30 декабря 1966 года вошло в историю Магаданской области. В этот день 40 лет назад Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Хасынский район. В его состав вошли выделенные территории города Магадана, Ягоднинского и Тенькинского районов, населенные пункты Палаткинского, Стекольненского, Соколовского, Аткинского, Мякитского и Тальского поселковых Советов. Поселок Палатка стал административным центром нового образования. И уже 5 января 1967 года исполнительный комитет Магаданского областного Совета депутатов трудящихся, в свою очередь, принял решение № 18 об образовании Хасынского района.
Сорокалетие для самого маленького (19,2 тысяч квадратных километров) района Магаданской области, образно говоря, период детства. Но если иметь в виду его значение в социально-экономическом развитии Северо-Восточного региона, то можно с полной уверенностью сказать, что его становление уже свершилось. Если район своим появлением в немалой степени был обязан Колымской трассе, пересекающей его с юга на север, и, соответственно, дорожным дистанциям, поселкам, предприятиям, ее обслуживающим, то с его развитием многое изменилось. Хасынский район за сорок лет стал крупным промышленным и сельскохозяйственным центром. Здесь работают один из крупнейших в России завод по аффинированию золота, завод по производству взрывчатых веществ. Здесь строят, учат детей, развивают культуру, оздоровляют жителей области в уникальной природной жемчужине Колымы – Тальском санатории с горячими водоисточниками и целебными грязями.
Климат хасынской земли суров, но его смягчает близкое соседство с Охотским морем. Зимние температуры на юге района редко падают ниже минус 30 градусов. Зато летом теплу и солнцу позавидут даже «материковский» житель. Поэтому хасынцы любовно называют свой район «колымской Швейцарией».
Говоря о современности, нельзя забывать и об истории. А прошлое района уходит в глубокую древность. Ведь человек очень давно выбрал здешние места для проживания. Приоткрыл же таинственную завесу эпох Николай Диков, член-корреспондент РАН. Он провел ряд планомерных раскопок и сделал выводы о доисторическом прошлом территории. Находки в районе оказались интересными. В 1974 году экспедиция Н.Н. Дикова обнаружила на левом берегу реки Малтан древнюю (примерно 8 тыс. лет) стоянку людей. Малтан славится хариусом — видно, его любили и наши предки. Да и богатые рыбой Элекчанские озера сравнительно недалеко. Поэтому на Малтане постоянное присутствие людей прослеживается на протяжении почти 4 тысячелетий. Остатки стационарных жилищ здесь не сохранились. Но концентрация каменных орудий свидетельствует, что они были. Наконечники стрел были треугольными, своеобразную форму имели ножи из окременелого туфа. В 1 978 году Н.Н. Диков обнаружил поблизости еще две стоянки, аналогичные первой. Это дало ему повод утверждать, что в бассейне Малтана существовала оригинальная древняя культура, нигде более не встречавшаяся на Северо-Востоке…
Но вернемся из экскурса в древность в наше время. Здесь история Хасынского района тесно переплелась с историей геологического изучения Колымы, начатого экспедициями Ю.А. Билибина и В.А. Цареградского. Ведь Колымская трасса, по меткому выражению Ю.А. Билибина, должна была стать «ключом к минеральным кладовым Колымы». На заре освоения большого золота первый руководитель Дальстроя Э.П. Берзин начал именно с ее строительства. В основном, работы вели вручную, лишь кое-где использовали тракторы, грейдеры да рвали аммоналом скалистые сопки. 400 км проложили за 1,5-2 года ценой нечеловеческих усилий и невосполнимых людских потерь.
Уже в 1930-е годы через территорию Хасынского района проходило снабжение горно-добывающей промышленности Дальстроя. Летом 1932 года началось строительство 1000-километровой Колымской трассы от Магадана в глубь материка. Начальник первого изыскательского отряда, работавшего по направлению Нагаево — Палатка, Василий Кузнецов, писал в своих дневниках: «Не хочу плакаться, нам действительно было тяжело, нас мучала цинга и лихорадка, но у нас были бодрость духа и горячее желание выполнить поставленную перед нами задачу…».
И они ее выполнили. Вот один из эпизодов: в марте 1932 года первая тракторная колонна с грузами вышла из Нагаево до Элекчана и сплавного пункта Хета. Тракторы преодолели тяжелейшие преграды, в том числе казавшийся неприступным Карамкенский перевал и Яблоневый хребет. Груз был доставлен в Элекчан, а затем и на сплав к реке Хета. Начальник колонны И, Борисенко и механик А. Геренштейн направили директору Дальстроя Э.П. Берзину телеграмму-рапорт: «Задание сломить тайгу выполнено, механический транспорт победил. Тракторами пройдено 260 км». Отряд проложил зимник, по которому до лета перевезли 3 тыс. тонн грузов. Палатка и Атка стали центрами автобаз, которые в кратчайшие сроки приобрели известность на всю Колыму. Хасынский же район стал первым районом на Колымской трассе.
Хасынский район объединял поселки Сплавная, Стекольный, Атка, Талая, Мякит, Стрелка, Арарат. В них проживало около 25 тыс. человек. Сейчас поселков шесть: Стекольный, Хасын, Палатка, Карамкен, Атка и Талая.