИТР работали по 14 часов.

Директор завода был Подольский, главный инженер Позняков Георгий Евгеньевич, начальник планового отдела Глеб Вершинин, начальник ОТК Сидоров, начальник тракторного цеха Капралов (у него мастером Еременко). Начальник инструментального цеха Милованов Владимир Константинович в последствие директор завода №2 и ММЗ. Начальник ПРБ Горбачев. Старший мастер цеха Портупеев (сейчас зам начальника Северо-восточного управления геологоразведки).

В то время инструментальном цехе в основном были производились слесарные работы, так как было мало оборудования: токарных станков 5-6, два фрезерных, сверлильные, заточные, шлифовальных два, зуборезные.

Цех изготовлял сверла, метчики, развертки в больших количествах.

Инструментальный цех был единственным на Колыме квалифицированным участком, где можно было изготовить сложную продукцию универсальным путем.

Когда после войны стал остро вопрос по обеспечению Колымы шатунными болтами, а в то время на Колыме работало огромное количество разных марок дизелей, то в первую очередь вставал вопрос о электроснабжении.

Как известно, шатунный болт очень ответственная деталь и их изготовление довольно сложный и ответственный процесс, требующий большого количества электроэнергии. Рядом, в то время, не было ни одной крупной электростанции (Магаданская в это время давала 5000 кВт), тем не менее, инструментальный цех в течение короткого времени освоил производство и начал выпускать шатунные болты. В этом есть большая заслуга работников цеха – Либенсона, Горбачева, Сокорева.

Примерно в 1946 году начальник инструментального цеха Милованов В.К. был назначен директором завода №2. Начальником инструментального цеха был назначен Тюленев, а технологом-нормировщиком был тогда Либенсон, помощник Хохлов, потом Быков.

Либенсон Д.А.

Либенсон Д.А. Заместитель главного инженера АРЗ.

После ухода главного инженера Познякова  с завода, главным инженером был назначен Тюленев, а начальником Либенсон. В 1953-1954 годах Либенсон назначается зам. гл. инженера, а Горбачев начальником.

Инструментальный цех в силу необходимости осваивал и выдавал для хозяйства Дальстроя необходимое количество топливной аппаратуры, помещалось оно в помещении, где сейчас измерительная лаборатория. И только в 1954 году все перешло в Промкомбинат, где был организован участок топливной аппаратуры. В последствии участок вырос в завод.

Продукция АРЗ. Фото из архивов ГАМО.

Продукция АРЗ. Фото из архивов ГАМО.

Инструментальный цех в 1946 году переехал в нынешнее помещение, а спустя несколько лет было пристроено помещение между термическим отделением и инструментальным цехом, где сейчас установлено ТВЧ. С 1946 года он остался примерно как сейчас. Но  высококвалифицированных кадров стало меньше, и текучесть увеличилась.

Инструментальный цех может гордиться своими кадрами в прошлом, которые много сделали во славу коллектива и всего завода.

Классен Филипп Петрович. Заточник инструментального цеха.

Классен Филипп Петрович. Заточник инструментального цеха.

Знаменитый заточник по истине художник Классен, он сам обучил достойного преемника – Фрезе. Славный наш токарь затуловщик, шлифовщик, резьбошлифовальщик, доводчик… Все что он делал – делал высококачественно.

Расточник Ташнер И.И. был высококвалифицированным токарем, сперва работал в мех. №2, потом перешел в инструментальный цех, где и стал расточником высокого класса. Он был австриец и в последствии уехал к себе на родину к родным.

Надо особо отметить токаря тонких работ Стефанович Франца.

Наши славные мастера, которых я особо хотел бы отметить это Сокоровский, Слюсарь С.П., Гавриленко Николай. Для этих мастеров не было ничего невозможного. Все, что нужно было приспособить  и сделать – будет сделано. Они были душой техники и остались примером для своих сменщиков.

Токарь и потом расточник 6 разряда нынешний главный механик завода Вдовец М.В., который внес много рацпредложений, коренным образом изменивших обработку клапанов и др.

Из рабочего коллектива цеха – слесарь, мастер, начальник цеха ЭМЦ Шимин вырос до председателя завкома.

Нельзя не отметить Красавина прибывшего по комсомольской путевке в 1956 году, сначала на трассу потом в наш цех слесарем. За время работы сперва закончил обучение в школе, потом в техникуме и стал хорошим заведующим ПРБ.

Гук Н.П. Слесарь инструментального цеха.

Гук Николай Павлович. Слесарь инструментального цеха.

Заслуженной славой пользуются в нашем коллективе наши передовые высококвалифицированные труженики такие как слесаря Гук Н. и Демин. Термист Авдеенко Г., токарь Потемин, фрезеровщик Маляваный, шлифовщик Денисенко, Золотько, строгальщик Понаморев, Козак, слесарь штамповщик Мойсеев, в последствии зав ПРБ.

Денисенко Иван Фёдорович. Шлифовщик инструментального цеха.

Денисенко Иван Фёдорович. Шлифовщик инструментального цеха.

Не сохранилось фото Головина, это был слесаря особо высокого класса, которого надо отметить с особым уважением, он особенно много дал заводу за долгую его работу в цехе.

Добрым именем надо отметить Клименкова, который своим упорным трудом оставил заветный след в цехе.

Отметить надо ночного слесаря Штеффена.

Цех растет и развивается, и история подсказывает, что он должен стать большим инструментальным цехом. Работающие в настоящее время в цеху Бадеев, Катков, Мартемьянов, Фрезе Д.С. и некоторые другие являются золотым фондом цеха, которых необходимо особо беречь, используя их опыт, знания и трудолюбие. Воспитывать новое поколение инструментальщиков, достойных своих предшественников.

По просьбе ряда товарищей, я попытался восстановить в памяти некоторые пути развития инструментального цеха и людей, работавших и создававших этот цех. Конечно, это незначительная часть событий, сохранившихся в памяти. 

(Эти воспоминания были найдены в инструментальном цехе, во время перевода его в РМЦ 2006 году. Как самостоятельное подразделение цеха больше не существует… Воспоминания без подписи).

Из материалов хранителя музея МРМЗ Бориса Семченко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *