Примерное расположение посёлка Развилочный (241 километр).
Стоит сказать сразу, что за время своей жизни посёлок в приказах, документах и воспоминаниях упоминается с разными именами. Если быть более точным, то это сплавной пункт Хета, 241 километр и Развилочный. Так что если вы далее по тексту увидите разные названия, то не сомневайтесь — речь идёт об одном и том же посёлке.
За свою недолгую жизнь посёлок поменял несколько раз хозяев — выступал в роли небольшого речного порта, дистанции строителей трассы и дорожников, а потом и центром прииска.
Свою историю посёлок начинает в 1932 году, с момента организации сплава по системе верхнего течения реки Колымы. Небольшой посёлок расположился рядом со слиянием рек Правая и Левая Хета.
Грузы из Нагаево доставлялись тракторами и гужевым транспортом на перевалбазу в Эликчане, а потом перевозились для сплава на сплавной пункт Хета, который находился на реке Хета в 60 км от основного перевалочного пункта Эликчан.
Сплав по Хете и далее осуществлялся на карбазах (плоскодонных судах). Сплав начинался 10 июля и заканчивался 4-го сентября, общая длина пути составляла около 520 км. До Усть-Утиной караваны добирались примерно за 10 дней, а до Среднекана — 10–15. Всего в 1932 году на прииски было перевезено значительное количество грузов и более 1200 человек. На сплаве в это время работало 505 человек.
К сожалению информации, когда именно были прекращены сплавы и сплавной пункт Хета прекратил свою деятельность, найдено не было. Но известно, что в 1933 году на сплавном пункте Хета ещё базировалась лагерная командировка, входившая в состав Мортрана и обеспечивающая сплав рабочий силой.
Тем временем в посёлке обосновалась дорожная командировка строителей Колымской трассы.
Когда строительство трассы продвинулось в сторону Мякита, дорожные рабочие покинули эти места, посёлок был передан из подчинения УДС (Управление дорожного строительства) в ведение УАТа, здесь была образована дорожная командировка.
Для обеспечения зимних перевозок зимой 1933–1934 годов на Развилочном планировалось строительство ОЛП УАТа, в том числе установка утеплённых палаток на 40 человек.
В 1939 году были найдены богатые рудные и россыпные месторождения касситерита и в районе 245-го километра основной трассы, по реке Хета.
Это послужило основанием для организации Хетинского разведочного района, основной задачей которого была разведка металлоносных площадей рек Правая Хета и Эташ.
Одновременно началось строительство бараков, палаток и оборудование ОЛП для партии заключённых Севвостлага, основной рабочей силы, на Развилочном.
Так, в посёлке помимо дорожников обосновались сперва геологоразведчики, а позже и горняки прииска «Хета» и центр прииска.
В Приказе по ГУСДС № 228 от 4 марта 1940 года говорилось:
«…12. Начальнику УАТ (управление автомобильного транспорта) т. Пасынчуку передать прииску «Хета» командировку 241 км в количестве 4 бараков».
Так, весной 1940 года посёлок Развилочный перешёл из ведения дорожников в подчинение прииску «Хета».
Однако в связи с укрупнением и расширением прииска «Хета», места для строительства новых зданий, сооружений и нового ОЛП на Развилочном не было и было принято решение о переносе центра прииска и посёлка на новое место.
Так в конце июня — начале июля 1940 года горняки покинули посёлок Развилочный.
Хотя более упоминаний после 1940 года о посёлке не встречается, есть Хотя более упоминаний после 1940 года о посёлке не встречается, есть предположение, что люди его не покинули. В частности, здесь могли жить те, кто работал на обогатительной фабрике и других объектах в этих местах — лесопилке, гараже и электростанции. Можно предположить, что посёлок ещё существовал до середины 50 годов ХХ-го века, правда, без официального статуса.
В двух километрах ближе к Магадану на левом берегу Левой Хеты у моста, располагался поселок дорожников Черное озеро. Это я помню в конце 60-х. Там до сих пор стоят остатки двухэтажного дома.