Развилочный (Сплавной пункт Хета, 241 километр)

Примерное расположение посёлка Развилочный (241 километр).

Примерное расположение посёлка Развилочный (241 километр).

Стоит сказать сразу, что за время своей жизни посёлок в приказах, документах и воспоминаниях упоминается с разными именами. Если быть более точным, то это сплавной пункт Хета, 241 километр и Развилочный. Так что если вы далее по тексту увидите разные названия, то не сомневайтесь — речь идёт об одном и том же посёлке.

За свою недолгую жизнь посёлок поменял несколько раз хозяев — выступал в роли небольшого речного порта, дистанции строителей трассы и дорожников, а потом и центром прииска.

Основание посёлка

Свою историю посёлок Развилочный ведёт с 1932 году, с момента организации сплава по системе верхнего течения реки Колымы. Небольшой посёлок расположился рядом со слиянием рек Правая и Левая Хета.

Грузы из Нагаево доставлялись тракторами и гужевым транспортом на перевалбазу в Эликчане, а потом перевозились для сплава на сплавной пункт Хета, который находился на реке Хета в 60 км от основного перевалочного пункта Эликчан.

Сплав по Хете и далее осуществлялся на карбазах (плоскодонных судах). Начинался он 10 июля и заканчивался 4 сентября, общая длина пути составляла около 520 км. До Усть-Утиной караваны добирались примерно за 10 дней, а до Среднекана — 10–15. Всего в 1932 году на прииски было перевезено значительное количество грузов и более 1200 человек. На сплаве в это время работало 505 человек.

К сожалению информации, когда именно были прекращены сплавы и сплавной пункт Хета прекратил свою деятельность, найдено не было. Но известно, что в 1933 году на сплавном пункте Хета ещё базировалась лагерная командировка, входившая в состав Мортрана и обеспечивающая сплав рабочий силой.

Тем временем в посёлке обосновалась дорожная командировка строителей Колымской трассы. 

Когда строительство трассы продвинулось в сторону Мякита, дорожные рабочие покинули эти места, посёлок был передан из подчинения УДС (Управление дорожного строительства) в ведение УАТа, здесь была образована дорожная командировка.

Для обеспечения зимних перевозок зимой 1933–1934 годов на Развилочном планировалось строительство ОЛП УАТа, в том числе установка утеплённых палаток на 40 человек.

Центр прииска

В 1939 году были найдены богатые рудные и россыпные месторождения касситерита и в районе 245-го километра основной трассы, по реке Хета. 

Это послужило основанием для организации Хетинского разведочного района, основной задачей которого была разведка металлоносных площадей рек Правая Хета и Эташ.

Одновременно началось строительство бараков, палаток и оборудование ОЛП для партии заключённых Севвостлага, основной рабочей силы, на Развилочном.

Так, в посёлке помимо дорожников обосновались геологоразведчики, а позже и горняки прииска «Хета» и центр прииска.

В Приказе по ГУСДС № 228 от 4 марта 1940 года говорилось:

«…12. Начальнику УАТ (управление автомобильного транспорта) т. Пасынчуку передать прииску «Хета» командировку 241 км в количестве 4 бараков».

Так, весной 1940 года посёлок Развилочный перешёл из ведения дорожников в подчинение прииску «Хета».

Однако в связи с укрупнением и расширением прииска «Хета», места для строительства новых зданий, сооружений и нового ОЛП на Развилочном не было и было принято решение о переносе центра прииска и посёлка на новое место.

В конце июня — начале июля 1940 года горняки покинули посёлок Развилочный, была вывезена большая часть зданий и сооружений на новое место базирование центра прииска — долину ручья Эташ, будущий посёлок Хета. После этого в течение нескольких лет упоминаний о Развилочном не встречалось.

Вторая жизнь Развилочного

Вторую жизнь посёлку дал запуск обогатительной фабрики № 5 и Хетинской электростанции.

В мае 1942 году большая часть обогатителей и электриков, проживали в посёлке Чёрное озеро, где, по сообщениям в газете «Советская Колыма», не имея даже минимальных удобств. Из публикации в газете «Советская Колыма» от 12 июля 1942 года: «…Недалеко от Атки расположен старый посёлок Чёрное Озеро. В нём живут рабочие, служащие инженерно-технические работники фабрики № 5 и дорожно-эксплуатационного участка № 3. 

…В посёлке имеется прекрасная баня. Она принадлежит дорожникам, а работники фабрики № 5 не могут пользоваться ею, так как заведующий материально-хозяйственной частью фабрики Вербицкий не обеспечивает баню дровами и водой. Только поэтому некоторые работники фабрики вынуждены ездить в баню за 25 километров — в пос. Атку».

Строительство посёлка

Для решения проблем, связанных с доставкой работников на работу и обратно, а также для обеспечения нормальных условий проживание было начато строительство нового посёлка для обогатителей и электриков. Но, как отмечал партийный актив комбината, в июне 1942 года строительство шло черепашьими темпами.

К зиме 1942 года в Развилочном были построены общежития, столовая торгово-заготовительного отдела Хеты, баня и магазин.

Жилищный вопрос

Подготовка обогатительной фабрики и жилой инфраструктуры к зиме 1942 года прежним руководством была провалена с блеском. Стоит учесть и тот факт, что на фабрике за короткое время сменилось четыре начальника хозяйственной части, которые скорее не работали, а только принимали и сдавали дела. 

Как итог — к зиме не были подготовлены ни общежития, ни баня, ни столовая, ни магазин. Общежития № 1, № 2 и № 3 остались неутепленными.

Всё это вскрылось в результате проверки, которую проводила комиссия Южного управления на предмет выполнения приказа по Главному управлению Дальстроя о ликвидации недостатков бытовых условий рабочих. После проверки комиссия наметила жёсткие сроки для их устранения.

Было предложено ликвидировать общежития таёжного типа и построить большое стандартного типа общежитие на 50 человек. К бане пристроить прачечную и выделить отдельное помещение для раздевалки. Решено также построить клуб и магазин, организовать амбулаторию и т.д.

Новое руководство фабрики на другой же день после отъезда комиссии приступило к выполнению намеченных мероприятий. Были утеплены двери в общежитиях №№ 1, 2 и 3, началась засыпка завалинок снегом, утепление полов и потолков опилками.

В подсобных цехах фабрики изготовили кухонную посуду и часть мебели. Приобрели мебель для общежитий. В ближайшее время планировали оборудовать умывальные комнаты и сушилки. Составили сметы на строительство нового общежития, клуба, магазина и так далее. Одним словом — дело сдвинулось с мёртвой точки.

Последнее упоминание в периодических изданиях о посёлке Развилочный датируется началом 1944 года, когда в посёлке была закрыта столовая торгово-заготовительного отдела Хеты.

Можно предположить, что посёлок был закрыт после остановки обогатительной фабрики № 5 в начале 1944 года.

Однако работы на прииске продолжались, Хетинская электростанция работала до середины 50-х годов, снабжая электроэнергией рудник «Днепровский» и Первомайский угольный район, поэтому предположение, что посёлок Развилочный продолжил своё существование, не стоит сбрасывать со счётов.

Посёлок дорожников

После закрытия прииска и электростанции в Хетинской долине, в посёлке могли обосноваться дорожники. В середине 50-х в периодической печати можно встретить упоминание о дорожной командировке 239 километра. 

Сразу отвечу на вопрос, как посёлок мог «переехать» с 241 километра в 30-х годов на 239 километр в конце 50-х. Спрямление участков Колымской трассы приводило к изменению протяжённости трассы и ничего удивительного в том, что посёлок «переехать» на несколько километров за пару десятков лет нет.

Упоминания об этой дорожной командировке встречаются в решении исполнительного комитета Ягоднинского районного совета депутатов трудящихся от 25 декабря 1954 года, где в составе избирательного округа № 1 упоминается дорожная командировка 239 км. 

Также командировка упоминается в решении от 4 января 1957 года об образовании избирательных округов в Ягоднинский районный Совет депутатов трудящихся.

Далее упоминаний о дорожной командировке 239 км не встречалось.

Повторюсь дата закрытия посёлка Развилочный пока неизвестна, есть только предположения.

Один комментарий к “Развилочный (Сплавной пункт Хета, 241 километр)”

  1. В двух километрах ближе к Магадану на левом берегу Левой Хеты у моста, располагался поселок дорожников Черное озеро. Это я помню в конце 60-х. Там до сих пор стоят остатки двухэтажного дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *